Занятие кружка по географии (ФГОС), тема: Солнечная Система


Учитель географии Зуева Любовь Андреевна
МКОУ Аносовская СОШ 2015г
Кружок «География вокруг нас» (по ФГОС для 5 класса)
Тема занятия: «Солнце, Земля и другие планеты Солнечной Системы»
Направление: «Познавательно – речевое развитие»
Образовательные области: (познание, физическая культура, здоровье, социализация, труд)
Ход занятия:
1ч.     Дети сидят за столами.
Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте ее отгадать.
Загадка:
По темному небу
Рассыпан горошек,
Цветной карамели
Из сахарной крошки.
И только тогда,
Когда утро настанет
Вся карамель
Пропадет и растает.
Учащиеся: Звезды.
Молодцы. Правильно.
Педагог демонстрирует карту звездного неба.
Дети, как Вы думаете, что это? (показывает карту)
Учащиеся:  Карта ночного звездного неба.
Посмотрите, сколько здесь звезд, попробуйте их сосчитать и вы сразу запутаетесь. А где находятся звезды?
Учащиеся: Во Вселенной, в космосе, в Галактике, в космическом пространстве.
А кто знает, что такое Галактика?
Учащиеся:  Это огромное скопление звезд. Наша Галактика называется Млечный путь.
Кто может сказать, что такое звезды?
Учащиеся:  Звезды – это большие шары, состоящие из газа и пыли.
Правильно. Вселенная бесконечна, одни звезды – крупные, они ближе к нам, другие – мелкие, еле заметные, очень далеко находятся от нас, поэтому и кажутся очень маленькими. Никто на Земле пока не знает, есть ли жизнь на Звездах. Но все – равно на звездное небо интересно смотреть, наблюдать за падающими звездами.
На самом деле, Звезда – это огромный газовый шар. Она рождается из газа и пыли, а угасает, когда заканчивается топливо. Названия каких звезд и созвездий вы
знаете?
Учащиеся:  Созвездие Большой Медведицы, Малой Медведицы, Полярная звезда, Андромеда.
Молодцы. Мы с вами поговорили о звездах, а теперь. Поговорим о Солнце.
             (прикрепляет солнце на магнитную доску)
 
Как вы думаете, что такое Солнце?
Учащиеся: - Солнце – это большая звезда.
- Солнце – это огромный раскаленный шар, к нему приблизится невозможно, оно все плавит и сжигает.
- Солнце – намного ближе к нашей планете, чем другие звезды, поэтому оно   выглядит большим и круглым.
- На Солнце тяжело смотреть, оно очень яркое, сверкающее, от него идет много тепла и света.
Молодцы. Вы много знаете о Солнце. А теперь посмотрите на эту карту (показывает карту Солнечной системы).
Это Солнце и его планеты. Каждая планета движется вокруг солнца по своей орбите.
Скажите мне, сколько всего планет вращается вокруг звезды Солнце?
Учащиеся:  Девять.
Названия каких планет вы знаете?
Учащиеся: Меркурий, Земля, Сатурн.
Какая планета самая ближайшая к солнцу?
Учащиеся:  Меркурий.
Какая по счету находится планета Земля?
Учащиеся:  Третья от Солнца.
Какая планета считается самой красивой?
Учащиеся:  Сатурн.
Молодцы.
 
А теперь давайте попробуем создать свою Солнечную Систему (на магнитную доску прикрепляет Солнце).
Какая самая ближайшая планета от Солнца?
Учащиеся:  отвечают:
1 реб.: Меркурий – самая ближайшая к Солнцу планета. На этой планете очень, очень жарко.(прикрепляет планету на доску)
Какая следующая планета?
2 реб.: Венера – на этой планете плотная оболочка, которая удерживает тепло. Для людей – очень жаркая планета.
(прикрепляет планету на доску)
Хорошо. Какая следующая планета?
3 реб.: Земля – это наш дом. Единственная планета, на которой существует жизнь.
(прикрепляет планету на доску)
Отлично. Какая планета будет следующей?
4 реб.: Марс – эта планета красного цвета. Марс – холодный, сухой и скалистый.
(прикрепляет планету на свою орбиту)
Что вы скажете о следующей планете?
5 реб.: Юпитер – самая большая планета в солнечной системе. Состоит из жидкости, газа и металла.
(прикрепляет планету на доску)
Кто назовет следующую планету?
6 реб.: Сатурн – легко узнать по светящимся кольцам. Самая красивая и необыкновенная планета.
(прикрепляет свою планету на доску)
Какая планета будет следующей?
7 реб.: Уран – это ледяной гигант, который состоит из газа. Очень тяжелая планета, тяжелее Земли, у нее нет твердой оболочки.
(прикрепляет на доску)
Хорошо. А что насчет следующей планеты?
8 реб.: Нептун – эта планета похожа на штормовое море, но только на газовое с неспокойной атмосферой.
(прикрепляет планету на доску)
Ну, и, последняя планета?
9 реб.: Плутон – планета, которую открыли совсем недавно. Это маленький замерзший шарик, который называется карликовой планетой – расположена дальше всех от солнца.
(прикрепляет на доску)
Молодцы. Вот мы и создали свой макет Солнечной Системы и его планет. Как красиво у нас получилось.
 
  Физкультминутка.
А теперь давайте немножко отдохнем и сделаем зарядку.
Ребята, встаньте рядом со своими партами. Начали.
Учащиеся: выполняют зарядку:
           По порядку                         – правая рука вверх,
           Все планеты                       – левая рука вверх,
           Назовет любой                  – правая рука виз,
           Из нас                                     – левая рука вниз,
           Раз– Меркурий                 – правая рука на пояс,
           Два – Венера                       – левая рука на пояс,
           Три – Земля                         – правая рука на плечо,
           Четыре – Марс                   – левая рука на плечо,
           Пять – Юпитер                 – правая рука вверх,
           Шесть – Сатурн                 – левая рука вверх,
           Семь – Уран                       – правая рука на плечо,
           За ним – Нептун                 – левая рука на плечо,
           Он восьмым                       – правая рука на пояс,
           Идет по счету                     – левая рука на пояс,
           А за ним                               – правая рука вниз,
           Уже потом                           – левая рука вниз,
           И девятая планета             – маршируют на месте,
           Под названием – Плутон – маршируют на месте.
Молодцы. Занимаем свои места.
Учащиеся: Садятся за столы.
 
Сегодня мы много говорили о Солнце, и попробуем сделать Солнечные часы, чтобы наблюдать за изменениями движения Солнца. Для этого нам понадобятся картон, карандаш и ножницы.
 Показывает ход работы:
       Действие воспитателя                  Действие детей
Вырежем ровный круг из картона. Вырезают
Наметим карандашом центр и проткнем его. Намечают,
Протыкают
Вставим в середину карандаш. Вставляют карандаш
 
Часы готовы. С помощью них мы будем наблюдать за изменением положения   солнца, в этом нам поможет тень, которую отбрасывают все предметы, освященные солнцем.
 
Эксперимент:
Учитель лампой (солнцем) светит на карандаш, от него отражается тень. Отмечаем карандашом на круге. Солнце движется – тень появляется в другом месте. Вот так вы сможете наблюдать за движением солнца.
Учащиеся:  Выставляют на стол часы и выполняют работу.
А сейчас Валя прочитает нам стихотворение «Земля».
Мелентьева Валя:
Давайте будем любить планету
Другой такой ведь на свете нету.
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду ее никому не дадим.
Учитель подводит итоги:
 Молодцы. Сегодня мне понравилось как вы занимались, правильно отвечали на вопросы. Много знаете о Солнце и его планетах.
Я хочу наградить вас медалями, чтобы вы помнили о нашем интересном и познавательном занятии.
(раздает медали)
Дети, а что больше всего вам понравилось на нашем занятии?
Ответы детей.
Приложение

Созвездия

Звезды

Млечный путь

Галактика


3320415-424815-641985-424815
Венера Марс

Меркурий

Нептун

Плутон

Уран

Юпитер