Программа внеурочной деятельности по шахматам Путешествие в мир шахмат

Путешествие в мир шахмат”



Автор программы: Николаев Андрей Николаевич
Учитель ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Тимашево







С.Тимашево
2015г.


СОДЕРЖАНИЕ

13 TOC \o "1-2" 14Пояснительная записка 3
Содержание программы 13 GOTOBUTTON _Toc406821499 13 PAGEREF _Toc406821499 1481515
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности "Путешествие в мир шахмат”..15
Материально- техническое и ресурсное обеспечение 18
Список используемой литературы 19
15






















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Чемпион мира Тигран Петросян утверждал, что «по форме шахматы- это игра, по содержанию- искусство, а по трудности овладения игрой шахматы, несомненно, являются наукой». Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят  спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.    Шахматы, сочетающие в себе также  элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
         Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития,  формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме.
          Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению  логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
         Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу».
Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость - это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.
Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.
Шахматы играют большую роль в общении детей, более того, шахматы снимают возрастной барьер, поскольку их правила одни для всех независимо от возраста. В современный достаточно жесткий мир шахматы вносят элементы справедливости, так как обе стороны обладают равными силами и строгой очередностью ходов.
Шахматы -  это вдохновение и разочарование, своеобразный выход из одиночества, активный досуг, утоление жажды общения и самовыражения. Шахматы несут в себе огромный заряд сопереживания и сопричастности происходящему, учат сопоставлять и корректировать принимаемые решения, пробуждают целую палитру эмоций и качеств характера, способствующих духовному обогащению и всестороннему гармоничному развитию личности, а эта задача всегда является ведущей в процессе образования и воспитания.
         Кроме того шахматы наглядно демонстрируют невыгодность пассивного образа действий. В современных условиях инициативный, смелый человек имеет больше шансов достичь успеха как в профессиональной, так и в личной сферах жизни.
Цель программы – организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы. Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Достигаются указанные цели через решение следующих задач:
Обучающие:
познакомить с историей шахмат,
сформировать интерес к занятиям шахматами,
расширить кругозор учащихся,
дать учащимся теоретические знания по  шахматной  игре и помочь приобрести навыки участия в соревнованиях.
Воспитывающие:
привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом,
научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно
воспитать волю, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, уверенность в своих силах, умение оптимально распоряжаться временем
привить культуру поведения в детском коллективе и во время проведения шахматных соревнований
научить уважать соперника
Развивающие:
развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности
развить в детях стремление к нравственному и интеллектуальному самосовершенствованию
ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире.
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
·      Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
·     Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное        созерцание со стороны;
·     Принцип  доступности, последовательности и системности  изложения программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
·    принцип психологической комфортности - создание  образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
·     принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
·    принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
·    принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
·    принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и  личностного развития. Это позволяет рассчитывать на  проявление у детей устойчивого  интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели,  учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Основные методы обучения:
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм  мышления:  анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
В программе предусмотрены материалы для самостоятельного изучения обучающимися (домашние задания для каждого года обучения, специально подобранная  шахматная литература, картотека дебютов и др.).
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения:
1.       Практическая игра.
2.        Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3.       Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4.       Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
5.    Участие в турнирах и соревнованиях.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 3 года обучения на занятиях по внеурочной деятельности для учащихся с 2 по 4 классы общеобразовательной школы.





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
В основе программы лежит курс теоретических и практических занятий по освоению обучающимися начальных шахматных знаний.
Занятия по программе “Путешествие в мир шахмат” первый год обучения рассчитаны на 2 часа в неделю, всего 68 часов, из них- 30 часов на теорию, 32 часа на практику, 6 часов на турниры, товарищеские матчи и сеансы одновременной игры.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Всего часов



Теория
Практика


1
История шахмат. Шахматная доска.
1

1

2
Вертикали. Горизонтали. Центр. Фланги.
1

1

3
Игра «Запомни позицию»

1
1

4
Правило битого поля.
1

1

5
Ходы фигур.
1

1

6
Практика. Пешечный бой.

1
1

7
Ферзь против 8 пешек.
1

1

8
Ладья против 5 пешек. Повторение основных шахматных правил.
1

1

9
Слон против 3 пешек.
1

1

10
Пешечный бой. Повторение правил взятия на проходе.

1
1

11
Ладья против 5 пешек. Игра в парах.

1
1

12
Слон против 3 пешек. Игра в парах.

1
1

13

Упражнения на знание доски. Не глядя на доску.

2
2

14
Нападение на короля. Мат. Повторение пройденного.
1

1

15
Ход конем. Игра «Как ферзь поймал коня»
1
1
2

16
Конь против двух пешек. Упражнения на знание доски.
1
1
2

17
Повторение хода конем.
1

1

18

Игра «Как король может толкаться». Повторяем все про короля.
1
1
2

19
Пешечный бой в парах.

1
1

20
Рокировка- ход королем. Правила рокировки.
1

1

21
Игра с начальной позиции. Типичные ошибки начинающих. Детский мат.
1

1

22
Абсолютная сила фигур. Нападение и защита.
1

1

23
6 методов защиты. Игра с начальной позиции на демонстрационной доске.

1
1

24
Нападение и защита. Повторение.
1

1

25
Мат- цель игры. Игра в парах.
1
1
2

26
Мат королю. Простейшие шахматные задачи на мат в 1 ход.

1
1

27
Игра в парах. Соблюдение основных шахматных правил во время игры.

1
1

28
3 стадии шахматной партии. Правила игры в дебюте.
1

1

29
Конкурс решения простейших шахматных задач.

1
1

30
Игра в сеансе. Разбор ошибок.

1
1

31
Мат одинокому королю. Мат тяжелыми фигурами.
1

1

32
Игра в парах. Правила и принципы игры в дебюте.

2
2

33
Мат одинокому королю двумя ладьями. Ладьей и ферзем.
1

1

34
Конкурс решения простейших шахматных задач.

1
1

35
Игра в парах. Разбор ошибок.

1
1

36
Тактика. Тактические приемы. Двойной удар и его разновидности.
1

1

37
Ферзь – самый большой мастер по нанесению двойных ударов.
1

1

38
Конкурс решения задач.

1
1

39
Двойной удар. Решение задач.

1
1

40 
Мат ладьей. Показ на демонстрационной доске.
1

1

41
Мат ладьей. Игра в сеансах и в парах.

1
1

42
Эндшпиль. Принципы игры в эндшпиле.
1

1

43
Игра в парах. Разбор ошибок.

1
1

44
Мат в 1 ход. Конкурс решения задач.

1
1

45
Простейший эндшпиль. Король с пешкой против короля. Ключевые поля пешки.
1

1

46
Простейший эндшпиль. Оппозиция.
1

1

47
Простейший эндшпиль. Правило квадрата.
1

1

48
Шахматная нотация. Запись шахматной партии полной нотацией.
1

1

49
Игра в парах под запись.

1
1

50
Тактика. Связка. Полная. Неполная. Перекрестная. Решение задач.
1
1
2

51
Тактика. Двойной удар. Конкурс решения задач.
1
1
2

52
Тактика. Связка. Конкурс решения задач.

2
2

53
Сеансы одновременной игры

3
·
3

54
Соревнования

3
3

55
Итоговое занятие. Подведение итогов года

1
1


                                                      Итого:
30
38
68


К концу первого года обучения дети должны знать:
шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу первого года обучения дети должны уметь:
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать;
объявлять шах;
ставить мат;
Программа второго года обучения повторяет материал первого года, прорабатывая его на более высоком уровне. Занятия рассчитаны на 2 часа в неделю, всего 68 часов, из них- 20 часов на теорию, 18 часов на практику, 30 часов на турниры, товарищеские матчи и сеансы одновременной игры.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Всего часов



Теория
Практика


1
Повторение сведений о шахматной доске.
1

1

2
Шахматная нотация.
1

1

3
Ходы ладьей и слоном. Задание: побей ладьей и слоном незащищенную пешку.

1
1

4
Ход королем и ферзем. Задание: побей ферзем незащищенную пешку.

1
1

5
Необычные свойства коня. Задание: побей конем незащищенную пешку.

1
1

6
Как конь в гости ходил

1
1

7
Ходы пешкой. Превращение пешки. Взятие на проходе.
1

1

8
Пешечный бой с неполным комплектом пешек.

1
1

9
Рокировка. Задание: какая рокировка возможна?
1

1

10
Мат- это шах, от которого нет защиты. Задание: определи, шах или мат?
1

1

11
Конкурс решения задач «Мат или не мат?»

1
1

12
Пат- шаха нет, но и ходов тоже нет. Все виды ничьей.
1

1

13

Конкурс решения задач «Соперник выигрывает, как забраться в пат?»

1
1

14
Конкурс решения задач «мат в один ход»

1
1

15
Как начинать партию
1

1

16
Грубые ошибки в дебюте
1

1

17
Правила поведения игрока за доской.
1

1

18

Конкурс «Укажи лучшие продолжения в дебюте»

1
1

19
Сравнительная ценность фигур
1

1

20
Конкурс «На чьей стороне материальный перевес»

1
1

21
Понятие о позиционном перевесе, путях его реализации.
1

1

22
Линейный мат ладьями.

1
1

23
Конкурс: поставь линейный мат за наименьшее число ходов.

1
1

24
Мат ферзем и королем.
1

1

25
Мат ладьей и королем.
1

1

26
Мат слонами и королем
1

1

27
Конкурс: поставь мат слонами за наименьшее количество ходов.

1
1

28
Король с пешкой против короля.
1

1

29
Конкурс: переведи пешку в ферзи и поставь мат.

1
1

30
Несколько типовых пешечных окончаний. Правило квадрата.
1

1

31
Конкурс: выиграй пешечный эндшпиль.

1
1

32
Атака позиции короля
1
1
2

33
Конкурс: найди лучшее продолжение в атаке на короля.

1
1

34
Уничтожение защитника, двойной удар.
1

1

35
Конкурс: найди комбинацию.

1
1

36
Связка. Виды связок.
1

1

37
Отвлечение, завлечение, вскрытый и двойной шахи.
1

1

38
Конкурс: Найди комбинацию.

1
1

39
Тематические турниры

10
10

40
Сеансы одновременной игры

10
10

41
Соревнования

10
10

42
Итоговое занятие. Подведение итогов года

1
1


                                                      Итого:
20
48
68


К концу второго года обучения дети должны знать:
обозначения горизонталей, вертикалей,
шахматные термины: стоять под боем, взятие на проходе, шах, мат, пат, ничья, эндшпиль;
ценность шахматных фигур;
шахматные правила ФИДЕ.
К концу второго года обучения дети должны уметь:
правильно вести себя за доской;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
ставить мат одинокому королю двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
проводить пешку в ферзи.
Программа третьего года обучения предусматривает повторение некоторых тем второго года обучения, другие темы даются на более глубоком уровне. Занятия рассчитаны на 2 часа в неделю, всего 68 часов, из них- 25 часов на теорию, 14 часов на практику, 29 часов на турниры, товарищеские матчи и сеансы одновременной игры.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Всего часов



Теория
Практика


1
Повторение: взятие на проходе, превращение пешки, правило рокировки.
1

1

2
Правила поведения во время игры. Абсолютная и относительная ценность фигур.
1

1

3
Изменение ценности пешки в зависимости от ее положения на доске.

1
1

4
Повторение правил шахматной нотации. Запись учебной партии в тетради и на бланке.
1

1

5
Повторение темы: ничья. Все виды ничьей.
1

1

6
Конкурс решения простейших задач на ничью.

1
1

7
Мат в 1 ход. Конкурс решения задач.

1
1

8
Найди защиту от мата в 1 ход. Конкурс решения задач.

1
1

9
Мат тяжелыми фигурами.
1

1

10
Мат в 2 хода тяжелыми фигурами. Конкурс решения задач.

1
1

11
Как начинать партию. Открытые, полуоткрытые, закрытые дебюты.
1

1

12
Некоторые ловушки в дебюте.
1

1

13
Атака на короля в дебюте и миттельшпиле.
1

1

14
Заверши атаку на короля. Конкурс решения задач.

1
1

15
Тактика в дебюте и миттельшпиле.
1

1

16
Двойной удар. Двойная угроза. Коневая и пешечная вилки.
1

1

17
Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах.
1

1

18

Уничтожение противника.
1

1

19
Связка. Полная, неполная, перекрестная.
1

1

20
Тактика. Конкурс решения задач.

1
1

21
Отвлечение. Завлечение.
1

1

22
Конкурс решения комбинаций.

1
1

23
Найди путь к выигрышу. Конкурс решения задач.

1
1

24
Эндшпиль. Некоторые точные позиции пешечного эндшпиля.
1

1

25
Правило квадрата. Пешечный прорыв. Цугцванг.
1

1

26
Проходная пешка. Защищенная проходная.
1

1

27
Выиграй пешечный эндшпиль. Конкурс решения задач.

1
1

28
Некоторые типовые позиции ладейного эндшпиля.
1

1

29
Выиграй ладейный эндшпиль. Конкурс решения задач.

1
1

30
Некоторые типовые позиции легкофигурного эндшпиля.
1

1

31
Ферзь против пешки.
1

1

32
Выключение фигуры из игры.
1

1

33
Открытые и полуоткрытые линии. Поля вторжения.
1

1

34
Атака на короля. Конкурс решения задач.

1
1

35
Форпост на открытой и полуоткрытой линии.
1

1

36
Борьба за открытую линию.
1

1

37
Найди лучшее продолжение. Конкурс решения задач.

1
1

38
Роль центра при фланговых операциях
1

1

39
Тематические турниры

9
9

40
Сеансы одновременной игры

10
10

41
Соревнования

10
10

42
Итоговое занятие. Подведение итогов года

1
1


                                                      Итого:
25
43
68


К концу третьего года обучения дети должны знать:
шахматную нотацию,
принципы и правила игры в дебюте;
основные элементы в позиции;
правила игры в миттельшпиле.
К концу третьего года обучения дети должны уметь:
правильно записывать ходы на бланках;
проводить анализ позиции, составлять простейший план игры;
применять связки, отвлечения, завлечения и комбинации;
грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их взаимодействие;
пользоваться шахматными часами.







ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ШАХМАТ”.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности “ Путешествие в мир шахмат” является формирование следующих умений:
Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности “ Путешествие в мир шахмат”– является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
Проговаривать последовательность действий.
Уметь высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, уметь работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.
2. Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.
Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
Контроль результатов освоения программы внеурочной деятельности "Путешествие в мир шахмат”:
Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Текущий:
- оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в форме наблюдения;
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы обучающихся;
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;















МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для успешной работы по программе требуется учебная аудитория. В аудитории необходимы: стол для педагога, место для хранения инвентаря, столы и стулья для обучающихся. В шахматный инвентарь входит демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур, комплекты шахмат, шахматные часы.
Для занятий используется специальная литература,  карточки с диаграммами для решения задач и упражнений
Учебно – методическая литература для учителя

Автор, год издания
Название пособия
Вид пособия


И.Г. Сухин «Шахматы первый год или там клетки черно-белые чудес и тайн полны». Обнинск: «Духовное возрождение», 2009г.
Учебник для начальной школы.


DVD – диск «Шахматная школа» ЗАО «ИнформСистемы»
Пособие для учителя


DVD – диск «Шахматная тактика» ЗАО «ИнформСистемы»
Пособие для учителя


А.Е.Карпов, А.Б.Шингирей «Школьный шахматный учебник» Москва 2009г.
Пособие для учителя


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Интернет – ресурс.










СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Сухин И.  Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ. и проф. обр. РФ. М..  ПОМАТУР. 2000г.
В. Костров, Д.Давлетов «Шахматы» Санкт-Петербург 2001г.
В.Хенкин       «Шахматы для начинающих» М.: «Астрель» 2002г.
Кирдяшкина И.В., Орешко В.Е., Сучкова Е.М., Уницаев В.Н. «Методические рекомендации по работе с программой «Шахматный веобуч». Самара 2014г.
Губницкий С.Б., Хануков М.Г., Шедей С.А.: « Полный курс шахмат» ООО «Издательство АСТ», Харьков 2002г.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 141915




Заголовок 115