Педагогический опыт Автоматизированный урок информатики


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15»
ГОРОДА МУРОМ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
Автоматизированный урок информатики.
Учитель информатики

Баландина Е.А.

о. Муром
2013-2014 г.г.
СОДЕРЖАНИЕ
Условия возникновения опыта
Актуальность и перспективность опыта
Ведущая идея опыта
Новизна опыта
Теоретическая база опыта
Технология опыта
Диагностика знаневых и личностных особенностей учащихся.
Базовый уровень как способ социализации и профессионального самоопределения учащихся.
Работа с одаренными учащимися
Результативность
Адресная направленность

В современной педагогической науке цель образования трактуется как формирование и развитие личности учащегося. Педагогический коллектив осуществляет работу по созданию в учебно-воспитательном процессе условий для развития личности учащегося и социализации выпускника. Специфика Информатики как дисциплины заключается в её межпредметности, а также дальнейшей необходимости независимо от выбора будущей специальности. Это позволяет мотивировать к обучению большинство учащихся.
Опыт сформировался из положительных и отрицательных предпосылок, таких как:
Необходимость применения новых форм урока для повышения мотивации учащихся;
Стремительное развитие компьютерной техники и инструментов обучения;
Недостаток времени на изучение предмета в рамках базового уровня;
Слабое владение навыками при применении неигровых программных продуктов;
Слабая мотивация к изучению дополнительной учебной литературы и методические рекомендации по овладению навыками работы с вышеуказанными продуктами;
Невозможность использования «удаленного помощника» со всеми учащимися школы.
Опыт позволяет:
Обеспечить метод многократного повторения (до полного понимания и запоминания), для изучения теории, так и для овладения навыками;
Создавать «быстрый» и не искусственный успех, что повышает мотивацию учащихся;
«возвращаться» учащемуся на любой фрагмент объяснения;
Самостоятельная домашняя работа по ликвидации пробелов в знаниях и восполнению недостающих навыков, а также повторению и подготовки домашней работы.
Возможность создания домашней видеотеки для каждого учащегося из авторских видеоуроков по дисциплине, использование их при подготовке к экзаменам и зачетам.
II. АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010г. подчеркнута необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования».
Мотивационная сфера признается стержневой в структуре личности, поскольку именно в мотиве утверждается и закрепляется то, что представляет ценность для личности. В структуру мотивационной сферы входят цели и интересы, эмоции, мотивы, содержание образования, смысл учения.
Приведение задач и содержания обучения в соответствие с возможностями учащихся - первостепенная задача, требующая серьезного анализа и решения. Учебно-воспитательный процесс организован оптимально, если ученика не воспитывают, а создают условия, в которых он воспитывается, не учат, но создают такие условия, в которых он учится.
В последние годы в методике на целенаправленное формирование мотивации обращают внимание, но решенным можно считать лишь вопрос о роли мотивации в процессе усвоения знаний и способов действия. Необходима система диагностики мотивационной сферы, дидактическое обеспечение по повышению уровня мотивации, новые подходы к оценке знаний учащихся, что приведёт к повышению результативности учебно-воспитательного процесса.
В связи с развитием ИКТ-технологий стало возможным автоматизировать процесс объяснения материала, высвободив время на уроке для самостоятельной работы учащихся.
Видеоурок как вид автоматизации позволяет также использовать как однократный его просмотр для учащихся с высоким уровнем восприятия, так и многократное индивидуальное использование для детей с пониженным уровнем восприятия.
Широкое распространение и быстрое развитие технологий ЭВМ, а также высокие требования к современному пользователю требуют овладения навыками использования прикладного и системного программного обеспечения на уровне «уверенного пользователя».
«Уверенный пользователь» складывается из компьютер + мотивация + навыки. Видеоурок в информационном режиме или режиме мастер-класса позволяет объяснить материал или показать наглядно, в графическом интерфейсе, а не «на пальцах» порядок действий с устными пояснениями. Во время демонстрации видеоурока учитель не остается пассивным и не играет роль «пастуха», возможности программы позволяют приостановить показ и ответить на возникшие у ребят вопросы и тем самым не потерять обратную связь с учениками.
III. ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ
На Международной конференции в Женеве в 1996 году были провозглашены цели образования: обучать учащихся учиться быть, учиться знать, учиться уметь, учиться жить вместе.
Учиться быть – значит, заботиться о своем здоровье. Здоровьесберегающие технологии, используемые учителем при взаимодействии с детьми, обеспечивают комфортность, бесконфликтность, успешность в обучении.
Учиться знать - без мотивации невозможно формирования таких ОУУН, которые учат ученика выбирать знания, пользоваться различными источниками информации.
Учиться уметь – в соответствии с тремя основными видами учебных компетентностей иметь опыт работы в группе, работы с информацией, учиться решать проблемы.
Учиться жить вместе - значит, учиться сотрудничать, уважать других. У учителя большие возможности для реализации принципа « ученик - субъект обучения».
IV. НОВИЗНА ОПЫТА
Новизна опыта состоит в усовершенствовании методов обучения Шаталова (многократное повторение и закрепление), но оно не навязано, так как избирается учеником самостоятельно, по мере необходимости. Необходимость возникает из мотивации, полученной различными путями, в том числе ежеурочным автоматизированным тест-контролем, где каждый учащийся получает оценку.
Также опыт позволяет обеспечить обучение детей навыкам конспектирования теории в виде опорного конспекта (кроме практических занятий, где сложный внешний вид интерфейса любого приложения не позволяет его ни рисовать, ни конспектировать, но при многократном применении запоминается невольно).
Возможность комплексного применения различных видов информации (графическая, звуковая, видео и т.д.) Можно построить безупречную подачу материала с использованием анимации и даже элементами управления (рассчитано на повышенный уровень или тестирования).
V. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА
Исходя из межпредметности дисциплины Информатика и её особенности, близкой к общепрофессиональной дисциплине можно говорить о её близости к дисциплинам технического цикла. Любой технологический цикл производства (а именно для этого готовят специалистов) требует автоматизации производства с целью высвобождения человеческих ресурсов и освобождения человека от тяжелого, рутинного труда и вредных условий производства. Если рассматривать педагогический труд как проявление и использование технологий, то имеет смысл применить автоматизацию урока для высвобождения времени учащихся и учителя и использования его для индивидуальной и дифференцированной работы с учениками. Опыт позволяет обеспечить самостоятельное безошибочное повторение материала учеником и собрать полный курс видеоуроков по предмету.

VI. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
Системная работа по созданию условий для обучения по информатике включает несколько этапов.
1 этап – диагностика личностных и знаневых качеств учащихся (проводится регулярно)
2 этап –работа с учащимися по базовому уровню как способ социализации и профессионального самоопределения учащихся.
3 этап – работа с одаренными учащимися
Диагностика личностных и знаневых особенностей учащихся.

Проводится на первых уроках и определяет способности к усвоению, а также способ успешного усвоения материала выявляются одаренные и отстающие учащиеся, что впоследствии позволяет дифференцировать задания и сложность и/или наполненность видеоуроков. Это обеспечивает личностно-ориентированный подход для разных групп учащихся.
При недостатке компьютеров в классе автоматизация урока дает также преимущество: пока одни дети проходят тест-контроль домашнего задания, другие слушают урок объяснение нового материала. Затем дети меняются.
Базовой уровень как способ социализации и профессионального самоопределения учащихся.
Всем известно, что базовый уровень обучения любой дисциплине существенно отличается не столько наполнением дисциплины материалом, сколько количеством часов, отведенным для этого.
Специфика информатики состоит в ее профильности для огромного числа профессий, даже не имеющих к технике никакого отношения или крайне опосредованное. Поддержка базового уровня состоит в том, что существует реальная возможность создать видеотеку и обучать или обучаться сколь угодно времени вкупе с автоматизированными заданиями.
Мотивацию к обучению можно использовать как ориентирование по применению программных продуктов в профессиональной деятельности (8-11 классы), использование программных продуктов в домашних условиях (для семьи), для внеклассной деятельности (создание альбомов, фильмов и т.д.), а также учебной деятельности по другим дисциплинам (создание презентаций для докладов, собственных мастер-классов в форме видеоурока детьми (например, соревнования или конкурсные работы учащихся)).Работа с одаренными учащимися.
Индивидуализация в обучении позволяет активизировать познавательный интерес учащихся, что является важным условием в развитии личности, в саморазвитии и самореализации. Разработка индивидуальных программ развития по информатике позволяет создать оптимальные условия для построения индивидуальной образовательной траектории, способствующей развитию интеллектуально-творческих способностей личности. Работа с одаренными учащимися ведется с учетом возрастных особенностей.
Работа с одаренными учащимися требует индивидуального плана, причем, данные учащиеся в пользовательском плане зачастую превосходят не только одноклассников, но и более старших учеников, поэтому здесь также необходимы знаневая диагностика (собеседование или ряд уроков с индивидуальными контролирующими заданиями-тестами из разных тем изучения по информатике и ИКТ). На основании результатов такого тестирования, собеседования либо проекта, выполненного учеником (самостоятельно, без консультаций учителя, либо консультациями, которые позволяют выявить степень обученности одаренного ученика) разрабатывается индивидуальная программа обучения, которая, как правило, опережает программу обучения по информатике на базовом уровне и корректирует нефундаментальность полученных знаний вне учебного процесса, переходя в профильный уровень, а иногда гранича с профессионализмом в той или иной области (например, программирования или углубленного пользования) в зависимости от направленности данного конкретного ученика.
VII. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Результативность обеспечивается самостоятельной работой учащихся, сэкономленным временем на уроке для индивидуальных консультаций учащихся, возможностью использования видеоуроков для домашней работы (при пользовании своим компьютером), для подготовки её и тем, что «учитель всегда рядом».
VIII. АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Опыт данной работы адресован педагогам-предметникам, а не только информатикам.
Использование автоматизированных уроков возможно по каждому предмету. Видеоурок-объяснение, автоматизированный тест применимы ко всем дисциплинам, видеоуроки-мастер-классы подходят для уроков, сопровождаемых практическими работами (химия, биология, обслуживающий и технический труд, физика и т.д.)