КОНСПЕКТ УРОКА. ЛАДЬЯ. ШАХМАТНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ЮНЫЕ ШАХМАТИСТЫ.

Урок 7. Ладья: Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение", "Ограничение подвижности".
В начале урока - повторение пройденного материала. Дети вспоминают ход ладьи, взятие. Перед учениками - по шахматной доске, на одном из полей которой стоит белая ладья. Педагог по очереди подходит к каждому из детей и просит сделать подряд по 3 хода ладьей
Игра ладьями "На уничтожение" на шахматной доске проста: у противников каждый раз большой выбор ходов, позволяющих не потерять свою ладью. Как же сделать эту игру труднее и интереснее?
Подсказку находим опять-таки у классиков.
Вот что пишет экс-чемпион мира Михаил Моисеевич Ботвинник: "Следует учесть, что шахматист во время расчётов не видит всей доски с 64 полями... Из общего числа в 25-30 фигур в расчёте участвуют 3-6 фигур".
Не менее интересно и высказывание непревзойдённого Александра Александровича Алёхина, которое хотя и относится к игре вслепую, но отнюдь не теряет из-за этого для нас своей методической ценности: “Играющий не пытается воспроизвести перед своими глазами всю доску с её белыми и чёрными клетками, белыми и чёрными фигурами, как полагают большинство непосвящённых, но он припоминает только какой-нибудь характерный ход, конфигурацию части доски, наподобие того, как в жизни мы вспоминаем о каком-нибудь знакомом, книге, вещи. Так играю я, так играют, насколько мне известно, все мастера игры вслепую... "
И это очень важно для нас, поскольку у детей младшего возраста значительно сужен "размах зрения". Если даже великие чемпионы не видят при расчётах всей доски, что же говорить о детях?!..
свидетельствует опыт гроссмейстера Ефима Геллера (о периоде жизни, когда ему было четыре года): "Я играл тогда по своим собственным правилам, и все попытки отца обучить меня заканчивались тем, что я добивался выигрыша простейшим путем: решительным взмахом руки сметал с доски вражеские фигуры и пешки, торжествуя победу. Но больше всего я любил играть в шахматы один, причем в этом случае обходился без доски. Когда отец и мать уходили на работу, я собирал несколько комплектов шахматных фигур, разбивал их на армии и устраивал жестокие сражения. Погибшие в этих сражениях фигуры, как правило, летели с четвертого этажа во двор, и, конечно, очень часто к настоящей шахматной жизни уже не возвращались"
(наше Интернет-примечание: с.2: на диаграммах №2-4 третьей колонки в газете опечатка - приведены не те позиции (все 4 позиции получились одинаковыми??); должно быть так: №2: белые: Ла2, Лb2, чёрные: Лb1, Лb3; №3: белые: Ла2, Лс1, чёрные: Лb3, Лс3; белые: Ла2, Ла3, чёрные: Лb2, Лс2; далее с.2: на верхней диаграмме №1 "Ограничение подвижности" пятой колонки в газете опечатка - "0" должен быть не на поле а4, а на поле а7)

15