КОНСПЕКТ УРОКА. ЛАДЬЯ. ШАХМАТНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ЮНЫЕ ШАХМАТИСТЫ.

Урок 6. Ладья: Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".
В начале урока - повторение пройденного материала. Дети вспоминают названия шахматных фигур, расставляют на доске начальное положение.
(наше Интернет-примечание: с.6, левая колонка газеты - на диаграмме не дорисована стрелка, направленная от ладьи направо)
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ШЕСТОГО УРОКА
Здесь следует сделать небольшое отступление и пояснить, почему изучение ходов фигур и их игровых возможностей мы начинаем с ладьи, а не, скажем, с пешки, и чем мотивирован подбор конкретных дидактических заданий и игр.
Итак, выучены названия шахматных фигур, "пройдена" шахматная доска, отложилось в детской памяти начальное положение. Что дальше? Вот мнения авторитетных гроссмейстеров.
"Первое, что необходимо для изучающего игру, это - освоиться с силой фигур", - учил экс-чемпион мира Хосе-Рауль Капабланка.
Но как лучше всего это сделать?
"Начиная играть в шахматы, должно сперва учить ходы фигур по одиночке. Затвердя ходы, маневрировать двумя фигурами, потом тремя и т.д. Получив в сем навык, должно начать маневрировать двумя фигурами против двух и т.д. Сим способом начинающий тверже укоренит себя в правилах, нежели начав играть вдруг всеми фигурами" (Александр Дмитриевич Петров).
Гениально написано!
"Начинающим шахматистам всегда кажется, что они теряют время, изучая игровые свойства каждой фигуры в отдельности. Начальная позиция полна фигур, таит в себе так много вариаций, стоит ли уделять внимание мелким деталям? Такой взгляд на шахматы был бы верным, если бы на каждом ходу можно было перемещать одновременно две-три фигуры или пешки. Тогда слабая роль одной фигуры не была бы столь огорчительной – ее функции в атаке или защите взяли бы на себя другие фигуры. Но по правилам игры ходить можно только одной фигурой Поэтому как раз для начинающих важно умение видеть угрозы только одной фигуры или пешки" (Давид Ионович Бронштейн).
А вот бесценный опыт экс-чемпиона мира Василия Васильевича Смыслова: "С самого начала отец привил мне любовь к так называемым "простым" позициям, где в игре участвует немного Фигур. Именно они дают возможность неопытному шахматисту не только понять, но и глубоко "прочувствовать", на что способна каждая фигура. Не знаю, может быть, я несколько переоцениваю это обстоятельство, но всё же склонен думать, что оно сыграло важную роль в моём формировании, как шахматиста. Потому что запомнить, как ходят фигуры, нетрудно, а вот ощутить их особенности, их силу и бессилие в разных ситуациях на доске, пределы возможностей, что они "любят" и чего "не любят" и как себя ведут в различных передрягах своей шахматной судьбы, - понять и "прочувствовать" это и значительно труднее, и значительно важнее. Позже, когда шахматист постигнет технику игры и приобретёт необходимые знания - а это доступно каждому, - такое "взаимопонимание" между ним и ведомыми его рукой фигурами раскрепостит его мысль, позволит ему видеть то, что часто остаётся скрытым от чисто логического анализа. Тогда и проявляется та врождённая способность шахматиста, которую я называю чувством гармонии. Чувством гармонии человек наделён от природы. Оно остаётся у шахматиста навсегда, является его оружием во всех стадиях партии, в самых сложных ситуациях на доске".
Каждый из мэтров даёт чёткие ориентиры для правильной организации начального обучения. Но в каком порядке оптимальнее "изучать фигуры"? Очевидно, что тоже следуя принципу "от простого к сложному". Но применительно к изучению ходов различные методисты трактуют этот принцип по-разному.
Ряд авторов считает самой простой боевой единицей пешку и именно с неё начинает обучение. А ведь эта "простенькая" пешка совсем не проста: ходит прямо, бьёт наискосок, да ещё случается - и на проходе! Обычно перемещается на одно поле, но из начального положения способна пойти через клетку. И ещё может превращаться в другие фигуры! Сложна пешка, и не хватает ей "геометрически чистого" начала.
Первым мы изучаем ладью.
Слон имеет более сложный ход. Если, перемещая ладью по горизонталям и вертикалям, ученики не так уж часто по ошибке перескакивает ей на смежные дорожки, то, играя слоном, дети значительно чаще "соскакивают" с белой диагонали на чёрную, с чёрной на белую, особенно при совершении длинных ходов.
Далее мы изучаем ход ферзя, объединяющий ходы ладьи и слона.
Теперь осталось решить, какую фигуру "проходить" после ферзя: пешку или коня. Хотя конь имеет самый сложный ход из всех фигур, тем не менее, мы считаем методически более правильным, вначале изучать ход коня, а уже потом ход пешки, так как пешка на последней горизонтали превращается в ферзя, ладью, слона или коня. Всё логично.
Ход короля изучается самым последним. Хотя сам по себе он прост, но, после его изучения, следует сразу же объяснять самые важные шахматные термины: шах, мат, пат. К тому же, в отличие от других фигур короля в шахматах не бьют, но и под бой его ставить нельзя.
Мы полагаем, что вначале ребёнок должен прочувствовать "доматовую гармонию" фигур, и только на втором этапе обучения - "матовую гармонию", которая на порядок сложнее.
Итак, наша последовательность изучения шахматных фигур такова: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Она объясняется ещё и тем, что схема "ладья-слон-ферзь" чётко прорисована геометрически и даёт педагогу прекрасный ресурс для развития творческого мышления ученика.
Сначала следует создать элементную базу (термин московского педагога Натальи Черничкиной), при этом "доматовый" период обучения может быть достаточно длительным. Игровые свойства шести фигур предоставляют поразительные возможности для формирования у ребёнка внутреннего плана действий, и это необходимо использовать. С помощью специально разработанных дидактических заданий и мини-игр оказалось возможным достичь решения сразу нескольких задач:
1) занимательный характер учебного материала позволяет привить детям интерес к шахматам;
2) решение большого количества дидактических заданий содействует формированию способности действовать в уме;
3) ученик, который решит продолжить обучение в спортивных школах, получит добротную элементную базу, основу дальнейшего совершенствования
Если педагог использует на занятиях пособие "Приключения в Шахматной стране", то на этом занятии инсценируется его шестая глава "Я - Ладья" (она также опубликована в журнале "Мурзилка"; 1994 г., № 1).
В следующей части урока предложите вниманию детей различные занимательные задания, которые помогут им лучше прочувствовать возможности и силу ладьи.
Для каждой из фигур (в том числе и для ладьи) были разработаны 3 вида упражнений:
а) передвигается и выполняет взятие только белая фигура, а чёрные недвижимы, выполняют роль статистов; здесь ребёнок учится создавать и реализовывать свои угрозы без противодействия противника;
б) ходит только белая фигура, но она не имеет права становиться под бой; здесь уже нужно следить за полями, атакованными фигурами партнёра;
в) игра ведётся поочерёдно, как это и принято в шахматах; здесь ученик учитывает лучшие ходы противника и преодолевает его сопротивление.
В ходе 6-го урока ученики знакомятся с упражнениями видов а) и б). Из множества подобных заданий наиболее эффективными оказались следующие: "Один в поле воин", "Кратчайший путь", "Лабиринт" и "Перехитри часовых"
Ниже мы приводим типичные "ладейные" задания:
"Один в поле воин". Белая ладья должна побить все чёрные фигуры, беря каждым ходом по фигуре.
Как мы уже отметили, ходит только белая ладья, а черные фигуры как бы "заколдованы": они не могут ни ходить, ни бить. Во всех примерах решение единственное. Это задание вызывает неизменный интерес у детей, которые с усердием и восторгом уничтожают черные фигуры, затрачивая на поиск верного решения от 5 до 50 секунд
"Кратчайший путь". Белая ладья должна самым коротким путем добраться до определённого контрольного поля.
В заданиях подобного типа отдельные поля заняты кружочками (это как бы "заминированные поля"). Становиться на них и перепрыгивать через них ладья не имеет права. Когда подобное положение расставляется на демонстрационной шахматной доске, вместо кружочков установите любые перевёрнутые белые фигуры (как известно, через белые фигуры белая ладья не перепрыгивает) или намагниченные кругляши (сейчас такие есть в продаже), а на контрольное поле поставьте одну из черных фигур, чтобы дети ясно видели, куда надо попасть белой ладье. Дети за 5-25 секунд решают эти задания. Идея перевёртывать фигуры на демонстрационной доске (правда, для других целей), насколько нам известно, принадлежит Всеволоду Кострову.
В двух следующих примерах подобного вида ладье нужно добраться до буквы К за наименьшее число ходов.
(наше Интернет-примечание: на диаграмме №2 в газете опечатка - контрольное поле, разумеется, не f1, а f2; сами диаграммы здесь не приводим)
"Лабиринт". Подобно предыдущему заданию, белая ладья должна добраться до контрольного поля, не становясь на поля с кружочками и не перепрыгивая их.
Но здесь не требуется найти кратчайший маршрут - достаточно добраться по цели (однако более старшие дети в состоянии и здесь сосчитать, за сколько ходов белая ладья быстрее всего доберется до контрольного поля).
Школьники затрачивают на решение каждого из подобных положений от 6 секунд до 1 мин. Вот примеры, где нужно добраться до поля с буквой К:
(наше Интернет-примечание: на диаграмме №1 в газете опечатка - на поле g нужна не буква К, а кружок; на диаграмме №2 забыт кружок на поле d1, но он не влияет на решение задания).
"Перехитри часовых". Белая ладья должна добраться до контрольного поля, не становясь на поля, атакованные черными ладьями-часовыми (а также не становясь на поля с кружочками и не перепрыгивая их).
Хотя в этом задании двигается только белая ладья, а черные ладьи стоят на месте, они побьют белую ладью-разведчика, если она встанет под бой. Это сложное задание (но оно уже более приближено к реальной шахматной партии, когда любая наша ошибка может повлечь за собой немедленное возмездие). Здесь уже нужна подчас помощь педагога, который будет указывать детям, что на то или иное поле белая ладья не может ступить - там ее побьют. Только одаренные дети смогут затратить на решение следующих позиций менее 20 секунд (на одну позицию). Для облегчения поиска решения в таких задачах можно разрешить ребятам сначала карандашом проставить точки на те поля, которые атакуют черные ладьи, и сразу станет ясно, каких клеток следует избегать (точки ставятся на диаграммах в учебнике)





15