КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ. ЛАДЬЯ ПРОТИВ СЛОНА. ШАХМАТНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ЮНЫЕ ШАХМАТИСТЫ.
Урок 10. Ладья против слона: Дидактические задания "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру", "Перехитри часовых", "Сними часовых". Дидактические игры "Игра на уничтожение", "Захват контрольного поля", "Ограничение подвижности".
В начале урока повторение - пройденного материала. Дети вспоминают ход и взятие ладьи и слона (и, как помните, вначале - всегда названия шахматных дорожек и физкультминутка!)
Десятое занятие практическое: ребята решают дидактические задания и разыгрывают с педагогом (или между собой) учебные положения дидактических игр
Здесь следует учесть следующее важнейшее обстоятельство: дети младшего возраста, как правило, легко решают задания на взятие в один ход, но отработка термина "нападение" для многих ребят представляет сложную задачу. Нам - бывалым шахматистам, это кажется удивительным, казалось бы, всего лишь напасть! Но если вдуматься, то суть проблемы такова: нападение - это такая ситуация, когда неприятельская фигура будет взята на втором ходу. Не на первом, как при взятии, а именно на втором. Разумеется, это труднее
"Сними часовых". Белой фигурой нужно добраться до черных фигур и побить их, избегая полей, атакованных черными фигурами, не становясь на поля с кружочками и не перепрыгивая их.
Это задание похоже на задание "Перехитри часовых", только белые должны не добраться до контрольного поля, а побить черные фигуры (а для этого к ним надо осторожно подкрасться).
Вот примеры данного нового задания
(наше Интернет-примечание: с.6: на диаграмме №1 задания "Сними часовых" первой колонки в газете своеобразная опечатка - все фигуры и значки "0" сдвинуты на одно поле вверх по вертикали)
Нападать для детей непросто. Чтобы облегчить понимание нападения, московский педагог Владимир Мечитов учит ребят, что атакующая фигура должна "увидеть" вражескую. Мы объясняем это несколько иначе...
Коварно положение №1: если белые легкомысленно атакуют черного слона первым ходом, то, как это ни странно, но выиграть не удастся.
Дети должны сообразить, что здесь надо не атаковать, а ограничивать подвижность (реализуем заветы гениального методиста-гроссмейстера Арона Нимцовича)! И тогда решение приходит само собой: в два хода выигрывают два различных первых хода белых.
Положение №2 - одно из самых полезных для данного класса заданий. Здесь продолжается отработка двух важнейших шахматных принципов, провозглашённых Нимцовичем: ограничения подвижности и централизации. Причём в доступной для ребят, непринуждённой форме. Практика показывает, что даже дети старшего школьного возраста (у которых не создана элементная база) подчас бесцельно гоняют белой ладьёй чёрного слона по углам (т.е. с угловых полей)! Поэтому ни в коем случае нельзя пропускать в обучении "доматовый период". Чтобы одолеть черного слона, белая ладья должна попасть на центральное поле. Ладья утверждается там вторым ходом, а третьим бьет слона. Но алгоритм решения ребёнок должен хорошенько прочувствовать!..
Путь к выигрышу здесь способны найти только очень и очень одаренные дети. Данный пример я неоднократно демонстрировал для решения перворазрядникам и кандидатам в мастера, и ни один из них не смог найти решение менее чем за три минуты!!! А ведь всего-то 16 полей и две фигуры! Шахматы бесконечны. Попробуйте вначале найти решение сами, а потом читайте следующий текст.
Ученик, который решает это задание по алгоритму, - способен осилить задачу. Важно ухватить суть, дух позиции, понять - "за что бороться". И тогда приходит понимание, что черного
15