Дополнительная образовательная программа шахматного кружка Белая ладья
Утверждена педагогическим советом № 1
От 5 сентября 2012 года протокол № 1
Согласовано заведующий МДОУ № 126
Драч Н.С. ________________________
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Белая ладья»
Программу разработала воспитатель:
Одзял Н.Ю.
Г.Комсомольск-на-Амуре
2012-2013
Содержание
Пояснительная записка ……………………………………………………………………… 3
Основное направление и содержание деятельности по обучению игры в шахматы ……5
Ожидаемые результаты ………………………………………………………………………...8
Методика обследования уровня развития умений и навыков детей ………………………9
Учебно-тематический план …………………………………………………………………….10
Перспективное планирование …………………………………………………………………11
Краткий шахматный словарь …………………………………………………………………18
Список использованной литературы ……………………………………………………….. 23
Пояснительная записка
«Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти… Шахматы- превосходная школа последовательного логического мышления. Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память.»
В. А. Сухомлинский.
Программа кружка «Белая ладья» разработана для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и направлена на развитие интеллектуальных способностей через умение играть в шахматы.
Умственное развитие, развитие мышления является важной стороной в развитии личности дошкольников, в частности ее познавательной сферы.
Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль, даёт больше человеку, чем он тратит на неё. Но само умение хорошо играть – это уже искусство, ибо как и в искусстве, интеллектуальному творчеству в шахматах предела нет. Шахматы - это творчество, сочетающееся со строгими правилами и широким простором для самостоятельности и выдумки, и даже пешка, как Алиса в сказке, может стать королевой. А шахматные правила достаточно просты и доступны, а играть в них можно где угодно.
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы), развитию мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности.
Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: шахматная игра может занять определенное место в педагогическом процессе детского сада, ибо знакомство с шахматами в столь раннем возрасте способствует развитию у детей воображения, логического мышления, укрепляет их память, учит сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность. Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Перейдя от взрослых к детям, эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного.
Кроме того, массовое обучение дошкольников помогает выявить шахматные дарования.
Обучение дошкольников игре в шахматы является весьма актуальным на сегодняшний день. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.
Предложенная программа составлена на основе программы "Шахматы, первый год" И.Г.Сухина, В.Г.Гришин, который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок. В их числе:
широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;
применение нестандартных дидактических заданий и игр;
детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;
выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры;
разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;
неспешный подвод к краеугольному шахматному термину "мат".
Предлагаемая дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Белая ладья» направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
В игровой форме вводит детей в мир шахмат: знакомит дошкольников с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре. «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил повторять А. Франс. Поэтому в программе широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам.
Основные направления и содержание деятельности
по обучению игре в шахматы
Обучение дошкольника доступным ему видам моделирования и формирование на этой основе начальных математических представлений (число, величина, геометрическая фигура и т. д.):
Формировать умение классифицировать, сравнивать и обобщать и развивать пространственное мышление, простейших графических умений и навыков.
Подготовка к изучению математики в начальной школе: узнавать и выделить объект (видеть существенное, т.е. умение абстрагироваться); собрать объект из готовых частей (синтезировать); расчленить, выделить составные части (анализировать); видоизменять объект по заданным параметрам, получая при этом новый объект с заданными свойствами.
Сравнивать предметы по размеру, цвету, форме, сопровождая сравнение словесно.
Ориентироваться на странице альбома и тетрадном листе (различать верх, низ, левую и правую части и т.п.); понимать выражения: между, за, перед, посередине, раньше, позже и т.п..
Обладать начальными графическими навыками: обводка, штриховка, рисование и срисовывание по клеткам; рисование и срисовывание на нелинованной бумаге с соблюдением пространственного расположения заданных форм (внутри—снаружи, соприкосновение и т.п.).
Устанавливать простейшие математические связи между воспринимаемыми предметами и явлениями: количественные отношения, пространственные, процессуальные (связь между изменением количественной характеристики ситуации с ее символическим описанием, т.е. выбор действия)
Производить операции сравнения и обобщения, самостоятельно выбирая для них основу.
Выполнять простые задания на классификацию с разнообразными объектами, самостоятельно выбирая основание для классификации.
Абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя основные признаки (форму и количество).
Анализировать строение простых объектов, выделяя существенное для выполнения задания соотношение их частей.
Выполнять несложные трансформации исходных объектов по заданным параметрам, получать схематическое изображение объекта (графическую модель).
Совершенствовать умение самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе.
Формировать внимание, умение работать по образцу.
Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение.
Развивать практически-действенное мышление.
Выполнять несложное рассуждение и завершать его умозаключением, соблюдая причинно-следственную связь. Расширять кругозор, пополнять знания, активизировать мыслительную деятельность дошкольника.
Учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т. п.;
Вырабатывать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер.
Научить ребёнка учиться с интересом и удовольствием, развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, элементы поисковой деятельности, умение мыслить, доказывать правильность своего решения.
Развивать комбинаторные способности, смекалку, сообразительность, логическое мышление.
Развивать умение находить в обыкновенном необыкновенное, обогащать детскую фантазию, приносить эстетическое наслаждение, восхищаться удивительной игрой.
Развивать физическую выносливость, физическое здоровье.
Цель программы: обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития; создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы.
Задачи обучения дошкольников игре в шахматы довольно широки и разнообразны:
а) образовательные:
Формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы.
Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий ( шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат, мат, ничья, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, шахматные часы, время, отведенное на партию, т.д.)
Познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствие с эти правилами.
Учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.
Обеспечить успешное овладение малышами основополагающих принципов ведения шахматной партии
Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской;
Учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию;
б) развивающие:
Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.
Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;
Способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;
Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;
Формировать мотивацию к познанию и творчеству
создание условий для формирования и развития ключевых компетенций воспитанников (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
в) воспитательные:
Воспитывать, усидчивость, целеустремленность, , волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений;
Поставленные цели и задачи реализуются при создании необходимых условий:наличии кабинета и его оснащенности методической литературой, ТСО, наглядными пособиями, раздаточными материалами, играми, (головоломки, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др).
Принципы работы с дошкольниками
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала
Принцип комплексной реализации целей: образовательных, развивающих, воспитывающих
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
Принцип наглядности
принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития.
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение дошкольниками основами шахматной игры.
Программа основана на игровом методе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. В течение непосредственно образовательной деятельности используются различные виды игровой деятельности: сюжетные, дидактические, подвижные, театрализованные.
Ожидаемый результат образовательной деятельности:
Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка,
Развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.
Непосредственно образовательная деятельность по игре в шахматы проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня.
Продолжительность - 30 минут.
Количество непосредственно образовательной деятельности в год: - 32 .
Количество детей: 10 человек.
Этапы реализации программы: 1 год
Учебный план охватывает 4 блока: шахматная доска, шахматные фигуры, начальная расстановка фигур, ходы и взятие фигур. Каждый блок рассчитан на определённое количество занятий и часов.
Требования к уровню подготовки воспитанников
Должны знать:
Шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
Название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
Правила хода, взятие каждой фигуры.
Должны уметь:
Ориентироваться на шахматной доске;
Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения шахматных правил;
Правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
Правильно располагать фигуры перед игрой;
Умение перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;
Решать простые шахматные задачи.
Итогом реализации дополнительной образовательной программы являются организация тренировочных турниров, эстафет, викторин, соревнований.
Основные формы и средства обучения:
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4. Теоретические занятия, шахматные игры.
Методика обследования уровня развития умений и навыков детей
Критерии уровней развития детей
Высокий: ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Обладает навыками счёта предметов, умение соотносить количество и число. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать шахматные партии. Узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях, уметь конструировать их из палочек и различных частей, уметь использовать эти фигуры для конструирования орнаментов и сюжетов. У ребенка развито логическое мышление.
Средний: ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». Путается в названии геометрических фигур, в сравнении величин на основе измерения. Не всегда узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях.
Низкий: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать шахматные партии.
Учебно-тематический план
№ Содержание блока Количество занятий Количество часов
1. Шахматная доска 4 2 часа
2. Шахматные фигуры 6 3 часа
3. Начальная расстановка фигур 12 6 часов
4. Ходы и взятие фигур 10 5 часов
Перспективное планирование
№ Цель занятия Содержание Средства обучения/ материал
Октябрь
1 Шахматная доска.
Задачи: Познакомить детей с шахматным королевством. Рассказать о том, что игра в шахматы – занимательная игра. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты. Рассказ об истории шахмат, чтение отрывка из дидактической сказки «В стране шахматных чудес»
Беседа по содержанию сказки Шахматная доска с фигурами
2 Шахматная доска
Задачи: Познакомить с шахматной доской: её формой, белыми и черными полями. Чередованием белых и черных полей на шахматной доске. Закрепить умение пользоваться линейкой и карандашом, ориентироваться на тетрадном листе. Чтение дидактической скажи "Удивительные приключения шахматной доски"с опорой на иллюстративный материал учебника. Чтение-инсценировка дидактической сказки "Котята-хвастунишки"
Д/и"Да и нет". Шахматная доска и шахматные поля, учебник, тетрадные листы в клетку 16*16см, карандаши.
3 Шахматная доска. Проспекты, улицы, переулки шахматной доски.
Задачи: Продолжить знакомить детей с шахматным королевством, Формирование представлений о правилах размещения шахматной доски между партнерами, введение понятия «горизонталь», «вертикаль», Закрепление изученного ранее: Д/и"Да и нет". Работа над новым материалом: Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Шахматная доска и шахматные поля, учебник
2 Комплекта кубиков черного и белого цвета
4 Шахматная доска.
Задачи: Упражнять детей в быстром и правильном нахождении полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И. Г. Сухина " Дид/ задание "Диагональ". Шахматная доска и шахматные поля.
Ноябрь
5 Шахматные фигуры
Задачи: Познакомить с шахматными фигурами; развитие интереса к игре, внимания. Чтение сказки «Чудесные фигуры» Знакомство с шахматными фигурами: белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадайка", "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?" Шахматная доска и шахматные поля. Комплекты шахматных фигур по количеству детей.
6 Начальное положение.
Задачи: Познакомить детей с Расстановкой фигур перед шахматной партией. Связью между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Правилами: "Ферзь любит свой цвет". Знакомство с расстановкой фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч". Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей
7 Слон
Задачи: Формировать представлений о шахматной фигуре «слон», Месте слона в начальном положении. Ходом слона, взятием. Разноцветные и одноцветные слоны. Понятием Легкая и тяжелая фигуры Чтение сказки «Совсем этот слон на слона не похож» Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей.
8 Слон
Задачи: Закрепить представления о шахматной фигуре «слон», Отработка практических навыков. Отгадывание загадки о слоне
Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки» Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей.
Декабрь
9 Ладья
Цель: Познакомить с шахматной фигурой «Ладья», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развивать внимание. Чтение дидактической сказки "Я – Ладья" Рассказ о месте ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей
10 Ладья
Задачи: Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – ладья. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук. Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки»
Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" "Ограничение подвижности".
Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей
11 Ладья против слона
Задачи: отрабатывать практические навыки игры ладьей. Развивать внимание, логическое мышление, смекалку, мелкую моторику. Дидактические задания "Перехитри часовых", , "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры, "Игра на уничтожение" (ладья против слона, две ладьи против слона, Учебник. Демонстрационная доска с набором шахматных фигур
12 Ферзь
Задачи: Познакомить с шахматной фигурой «Ферзь», местом ферзя в начальном положении, ходами ферзя, взятием. Ввести понятия «Ферзь – тяжелая фигура» Чтение дид/ сказки "Кони черные и белые»
"Д/ игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя), "Ограничение подвижности". Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей
Январь 13 Ферзь против ладьи и слона Цель: Задачи: Закреплять знания и отрабатывать практические навыки игры ферзем. Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей
14 Конь
Задачи: Познакомить с шахматной фигурой «Конь», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развивать внимание., умение отстаивать свою позицию Место коня в начальном положении. Рассказать и показать сложность ходов коня Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей
15 Конь
Задачи: Продолжать знакомить с шахматной фигурой «Конь» Развивать ловкость и смекалку, ориентировку в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Активизировать словарь. Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), "Ограничение подвижности".
Д/и «Секретная фигура" Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей
16 Конь против ферзя, ладьи, слона
Задачи: Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – конь. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук. Д/и «Волшебный мешочек». Дид/задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Д/ игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" "Ограничение подвижности". Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей
17 Пешка «Ни шагу назад!»
Задачи: познакомить с местом пешки в начальном положении; понятиями: ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Чтение дидактической сказки "Детский сад "Чудесная Пешка"
Рассказ о пешке. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин".Д/и «Волшебный мешочек» Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей
18 Пешка
Задачи: Продолжать знакомить детей с пешкой. Научить «сражаться пешками». Поощрять стремление высказывать свое мнение.
Дид/задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля" Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей
19 Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня
Задачи: Продолжать знакомить детей с пешкой. Отрабатывать умение «сражаться пешками». Приобщать детей в ходе решения занимательных задач к элементарной творческой деятельности. Поощрять стремление высказывать свое мнение. Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, "Ограничение подвижности".
Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей
Март
20 Король
Задачи: Показать, как ходит король. Разучить правило «Королей не уничтожают» и что оно означает. Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение. Рассказ о месте короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания: «Один в поле воин", "Кратчайший путь". Чтение и инсценировка сказки "Лена, Оля и Баба Яга". Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей
Костюмы для инсценировки.
21 Король «Волшебный квадрат»
Задачи: Формировать представления о волшебном квадрате, который король использует в игре. Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. Активизировать словарь. Рассказ о волшебном квадрате, который король использует в игре. "Двойной удар", "Взятие". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Ограничение подвижности". Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей
22 Шах
Задачи: Формировать представление о позиции «шах» Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. Активизировать словарь. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания "Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита от шаха". Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей
23 Шах
Задачи: Закрепить представления детей о позиции «шах» Развивать логического мышления умения доказывать правильность решения, опровергать неправильные, сообразительность, быстроту реакции. Воспитывать умение выслушивать других детей. Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания "Дай открытый шах", "Дай двойной шах". Дидактическая игра "Первый шах".
Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей
Апрель
24 Мат и шах
Задачи: Формировать представления о комбинациях «шах», «мат» («комбинация» и «вилка» - двойной удар). Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей
25 Мат
Задачи: Формировать представления о том, что мат - цель игры упражнение в определении шахматных ситуаций. Чтение сказки "До свидания, Шахматная страна"
Объяснение нового материала: мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание "Мат или не мат". Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей
26 Мат в один ход.
Задачи: Закрепить представления детей о позиции «мат» Развивать быстроту реакции. Воспитывать организованность
Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание "Дай мат в один ход". Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей
27 Ничья
Задачи: Формировать представлений о положении «пат» , выделение отличий пата от мата.
Чтение сказки "Мат и пат", Рассказ о позициях «мат» и «пат»
Вариантах ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание "Пат или не пат". Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей
Май
28 Рокировка
Задачи: познакомить с понятием «Рокировка» Зачем нужна рокировка. Как делается рокировка. Развивать творческое мышление, логическое мышление, способствовать умению доказывать правильность своего решения, развитию интеллекта. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание "Рокировка".
Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей
29 Шахматная партия
Задачи: Дать общие представления и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра "Два хода" Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей
30 Шахматная партия.
Задачи :Закреплять представления и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.
Партии 1 - 2
Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей
31,32 Шахматная партия
Задачи: Закреплять представлений и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.
Партии № 14 - 15
Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей
КРАТКИЙ ШАХМАТНЫЙ СЛОВАРЬ
А
Ассоциация гроссмейстеров — добровольный союз сильнейших гроссмейстеров мира.
Активные шахматы — или «быстрые шахматы», когда времени на партию отводится по 30 мин на каждого игрока. По ним проводятся соревнования всевозможного масштаба, вплоть до первенства мира.
Арбитр — шахматный судья всесоюзного или международного масштаба (крупных шахматных соревнований).
Анализ — подробный разбор своей или сыгранной другими шахматистами партии (по газетам, журналам, книгам), где отмечаются плохие и удачные ходы: свои и соперника, обеих сторон, объясняются причины, почему они сделаны, намечаются пути устранения допущенных ошибок.
Атака — наступление одной из сторон или на одном фланге, или по всему фронту, на обоих флангах одновременно, на королевском и на ферзевом, чаще всего большими силами.
Б
Белые — название цвета фигур одной из сторон шахматного войска в игре.
Болельщик — любитель шахмат, непосредственно не участвующий в данный момент в игре, турнире, матче, сеансе и других соревнованиях
Битое поле — поле или поля, которые контролируются пешкой или любой фигурой.
в
Вертикаль — одна из трех линий (прямая) шахматной доски. Идет по направлению от игрока к игроку, обозначается восьмью буквами («а», «Ь», «с» и т. д.).
Вилка — одновременное нападение пешки или коня на две пешки или фигуры, а конем одновременно на четыре пешки или фигуры противника (большая «четырехзубчатая вилка»). Король может тоже сделать вилку, напав одновременно на две ладьи или два коня.
Вариант — одно из многочисленных ответвлений в партии.
Взятие — уничтожение пешки или фигуры. Вместоуничтоженной (сбитой) на то же поле ставится фигура или пешка другого цвета.
Выступка— право выступки. Первый ход шахматной партии всегда принадлежит белым фигурам (войскам).
Взятие на проходе — когда пешка любого цвета со своего первоначального места идет сразу на два поля и пересекает битое поле пешки противника, то та имеет право побить ее (снять с доски) и поставить на битое поле свою.
Г
Горизонталь — прямая линия на шахматной доске, идущая слева направо (или справа налево). Обозначается цифрами, которые пишутся сбоку от доски: слева от игрока (от 1-й до 8-й или от 8-й до 1-й горизонтали).
Гроссмейстер — самое высокое спортивное звание в шахматной игре.
д
Доска — место, где разыгрываются шахматные баталии. Состоит из 64 черно-белых полей всевозможных размеров.
Дебют — самая первая, начальная стадия шахматной партии. Включает в себя примерно 10—15 ходов.
Диагонали — линии доски, идущие наискосок. В отличие от прямых вертикальных и горизонтальных линий состоят из полей одного цвета (белые и черные диагонали). Разной длины (от двух до восьми полей).
Диаграмма — плоскостное изображение фигур, шахматных позиций, задач и этюдов в печати (газетах, журналах, книгах).
Двухходовка— шахматная задача, где мат черным дается в 2 (через 2) хода. Самая простая по составлению и решению, наиболее популярная и широко распространенная в шахматной композиции.
Дальнобойные фигуры — фигуры, которые контролируют поля по всем линиям доски (по вертикали, горизонтали, диагонали). Это ферзь, ладья и слон. Они могут как побить, так и защитить свои фигуры и пешки на этих линиях на самом дальнем расстоянии (до 7-го поля).
Ж
Жертва — если один из игроков сознательно, специально (а иногда в силу вынужденных обстоятельств) отдает пешку или фигуру или меняет более ценную фигуру на менее значимую, например ферзя на ладью, ладью на коня, слона на пешку, то такую шахматную операцию называют «он пожертвовал». Причины жертв могут быть обоснованными, заранее рассчитанными на несколько ходов вперед. Они чаще всего приводят к последующей победе, мату, а необоснованные, ошибочные, непродуманные — к материальным потерям, к поражению.
Жребий — разыгрывание перед турниром, кто каким цветом играет. В матчевых встречах, у кого какой порядковый номер.
3
Защита — умение игрока сдерживать атаку противника, искусно обороняться, делая хорошие защитные ходы, своевременно уничтожая атакующие пешки и фигуры противника.
Задача — искусственно созданная позиция на доске, где мат достигается в заранее обусловленное число ходов.
Заблокированная пешка — если На поле перед ней стоит фигура или пешка противника (или своя пешка или фигура), мешая ей двигаться дальше. Такая пешка считается слабой: выключена из игры.
Защищенная проходная пешка — такая пешка, которую защищает своя пешка или любая другая фигура.
Зевок — просмотр отличного хода, красивой выигрышной комбинации, потеря фигуры и т. п.
И
Индия — родина шахмат (V в.). Игра — шахматный поединок, шахматная партия.
Изолированная пешка — такая, когда на соседних с ней вертикалях нет своих пешек.
К
Комбинация — серия последовательных ходов, совершаемых с целью улучшения своей позиции, приобретения шахматного материала, постановки мата. Неприменный атрибут шахматной комбинации — жертва пешки, фигуры (или нескольких).
Композитор — составитель шахматных задач и этюдов. Лучшим из них присваивается звание гроссмейстер шахматной композиции.
Композиция — заранее созданная искусственная шахматная позиция: задача или этюд.
Конкурс — соревнование составителей или решателей задач и этюдов за заранее отведенное время (или кто потратит меньше времени).
Кандидат в мастера — шахматный разряд после I, непосредственно перед мастером спорта СССР.
Каисса — греческая богиня, покровительница шахмат.
Качество — приобретение или потеря шахматного материала. Потерять качество — это отдать ладью за слона, выиграть качество — взять ладью за коня.
л
Легкие фигуры — общепринятое название для коней и слонов.
Линия — несколько чередующихся черно-белых или одинаковых полей на шахматной доске. Всего три рода разновидностей линий — вертикальная, горизонтальная и диагональная.
Ловушка — своеобразный ход с заранее подготовленной приманкой, замаскированной западней. Например, пешка или фигура (вплоть до ферзя), временно пожертвованные за приобретение большего материала или за постановку мата противнику (например, «мат Легаля»).
Лидерство — ведущее положение игрока в турнире: «идет во главе турнирной таблицы», «возглавляет турнирную таблицу».
Мат — безвыходное, безнадежное положение для короля (обязательно после шаха королю). Означает конец игры.
Мат спёртый — разновидность обычного мата. Встречается редко.
Мастер — шахматное звание (разряд) перед гроссмейстером. Национальный мастер — мастер своей страны, звание международный мастер присваивается при выполнении соответствующей нормы в международных соревнованиях шахматистов.
Материальное преимущество — выигрыш одним из соперников у другого шахматного материала: фигуры или нескольких фигур и пешек. Однако материальное преимущество еще не дает полной гарантии выигрыша его обладателю. Но нередко является прекрасной надежной предпосылкой для одержания победы в партии.
Мельница — разновидность открытого шаха, когда одна из защищающихся сторон несет огромный материальный урон от применения мельницы или получает мат.
Миттельшпиль — вторая стадия шахматной партии после дебюта. Переводится с немецкого языка как середина игры. Именно в этой стадии начинаются активные боевые действия с обеих сторон. Мобилизация сил к этому времени завершена.
Манёвр — серия ходов одного из игроков (или обоих вместе) для достижения определенной цели: создания атаки, выигрыша фигуры, отпугивания ее от своих позиций и т. п.
Н
Начальная позиция — расположение фигур и пешек в исходном положении (до начала игры) до первого хода белых.
Ничья — окончание игры. Ни одной из сторон не присуждается победа, остается по королю, или оба игрока сами соглашаются на ничью, вечный шах, патовое положение на доске одному из королей и т. д.
Нападение — пойти фигурой или пешкой так, чтобы следующим ходом можно было бы взять неприятельскую фигуру или пешку.
Нотация — система записи ходов в шахматной партии.
О
Оскар — почетный приз в виде статуэтки, ежегодно присуждаемый в Барселоне (Испания) лучшему шахматисту и шахматистке года, независимо от их шахматного звания, и необязательно чемпиону и чемпионке мира.
Открытая линия — вертикали шахматной доски, свободные как от своих пешек и фигур, так и противника.
Олимпиада — самые крупные шахматные соревнования на планете. Проводятся 1 раз в 3 года. Последняя такая Олимпиада состоялась в г. Салониках, в Греции в 1988 г.
Очки — по их количеству определяется занятое место в шахматном турнире тем или иным игроком (или командой). За проигрыш начисляется обычно 0 очков, за ничью — 1/2 очка, за победу — 1 очко.
Оппозиция — противостояние королей напротив друг друга через одно или несколько нечетных полей, когда одинокий король остается против короля с пешкой. Знание этого правила помогает слабейшей стороне (одинокому королю) в некоторых случаях добиться ничьей.
Ошибка — любой просчет в игре.
Оборона — когда одна сторона атакует, а вторая ведет оборону, т. е. защищается.
П
Партия — шахматное сражение между двумя соперниками, или группой и одним игроком (в сеансе одновременной игры), или несколькими игроками между собой (тренировочный матч).
Пат — разновидность ничьей, когда королю некуда ходить, а шаха ему нет.
Перевес — умение кратчайшим путем выводить фигуры и пешки на наиболее выгодные ключевые поля. Говорят: «У него перевес в развитии фигур», что соответствует определенному преимуществу.
Позиция — размещение фигур и пешек на шахматной доске. Бывает плохая позиция, когда фигуры плохо развиты, и хорошая (активная) позиция.
Поле — одна из 64 клеток на шахматной доске, по 32 белых и столько же черных поля. Каждое поле имеет свое, присущее ему обозначение: al, е5, с8 и т. п.
Поле превращения — по восемь полей двух последних горизонтальных линий, которых достигла черная или белая пешка. Затем она снимается с доски и больше в этой партии не участвует, а вместо нее ставится любая фигура, кроме короля. Чаще всего ставят ферзя, как наиболее сильную фигуру, но иногда выгоднее поставить и коня, если с его помощью достигается быстрый выигрыш или сразу ставится мат.
Правила — свод, совокупность шахматных законов, положений, на основе которых идет сражение на шахматной доске. Их соблюдение и выполнение обязательно для каждого шахматиста.
Приз — награда победителю или еще двум призерам за 2-е и 3-е места в шахматном турнире. Это может быть медаль, литература, ваза и т. п.
Претендент — участник розыгрыша первенства мира, встречающийся в финале с чемпионом (чемпионкой) мира по шахматам.
Р
Рокировка — одновременный ход короля и ладьи. Король пододвигается к какой-нибудь ладье на два поля, а ладья переставляется через короля по другую его сторону. Проводится один раз за всю игру с целью укрыть короля в безопасное место и побыстрее ввести в игру одну из ладей. Рокировать можно при соблюдении определенных условий.
Развитие — постепенная перегруппировка фигур и пешек ближе к центру и границе противника для быстрейшей подготовки их к атаке. Существуют понятия «фигуры плохо развиты», «фигуры хорошо развиты».
Разряд — шахматная квалификация на данное время. Выполняется или подтверждается при игре в шахматном турнире. Самый низший IV разряд, приравнивается к Iюношескому в других видах спорта, затем идет III, II и I взрослый и т. д. Нужно выполнить норму в турнире, т. е. набрать заранее определенное количество очков.
Размен — обмен фигурами или пешками. Бывает выгодный размен, например поменять одну или две пешки на слона или коня, и невыгодный — отдать ладью за слона и пешку и т. п.
Разбор партии — анализ ошибок, упущенных возможностей каждой из сторон и т. д.
С
Сеанс одновременной игры — это когда один сеансер играет одновременно с 10, 20, 30 и более игроками.
Связка — такое положение в шахматной позиции, когда одна из фигур, а часто и сам король, лишены подвижности одной из фигур иЛи пешек противника.
Сдаться — прекратить сопротивление ввиду его бесполезности. Дальнейшая игра сулит большие материальные потери, или вскоре королю ожидается мат.
Судья — человек, наблюдающий за правилами игры, арбитр.
Т
Тактика — методы, способы игры, применяемые в шахматной встрече.
«Тронул — ходи» — одно из правил в шахматах: взявшись за свою фигуру или пешку, игрок обязан ею ходить. Если дотронулся до фигуры или пешки противника, то должел ее взять (если это возможно). Если же надо поправить свою фигуру или пешку, необходимо предварительно предупредить противника или судью: «Поправляю».
Темп — скорость, быстрота, с которой разыгрывается партия. Выиграл темп — значит, опередил противника в развитии, потерял темп — отстал в развитии фигур и пешек.
Турнир — вид шахматных соревнований. Бывает квалификационный турнир: на получение шахматного разряда; турнир на личное первенство на звание сильнейшего; командный турнир и т. п.
Тренер — шахматист (секундант, помощник), помогающий другому или нескольким готовиться к соревнованиям всевозможного ранги, всевозможных форм, олимпиаде, матчу, турниру и т. д.
Таблица — документ, куда заносятся очки игроков, участвующих в том или ином соревновании малого или большого масштаба.
Тихий ход — т. е. пока безвредный, промежуточный, как бы подготовительный, без объявления шаха королю или без уничтожения пешки или фигуры. Бывает очень «ядовитым».
Тяжелые фигуры — общепринятое название для ладей и ферзей.
У
Угроза — ходы (ход), сулящие неприятности противнику. Угроза, что будет побита пешка или фигура, лишение противника рокировки и т. п.
Ф
ФИДЕ — Всемирная шахматная федерация, куда входят более 100 стран. Девиз ФИДЕ: «Мы все — одна семья».
Фигура — все единицы шахматного войска: король, ферзь, ладья, слон, конь, кроме пешки, не достигшей поля превращения.
финал — одна из фаз розыгрыша шахматного первенства, финалист — игрок, попавший в следующий более высокий цикл соревнований.
Фианкетирование— выведение слона любого цвета на самые большие диагонали доски: поля Ь2 и Ь7, g2 и g7.
фланг — королевский: справа от белого короля и слева от черного короля — и ферзевый: слева от ферзя у белых и справа от ферзя у черных.
X
Ход — любое передвижение фигуры или пешки на другое поле с соблюдением всех установленных правил. Ходы делаются по очереди. Нельзя, например, выполнить два хода подряд, пропустить свой ход, побить за один раз (ход) сразу две фигуры или пешки противника, пойти пешкой назад и т. п.
Ц
Центр — поля, составляющие середину доски: четыре поля — малый центр, двенадцать центральных полей доски — расширенный центр.
Цугцванг (нем.) — такое положение у игрока, когда ему, хочешь не хочешь, приходится делать невыгодный для себя ход.
Цейтнот — острая нехватка времени у игрока. Просрочка времени (при игре с шахматными часами) может привести к поражению, даже если обстановка на доске сложилась в его пользу.
Ч
Чемпион мира — самый сильный шахматист или шахматистка всей Земли.
Черные — название цвета фигур одной из сторон шахматного войска в игре.
Ш
Шах — угроза только одному королю (сейчас вслух не объявляется), когда ему некуда ходить после шаха, нечем закрыться от него или уничтожить атакующую фигуру или пешку.
Шахматная доска — 64-клеточный черно-белый квадрат любого размера, на котором разыгрываются шахматные баталии.
Штурм — решительная шахматная атака.
Э
Этюд — искусственно составленная шахматная позиция, где одна из сторон, чаще всего белые, добивается выигрыша или делает ничью. Число ходов, необходимых для достижения цели, заранее не оговаривается
.
Список используемой литературы
Весела И., Веселый. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы.- М. «Просвещение» 1991г.
Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников
Журнал «Здоровье дошкольника» №6-2010 г. стр.27 «Дети и шахматный мир»
А. Карпов «Учитесь шахматам»
Программа кружка построена на основе образовательной программы ДОУ, разработанной по программе развития и воспитания детей в детском саду «Детство». Программа «Детство» состоит из принципов гармоничности образования и широкого взаимодействия дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом. Что является основой для развития любознательности, познавательных способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов детей.