Дополнительная образовательная программа «Белая Ладья»


 Содержание.

Пояснительная записка.
Цель, задачи.
Учебно – тематический план.
Содержание программы.
Годовой календарный учебный график.
Организационно – педагогические условия
реализации программы. Планируемые результаты.
Список литературы.

Пояснительная записка.
Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Доказано, что занятие шахматами укрепляет память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник - выдержанней, зазнайка –самокритичней. К тому же шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья».
В дошкольном учреждении на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Программа по обучению игре в шахматы максимально проста, доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях. Использование приема обыгрывание заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.
Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебстве. Что обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие.
Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен дошкольникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих дошкольников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Цель программы:
Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы. Задачи программы:
1.Образовательная:
Расширить кругозор, пополнить знания, активизировать мыслительную деятельность дошкольника, учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание.
2. Воспитательная:
Выработать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойких характер.
3.Развивающая:
Окунуть детей в мир сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, заинтересовать красотой и изяществом отдельных ходов, шахматных комбинаций. Научить находить в обыкновенном – обыкновенное, получать эстетическое наслаждение, восхищаться удивительной игрой. Обогащать детскую фантазию. Помочь детям стать сильными духом, преодолеть себя. Достичь вершин мастерства. Воспитывать лидерство, стремление стать первым, завоевывать высшие награды и титулы. Развивать организованность, гармоничное физическое и интеллектуальное развитие через длительные тренировки для поддержания формы, самообладания и эмоциональной устойчивости.
Объем и реализация рабочей программы. Рабочая программа рассчитана на два года обучения для детей старшего дошкольного возраста, с проведением одного занятия в неделю во второй половине дня.
В центре внимания находится личность ребенка. Дети через игру в шахматы имеют возможность осуществить свои интересы, планы, задумки.
Планируемые результаты освоения программы:
Воспитанники должны:
. иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней
. различать и называть шахматные фигуры
. правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение.
. иметь представление об элементарных правилах игры.
. играть малым числом фигур
. иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах
. правильно применять элементарные правила игры
. иметь представление о некоторых тактических приемах
Учебно-тематический план.
№ Раздел. Тема. Количество часов Дата проведения.
План Факт
1 Шахматная доска 1 6.10 2 Элементы шахматной доски. 1 13.10 3 Элементы шахматной доски. 1 20.10 4 Практическое занятие «Шахматная доска». 1 27.10 5 Шахматная фигура. Пешка. 1 3.11 6 Шахматные фигуры. Пешка. 1 10.11 7 Мероприятие «Праздник пешки». 1 17.11 8 Шахматные фигуры. Ладья. 1 24.11 9 Мероприятие «Конкурс смекалистых». 1 1.12 10 Шахматные фигуры. Слон. 1 8.12 11 Дидактическая игра «Игра на уничтожение». 1 15.12 12 Шахматная фигура. Ферзь. 1 22.12 13 Практическое занятие. 1 20.12 14 Шахматные фигуры. Конь. 1 12.01 15 Шахматные фигуры. Король. 1 19.01 16 Практическое занятие. 1 26.01 17 Шахматные позиции. 1 2.02 18 Повторение. 1 9.02 19 Мероприятие «Шахматная викторина». 1 16.02 20 Рокировка. Понятие рокировки. 1 24.02 21 Практическое занятие по теме «Рокировка». 1 2.03 22 Шахматные позиции. «Конь» 1 9.03 23 Мероприятие – викторина по теме «Конь». 1 16.03 24 Шахматные позиции. Король. 1 23.03 25 Дидактическая игра «Шах или не шах» 1 30.03 26 Практическое занятие по теме «Работа с диаграммами». 1 6.04 27 Тактические приемы 1 13.04 28 Тактические приемы 1 20.04 29 Тактические приемы 1 27.04 30 Дидактические игры. 1 4.05 31 Шахматные турниры «Игровая практика». 1 11.05 32 Турнир с родителями «Белая ладья». 1 18.05 33 Мероприятия «В гостях у шахматного короля», экскурсия в сельский Дом Культуры. 1 25.05 34 «Чудесный мешочек» Викторина 1 35 Повторение 1 36 Турнир с друзьями 1 Содержание программы.
№ Тема Содержание
1 Шахматная доска Рождение, история развития шахмат. Знакомство с шахматной доской.
2 Элементы шахматной доски. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.
3 Элементы шахматной доски. Расположение шахматной доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей и горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали.
4 Практическое занятие «Шахматная доска». Практическое занятие. Знакомство и игра на доске. «Чудесный мешочек» дидактическая игра.
5 Шахматная фигура. Пешка. Знакомство с пешкой. Место пешки в начальном положении. Особенности пешки. Пешечные заповеди. Пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешки против двух, две пешки против двух, многопешечные положения. Правила шахматной игры.
6 Шахматные фигуры. Пешка. Дидактические игры «Пешечная эстафета», «Знатоки шахмат», «Игра на уничтожение».Практическое занятие по теме «Пешка».
7 Мероприятие «Праздник пешки». Практическое занятие по теме «Пешка».
8 Шахматные фигуры. Ладья. Знакомство с ладьей. Место ладьи в начальном положении. Ход и взятие ладьи. Диаграмма и ее решение. Шахматные позиции.
9 Мероприятие «Конкурс смекалистых». Дидактическая игра «Тайны шахматной доски», «Загадки шахматной шкатулки».Практическое занятие по теме «Ладья».
10 Шахматные фигуры. Слон. Знакомство со слоном. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Легкая и тяжелая фигура.
11 Дидактическая игра «Игра на уничтожение». Ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов.
12 Шахматная фигура. Ферзь. Знакомство с ферзем. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Ферзь против ферзя.
13 Практическое занятие. «Игра на уничтожение».
14 Шахматные фигуры. Конь. Знакомство с конём. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух. Конь против ферзя, ладьи, слона, сложные положения.
15 Шахматные фигуры. Король. Знакомство с королем. Место коня в начальном положении. Ход короля, взятие. Король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Партия.
16 Практическое занятие. Игра в парах.
17 Шахматные позиции. Поля. Горизонталь. Вертикаль. Диагональ. Центр. Ходы фигур, взятие. Шах. Мат. Пат. Начальное положение. Игра пешками, слоном, ладьей, ферзем, королем. Правило «Короля не бьют».
18 Повторение. Поля. Горизонталь. Вертикаль. Диагональ. Центр. Ходы фигур, взятие. Шах. Мат. Пат. Начальное положение. Игра пешками, слоном, ладьей, ферзем, королем. Правило «Короля не бьют».
19 Мероприятие «Шахматная викторина». «Чудесный мешочек» дидактическая игра.
20 Рокировка. Понятие рокировки. Понятие рокировки. Длинная и короткая рокировка. Три правила рокировки.
21 Практическое занятие по теме «Рокировка». Игры в парах.
22 Шахматные позиции. «Конь» Легкая фигура – конь. Ход коня – буква «Г». С белого поля на черное поле. Конь против других фигур. Позиция «Вилка».
23 Мероприятие – викторина по теме «Конь». Коллективная игра.
24 Шахматные позиции. Король. Король. Мат. Пат. «Вечный шах». Игра в парах.
Практическое занятие по теме «Работа с диаграммами».
25 Дидактическая игра «Шах или не шах» Дидактические задания «Поставь мат в один ход», «Поставь мат в два хода».
26 Практическое занятие по теме «Работа с диаграммами». Дебют. Три правила дебюта. Мат ферзем. Линейный мат. Мат двумя слонами. Правила «Взятие на проходе». Правило квадрата.
27 Тактические приемы Дебют. Три правила дебюта. Мат ферзем. Линейный мат. Мат двумя слонами.
28 Тактические приемы Правила «Взятие на проходе». Правило квадрата. Правила «Ключевые поля».
29 Тактические приемы Матовые комбинации. Типичные комбинации в дебюте.
30 Дидактические игры. Дидактические игры «Шахматная коробочка», «Игра всеми фигурами».
31 Шахматные турниры «Игровая практика». Практическое занятие. Игры в парах.
32 Турнир с родителями «Белая ладья». Практическое занятие. Игра с родителями.
33 Мероприятия «В гостях у шахматного короля», экскурсия в сельский Дом Культуры. Игра со школьными шахматистами.
34 «Чудесный мешочек» викторина. Игры в парах. Дидактические игры.
35 Повторение Поля. Горизонталь. Вертикаль. Диагональ. Центр. Ходы фигур, взятие. Шах. Мат. Пат.
36 Турнир с друзьями Начальное положение. Игра пешками, слоном, ладьей, ферзем, королем. Правило «Короля не бьют».
Годовой календарный учебный график.
№ П/П Вид образовательной программы Направленность Форма организации Образовательная услуга Кол-во часов
В неделю всего
1. Дополнительная
Художественно - эстетическая Групповая Кружок «Белая ладья» 1 36
Сентябрь
Пн5 12 19 26 Вт 6 13 20 27 Ср 7 14 21 28 Чт1 8 15 22 29 Пт2 9 16 23 30 Сб3 10 17 24 Вс4 11 18 25 Календарный учебный график с 7.09.2016г. – 31.05.2017г.
Октябрь
Пн3 10 17 24 31
Вт 4 11 18 25 Ср 5 12 19 26 Чт6 13 20 27 Пт7 14 21 28 Сб1 8 15 22 29 Вс2 9 16 23 30 Ноябрь
Пн7 14 21 28 30
Вт 1 8 15 22 29 Ср 2 9 16 23 30 Чт3 10 17 24 26 Пт4 11 18 25 27 Сб5 12 19 26 28 Вс6 13 20 27 29 Декабрь
Пн5 12 19 26 Вт 6 13 20 27 Ср 7 14 21 28 Чт1 8 15 22 29 Пт2 9 16 23 30 Сб3 10 17 24 31 Вс4 11 18 25 Февраль
Пн1 8 15 22 29 Вт 2 9 16 23 Ср 3 10 17 24 Чт4 11 18 25 Пт5 12 19 26 Сб6 13 20 27 Вс7 14 21 28 Январь
Пн2 9 16 23 30
Вт 3 10 17 24 31
Ср 4 11 18 25 Чт5 12 19 26 Пт6 13 20 27 Сб7 14 21 28 Вс1 8 15 22 29 Апрель
Пн4 11 18 25 Вт 5 12 19 26 Ср 6 13 20 27 Чт7 14 21 28 Пт1 8 15 22 29 Сб2 9 16 23 30 Вс3 10 17 24 Март
Пн7 14 21 28 Вт 1 8 15 22 29 Ср 2 9 16 23 30 Чт3 10 17 24 31 Пт4 11 18 25 Сб5 12 19 26 Вс6 13 20 27 Июнь
Пн6 13 20 27 Вт 7 14 21 28 Ср 1 8 15 22 29 Чт2 9 16 23 30 Пт3 10 17 24 Сб4 11 18 25 Вс5 12 19 26 Май
Пн2 9 16 23 30
Вт 3 10 17 24 31
Ср 4 11 18 25 Чт5 12 19 26 Пт6 13 20 27 Сб7 14 21 28 Вс1 8 15 22 29 Август
Пн1 8 15 22 29 Вт 2 9 16 23 30 Ср 3 10 17 24 31 Чт4 11 18 25 Пт5 12 19 26 Сб6 13 20 27 Вс7 14 21 28 Июль
Пн4 11 18 25 Вт 5 12 19 26 Ср 6 13 20 27 Чт7 14 21 28 Пт1 8 15 22 29 Сб2 9 16 23 30 Вс3 10 17 24 31 Учебные дни. Организация платной образовательной услуги.
Выходные и праздничные дни.
Дни летних каникул.

Планируемые результаты освоения программы
Воспитанники должны:
иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;
различать и называть шахматные фигуры;
правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;
иметь представление об элементарных правилах игры;
играть малым числом фигур;
иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;
владеть основными шахматными терминами;
правильно применять элементарные правила игры.

Список литературы
Весела, И. Шахматный букварь [электронный вариант] / И. Весела, И. Веселы. — М.: Просвещение, 1983;
Гришин, В. Г. Шахматная азбука [электронный вариант] / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. — М.: Физкультура и спорт, 1972;
Карпов, А. Е. Учитесь шахматам [электронный вариант] / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2004;Петрушина, Н. М. Шахматный учебник для детей [электронный вариант / Н. М. Петрушина – Ростов н/Д Феникс, 2007;Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [электронный вариант] / И. Г. Сухин. — М: Поматур, 2000;
Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [электронный вариант] / И. Г. Сухин. — М.: Астрель; АСТ, 2000;
Левенфиш, Г.Я. Книга начинающего шахматиста [электронный вариант] /Г.Я. Левенфиш. – М.: Физкультура и спорт, 1957
Интернет-ресурсы