Рабочая программа Белая ладья 2 год обучения
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 г. Углегорска
Сахалинской области
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
учащихся для 3 классов
«Шахматная школа»
(составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Программы «Шахматы – школе», автор И.Г. Сухин)
(на 1 год реализации)
Составитель:
Преп.-орг. ОБЖ Т.В.Антонова
Углегорск
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа для младших школьников «Шахматная школа» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Программы «Шахматы – школе», автор И.Г. Сухин.
Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Цели программы:
Обучить правилам игры в шахматы.
Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.
Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.
Задачи:
Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.
Научить ориентироваться на шахматной доске.
Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур.
Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.
Сформировать умение записывать шахматную партию.
Сформировать умение проводить элементарные комбинации.
Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Объем программы: программа рассчитана на один год обучения. На реализацию курса отводится 2 часа в неделю
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций.
Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.
ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
фронтальные
групповые
индивидуальные
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
1.
Методы обучения
Словесные
беседа;
рассказ;
объяснение,
дискуссия,
лекция
Наглядные
(демонстрации)
(предпочтение)
тех.средства обучения (фильмы, презентации и т.д.);
натур.объекты;
натур. изобр.сред.
(схемы, графики, карты).
Практические
практ. или л.р;
распознавание;
моделирование;
решение познавательных задач;
эксперимент;
наблюдение;
упражнения.
2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности)
3. Индуктивные дедуктивные (по логике изложения и восприятия материала)
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
Название
Цель
Сущность
Проблемное обучение
Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся
Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, решая которые обучаемые активно усваивают знания
Развивающее обучение
Развитие личности и ее способностей
Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию
Активное обучение
Организация активности обучаемых
Моделирование предметного и социального содержания учебной деятельности
Игровое обучение
Обеспечение личностно-деятельного характера усвоение знаний, навыков, умения
Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации
Обучение развитию критического мышления
Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс
Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Формы контроля:
индивидуальная
групповая
комбинированная
самоконтроль
Виды контроля:
предварительный (вводный)
текущий
итоговый
Способ (метод) контроля:
письменный
устный
Формы контроля:
тестирование
нетрадиционные (кроссворды, ребусы и пр.)
игры
проекты
и пр.
Тематический план
№
п/п
Наименование разделов, тем
Коли-чество
часов
Практика
Раздел 1. Повторение пройденного
4
4
Раздел 2. Краткая история шахмат. Шахматная доска
2
-
Раздел 3. Шахматная нотация
4
3
Раздел 4. Ценность шахматных фигур
6
4
Раздел 5. Техника матования одинокого короля
6
5
Раздел 6. Достижение мата без жертвы
6
5
Раздел 7. Шахматная комбинация
32
30
Раздел 8. Повторение изученного материала
8
8
ИТОГО:
68
59
К концу второго года ученик научится:
знать шахматные правила FIDE;
обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
понимать ценность шахматных фигур.
К концу второго года ученик может научиться:
правильно вести себя за доской;
записывать шахматную партию;
матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.
Содержание программы внеурочной деятельности
«Шахматная школа»
Программой предусматривается 68 шахматных занятия (одно занятие в неделю). Учебный курс включает в себя 8 разделов. Ha каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.
Второй год обучения (3 класс)
I. Повторение изученного в первый год обучения.
Как ходят фигуры.
II. Краткая история шахмат.
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Выдающиеся шахматисты нашего времени. Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы.
III. Шахматная нотация.
Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур.
Краткая и полная шахматная нотация. Запись начального положения. Запись шахматной партии.
Дидактические игры и игровые задания.
«Назови вертикаль». Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее. Так школьники называют все вертикали. Затем задаются вопросы: «На какой вертикали в начальной позиции стоят короли (ферзи, королевские слоны, ферзевые кони, ферзевые ладьи и т.п.)
«Назови горизонталь». Задание подобно предыдущему, но дети называют горизонтали.
«Назови диагональ». А здесь называется диагональ (например, диагональ е1 – а5).
«Какого цвета поле?». Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет (можно попробовать это сделать «вслепую», не глядя на доску).
«Кто быстрее». К доске вызываются два ученика, и педагог просит их найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.
«Вижу цель». Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Ученики отвечают по очереди, причем после каждого ответа учитель уточняет – ближе или дальше.
«Диагональ». Дети должны назвать поля, составляющие диагональ (например, е1-h4).
IV. Ценность шахматных фигур.
Повторение: ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9). Сравнительная сила фигур. Абсолютная и относительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Нападение и защита. Способы защиты (5 способов).
Дидактические игры и игровые задания.
«Кто сильнее?». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?».
«Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
«Выигрыш материала». Учитель на демонстрационной доске расставляет положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.
«Защита». В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.
V. Техника матования одинокого короля.
Мат различными фигурами. Ферзь и ладья против короля. Две ладьи против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
Дидактические игры и игровые задания.
«Шах или мат». Шах или мат черному королю?
«Мат или пат». Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.
«Мат в один ход». Требуется объявить мат в один ход черному королю.
«На крайнюю линию». Надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.
«В угол». Требуется сделать такой ход, чтобы черный король отошел на угловое поле.
«Ограниченный король». Надо сделать такой ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.
VI. Достижение мата без жертвы материала.
Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры), миттельшпиле (середина игры), эндшпиле (конец игры). Защита от мата. Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг.
Дидактические игры и игровые задания.
«Объяви мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.
«Защитись от мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.
Раздел VII. Шахматная комбинация
Достижение материального перевеса. Нападение и защита. Способы защиты.
Правила и законы дебюта. Дебютные ошибки. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов партии. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Коротко о дебютах. Связка в дебюте. Три стадии шахматной партии (дебют, миттельшпиль, эндшпиль). Игры: “Мат в один ход”. “Поймай ладью”. “Поймай ферзя”.Двух– и трехходовые партии. “Можно ли побить пешку?”.“Можно ли сделать рокировку?”. “Захвати центр”.“Чем бить фигуру?”. “Сдвой противнику пешки”. Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Понятие о тактике. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Понятие о стратегии. Пути реализации материального перевеса. Элементарные окончания. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения. Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
Дидактические игры и игровые задания.
Ресурсное обеспечение
№ п/п
Наименование учебного оборудования
1
Учебно-методическое обеспечение:
Программа
Книги о шахматах
- Сухин И.Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет: Книга – сказка для совместного чтения родителей и детей. – М.: Новая школа, 1994.
- Сухин И. Приключения в шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
- Книжка – раскраска «Шахматные герои».
- Журнал «Шахматное обозрение», 7-8/94
Энциклопедии
Методическое пособие для учителя
Рабочие тетради
2
Наглядные пособия
Коробки с деревянными шахматами
Коробки с магнитными шахматами
3
Игры и игрушки
Игры настольно-печатные
4
Технические средства
Компьютер
Магнитофон
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска
Диск DVD
Рассмотрена на МС
протокол от 29.08.2016 г. № 1
Принята на педагогическом совете
протокол от 31.08.2016 №1
Утверждено приказом
от 31.08.2016 г. № 222-А
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2016-2017 УЧ.ГОД
2 год обучения (3 класс)
№
Тема
Кол-во часов
Примечание
ДАТА
план
факт
Раздел 1. Повторение пройденного
4
1
Поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур.
1
07.09
2
Шах, мат, пат. Начальное положение. Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения).
1
07.09
3
Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки.
1
14.09
4
Варианты ничьей. Игровая практика.
1
14.09
Раздел 2. Краткая история шахмат. Шахматная доска
2
5
Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу.
1
21.09
6
Выдающиеся шахматисты нашего времени.
1
21.09
Раздел 3. Шахматная нотация
4
7
Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.
1
28.09
8
Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов.
1
28.09
9-10
Шахматная нотация. Игровая практика (фрагмента шахматной партии).
2
05.10
Раздел 4. Ценность шахматных фигур
6
11-12
Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур.
2
12.10
13-14
Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.
2
19.10
15-16
Ценность шахматных фигур. Способы защиты.
2
26.10
Раздел 5. Техника матования одинокого короля
6
17
Две ладьи против короля, «линейный» мат.
1
09.11
18
Ферзь и ладья против короля.
1
09.11
19
Ферзь и король против короля.
1
16.11
20
Ладья и король против короля.
1
16.11
21
Техника матования одинокого короля. Решение заданий
1
23.11
Раздел 6. Достижение мата без жертвы
6
22
Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг.
1
23.11
23
Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.
1
30.11
24
Достижение мата без жертвы материала. Решение заданий на мат в два хода в миттельшпиле.
1
30.11
25
Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте.
1
07.12
26
Достижение мата без жертвы материала.
1
07.12
27
Решение заданий на мат в два хода. Защита от мата
1
14.12
Раздел 7. Шахматная комбинация
32
28
Достижение материального перевеса.
1
14.12
29
Нападение и защита.
1
21.12
30
Способы защиты.
1
21.12
31
Правила и законы дебюта.
1
11.01
32
Дебютные ошибки.
1
11.01
33
Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.
1
18.01
34
Игра на мат с первых ходов партии.
1
18.01
35
Детский мат и защита от него.
1
25.01
36
Игра против “повторюшки-хрюшки”.
1
25.01
37
Коротко о дебютах. Связка в дебюте.
1
01.02
38
Три стадии шахматной партии (дебют, миттельшпиль, эндшпиль).
1
01.02
39
Игры: “Мат в один ход”. “Поймай ладью”. “Поймай ферзя”.
1
08.02
40
Двух– и трехходовые партии. “Можно ли побить пешку?”.
1
08.02
41
“Можно ли сделать рокировку?”. “Захвати центр”.
1
15.02
42
“Чем бить фигуру?”. “Сдвой противнику пешки”.
1
15.02
43
Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии.
1
22.02
44
Понятие о тактике.
1
22.02
45
Тактические приемы.
1
01.03
46
Связка в миттельшпиле. Двойной удар.
1
01.03
47
Открытое нападение.
1
15.03
48
Открытый шах.
1
15.03
49
Двойной шах.
1
22.03
50
Понятие о стратегии.
1
22.03
51
Пути реализации материального перевеса
1
05.04
52
Элементарные окончания.
1
05.04
53
Ключевые поля. Удивительные ничейные положения
1
12.04
54
Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
1
12.04
55-60
Шахматная партия.
6
19.04
26.04
03.05
Раздел 8. Повторение изученного материала
8
61
Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.
1
10.05
62
Игра в турнире. Турнирные партии.
1
10.05
63-68
Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.
6
17.05
24.05
31.05
°ђЗаголовок 1ЛђЗаголовок 215ђЗаголовок 3ЛђЗаголовок 415