Мотивационное сопровождение обучающихся, как фактор успешности учебной деятельности младшего школьника


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
УДК 37.015.3 : 373.332 ББК 88.4 Н.Г. Логинова N . G . Loginova Мотивационное сопровождение обучающихся, как фактор успешности учебной деятельности младшего школьника(на материале класса компенсирующего обучения) Статья посвящена исследованию влияния учебной мотивации на успешность учебной деятельности младшего школьника (на материале класса компенсирующего обучени я). Автор обосновывает необходи ость мотивационного сопровождения учащихся классов компенсирующего обучения с первых дней пребывания ребенка в школе . Ключевые слова: учебная деятельность,мотивация, мотивационное сопровождение обучения, личностная значимость мотивации, успешность, диагностика, формирование. Article is devoted research of influence of educational motivation on success of educational act ivity of the younger schoolboy (on a material of a class of compensating training). The author proves necessity of motivational support of pupils of classes of compensating training from first days of stay of the child at school. Keywords: educational acti vity, motivation, motivational support of training, the personal importance of motivation, success, diagnostics, formation. Основная образовательная программа, разработанная в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стан дарта начального общего образования (ФГОС НОО), направлена на «формирование общей культуры обучающихся, на их духовно - нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность...» [6, с.3]. При этом успешность связывается с развитием мотивационной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно - познават ельных мотивов. Социальная успешность выпускника школы в значительной степени основывается на успешности учебной деятельности, процесс и результат которой характеризуется многими составляющими, важнейшими из которых являются успеваемость и продуктивность. Их уровень становится фундаментом общей успешности и эмоционального самочувствия младшего школьника. Успешность является более широким понятием по отношению к успеваемости, которая отражает только степень усвоения знаний, умений и навыков, и продуктивност и, не затрагивающей социальной оценки достигнутых результатов деятельности ученика, так как достижения в учебе часто определяют отношение одноклассников, влияет на его самооценку. Проблема успешности учебной деятельности рассматривалась многими исследовате лями с разных позиций (Вилюнас В.К. [2], Воровщиков С.Г. [3], Мешков Н И [5] и др.), но все же она сохраняет свою актуальность, особенно применительно к классам компенсирующего обучения (ККО). Проведенное нами опытно - экспериментальное исследование показыва ет, что успеваемость (как один из показателей успешности) ученика класса компенсирующего обучения в среднем не превышает 60%. Эти ученики меньше принимают участие в общешкольных делах (20%), реже посещают кружки и секции дополнительного образования (10%). Поэтому встает вопрос о причинах такого пассивного отношения у данной категории учащихся к возможности самореализации в социальной жизни школы и саморазвития в разнообразных профильных объединениях. По данным авторов (Вильшанской А.Д. [1], Лебединского В. В. [4] и др.)основополагающей причиной является структура дефекта, которая определяет индивидуально - психологические особенности учащегося ККО.Это:  недостаточностьсформированности познавательных процессов;  низкий уровень познавательной активности;  затруднен ие самоконтроля и саморегуляции;  незрелость эмоциональной и личностной сферы. Данные особенности развития затрудняют адаптацию к школе, формирование учебных умений и навыков, усвоение программного материала, что, в свою очередь, препятствует развитию притягательности учения. Так, у учащихся ККО отмечаетсянизкаясформированность внутр енней позиции школьника, что выражается в отрицательном отношении к поступлению в школу, отсутствие ориентации на содержание школьно - учебной действительности, преобладание игровых мотивов над познавательными, что затрудняет плавный переход от игровой ведущ ей деятельности к учебной. Проведенное исследование и опыт педагогической деятельности показывают, чтобольшинство учащиеся ККО не могут понять значимость и необходимость обучения. На вопрос «Зачем нужно учиться?» большая часть учеников (58%) отвечает «чтоб ы пятерки получать», «чтобы мама радовалась», «чтобы учительница не поругала», «чтобы было много денег». Эта же группа учащихся по результатам исследования показывает низкую школьную адаптацию, школа их привлекает лишь внеучебными сторонами (преобладание в нешней мотивации над внутренней), у отдельных учеников было выявлено негативное отношение к школе, дезадаптация. Нами был проведен сопоставительный анализ школьной успеваемости учащихся со II по IV классы с полученными даннымиопытно - экспериментальной работ ы по изучению их школьной мотивации.Не учитывались данные об успеваемости учащиеся первого класса, обучающихся по «безоценочной системе». Полученные данные приведены в диаграмме (рис.1). Рис.1 Сравнительный анализ успеваемости и уровня мотивации учащихся ККО В группу учащихся с мотивацией выше среднего и высокимуровнями мы отнесли как учащихся с внутренней мотивацией, таки внешней. За счет того, что внешняя мотивация не обеспечивает ученику личностно - значимый импульс к обучению, не связана непосредственным образом с сущностью самой познавательной деятельности, носит ситуативный характер, то при переходе из класса в класс у некоторых учащихся происходит снижение мотивации учения, отгораживание себя от учебной деятельности и, как следствие, снижение успеваемо сти. На наш взгляд, полученная диаграмма наглядно показывает взаимосвязь успеваемости учащихся и уровня их учебной мотивации: при наличии внутренней, личностно - значимой учебной мотивации ученик добивается лучших результатов, ежелитогда, когда обучение дете рминируется лишь внешними или широко - социальными мотивами. Также можно отметить снижение уровня учебной мотивации при переходе в четвертый класс. С одной стороны, это можно объяснить усложнением программного материала, усилением требований к знаниям, умениям, навыкам ученика, что у некоторых учащихся приводит к не успешности, образовательной запущенности, с другой стороны,такая ситуация способствует накапливанию эмоционального неблагополучия в школьной жизни, нежеланию учиться. Кроме этого, как мы уже отмечали, учащиеся ККО не принимают активного участия в школьной жизни, у них нет желания задерживаться в школе после уроков для участия ввнеурочной деятельности, организуемой учителем, воспитателем. Таким образом, сочетание неуспешности в учебной деятельности и пассивности во внеучебной чаще всего приводят к неуспешнос ти ученика ККО в целом. Получается замкнутый круг, так, с одной стороны если у ученика не сформирована мотивация учебной деятельности, то это приводит к его не успешности, с другой стороны, если ребенок не успешен, то у него не будет желания заниматься эт ой деятельностью, то есть не сформируется мотивационная сторона учения.Как же быть? Ответ на этот вопрос раскрывает ФГОС НОО. Так, в соответствии с заявленными задачами и направлениями одним из базовых ориентиров является «определение в качестве ведущей це ли образования в информационную эпоху мотивацию к обучению, познанию...» [7]. То есть успешность обучения предполагает достижение учеником предметных, метапредметных и личностных результатов обучения, сформированность универсальных учебных действий с опоро й на мотивационную сферу учащегося. Лишь через развитие мотивационной сферы взрослый (учитель, психолог, дефектолог, родитель) сможет помочь ребенку достичь успешности в учебной деятельности, что приведет к успешности обучающегося в целом. При этом обучени е учащихся ККО уже с первых дней пребывания в школе необходимо строить на основе мотивационного сопровождения обучения. На наш взгляд, в период вводного адаптационного курса в первом классе необходимо дать старт мотивационному сопровождению обучения и стар аться вести детей по этому пути на протяжении всей школьной жизни. Таким образом, целенаправленное и контролируемое формирование учебной мотивации младших школьников классов компенсирующего обучения состороны психологов, педагогов и родителей способствует повышению успешности учебной деятельности ученика. Благодаря ведущей роли мотивационного сопровождения обучения у детей будут гореть глаза желанием учиться и получать знания, только такой ученик, не скажет родителям «в школе не интересно», только такой уч еник станет настоящим партнером, соучастником школьного обучения, что и является основополагающей целью образования. Литература: 1. Вильшанская, А.Д. Дефектологическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в условиях системы коррекционно - ра звивающего обучения [Текст] / А.Д. Вильшанская // Дефектология. – 2007. – №2. – С. 50 – 57. 2. Вилюнас, В.К. Психология развития мотивации – СПб, Речь, 2006. 3. Воровщиков, С.Г. Учебно - познавательная компетентность старшеклассников : состав, структура, деятельно стный компонент [Текст] : монография / С.Г. Воровщиков. - . М. : АПК и ППРО, 2006. - 160 с. 4. Лебединский, В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте [Текст] / В.В. Лебединский. – М. : Академия, 2006. – 144 с. 5. Мешков, Н.И. Природа мотивации в кон тексте развития личности // Гуманитарные науки и образование. – 2012. 6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ сост. Е.С. Савинов. - 2 - е изд.,перераб. - М.: Просвещение, 2010. - 204 с. 7. Федеральный государственн ый образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. – URL : http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959