Рабочая программа по геометрии Атанасян ФГОС 2016-2017 9 класс
Пояснительная записка
Нормативно – правовые документы
Рабочая программа по геометрии для 9 класса составлена на основе Программы основного общего образования «Геометрия 7-9 классы». Линейный курс. Авторы Л.С Атанасян, В.Ф.Бутусов «Геометрия 7-9».
Рабочая программа составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России и базисного учебного плана ОУ.
1.2 Цели изучения предмета
Овладение учениками системой математических знаний, умений и навыков;
Овладение математическими методами познания действительности, умением использовать знания при решении практических задач;
Развитие математической интуиции, логического мышления;
Обогащение пространственных представлений учащихся и развитие их пространственного воображения;
Развитие настойчивости, целеустремленности, ответственности, трудолюбия, критичности мышления;
Развитие познавательных интересов;
Развитие наблюдательности, памяти, мышления, владение математической речью;
Формирование и развитие метапредметных УУД (умения учиться, выделять существенное, мыслить абстрактно, анализировать).
1.3 Общая характеристика предмета
Геометрия-важнейший компонент математического образования. Необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания. Изучение геометрии вносит значительный вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательство.
1.4 Место в учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для
общеобразовательных учреждений РФ для изучения курса геометрии в 9
классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год федерального компонента.
Программа обеспечивает обязательный минимум подготовки учащихся по геометрии, определяемый образовательным стандартом, соответствует
общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста.
1.5 Информация о внесенных изменениях
Изменения не вносились.
1.6 УМК
Используемый учебно-методический комплект:
1.Атанасян. Л.С. Геометрия: учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений [Текст] / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов- М.: Просвещение, 2013.
2.Атанасян. Л.С. Геометрия: рабочая тетрадь для 9 кл. [Текст] / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, М.: Просвещение, 2013.
3.Атанасян Л.С. Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации для учителя [Текст] / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, М.: Просвещение, 2012.
4.Мельникова Н.Б., Лепихова Н.М. Тематический контроль по геометрии 9 класс к учебнику Л.С. Атанасяна и др.- М.: «Интеллект-центр», 2007.
5.Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 9 класс. – М.: ВАКО, 2006.
Содержание учебного предмета:
Векторы: понятие вектора, сложение и вычитание векторов, умножение вектора на число, координаты вектора. Простейшие задачи в координатах.
Теорема Пифагора: соотношение между элементами прямоугольного треугольника, уравнение окружности, прямой, расстояние между двумя точками, длина окружности, дуги, длина хорды, расстояние от центра окружности.
Тригонометрические функции. Решение треугольников: угол, как мера поворота и вращения, радианное измерение величин, тригонометрические функции углов и их измерения, таблица значений тригонометрических функций, соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника, решение прямоугольного треугольника; вычисление значений тригонометрических углов; скалярное произведение векторов; теорема синусов, косинусов, формулы площади треугольника.
Многоугольники и окружность: сумма величин внутренних и внешних углов, окружности вписанные и описанные около треугольника; выражение высоты треугольника, радиуса вписанной и описанной окружности, построение правильных многоугольников; площади правильного многоугольника, круга, сектора, сегмента.
1.7 Количество учебных часов
Год/ четверть
Общее количество часов
Из них контрольных работ
год
64 +4 (резерв)
7
1 четверть (9 недель)
18
1
2 четверть (7 недель)
14
2
3 четверть (10 недель)
20
2
4 четверть (7 недель)
14
2
1.8 Используемые технологии обучения, формы уроков и т.п.
Основной формой организации учебного процесса является урок.
Для реализации программы используются следующие виды уроков: урок изучения нового материала, закрепления первичных знаний, урок комплексного применения знаний, урок контроля знаний, урок обобщения и систематизации знаний. Формы организации деятельности учащихся следующие: индивидуальная работа, групповая, фронтальная, работа в парах. При проведении уроков используются следующие технологии и методики: уровневая дифференциация, проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии.
1.9 Виды и формы промежуточного и итогового контроля
Контроль знаний учащихся осуществляется через текущие проверочные и самостоятельные работы, тематические контрольные работы.
Промежуточная (годовая) аттестация проводится в 9 классе в форме итоговой контрольной работы.
1.10 Соответствие требованиям ОГЭ и ЕГЭ
Программа соответствует требованиям государственной итоговой аттестации.
1.11 Личностные, метапредметные, предметные результаты усвоения учебного предмета.
ФГОС устанавливает требования к трем группам результатов освоения обучающимися основной образовательной программы ООО:
Личностным:
Формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию;
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовность и способность вести диалог, достигать в нем взаимопонимания;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебной, творческой деятельности.
Метапредметным:
Самостоятельно определять цели обучения, и пути их достижения;
Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Владеть основами самоконтроля и самооценки;
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения;
Предметным:
Владение геометрическими понятиями;
Владение основными математическими умениями (составлять формулы и проводить по ним вычисления, решать текстовые задачи, использование метода координат на плоскости для решения задач; вычислять геометрические величины, применять изученные свойства фигур и отношений между ними; изображать плоские и пространственные геометрические фигуры и их конфигурации, читать геометрические чертежи);
Применение приобретенных знаний и умений для решения практических задач.
Тематическое планирование
№ урока
Содержание материала
Компетенции (требования к уровню подготовки)
Виды контроля
Домашнее задание
Дата проведения
Вводное повторение (10ч)
1
Признаки параллельности прямых
1) знать признаки; 2) решать задачи на применение признаков и свойств параллельных прямых.
Теоретический тест №3 (7кл)
Пов.гл.IV, воп.1-18, №7,12,15 или 16,17,18.
2
Признаки равенства треугольников
Знать классификацию треугольников по углам и сторонам; формулировки трёх признаков равенства треугольников; свойства равнобедренного и прямоугольного треугольников
Теоретический тест №2 (7кл)
№96,124, 136
3
Признаки подобия треугольников
Знать определение и формулировки признаков подобия треугольников
№ 551(а), раб.т№59,60
№535,550,556
4
Теорема Пифагора
Знать теорему Пифагора. Уметь применять её в ходе решения задач.
№ 483(а,б), 484(а,б)
№483(в),484 (в),486(в)
5
Нахождение площади треугольника
Уметь пользоваться формулами для вычисления площади треугольника
№468(а), 471(а)
№468(б),471 (б)
6
Нахождение площади прямоугольника и параллелограмма
Знать определения параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата, формулу площади прямоугольника и параллелограмма
№452(б), 464(б)
№452(а),464(а), 455
7
Нахождение площади трапеции
Знать определение трапеции.
№480(б)
№480(а),481
8
Сумма углов треугольника
Знать теорему о сумме углов треугольника
№223(б), 227(б)
№223(а),224 -226, 227(а)
9
Вписанные и описанные треугольники
Знать понятия вписанного и описанного около окружности треугольника
№702(а), 705(а)
№702(б),705(б),704
10
Вписанные и описанные четырёхугольники
Знать свойства вписанного и описанного около окружности четырёхугольника
№708,711
Векторы (12ч)
11
П.76.Понятие вектора.
Знать понятие вектора, его начала и конца, нулевого вектора, длины вектора.
Уметь изображать и обозначать вектора.
№740,745
738,742
П.76№738,739, 746
12
П.77.Равенство векторов
Знать понятие коллинеарных, сонаправленных, противоположно направленных векторов, равных векторов.
№740,748
П.77,78, №741, 742,745
13
П.79.Сложение векторов.
Знать понятие суммы двух векторов на примере правила треугольника и параллелограмма, знать законы сложения векторов.
№754,
762(а,б,в)
П.п79-81№753, 759(б),763(б,в),755
14
П.82.Вычитание векторов.
Знать понятие разности двух векторов, противоположных векторов. Уметь строить разность двух векторов двумя способами, знать теорему о разности двух векторов.
№756,764, 766.
ПР
П.82.№757,765,
763(а,г),765 уст.
15
П.83.Умножение вектора на число.
Знать понятие умножения вектора на число, знать свойства умножения вектора на число.
Практикум
№776(б,г,д),
777
П.83,№775,
776(а,в,е),781(б,в),780(а)
16
П.81.Сумма нескольких векторов
Знать понятие суммы двух и более векторов
№762,766
П.81,№764,765,767,770
17
П.81.Сумма нескольких векторов
Уметь строить сумму нескольких векторов, используя правило многоугольника
№775,793
ПР
П.81 №784(а), 776(а,б),781 (а,б)
18
П.87. Координаты вектора.
Знать понятия координат вектора, координат разности и суммы двух векторов. Уметь решать простейшие задачи методом координат.
№917,920
П.87, вопр. 7,8,№
918,919,926(б,г)
19
П.88. Координаты вектора.
Знать связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. Уметь решать простейшие задачи методом координат.
№926(б), 934(а,в)
ПР
№921,926(а,в), 934(б,г)
20
П.89. Простейшие задачи в координатах.
Уметь находить координаты середины отрезка, вычислять длины вектора по его координатам.
№937,938(б), 940(а)
№939,941,928
21
П.89. Простейшие задачи в координатах.
Уметь находить расстояние между двумя точками.
№942
№948,949(б)
22
Контрольная работа №1 по теме «Векторы»
Уметь применять теорию при решении задач
Контрольная работа №1 по теме «Векторы»
23
П.93-95. Синус, косинус, тангенс.
Знать понятия синуса, косинуса и тангенса для углов 00 до 1800, основное тригонометрическое тождество и формулы для вычисления координат точки.
Тест с последующей самопроверкой
П.93-95, №1011,1014,
1015(б,г)
24
П.93-95. Синус, косинус, тангенс.
Уметь находить синус, косинус и тангенс для углов 00 до 1800
Дидакт.матер.
П.93-95, №1012,1013
25
П.93-95. Синус, косинус, тангенс.
Уметь применять основное тригонометрическое тождество и вычислять координаты точки
Дидактическиематер.
П.93-95, 1017(а,в), 1016
26
П.97. Теорема синусов.
Знать теорему синусов и уметь применять её при решении задач.
№1025(а)
П97, №1025 (б)
27
П.97. Теорема синусов.
Знать теорему синусов и уметь применять её при решении задач.
№1025(в)
ПР
Дидакт.матер.
28
П.98. Теорема косинусов.
Знать теорему косинусов и уметь применять её при решении задач.
№1025(е)
П98, №1025 (ж)
29
П.98. Теорема косинусов.
Знать теорему косинусов и уметь применять её при решении задач.
№1025(и)
ПР
№1029,1027
30
П.99. Решение треугольников.
Уметь решать задачи на использование теорем синусов и косинусов.
№1026, 1031(в)
П.99, №1020, 1031(а,б)
31
П.99. Решение треугольников.
Уметь решать задачи на использование теорем синусов и косинусов.
Дидакт.матер.
№1025(д),1028
32
П.99. Решение треугольников.
Уметь решать задачи на использование теорем синусов и косинусов.
Дидакт.матер.
ПР
№1025(и)
33
П.99. Решение треугольников.
Уметь решать задачи на использование теорем синусов и косинусов.
Дидакт.матер.
№1034
34
Контрольная работа №2 по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника».
Уметь решать задачи на использование теорем синусов и косинусов.
Контрольная работа №2 по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника».
Гл.XII. Длина окружности и площадь круга (14ч).
35
П.105. Правильный многоугольник
Знать понятие правильного многоугольника и формулу для вычисления угла правильного n-угольника
№ 1081(б)
1083(а)
П.105, №1081(в)
1083(б)
36
П.105. Правильный многоугольник
Знать понятие правильного многоугольника и формулу для вычисления угла правильного n-угольника
№ 1081(д)
1083(в)
П.105, №1081(г)
1083(г)
37
П.109. Построение правильных многоугольников
Знать некоторые способы построения правильных многоугольников с помощью циркуля и линейки.
№1094(г)
П.109, воп.6,7 №1095,1094(а)
38
П.108. Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности.
Знать формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности.
№1087(1)
1088(1)
П.108, воп.5-7, №1087(3,5),
1088(2,5),1093
39
П.108. Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности.
Знать формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности.
№1087(2)
1088(3)
П.108, воп.5-7, №1087(3),
1088(2),1093
40
П.108. Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности.
Знать формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности.
№1094(г)
П.108, воп.5-7, №1087(5),
1088(5),1094(а)
41
П.110. Длина окружности.
Иметь представление о выводе формулы длины окружности.
№1104(а)
1105(б)
П.110, №1104(б)
1105(а)
42
П.110. Длина окружности.
Уметь решать задачи на применение формулы длины окружности.
№1104(д),1105(в)
П.110, №1104(в)
1105(г)
43
П.111. Площадь круга.
Иметь представление о выводе формулы площади круга.
№116(в), 1117(а)
П.111,№1114
1116(а),1117 (б)
44
П.111. Площадь круга.
Иметь представление о выводе формулы площади круга.
Дидакт.матер.
№1116(б), 1117(в)
45
П.110,111. Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга».
Уметь решать задачи на применение формул площади круга и кругового сектора.
№1118,
1121,1123
46
Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга».
Уметь решать задачи на применение формулы длины окружности.
Дидакт.матер.
1129(а),1120
47
П.110,111. Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга».
Обобщить знания по пройденному параграфу.
Дидакт.матер.
1129(в),1122
48
Выявить знания и умения учащихся, выяснить степень усвоения материала.
Контрольная работа №3 по теме «Длина окружности и площадь круга».
49
П.118. Предмет стереометрии
Знать понятия «стереометрия», «геометрические тела и их поверхности», «граница тела», «секущая плоскость», «сечение тела»
№1189(а)
П.118, №1184, 1189(б)
50
П.119. Многогранник
Знать определение многогранника, его элементов, примеры многогранников.
№1192(а)
П.119,№1188, 1204
51
П.120. Призма
Знать определение призмы, её элементов, прямой, наклонной, правильной
П.120,№1185
52
П.121,123. Параллелепипед. Свойства прямоугольного параллелепипеда
Знать определение параллелепипеда, прямого, прямоугольного, свойство диагоналей параллелепипеда, объёма прямоугольного параллелепипеда, объёма призмы
№1193(в),1194
П.121,123, №1187, 1190,1193(а)
53
П.122. Объём тела
Знать понятие объёма тела, единицы измерения объёма, основные свойства объёмов
№1197, 1200(а)
П.122,№1196, 1199
54
П.124. Пирамида
Знать определение пирамиды, его элементов, тетраэдра, правильной пирамиды. Уметь находить объём пирамиды
№1211(б)
П.124, №1205, 1211(а)
55
П.125. Цилиндр
Знать определение цилиндра, его элементов. Уметь находить объём и площадь боковой поверхности цилиндра
1214(в)
П.125, №1214(а) 1213(знать вывод)
56
П.126. Конус
Знать определение конуса и его элементов. Уметь находить объём и площадь боковой поверхности конуса
№1220(в)
П.125, № 1219(знать вывод),1220(а) 1221
57
П.127.Сфера и шар
Знать определение сферы и шара. Уметь находить объём шара и площадь сферы
№1126(в)
П.126, № 1224(знать вывод)1226(а) 1227
58
П.п.122-127. Решение задач на нахождение площади поверхностей и объёмов многогранников и тел вращения
Уметь находить объёмы и площади поверхностей многогранников и тел вращения, используя соответствующие формулы
№1237(б)
1223,1235, 1237(а)
59
П.п.122-127. Решение задач на нахождение площади поверхностей и объёмов многогранников и тел вращения
Уметь находить объёмы и площади поверхностей многогранников и тел вращения, используя соответствующие формулы
№1192(б)
1222,1192(а), 1239
60
Зачётная работа №4 по теме «Начальные сведения из стереометрии»
Уметь применять теорию при решении практических задач
Повторение. Решение задач (4ч).
61
Начальные геометрические сведения. Параллельные прямые. Треугольники.
Развить навыки самопроверки выполненных работ, уметь находить свои ошибки.
Теоретический тест №4, 5 (7кл)
Пов.гл.IV, воп.1-18, №7,12, или 16,17,18. №328-332 по выбору
62
Подобные треугольники. Окружность.
Развить навыки самопроверки выполненных работ, уметь находить свои ошибки.
Знать понятие окружности и её элементов; решать задачи по заданной теме.
Фронтальный опрос.
Практическая работа №10
"Окружность" С/р.№17 (7кл
Повтор.
Гл.8,12.
№144,147
63
Четырёхугольники. Многоугольники.
Площади.
Развить навыки самопроверки выполненных работ.
Уметь находить свои ошибки.
Тест (теоретический)
Повтор.
Гл.9,10,13.
64
Векторы, метод координат.
Соотношение между сторонами и углами треугольника
Уметь решать задачи на использование теорем синусов и косинусов
Устный опрос
№1125
65
Резерв
66
Резерв
67
Резерв
68
Резерв
Заголовок 1Заголовок 215