Исследовательская работа «Влияние компьютерных игр на успеваемость учащихся 7-х классов»
Влияние компьютерных игр на успеваемость школьников
Набережные Челны
2014
ОГЛАВНЕНИЕ
Введение.3
Глава 1. Результаты изучения теоритического материала...5
1.1 Краткая характеристика компьютерных игр....5
Глава 2. Результаты собственного практического исследования8
2.1. Результаты интервью..8
2.2. Результаты анкетирования «Влияние компьютерных игр на поведение и учёбу».9
2.3Новизна исследования..9
2.4 Во что нельзя играть?.....................................................................................................11
2.5 Как заботится компьютер о здоровье человека11
Заключение.13
Литература.15
Приложение16
ВВЕДЕНИЕ
Компьютерные игры. С недавних пор это словосочетание прочно вошло в нашу жизнь. Каждый, кто имеет компьютер наверняка смог почувствовать их притягательность. Игра заложена в саму природу человека с древнейших времен - выследить зверя, заманить его в ловушку - это тоже своего рода игра. Теперь мы лишены этого в жизни, а инстинкты остались и они находят свой выход в компьютерных играх.
В настоящее время компьютерные игры как средство воздействия на массовое сознание еще не достаточно хорошо изучены. Во-первых, компьютерная игра сама по себе может вызывать болезненную зависимость. Во-вторых, в зависимости от заложенной в ней идеи она может оказывать разрушающее воздействие на психику и воспитание человека. Кроме того, компьютерные игры могут быть использованы как мощная реклама.
Компьютерные игры так прочно вошли в нашу жизнь, что невозможно представить персональный компьютер, на котором не было бы хоть одной из них. Меня тоже не миновало увлечение компьютерными играми. Играю я много и с увлечением. Всё время хочу знакомиться с новыми играми, играть все дольше и дольше. Однако родители меня ограничивают как в выборе игр, так и во времени. Объясняя это тем, что чрезмерное времяпровождение за компьютером может отрицательно повлиять на моё здоровье, на успеваемость в школе. Я согласна с тем, что компьютер может оказывать вредное воздействие на человека. Но как связаны компьютерные игры и учёба в школе? Актуальность исследования: компьютер дал нам всем большие возможности: подготовка рефератов, общение через сайты, хранение информации, развлечения в виде компьютерных игр. Но вместе с пользой компьютер внес в нашу жизнь и негативные моменты. Многие школьники стали проводить за компьютером огромное количество времени, не замечая ничего вокруг себя. Компьютерные игры заменили им общение с друзьями, занятия в кружках по интересам, сократили время на подготовку домашних заданий. Компьютерные игры представляют интерес, так как они активно используются молодым поколением для проведения досуга. И их использование не всегда сопровождается должным контролем.Данная исследовательская работа проводилась в ноябре 2013года.
Цель работы: выявление факторов негативного воздействия компьютерных игр на успеваемость школьников.
Задачи:
познакомиться с классификациями компьютерных игр и их влиянием на детей среднего школьного звена.
Узнать, как относятся к проблеме взрослые (учителя-предметники, медицинский работник, школьный психолог).
Выяснить, в какие игры предпочитают играть мои одноклассники.
Изучить по классным журналам успеваемость моих одноклассников и сопоставить результаты успеваемости учащихся и игры, в которые они играют.
Обратить внимание взрослых на проблему возникновения привязанности к компьютерным играм, о необходимости контроля с их стороны за временем и пристрастиями в играх.
Гипотеза: я предположила, что хорошо успевают по всем предметам те учащиеся, которые мало проводят времени за компьютером и которые предпочитают игры обучающего характера. Предмет исследования: влияние компьютерных игр на учебную деятельность одноклассников. Методы исследования:
Анкетирование.
Интервьюирование.
Наблюдение.
Описательный.
Сравнительно-сопоставительный.
ГЛАВА 1: РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРИТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Компьютеры стремительно внедряются в человеческую жизнь, занимая свое место в нашем сознании, а мы зачастую не осознаем того, что начинаем во многом зависеть от работоспособности этих дорогостоящих предметов. Для человека со здоровой психикой компьютер – инструмент для учебы и работы. С другой стороны, простое увлечение компьютером у некоторых людей может перерасти в зависимость. В обществе формируется целый класс людей - фанатов компьютерных игр. Общение с этими людьми показывает, что многим из них увлечение компьютером отнюдь не идет на пользу, а некоторые серьезно нуждаются в психологической помощи. Мир компьютерных игр широк и разнообразен. Все компьютерные игры можно условно разделить на ролевые и не ролевые.
Классификация компьютерных игр
Ролевые игры
Не ролевые игры
Игры с видом «из глаз» «своего» компьютер-ного героя
Игры с видом извне на «своего» компьютер-ного героя
Руководи-тельские игру
Аркад-ные игры
Головолом-
ки
Игры на быстроту реакций
Традицион-ные азартные игры
Краткая характеристика компьютерных игр
Ролевые компьютерные игры: основная их особенность наибольшее влияние на психику играющего, наибольшая глубина «вхождения» в игр. , Здесь выделяется три подтипа: 1. Игры с видом «из глаз» «своего» компьютерного героя. Вид «из глаз» провоцирует играющего к полной идентификации с компьютерным персонажем, к полному вхождению в роль.Играющий может совершенно серьезно воспринимать виртуальный мир и действия своего героя считает своими. 2. Игры с видом извне на «своего» компьютерного героя. Отождествление себя с компьютерным персонажем носит менее выраженный характер, вследствие чего мотивационная включенность и эмоциональные проявления также менее выражены по сравнению с играми с видом «из глаз».
3.Руководительские игры. Играющий может выступать в роли руководителя самой различной спецификации. При этом человек не видит на экране своего компьютерного героя, а сам придумывает себе роль. Роль не задается конкретно, а воображается играющим. Вследствие этого «глубина погружения» в игру и своя роль будет существенной только у людей с хорошим воображением.
Не ролевые компьютерные игры: играющий не принимает на себя роль компьютерного персонажа, вследствие чего психологические механизмы формирования зависимости и влияние игр на личность человека имеют свою специфику и в целом менее сильны. Мотивация игровой деятельности основана на азарте «прохождения» и набирания очков.
1. Аркадные игры. Все, что нужно делать играющему быстро передвигаться, стрелять и собирать различные призы, управляя компьютерным персонажем или транспортным средством. Эти игры в большинстве случаев весьма безобидны в смысле влияния на личность играющего, т.к. психологическая зависимость от них чаще всего носит кратковременный характер. 2. Головоломки. Это варианты различных настольных игр (шахматы, шашки, нарды и т.д.), а также разного рода головоломки, реализованные в виде компьютерных программ. Мотивация, основанная на азарте, сопряжена здесь с желанием обыграть компьютер, доказать свое превосходство над машиной. 3. Игры на быстроту реакции. Сюда относятся все игры, в которых играющему нужно проявлять ловкость и быстроту реакции. Мотивация, основанная на азарте, потребности «пройти» игру, набрать большее количество очков.
4. Традиционные азартные игры. Сюда входят компьютерные варианты игрового репертуара казино. Психологические аспекты формирования зависимости от этих компьютерных игр и их реальных аналогов весьма сходны.
Положительные и отрицательные стороны влияния компьютерных игр на школьников
Положительные стороны
Отрицательные стороны
Чудная графика, качественная анимация
Подмена реального мира виртуальным, проживание чужой жизни
Возможность обучения, назначения мира во время игр
Формирование агрессивного поведения, возвеличивание войн и насилия
Новая информация
Уход от среды, сокращения круга социальных контактов
Удовольствие, развлечение, новые эмоции
Дезадаптация в семье
Адаптация ребенка к миру, который его окружает
Утеря смысла жизни и нормальных человеческих ценностей
Повышает эффективность обучения (логическое мышление, реакция, глазомер, координация движений)
Нагрузка на позвоночник, кисти, руки, потеря зрения, нарушение нервной системы, нарушения сна
Формируются умения чем-то управлять, пользоваться компьютером
Психические расстройства
ГЛАВА 2: РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В ходе проведения исследования о влиянии компьютерных игр на одноклассников я познакомилась с классификацией компьютерных игр и их влиянием на детей среднего школьного звена. Узнала, как относятся к проблеме специалисты, профессионально связанные с компьютерами и медицинские работники. Выяснила, в какие игры предпочитают играть мои одноклассники. Изучила по классным журналам успеваемость моих одноклассников и сопоставила результаты успеваемости учащихся и игры, в которые они играют. Разработала памятку - рекомендацию для родителей нашего класса о необходимости контроля с их стороны за временем и пристрастиями в играх своих детей.
2.1. Результаты интервью
Всем взрослым был задан один и тот же вопрос. «Как влияют компьютерные игры на успеваемость учащихся?»
Опрос родителей прошел успешно, так как я ожидала таких ответов:
«В детском возрасте влияют особенно, так как психика у ребёнка ещё не устойчивая. Компьютерные игры не рассчитаны на развитие творческого мышления. Соответственно, в школе у детей – игроманов возникают проблемы с абстрактным мышлением, страдает успеваемость по предметам, требующим образного мышления. Однако существуют и полезные, развивающие программы, помогающие ребенку усваивать школьные знания».
Таковы были ответы родителей нашего класса.
2.2. Результаты анкетирования «Влияние компьютерных игр на поведение и учёбу»
В анкетировании принимали участие 20 учащийся (всего в классе 22 человека). Анкета (см. Приложение) (анонимная) состояла из 13 вопросов, на каждый из которых нужно было выбрать один ответ. Результаты анкетирования удобно анализировать по таблице 1 (см. Приложение).Для более наглядного представления результатов анкетирования предлагаю ознакомиться с диаграммами 1 и 2 (см. Приложение). Я ещё раз опросила лично одноклассников, у которых изменились результаты успеваемости; проанализировала время, проводимое за компьютером; сопоставила типы предпочитаемых игр каждого. И вот что получилось: из 6 человек (снижение успеваемости) четверо проводят за играми более 2 часов, играют в разные игры. У 5 человек (повышение успеваемости) и время, и игры отличаются.
Из вышеуказанного следует, что:
типы компьютерных игр не влияют на успеваемость одноклассников.
длительное времяпровождение за компьютерными играми приводит к снижению успеваемости.
Обсудив результаты анкетирования на классном часу, я со своими одноклассниками написала ряд правил для школьников, чтобы компьютер стал другом и для ребенка и для его родителей. Правила, эти мы написали для родителей.
2.3. Новизна исследования
О влиянии компьютерных игр на здоровье (психическое и физическое) в настоящее время написано достаточно много, а вопрос о связи компьютерных игр и успеваемостью школьников среднего звена изучен в малой степени. Запрещать ребенку играть в компьютерные игры для детей не нужно. Чтобы игра не навредила здоровью ребенка - постарайтесь вместе соблюдать некоторые правила:
Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.
Мебель (стол и стул) по размерам должны соответствовать росту ребенка.
Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см.
В процессе игры ребенка на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребенком.
Помните, что только после 12 лет дети могут хотя бы отчасти научиться разделять реальности – виртуальную и действительную.
Компьютер должен быть установлен правильно и иметь высокие технические характеристики, освещение должно быть естественным и достаточным,
Игры выбирайте по возрасту ребенка, имеющие смысловые задачи.
Играть в развивающие компьютерные игры для детей можно не более 15 минут подряд (в зависимости от возраста ребенка продолжительность игры может немного увеличиться, однако не должна превышать 40 минут подряд),
Анализируйте сюжеты компьютерных игр, в которые играет ваш ребёнок. Чаще всего это будут сцены насилия, подавления, жестокости, убийства противника.
Обратите внимание на то, что в виртуальной действительности отсутствует масштаб человеческих чувств: убивая и подавляя, ребёнок не переживает обычных эмоций (боли, сочувствия, сопереживания). Наоборот, привычная человеческая шкала перевёрнута: ребёнок получает удовольствие от удара, оскорбления, убийства.
Следите не только за тем, во что играют их дети, но и как они играют. Ребенок должен управлять игрой легко и без напряжения - так, как играют на музыкальных инструментах.
Заводите будильник (таймер) на определенное время, чтобы, увлекшись игрой, не потерять ощущение времени,
После игры предложите ребенку сделать самую простейшую гимнастику для глаз: станьте вместе напротив окна, нарисуйте небольшую точку на стекле. Попеременно смотрите на точку на стекле и на предметы вдали за окном. Взгляд нужно задерживать по 10-15 секунд на каждом предмете.
2.4. Во что нельзя играть?
Нельзя разрешать играть ребенку в те игры, которые:
вызывают у него проявления жестокости по отношению к персонажам игры;
содержат игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
могут вызвать нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастной компетенции ребенка;
провоцируют ребенка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям или физическим недостаткам других людей.
2.5. Как заботится компьютер о здоровье человека
Иногда человек, работающий за компьютером (не только ребенок, играющий в компьютерные игры, но и взрослый) так увлекается, что не замечает стремительно уходящего времени. А результат - переутомление. Существуют специальные компьютерные программы, которые заботятся о здоровье человека. Программа Eyes Guard и Computer and Vision: Программу можно установить таким образом, чтобы через каждые 20 минут работа компьютера блокировалась на пять минут. Таким образом, обижайтесь - не обижайтесь на компьютер, но независимо от желания придется делать пятиминутный перерыв в своей работе. Программа Break Tame и Safe-Computer: Возможности программы позволяют вести постоянное наблюдение за утомляемостью человека, работающего за компьютером, и показывать время работы (как с начала дня, так и продолжительность последнего сеанса работы). Принцип работы приложения программы заключается в анализе продолжительности работы и степени активности клавиатуры и мыши.
Программа Eyes Keeper: Программа относится к программам-тренажерам для глаз, которые решают задачу снятия зрительного напряжения путем выполнения специальных упражнений и включает в себя комплекс из восьми упражнений для глаз. Характерной особенностью программы является то, что порядок выполнения каждого упражнения демонстрируется наглядно, с помощью анимированного изображения. Успокаивающие заставки: Успокаивающие заставки рекомендуется использовать в конце занятия, перед тем как выключить компьютер. Непродолжительный просмотр успокаивающей заставки благотворно влияет на зрительные органы и нервную систему.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследования я достиг всех поставленных целей и узнал много интересного. Человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети, с каждым днём всё больше и больше детей включает в структуру своих увлечений компьютерные игры. Компьютерные игры – явление очень сложное и нельзя однозначно сказать, что они плохо влияют на успеваемость моих одноклассников. То есть, вред и польза определяется временем, проводимым за компьютером. Дети, умеренно играющие в компьютерные игры, имеют более развитое пространственное мышление, быстрее переключают внимание с одного объекта на другой, лучше следят за несколькими событиями одновременно и имеют развитое восприятие визуальной информации, чем их не играющие сверстники. Обобщая теоретическую и практическую части моего исследования можно сделать следующие выводы:
Компьютерные игры могут быть использованы как во благо, так и во вред.
Не рациональное использование компьютерных игр отрицательно влияет на успеваемость учащихся и их успешность.
Таким образом, моя гипотеза о том, что хорошо успевают по всем предметам те учащиеся, которые мало проводят времени за компьютером и, которые предпочитают игры обучающего характера, подтвердилась частично. На самом деле типы игр и результаты учебной деятельности никак не связаны друг с другом. А вот при чрезмерном увлечении ими компьютерные игры вредят учёбе в школе. Проделав эту работу, я пересмотрел своё отношение к компьютерным играм. Хочу обратиться к родителям: контролируйте ваших детей при работе их за компьютером. Контролируйте время и игры, в которые дети играют. Увлеченность компьютером может вытеснить из жизни ребенка простое общение со сверстниками, снизить успеваемость в школе, так как время за компьютером бежит очень быстро, не успеет ребенок оглянуться, а уже вечер, он устал, домашнее задание не выполнено, пора спать. Долгая работа за компьютером влияет на здоровье детей: они сильно утомляются, плохо засыпают, спят тревожно. В результате наступает умственное переутомление, это служит причиной неврозов и связанных с ними раздражительности, грубости, рассеянности.
В дальнейшем планирую провести исследование по теме «Влияние компьютерных игр на поведение подростков». Тема так же является актуальной и малоизученной.
Практические предложения:
Для того чтобы компьютерные игры были помощниками в учёбе, я советую:
ограничивать время, проведённое за компьютерной игрой;
свободное время проводить не за компьютером, а со своей семьёй или друзьями; чаще гулять, играть в подвижные игры и читать.
Область использования результатов:Результаты данной исследовательской работы можно использовать:
учителям-предметникам на уроках информатики;
классным руководителям, психологам и социальным педагогам при проведении классных часов и родительских собраний.
ЛИТЕРАТУРА
Анастасова Л. П., Гольнева Д. П. Человек и окружающая среда. - М: Просвещение, 1997
Популярная медицинская энциклопедия. Гл. ред. Б. В. Петровский. - 2-е издание - Таллин, 1993 - 703 с.
Смирнов А. Т., Мишин Б. И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. - М: Просвещение, 2001
Материал из Интернета: Как компьютер влияет на здоровье школьника
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета.
Влияние компьютерных игр на поведение и учёбу
Есть ли у Вас дома компьютер?
А) Да Б) Нет
Любите ли Вы играть в компьютерные игры?
А) Да Б) Нет
Посещаете ли Вы игровые клубы?
А) Да Б) Нет
Когда Вы впервые сыграли на компьютере в какие-либо игры?
А) Меньше года Б) От одного года до трех лет В)Более трех лет назад
Сколько времени в сутки Вы уделяете компьютерным играм (для тех, у кого есть компьютер)?
А)Менее часа Б)От одного до двух часов В)Более двух часов
Если бы Вам позволили все ваше свободное время уделять играм (подразумевается отказ от чтения, просмотра телевизора), то согласились бы Вы?
А) Да Б) Нет В) Не знаю
Для Вас компьютерные игры это:
А) Развлечение Б) Отдых В) Смысл жизни
В какие игры Вы предпочитаете играть?
А)3D Action Б) Стратегии В)Квесты Г)Симуляторы Д)Аркадные игры Е)Обучающие
Какие, по Вашему мнению, виды игр отрицательно воздействуют на умственное развитие (интеллект) человека?
А)3D Action Б)Стратегии В)Квесты Г)Симуляторы Д)Аркадные игры Е)Обучающие Ж)Другие
Как, по Вашему мнению, компьютерные игры влияют на настроение игрока?
А) Положительно Б) Отрицательно В) Не знаю
Может ли компьютер заменить друга?
А) Да Б) Нет В) Не знаю
Как Вы думаете, влияют ли компьютерные игры на Ваше поведение и учёбу?
А) Положительно Б) Отрицательно В) Не знаю
Ваш пол: А) мужской Б) женский
Таблица 1.
Влияние компьютерных игр на поведение и учёбу
№ вопроса
Ответ А
Ответ Б
Ответ В
Ответ Г
Ответ Д
Ответ Е
Ответ Ж
1
Дев-10 мал-10
2
Дев-7 мал-10
Дев-3
Мал-0
3
Дев-1 мал-3
Дев-9 мал-7
4
Дев- 4 мал - 0
Дев- 1 мал - 1
Дев -5 мал - 9
5
Дев – 5 мал - 0
Дев – 3 мал - 4
Дев – 2 мал - 6
6
Дев – 0 мал - 1
Дев – 6
мал - 7
Дев – 4 мал - 2
7
Дев – 10 мал – 8
Дев – 0
мал - 2
Дев- 0 мал - 0
8
Дев- 0 мал- 4
Дев -2 мал - 2
Дев – 0 мал - 1
Дев – 4 мал - 3
Дев – 1 мал – 0
Дев – 1 мал - 0
9
Дев – 2 мал- 2
Дев – 1 мал - 0
Дев – 1 мал - 1
Дев – 1 мал - 2
Дев – 4 мал - 0
Дев – 0 мал – 2
Дев – 1 мал - 3
10
Дев – 4 мал - 6
Дев – 1 мал – 2
Дев – 5 мал - 2
11
Дев – 0 мал - 2
Дев – 10 мал - 8
12
Дев – 1 мал - 3
дев – 5 мал - 6
Дев – 4 мал - 1
Диаграмма 1.
Влияние компьютерных игр на поведение и учёбу девочек
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Диаграмма 2.
Влияние компьютерных игр на поведение и учёбу мальчиков
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
13PAGE \* MERGEFORMAT14215
5
6
Root Entry