Методические указания для проведения практических работ по учебной дисциплине Правовое обеспечение профессиональной деятельности
Рыльский социально-педагогический колледж”
Курской области
правовое обеспечение профессиональной деятельности
методические рекомендации
по выполнению практических работ
по специальности среднего профессионального образования
49.02.01 «Физическая культура»
Рыльск 2015 г.
Содержание
1. Введение
2. Пояснительная записка
3. Перечень практических работ
4. Указания по выполнению практических работ
5. Приложение
Введение
Учебная дисциплина «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» изучается студентами на четвёртом курсе. Методические рекомендации по выполнению практических работ обеспечивают реализацию рабочей программы по «Правовому обеспечению профессиональной деятельности».
Реализация программы обеспечит компетентность будущих специалистов в области безопасности жизнедеятельности как неотъемлемой части их профессионализма в период вступления в самостоятельную жизнь.
Пояснительная записка
Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений, необходимых в последующей учебной деятельности и жизни.
В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий является решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ проблемных ситуаций, решение ситуационных задач, работа с измерительными приборами, средствами индивидуальной защиты, учебным тренажером для реанимационных действий, работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками.
На практических занятиях студенты овладевают первоначальными умениями и навыками, которые будут использовать в профессиональной деятельности и жизненных ситуациях.
Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.
В результате изучения учебной дисциплины в области жизнедеятельности студент должен уметь:
- использовать нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность в области образования, физической культуры и спорта в профессиональной деятельности;
- защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданским процессуальным и трудовым законодательством;
- анализировать и оценивать результаты и последствия действий (бездействия) с правовой точки зрения;
знать:
- основные положения Конституции Российской Федерации;
- права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
- понятие и основы правового регулирования в области образования, физической культуры и спорта, в том числе регулирование деятельности общественных объединений физкультурно-спортивной направленности;
- основные законодательные акты и нормативные документы, регулирующие правоотношения в области образования, физической культуры и спорта;
- правовое положение коммерческих и некоммерческих организаций в сфере физической культуры и спорта;
- социально-правовой статус учителя, преподавателя, организатора физической культуры и спорта;
- порядок заключения трудового договора и основания его прекращения;
- правила оплаты труда;
- понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника;
- виды административных правонарушений и административной ответственности;
- нормативно-правовые основы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров.
Данная дисциплина базируется на знаниях умениях и навыках, полученных студентами при изучении социально-экономических дисциплин и в процессе изучения прослеживается теснейшая ее связь с ними.
Практическая работа № 1
Тема: Правовые нормы в образовательной организации.
Цель: Закрепление теоретических знаний об основных правовых нормах России в образовательных организациях.
Время выполнения - 2 ч.
Оборудование: Учебник Кузибецкий А. Н. Правовое обеспечение профессиональной деятельности, стр. 30, карандаши, линейка, тетради для практических работ.
Задание 1.
Общее образование и государственная (итоговая) аттестация являются в Российской Федерации обязательными до достижения детьми необходимого уровня образования. После достижения обучающимися этого возраста, при его желании, он может покинуть образовательную организацию (школу, гимназию, лицей и т.п.) и права задерживать у администрации нет.
И наоборот, если несовершеннолетний не получил основного общего образования и ему не исполнилось 18 лет, и если несовершеннолетний не имел оснований, указанных в законе, на его отчисление из образовательной организации, то администрация не вправе отчислить его только потому, что ему исполнилось 18 лет.
Верно ли это утверждение? Свой ответ аргументируйте материалом из Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (пп. 7 – 12 ст. 43, п. 4 ст. 44).
Задание 2.
Предложите администрации и педагогам образовательной организации правильный алгоритм поведения при организации встречи несовершеннолетнего обучающегося с представителями правоохранительных органов.
Задание 3.
Приведите примеры, иллюстрирующие ваше понимание норм объективного и субъективного права.
Объективное право – возможность, возникающая на основе норм поведения.
Субъективное право – возможность человека действовать определённым (допустимым) образом или не совершать тех или иных действий (стр. 8).
Задание 4.
Кратко охарактеризуйте известные вам источники права, составляющие основу российского законодательства.
Законы и нормативные правовые акты, общепризнанные принципы и нормы международного права, нормативный правовой договор (стр. 11)
Литература:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Кузибецкий А. Н. и др. Правовое обеспечение профессиональной деятельности в образовательных организациях. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.
Практическая работа № 2
Тема: Правовое регулирование получения образования в России.
Цель: Закрепление теоретических знаний об основах правового регулирования получения образования в России.
Время выполнения - 2 ч.
Оборудование: Учебник Кузибецкий А. Н. Правовое обеспечение профессиональной деятельности, стр. 43, 49-51; карандаши, линейка, тетради для практических работ.
Задание 1.
Составить схему «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования». Схема должна опираться на Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 3).
Задание 2.
В чём специфика сетевой формы реализации образовательных программ? Как составить договор о сетевом взаимодействии?
Литература:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Кузибецкий А. Н. и др. Правовое обеспечение профессиональной деятельности в образовательных организациях. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.
Практическая работа № 3
Тема: Правовые аспекты проведения аттестации обучающихся
и оценка качества образования.
Цель: Закрепление теоретических знаний об основах правового регулирования получения образования в России.
Время выполнения - 2 ч.
Оборудование: Учебник Кузибецкий А. Н. Правовое обеспечение профессиональной деятельности, стр. 57-68, карандаши, линейка, тетради для практических работ.
Задание 1.
Сопоставьте правовые аспекты проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. В чём их специфика?
Задание 2.
В чём заключаются отличия федерального государственного контроля и независимой оценки качества образования?
Литература:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Кузибецкий А. Н. и др. Правовое обеспечение профессиональной деятельности в образовательных организациях. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.
Практическая работа № 4
Тема: Приём граждан на обучение в образовательные организации.
Цель: Закрепление теоретических знаний о порядке целевого приёма и обучения граждан в образовательных организациях.
Время выполнения - 2 ч.
Оборудование: Учебник Кузибецкий А. Н. Правовое обеспечение профессиональной деятельности, стр. 81 - 88, карандаши, линейка, тетради для практических работ.
Задание 1.
Составить примерный договор о целевом приёме в образовательную организацию.
Задание 2.
Составить примерный договор о целевом обучении в образовательной организации.
Литература:
Кузибецкий А. Н. и др. Правовое обеспечение профессиональной деятельности в образовательных организациях. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.
Практическая работа № 5
Тема: Правовой статус педагогических работников.
Цель: Закрепление теоретических знаний об основных правах, свободах и ответственности педагогических работников.
Время выполнения - 2 ч.
Оборудование: Учебник Кузибецкий А. Н. Правовое обеспечение профессиональной деятельности, стр. 89 - 115, карандаши, линейка, тетради для практических работ.
Задание 1.
Ознакомьтесь с перечнем медицинских противопоказаний, устанавливающим Правительством РФ запрет на занятие педагогической деятельностью. Какие практические шаги должен предпринять руководитель образовательной организации, чтобы воспрепятствовать приёму на работу гражданина, состояние здоровья которого подпадает под перечисленные в этом перечне признаки, не нарушив его конституционные права?
Задание 2.
Какие меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия на обучающихся, совершающих дисциплинарные проступки, вам известны? Каковы правовые условия их применения в учебно-воспитательной практике?
Литература:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Кузибецкий А. Н. и др. Правовое обеспечение профессиональной деятельности в образовательных организациях. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.
Практическая работа № 6
Тема: Правовой статус обучающихся.
Цель: Закрепление теоретических знаний об основных правах, свободах и ответственности обучающихся.
Время выполнения - 2 ч.
Оборудование: Учебник Кузибецкий А. Н. Правовое обеспечение профессиональной деятельности, стр. 89 - 115, карандаши, линейка, тетради для практических работ.
Задание 1.
Охарактеризуйте основные группы прав обучающихся в образовательной организации. Всеми ли правами вы пользуетесь в равной мере? Ответ аргументируйте.
Задание 2.
Охарактеризуйте механизмы защиты прав обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся.
Литература:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Кузибецкий А. Н. и др. Правовое обеспечение профессиональной деятельности в образовательных организациях. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.
Практическая работа № 7
Тема: Приоритетные цели и задачи развития образования.
Цель: Закрепление теоретических знаний о правовых аспектах развития образовательной организации.
Время выполнения - 2 ч.
Оборудование: Учебник Кузибецкий А. Н. Правовое обеспечение профессиональной деятельности, стр. 167, 186-191, карандаши, линейка, тетради для практических работ.
Задание 1.
Составьте схему «Функции управляющего совета образовательной организации».
Задание 2.
Охарактеризуйте тип и организационно-правовую форму образовательной организации, в которой вы получаете образование.
Тип – учреждение (некоммерческая организация).
Организационно-правовая форма – государственная образовательная организация.
Литература:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Кузибецкий А. Н. и др. Правовое обеспечение профессиональной деятельности в образовательных организациях. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.
Практическая работа № 8
Тема: Правовые аспекты составления договора пожертвования между гражданином и образовательной организацией.
Цель: Закрепление теоретических знаний о правовых аспектах развития образовательной организации.
Время выполнения - 2 ч.
Оборудование: Учебник Кузибецкий А. Н. Правовое обеспечение профессиональной деятельности, стр. 180-181, карандаши, линейка, тетради для практических работ.
Задание 1.
Обязательно ли заключение договора пожертвования между гражданином и образовательной организацией? (стр.180)
Задание 2.
Составьте договор пожертвования между гражданином и образовательной организацией. (стр. 180-181)
Литература:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
2. Кузибецкий А. Н. и др. Правовое обеспечение профессиональной деятельности в образовательных организациях. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.
Практическая работа № 9
Тема: Порядок наложения дисциплинарных взысканий.
Цель: Закрепление теоретических знаний о правовых аспектах дисциплинарного воздействия.
Время выполнения - 2 ч.
Оборудование: Учебник Кузибецкий А. Н. Правовое обеспечение профессиональной деятельности, стр. 214 - 218, карандаши, линейка, тетради для практических работ.
Задание 1.
Ознакомьтесь с гл. 30 Трудового кодекса РФ и изучите ст. 191 – 195.
Прокомментируйте с позиции норм трудового права следующие типичные ошибки работодателей при наложении дисциплинарного взыскания:
- не затребовано письменное объяснение работника;
- на приказе нет подписи совершившего проступок работника, подтверждающей его ознакомление с приказом;
- не соблюдены сроки наложения дисциплинарного взыскания;
- не учтены тяжесть совершённого проступка и обстоятельства, при которых он совершён.
Задание 2.
Как следует поступить работнику, если работодатель применил в его отношении одну из следующих формулировок дисциплинарных взысканий: «поставить на вид», «предупредить», «строгий выговор»? Дайте правовую оценку действий работодателя.
Литература:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
2. Кузибецкий А. Н. и др. Правовое обеспечение профессиональной деятельности в образовательных организациях. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 8Заголовок 915