Выступление на педагогических чтениях


Использование проблемно-деятельностного метода обучения
в практике учителя начальных классов.
Подготовила: учитель начальных классов
МБОУ «Татарская СОШ» Кротова А.Н.
Все основные государственные документы последнего времени выделяют в качестве приоритетов российского образования его развивающий характер и личностную ориентацию. Современный этап педагогической практики – это переход от информационно-объяснительной технологии  обучения к деятельностно – развивающей, формирующей личностные качества ребенка. Важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развития познавательной активности и творческого потенциала учащихся.
Меня как учителя волновала проблема, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационно - потребностную сферу ребенка. Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Значит, моя задача как учителя: формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Передо мной встал вопрос: как учить детей, чтобы они сами стремились к познанию, чтобы не угасал, а возрастал у них интерес к знаниям? Как добиться нового качества начального образования, то есть формирования личностных качеств ребёнка средствами предметных знаний? Ответом на мой вопрос явился проблемно-деятельностный метод обучения.
Проблемно-деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Основная особенность этого метода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети “открывают” их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, то есть технология реализует также и деятельностный подход в обучении. Каждый учитель подтвердит, что дети лучше усваивают не то, что получили готовеньким и зазубрили, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение подводит итог, давая точную формулировку новых знаний и знакомя с общепринятой системой обозначения. Таким образом, новые знания приобретают для детей личностную значимость. На таких уроках ребята больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу, и в результате вырабатывают характер.
Проблемное обучение обеспечивает творческое усвоение знаний. На этапе введения нового материала применяю проблемные методы, которые “проводят” учеников через два звена научного творчества – постановку проблемы и поиск решения. На этапе воспроизведения знаний педагог даёт задания, позволяющие школьникам пройти ещё через два творческих звена – выражение решения и реализацию продукта. Таким образом, при проблемном обучении ученик осуществляет полный цикл творческой деятельности. Творческая учебная деятельность обеспечивает более качественное усвоение знаний, даёт ярко выраженный развивающий эффект (особенно развивает логическое мышление, речь и творческие способности), а также воспитывает активную, инициативную личность.
Уроки открытия новых знаний провожу в соответствии со структурой, предусмотренной в технологии проблемного обучения.
1. Этап введения новых знаний содержит два самостоятельных звена:
а) постановку учебной проблемы и б) поиск её решения.
а) Постановка учебной проблемы – это этап порождения вопроса или формулирование темы урока.
Методы постановки учебной проблемы:
Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.
Сообщение темы с мотивирующим приемом. Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно
Математика. Тема: «Объём. Литр».
Учитель Ученики
На доске карточки с опорными словами: весы, длина, сантиметр, величина, масса, килограмм, линейка, объём.
- Разбейте слова на группы.
- Докажите свой выбор.
- Почему слово «объём» не отнесли ни в какую группу?
- Может у вас есть предположения о значении этого слова?
- Какова же тема урока?
Величина
длина масса
линейка весы
сантиметр килограмм
- Величина длины измеряется линейкой, единица измерения сантиметр.
- Величина массы измеряется с помощью весов, единица измерения килограмм.
- Мы не знакомы с этим словом, не знаем, что оно означает.
- Скорее всего, это тоже величина и у неё есть свои единицы измерения.
- Объём и его единицы измерения.
Для меня проблемное обучение дает возможность по-новому открывать
знания со своими учениками. Учу детей видеть проблему, уметь задать вопрос. Вопрос выведет детей на размышление, а мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или с недоумения – иначе говоря с противоречия. Например, простая, но забавная картинка выведет детей сразу на размышления (лягушка с надписью: «Я зеленая. Значит, я растение?).
Противоречие приводит к тому, что ученик переживает интеллектуальное затруднение и осознает, что у него недостаточность усвоенных знаний.Приведу пример фрагмента урока русского языка в 1 классе по теме «Алфавит». Этап усвоения новых знаний. Ученикам, у которых уже сформировано умение располагать слова по алфавиту, предложила практическое задание.Практическое задание: Отгадайте загадки (после отгадывания каждой загадки на доске появляется карточка с данным словом и предметные картинки): морковь, капуста, ежевика, горох, малина. Детям предлагаю написать слова в алфавитном порядке.
- Напишите слова в алфавитном порядке. Создана проблемная ситуация: как определить порядок слов, начинающихся на одинаковую букву: морковь или малина.В результате выполнения задания у учеников получилось 2 гипотезы:
1 гипотеза: горох, ежевика, капуста, морковь, малина.
2 гипотеза: горох, ежевика, капуста, малина, морковь.
Проверка гипотез приводит учащегося к тому, что проблемная ситуация для ученика становится учебной задачей. Через создание проблемной ситуации и ведение диалога ребята обучаются и целеполаганию.Конечно, в 1 классе дети ставят цель и выдвигают гипотезы своим детским языком, но правильно, грамотно еще сформулировать не могут. Эти умения формируются в процессе приобретения опыта.
Сообщение темы с применением специального мотивирующего приёма (“яркое пятно”, “актуальность”).
Этот метод постановки учебной проблемы состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, стремясь вызвать интерес учащихся к ней. Для этого можно использовать приём «яркое пятно», которое состоит в сообщении детям интересного материала, связанного с темой урока.
Урок математики 1 класс.
Цель: знакомство с понятием числового отрезка.
(Приём “яркое пятно”)
– В одном большом – пребольшом городе жил маленький Паровозик. Дома все его любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна беда у него была – не умел он считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и переименовать станции, которые Паровозик будет проезжать.
“Ты построишь, – сказал Умный Паровоз, – волшебный отрезок, который называется “числовым отрезком” (учебная проблема). Он станет твоим верным другом, и помощником и научит решать даже самые трудные примеры.”
Другой приём – «актуальность» - связан с пониманием практической значимости знаний, возможностью использовать приобретённые знания в жизни. Поясню примером.
Математика. Тема: «Число 0». На этапе актуализации знаний первоклассники вспоминают изученные числа 1-9. Учитель просит с помощью изученных чисел записать решение задачи: Маша принесла из леса в корзине 5 сыроежек. У Тани же корзина была пуста. Сколько грибов в обеих корзинах? Ученики испытывают затруднение: нужно новое число, которое показывает, что у Тани грибов не было. Ребята формулируют тему и цели урока «Число 0 и действия с нулём».
б) Поиск решения – это процесс исследования вопроса или темы, завершающийся открытием нового знания.
Поиск решения проблемы осуществляю через побуждение к выдвижению гипотез и их проверку. Предлагаемые детьми идеи решения учебной проблемы зависят от учебного материала. Например, при выборе правописания удвоенной согласной в словах туманный и спокойный, дети, следуя девизу «Зри в корень», выделяют корень в словах и находят причину правописания орфограммы. Далее следует проверка гипотезы: выполнение подобных заданий с комментированием.
2. Этап воспроизведения знаний реализую через продуктивные задания, которые имеют двоякий смысл: углубляют понимание полученных знаний и обеспечивают развитие речи учащихся. Ученик самостоятельно и по-своему выражает понятое на уроке знание и представляет классу полученный продукт. Творческие задания обычно даю
на рисование (нарисовать образы частей речи: имен существительного и прилагательного, глагола)
на сочинение стихотворения, загадки, сказки, например, о нуле, мягком знаке.
Таким образом, проблемный диалог сначала накрывает ученика волной интереса к новому материалу, а затем дарит ему острую радость самостоятельного открытия знаний. В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логично, научно, творчески; самостоятельно добытые знания бывают осознанными, а значит прочными; они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях. Всё это развивает личностные качества: интеллект, стремление к познанию мира, эмоциональную и волевую сферы, организационные способности.
Технологию проблемного обучения в основном применяю на этапах актуализации знаний, усвоения новых знаний. Обучение деятельности предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы, конечно, под руководством учителя. То, что сегодня ученик сделает с помощью своих товарищей, завтра он это сделает самостоятельно.
У проблемно-деятельностного метода есть как достоинства, так и недостатки.
Достоинства проблемно-деятельностного обучения:
развивает мыслительные способности учащихся;
интерес к учению, творческие силы.
Недостатки:
не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала;
неподготовленности учащихся;
требует больше времени, чем на объяснение материала учителем.
В самом начале внедрения технологии проблемного обучения, мне было жаль времени, потраченного на исследование. Казалось, что за это время я бы уже давно объяснила материал и сколько бы еще выполнили практических заданий на его закрепление! Но с практикой все лучше понимаешь слова Жан Жака Руссо«Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями». Именно с затруднениями, так как они мотивируют к познанию, заставляют ученика действовать на уроке, а взрослого человека - в решении жизненных проблем. Использование деятельностного подхода, включение в учебную деятельность заданий высокого уровня – все это направлено на развитие ребенка. Реализация деятельностного подхода многое меняет в жизни ученика и учителя, но самое главное ребенок становится активным деятельным человеком.