Урок русского языка в 5 классе «Структура сложных предложений: предложения-«гуси» и предложения -«матрешки»»
Кто это???Без команды в строй встаютИ отправляются на пруд.Кто идет цепочкой длинной,Кто так любит дисциплину? Гуси А это???Толстушка-красавицаВ середине открывается ,А там племяшка улыбается.Когда племяшка открывается ,Внучка в ней вмещается.Как тётя называется? Матрешка 1. Когда садилось солнце, альпинисты уже приближались к стоянке.2. Альпинисты, когда садилось солнце, уже приближались к стоянке. Сравним… Проверим! (Когда =-), [-=][-,(когда =-),=] Когда? Когда? Структура сложных предложений: предложения-«гуси»и предложения-«матрешки» Вы видели когда-нибудь, как идёт семейство гусей? Куда бы гуси ни направлялись, они идут строго один за другим — гуськом. Так же могут располагаться части сложносочинённого и сложноподчинённого предложений: одна за другой, гуськом. (1) Кот,…….. (1) залез под диван (2) (который) украл нашу колбасу, Схема предложения-«матрёшки» показывает, что наружная «матрёшка» разрезана на части. Запомните! Предложение, которое оказалось внутри другого, с двух сторон выделяется знаками препинания!!! Исправим ошибки 1. Николка аккуратно положил птенчика, который упал с дерева обратно на ветку.2. Малыш накрыл пурпурную бабочку, которая опустилась на цветок ладонями.3. Долгими зимними вечерами я развлекал сестричку, которая болела чтением вслух.4. В доме, где живут мои родители во вторник, состоится собрание по поводу строительства автостоянки.5. Возле реки, где мы обычно ловили рыбу на опушке леса, ярко горел костер. Проверим! Николка аккуратно положил птенчика, который упал с дерева, обратно на ветку.Малыш накрыл пурпурную бабочку, которая опустилась на цветок, ладонями.Долгими зимними вечерами я развлекал сестричку, которая болела, чтением вслух.В доме, где живут мои родители, во вторник состоится собрание по поводу строительства автостоянки.Возле реки, где мы обычно ловили рыбу, на опушке леса ярко горел костер. Жил на свете маленький цветок. Никто не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре, где лежали одни старые серые камни и сухая мёртвая глина. Нечем было цветку питаться в камне и глине. Он трудился, чтобы жить и не умереть, день и ночь. Днём , чтобы собрать пылинки, цветок сторожил ветер. Однако трудно было цветку питаться из одних пылинок. Но он не хотел жить печально и старался изо всех сил расти. По сказке-были А. Платонова «Неизвестный цветок» Никто не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре, где лежали одни старые серые камни и сухая мёртвая глина. Он трудился, чтобы жить и не умереть, день и ночь.Днём , чтобы собрать пылинки, цветок сторожил ветер. Оцени себя, выбрав значок и отметив его в таблице: Цель урока Загадки Словосо-четание Виды СП «Гуси» «Матрешки» Результат «+» - знаю и умею применять.«!» - знаю, но не всегда могу применить.«?» - не уверен в своих знаниях.«--» - пока не знаю и не умею. Задание на дом: § 24-26, выписать из текста «Петька на даче» предложения- «гуси» и «матрешки» *5предложений* 1, 1. 2, которые Тренировочные упражнения. = =
и 1)Однажды человек, который жил возле леса, приручил лося. [ , (который ), ]. («матрёшка») 2)Вдруг он обнаружил, что лось игра..т ( ) в салочки с его детьми. [ ] , (что ). («гусь») 3)Однако дети, с которыми играл лось, побаивались его. [ , (с которыми ), ]. («матрёшка»)4)Когда лось прикасался к ним, они кубарем к..тились ( ) по лужайк.. ( ). (Когда ), [ ]. («гусь») Задание 2 - Составь текст из «матрёшек»!Текст, состоящий из четырёх сложноподчинённых предложений-«матрёшек», рассыпался на составные части: слева расположены главные части предложений, а справа – зависимые. Необходимо подобрать части друг к другу и расположить предложения в нужном порядке, чтобы получился текст.1. Дети …… иногда ходят в школу на х..дулях. 1. ….где находится школа…2. Соседний остров … отд..ляется от их острова неглубоким проливом. 2. …чтобы у них (не)проп..дали уроки..3. Этот пролив… сильно м..леет, поэтому нельзя пользоваться лодками. 3. …которые живут на одном из маленьких островов Японии…4. И дети….перепр..вляются через пролив на х..дулях. 4. …когда долго (не)идут дожди…- Предложения составляем, записываем на доске, выполняем графический комментарий: подчёркиваем грамматические основы, обозначаем союзы, расставляем запятые, рисуем схемы. Читаем получившийся текст.Готовый текст:Дети, которые живут на одном из маленьких островов Японии, иногда ходят в школу на ходулях. Соседний остров, где находится школа, отделяется от их острова неглубоким проливом. Этот пролив, кода долго не идут дожди, сильно мелеет, поэтому нельзя пользоваться лодками. И дети, чтобы у них не пропадали уроки, переправляются через пролив на ходулях.