Программа кружка Юный журналист
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «ИМПУЛЬС»
УТВЕРЖДЕНО
на методическом совете
«___» ___________ 20 г
Директор МАОУДО
«Детско-юношеский центр «Импульс»
_________ А.М. Мясников
Образовательная программа
«Юный журналист»
Возрастной состав учащихся 10 лет
Продолжительность образовательного процесса: 1 год
Составитель:
педагог дополнительного
образования
Семерикова Нина Георгиевна
Юг, 2014
Информационная карта
образовательной программы
Педагог – Семерикова Нина Георгиевна.
1.Направление деятельности
2.Форма и название творческого объединения
Творческое объединение «Юный журналист»
3.Название образовательной программы
«Журналистика в школе»
4.Вид программы
Модифицированная
5.Образовательная область
Литература, краеведение, история, природоведение,
6.Продолжительность образовательного процесса
1 год
7.Возраст обучающихся
10 лет
8.Форма организации образовательного процесса
Комплексная
9.Форма организации содержания и педагогической деятельности
Групповая
10.Достижения обучающихся
Публикация творческих работ обучающихся в школьной газете. Создание и защита творческих проектов на занятиях кружка, школьном «Дне науки и творчества». Участие в конкурсах муниципального, регионального уровня.
Пояснительная записка
Программа кружка «Юный журналист» направлена на развитие интеллектуального и творческого потенциала детей. На занятиях юные корреспонденты учатся пристально всматриваться в суть явлений и событий, стремятся не только реально оценивать современный окружающий мир, но и себя в нём.
Знание основ журналистики поможет участникам кружка анализировать и понимать литературные произведения, создавать собственные эмоциональные интересные для других рассказы о своей жизни и происходящих событиях. Издание газеты позволит учащимся делиться впечатлениями, высказывать собственное мнение.
Дети усовершенствуют навыки работы в графическом редакторе Word, попробуют свои силы в качестве корреспондентов, редакторов, иллюстраторов ученической газеты.
Творческий процесс направлен на воспитание креативной личности, формирование у детей способности критически мыслить, быть толерантными, открытыми, для новых контактов и связей.
Цель обучения по программе:
Развитие личностных качеств учащихся: формирование активной жизненной позиции, способности к самостоятельной творческой интеллектуальной деятельности.
Задачи:
формировать практические навыки журналистской работы: умение анализировать и отбирать полученную информацию, пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;
развивать критическое мышление через анализ текстов;
развивать коммуникативные умения через поиск, отбор информации, интервьюирование;
развивать творческие способности школьников осуществлять выпуск стенгазет, рукописных журналов, альманахов, информационных листов, буклетов.
Программа кружка позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, системно - деятельностный подходы.
В основе формирования творческих интеллектуальных умений лежит два главных вида учебной деятельности: учебно-познавательная, учебно – практическая.
Программа предусматривает обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи.
Новые стандарты образования предусматривают развитие человека мыслящего, умеющего добывать информацию, анализировать и критически оценивать ее. Актуальность данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства на уроках и в жизни.
Система занятий ориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками творческой, аналитической, информационной деятельности; построена таким образом, чтобы на каждом занятии обучающиеся, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобретали навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научились писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.
Формы занятия, предусмотренные программой:
свободная творческая дискуссия;
ролевые игры;
выполнение творческих заданий;
активные методы формирования системы общения;
практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе).
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Количество занимающихся в кружке - 10-15 человек.
Программа рассчитана на 1 год, занятия проходят 2 раза в неделю по 45 минут. Расписание занятий составляется в соответствии с "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования».
Прошедшие начальную программу могут продолжить занятия в кружке, созданном в основной школе.
В дальнейшем дети смогут без затруднений выступать на публике, приобретенные навыки пригодятся им в написании рефератов, выполнении творческих, проектных коллективных и индивидуальных работ.
Учебно-тематический план 1 года обучения.
№ п/п
Раздел, тема (подтема)
Количество занятий
Теоретические часы
Практические часы
Всего кол-во часов
1.
I Подготовительный этап. Краткая история возникновения и развития средств массовой информации. Роль и место периодической печати. Виды периодических изданий.
2
4
6
2.
II Основы журналистской деятельности. Публицистический стиль речи. Общая характеристика: сфера применения, жанры, стилевые особенности, языковые средства.
4
24
28
3.
III Активизация деятельности младших школьников. Виды газетных и журнальных публикаций. Организация работы юных корреспондентов.
4
26
30
4.
IV Подведение итогов. Презентация творческих проектов. Участие в «Дне науки и творчества» в школе. Выбор лучших работ.
4
4
Содержание изучаемого курса
I Подготовительный этап.
Тема 1. Краткая история возникновения и развития средств массовой информации. Виды периодической печати. Общий обзор. Специфика детских и юношеских периодических изданий. Анализ структуры газеты, журнала. Экскурсия в библиотеку. Публичное выступление по теме: «Моя любимая газета».
Тема 2. Профессия – журналист. Журналист как представитель определенного слоя общества. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. Практическая работа: коллаж по теме «Расскажи мне о себе».
II Основы журналистской деятельности.
Тема 3. Публицистический стиль речи. Общая характеристика: сфера применения, жанры, стилевые особенности, языковые средства.
Тема 4. Активный и пассивный словарь. Словари, справочники, их тематика и использование при создании газеты.
Тема 5. Информационные жанры. Отчет, репортаж, интервью, заметка.
Основные требования к информативной публицистике: оперативность, правдивость, полнота отражения явлений современной жизни, актуальность, доступность, выразительность, фактологичность (ссылки, свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств). Создание и презентация текста определенного жанра.
Тема 6. Аналитические жанры: статья, обозрение, отзыв, рецензия.
Назначение произведений аналитических жанров – сообщить о явлении, выявить, исследовать его корни, показать его сущность. Ее виды и жанры (статья, обозрение, отзыв, рецензия). Взаиморецензирование черновых вариантов статьи, отзыва. Конкурс на лучший отзыв.
Тема 7. Художественные жанры: слово, очерк, эссе.
Основные функции произведений художественно-публицистических жанров:
- информационная;
- эстетическая;
- просветительская.
Основные жанры: слово, очерк, эссе и др. Знакомство с письмами выдающихся людей. Выразительное чтение писем. Самостоятельная работа со справочной литературой, наблюдения над особенностями очерка, анализ текстов-образцов; презентация портретного очерка, создание чернового варианта эссе или очерка.
Тема 8. Конкурс сочинений на свободную тему в различных публицистических жанрах. Презентация. Выставка работ. Награждение.
III Активизация деятельности младших школьников. Организация работы юных корреспондентов.
Тема 9. Технические средства журналиста.
Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер). Практическая работа. Фотоконкурс.
Фотографирование. Роль фотографий в газете. «Портрет», «пейзаж», «композиция». Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ).
Тема 10. Темы, рубрики, полосы.
«Гвоздевой» материал. Правила расположение новостей, обзоров, интервью и пр. Рубрики. Полосы. Первая полоса. Составление эскиза первой страницы газеты.
Тема 11. Взрослые правила для юных журналистов.
Правила:
- точность и проверка информации;
- честность и достоверность;
- ссылка на источник;
- разделение фактов и мнений;
- краткость и ясность.
Способы предупреждения фактических ошибок:
- проверка и перепроверка информации, особенно цифр, дат, имён и фамилий, географических названий;
- использование метода прямого наблюдения, присутствие на месте события;
- исправление или опровержение в последующих номерах газеты допущенной ошибки.
Практическая работа: коррекция черновых экземпляров газет.
Тема 12. Деловая игра. Планирование: шаг за шагом.
Этапы выпуска номера газеты:
планирование номера газеты (планерка);
сбор информации;
подготовка материалов, рубрик, полос;
подбор иллюстраций;
макетирование и верстка номера;
редактирование и вычитка, подписание номера;
обсуждение номера на летучке.
IV Подведение итогов.
Выпуск газеты.
Участие в «Дне науки и творчества» в школе.
Итоговое занятие. Анализ работы.
Прогнозируемый результат реализации программы.
Итогом работы будут выпуски школьной газеты, представление лучших работ на «Дне науки и творчества», а так же участие в районных творческих конкурсах.
К концу 1 года обучения по программе участники кружка научатся:
в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал;
составлять план и использовать им в устных и письменных высказываниях;
находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;
строить связные высказывания, используя различные газетные жанры;
Участники кружка получат возможность научиться:
пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера;
фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям;
проводить литературное редактирование и литературную правку текста.
На занятиях вырабатываются следующие умения и навыки:
умение работать с разной литературой.
умение работать с магнитофоном, диктофоном, компьютером.
умение брать и давать интервью.
умение использовать знания основных жанров периодической печати.
умение создавать макет и делать компьютерную верстку газеты.
Формы контроля
Форма проведения контроля
Сроки контроля
Объект контроля
Форма предъявления результатов контроля
1.Семинар на тему «Поиск литературы»
ноябрь
Умение самостоятельно находить и отбирать нужную литературу
Учащиеся получают баллы за грамотные ответы. Баллы вносятся в таблицу достижений
2.Практическая работа «Место зарисовки в газете»: подготовка пейзажной, портретной или бытовой зарисовки.
декабрь
Умение выступать и отвечать на вопросы, обосновывать актуальность, значимость своего материала.
Обсуждение результатов: «Круглый стол», самооценка, взаимооценка.
3. Создание и презентация репортажа, интервью, заметки.
январь
Умение продумать и составить план вопросов интервью; умение заинтересовать собеседника, оформить материал письменно.
Обсуждение результатов: «Круглый стол», самооценка, взаимооценка.
4. Создание и презентация статьи, эссе.
февраль
Умение использовать художественный текст.
Обсуждение результатов: «Круглый стол», самооценка, взаимооценка.
5. Делова игра
март
Умение обсуждать материалы газеты; их актуальность, направленность на интересы читателей и др.
Обсуждение с каждым членом кружка. Выпуск школьной газеты.
6.Выступление на уровне школы, района.
апрель
Умение выступать и отвечать на вопросы
Участие в конкурсах. Показ лучших работ, награждение грамотами.
Список литературы для учителя:
Афанасьев М.Г. Вопросы журналистики. М.: Высшая школа.1987
Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. –М.: Просвещение. 2002
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1998
Кеворков В.В. Рекламный текст. М., 1996
Ливанова М.В. Газета в школе. Учебно-методические материалы по организации и выпуску школьного печатного издания. Смоленск, 2011
Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.
Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996
Розенталь Д.Э.. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.
Список литературы для учащихся:
Шкопоров Н.Б.. Как психологически правильно брать интервью. М.,1990.
13PAGE \* MERGEFORMAT14215
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 515