Занятие кружка Юный журналист по теме Интервью как жанр журналистики


МОУ НОВОСПАССКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1












Руководитель кружка:
учитель литературы – Табакова Л.П.












Паспорт мероприятия.

Предмет: развитие речи

Тема: Интервью

Цели занятия:
Образовательная: познакомиться с жанром публицистики «интервью» и его особенностями;
Развивающая: продолжить формирование представления о газетных жанрах;
Воспитательная: воспитывать внимательное, бережное, уважительное отношение к окружающим людям

Задачи мероприятия:
В результате занятия учащиеся должны
на базовом уровне
- иметь представление об интервью как одном из газетных жанров;
- понимать отличительные особенности интервью от других газетных жанров;
- уметь излагать материал в форме беседы (от имени человека, который даёт интервью).
На творческом уровне
- знать основные требования к интервью;
- понимать основные особенности языка интервью;
- уметь составлять вопросы для интервью.

Тип занятия: изучение нового материала
Основной дидактический метод: словесный (рассказ, беседа);
Частные методы: наглядный - демонстрация, презентация;
практический – работа в группах.

Оборудование:
- мультимедиа, проектор;
- газета «Школьный вестник» за 2007-2008 годы.







Ход занятия

1.Вступительное слово учителя о необычности занятия. В память о Екатерине Ивановне Никитиной – преподавателя УлГПУ, автора учебника по развитию речи.
Представление гостей: Елена Арнольевна Миронова – главный редактор газеты «Сельская правда», Елена Анатольевна Шакурова – журналист, сотрудник «Сфера ТВ», Галина Юрьевна Шагарова – педагог-организатор ЦДТ.

2. Тема занятия «Интервью как жанр журналистики».
Цель:
- повторить изученное об уже известных нам газетных жанрах;
- познакомиться с интервью и его особенностями;
- научиться брать интервью, составляя вопросник.

3.Беседа.
-Какие газетные жанры вам уже знакомы? (заметка, статья, репортаж)
-Что такое заметка?
-Чем статья отличается от заметки?
-Что такое репортаж?
Мультимедиа







4. Практическая работа.
-У вас на столах газета «Школьный вестник». Найдите примеры этих жанров.

5.Попробуйте сформулировать определение: что такое интервью?
(беседа с каким-либо человеком).
Одна их учениц получила задание: найти определение в «Словаре иностранных слов» или «Толковом словаре» Ожегова.
Интервью – предназначенная для печати или передачи по радио, ТВ беседа с каким-либо лицом.
Запись в тетради с экрана.





Мультимедиа






-Какое слово в определении главное, опорное? (беседа)
Иными словами, интервью – это совместное творчество журналиста и человека, дающего интервью, информацию. Им может быть общественный деятель, учёный, передовик производства, руководитель, писатель, артист, спортсмен. Главное – это должен быть интересный человек.
-Кому он интересен?
один из живых, впечатляющих газетных жанров. О многих школьных и других событиях можно рассказать в форме беседы с организаторами или участниками события. Главное, что мнение этого человека авторитетно для читателя.
-Как вы думаете, что должен учитывать или знать корреспондент, который берёт интервью?
(-знать об этом человеке,
-быть вежливым, тактичным,
-умело подобрать вопросы,
-расположить человека к себе, вызвать на откровенный разговор,
-интервью должно быть интересным для читателя).

6.Давайте спросим об этом наших гостей тоже в форме интервью.
Учитель задаёт вопросы гостям:
-сколько лет вы работаете в газете?
-что закончили, какое учебное заведение?
-что можете рассказать об опыте своей работы?
-есть ли какие-нибудь особенные истории, связанные с интервью?
-вы готовите вопросы заранее или придумываете по ходу беседы?
-какие трудности испытываете?

7.У нас есть свой специалист в этом жанре – Яна Табакова. Предлагаем вашему вниманию компьютерную презентацию, подготовленную Яной.

8.Давайте подведём предварительные итоги того, что мы узнали.
Требования к интервью
Основные особенности языка запись в тетрадях
Основные этапы работ
Мультимедиа
















9.Работа в группах. Сформулировать вопросы, побеседовать с гостями.
10.Домашнее задание:
- оформить интервью, которое взяли у гостей;
- индивидуальное задание.
Следующий номер нашей газеты должен выйти к 23 февраля – Дню защитника Отечества. Взять интервью у бабушки, участнице блокады Ленинграда, у дедушки, председателе Совета ветеранов Великой Отечественной войны, у курсанта военного училища.
-На следующем занятии мы будем учиться анализировать интервью с точки зрения соблюдения требований, поговорим о композиции интервью.

11.Рефлексия.
Если вам понравилось сегодняшнее занятие, давайте поаплодируем гостям и участникам занятия.

Заметка – малый газетный жанр. В основе – рассказ об одном событии
(что, где, когда, как, почему произошло) без рассуждений.
Статья – «объясняющий» жанр публицистики. Задача – привлечь внимание к какой-либо важной проблеме.
Репортаж – живой рассказ очевидца о каком-либо событии общественной жизни. Изображает событие как процесс.



Можно Нельзя
Взять интервью Написать интервью
Получить интервью Рассказать интервью

дать интервью
Интевьюер – тот, кто берёт интервью.

Требования к интервью
Актуальность
Живость и непринуждённость
Простота и задушевность
Лаконизм и содержательность
экспрессивность

Основные этапы работы над интервью
1.Отыскать интересного человека для беседы
2.Изучить предмет беседы
3.тщательно продумать основные и дополнительные вопросы
4.Правдиво и точно передать мысли собеседника (прочитать ему свои записи, проверить названия, имена, фамилии, даты, цифры)

Основные особенности языка
Лексическая основа – нейтральная лексика
Употребление элементов живой разговорной речи
Уместность включения «справки» о служебном и общественном положении собеседника, описание внешности
Лаконизм и содержательность
экспрессивность



15