Занятие кружка Юный журналист по теме Фельетон как жанр журналистики
МОУ Новоспасская средняя общеобразовательная школа №1
Открытое занятие кружка
«Юный журналист»
по теме «Фельетон как жанр публицистики»
(теоретическое занятие)
Руководитель кружка
Табакова Л.П.
Учитель русского языка и литературы
Паспорт занятия
Цели:
образовательная: сформировать представление о фельетоне как жанре публицистики и его отличительных особенностях;
развивающая: развивать навыки работы с изобразительно-выразительными средствами языка;
-воспитательная: воспитывать активную жизненную позицию.
Задачи мероприятия:
В результате занятия учащиеся должны
На базовом уровне
-иметь представление о фельетоне как художественно-публицистическом жанре;
-знать историю возникновения фельетона и русских авторов;
-понимать отличительные особенности фельетона от других жанров публицистики;
На творческом уровне
-знать основные требования и правила создания;
-понимать языковые особенности фельетона;
Тип занятия: изучение нового материала
Основной дидактический метод: словесный (рассказ, беседа);
Частные методы: наглядный – демонстрация презентации;
практический – работа с текстами.
Оборудование:
-мультимедиа, проектор;
-раздаточный материал – образцы фельетонов
Ход занятия
Вступительное слово руководителя кружка: формулировка темы, постановка целей и задач занятия.
Сегодня мы продолжаем знакомиться с основными жанрами публицистики. Тема нашего занятия: фельетон как жанр публицистики. Я познакомлю вас с историей термина и понятия, расскажу о его отличительных особенностях.
Моя цель - постараться довести до вас теоретический материал по теме.
-А какую цель вы ставите перед собой?
-Зачем вам нужно знать о фельетоне?
Актуализация знаний.
-К какой группе мы отнесём уже известные нам жанры: заметка, статья, интервью, репортаж, путевые заметки?
-Как вы думаете, к какой группе относится фельетон? Обоснуйте свой ответ.
Объяснение материала с опорой на мультимедиа.
Фельето
·н (фр. feuilleton, от feuille «лист», «листок») жанр художественно-публицистической литературы, высмеивающий порочные явления общественной жизни.
ФЕЛЬЕТОН малая художественно-публицистическая форма, характерная для периодической печати (газеты, журнала) и отличающаяся злободневностью тематики, сатирической заостренностью или юмором.
Фельетон - это один из сатирических жанров, задача которого обличение общественных пороков, недостатков, содействие их искоренению. Как и другие художественно-публицистические жанры, фельетон сочетает в себе понятийные и образно-выразительные средства.
Фельетон, как один из распространённых газетных жанров сатиры, использовался журналистами для борьбы с пережитками, которые мешали общественной жизни.
Знакомство с правилами написания фельетона.
5.Практическая работа с отрывком из фельетона Аркадия Бухова «Человек и курорт». Находим изобразительно-выразительные средства и определяем их роль в тексте.
6.Работа с мультимедиа:
- Роль заголовка;
- Три «кита» - три принципа;
- Почему фельетон – редкий жанр.
7.Чтение фельетонов разных лет. Беседа по ключевым вопросам.
Илья Ильф «Холостой мальчик»,
Сергей Хайдаров «Центр лингвистических исследований о батьке Лукашенко»,
Денис Губин «Дело было не в бобине»,
Андрей Суздальцев «Шавка или дворовый интегратор».
-В чём особенность заголовка?
-Как во вступлении заявлена авторская позиция?
-Какой факт лежит в основе фельетона?
-Что осуждает, высмеивает автор, кого можно назвать объектом фельетона?
-Какие слова, обороты, образные средства выразительности вы увидели и услышали в тексте?
8.Рефлексия.
- что нового вы узнали на этом занятии?
- интересной ли была тема?
- насколько полезными были для вас сведения?
- хотите ли вы попробовать свои силы в создании фельетона?
9.Следующее занятие будет практическое. Мы будем сами писать фельетоны. Поэтому
домашнее задание:
«Найти» для фельетона факты в школьной жизни, в стенах школы.
Жанры публицистики
Художественно-публицистические
Аналитические
Информационные
Фельетон всегда строится на факте.
Истинный фельетон раскрывает читателю глаза на те события и факты, к которым тот давно привык и уже не замечает, считая чем-то самим собой разумеющимся.
В основе фельетона лежит конфликт. Не обязательно комический.
Фельетон, как представитель малого (по объему) жанра, требует филигранной отточенности стиля и четкости сюжетно-композиционного построения.
Обязательная составляющая фельетона – «наличие устойчивого образа пишущего», т.е. активная позиция автора.
«Усиление выразительности речи достигается различными средствами, в первую очередь использованием тропов».
«Человек – как забытый (эпитет, причем в переносном значении; сравнение) клад в степи: копнешь верхний слой (метафора), а за ним столько сокровищ и сокровенностей, что дух захватывает Чего только нельзя найти в пошлом незамысловатом человеке? На себе я это испытал в прошлом году, когда какой-то незнакомый доктор – да будет презренно имя его! (риторическое обращение) – посмотрев на меня поверх широких очков, начал перечислять все те широкие (параллелизм) возможности, которые таит мой организм. По его точному и беспристрастному подсчету оказалось, что передо мной блестящий выбор (гипербола, ирония) недорогих и обеспеченных путей для крематория: печень, почки, кишки, – словом, все, что я мог скопить за долгую трудовую жизнь, все это вопиет (олицетворение) или о крематории, или о курорте».