Игр клубочек для сыновей и дочек.


Из опыта работы: «Игр клубочек для сыновей и дочек»

В данной разработке представлены авторские игры для детей дошкольного возраста, направленные на развитие связной речи, фонематических процессов, совершенствование грамматических конструкций. Эти игры могут быть использованы логопедами на индивидуальных и подгрупповых занятиях, воспитателями на занятиях по развитию речи, во время режимных моментов, родителями во время поездок, на каникулах и т. д.
Игра «Третий лишний».
Вот ваша задача:
Узнать третий лишний
И объяснить почему.
Я долго решала, ответа не знала.
Кто прав -я никак не пойму:
Автобус, троллейбус и остановка,
Заяц, кукушка и клёст,
Кошка, собака, лисица- плутовка,
Клубника, малина и клён.
Картофель, морковка и груша,
Ложка, тарелка и суп,
Света, Сеня и Луша,
Незабудка, фиалка и дуб.
Задание: Взрослый читает по строчке, ребёнок объясняет: какое слово лишнее и почему.
Игра «Большой- маленький».
Превратить большой предмет
Нам поможет в маленький
Озорник звук [Ж]-
Очень уж удаленький.
Был красный флаг, а стал-( флажок),
Был белый снег, а стал
Был синий круг, а стал
Был жёлтый стог, а стал
В других словах он пошалили,
И вот какие получил:
Берег-, друг-,
Сапог-, рог- ,
Пирог-, утюг- .
Игра «Раз, два, три- одним словом назови!»
Туфли, ботинки и сапоги-,
Сосны, берёзы, дубы-,
Рябчики, коршуны и глухари-,
Щуки, форель и сомы-,
Яблоко, груша, персик, айва-,
Редька, морковь и перчик -,
Ноги, шея и голова-.
Бабочка, жук и кузнечик- .
Задание: Обобщить одним словом каждую строчку.
Игра «Съедобное- несъедобное».
Вот сухарь, салат и сок,
Мусор, бусы и носок,
Морс, салфетка и сырок,
Оса, поднос и поясок.
Что здесь съедобное - скажи ,
И картинку покажи.
Задание: Дети выбирают картинку с изображением съедобных продуктов.
Игра «Что растением зовут?»
Ананас, поднос и нос,
Фикус, ус, утёс и хвост,
Лес, куст, аист, кипарис,
Слива, сосны и ирис.
Что растением зовут?
Какие картинки нам подойдут?
Задание: Дети откладывают картинки с изображением растений.
Игра «Кто что делает? Скажи»
Коса, касса и лиса,
Сом, сова, песок, оса,
Сумка, сокол, волос, нос,
Посуда, соболь и насос.
Кто летает здесь, скажи,
и картинку покажи.
( Возможны варианты:
Кто здесь бегает? Скажи
Кто живой здесь? Скажи и т.д.)
Игра «Пропажа».
На заборе объявленье-
« Сообщить без промедленья,
Кто вдруг видел:
Утюжок, лыжи, шашки и флажок,
Шубу, шапку и пружинку,
Штангу, парашют, машинку,
Пирожок, штаны, кружок,
Жёлудь, пряжку и шнурок?».
- Что же пишут в обращении?
В этом странном объявлении?
- Поиграть с разиней- Вовой
Приходил его дружок!
Задание: Игру можно проводить на этапе автоматизации звуков[Ш], [Ж].
Картинки выкладываются в такой же последовательности как в стихотворении, дети повторяют . Можно разыграть как мини – сценку по ролям.
Если брать на этапе дифференциации звуков, то можно предложить детям разделиться на две команды. Одна команда будет искать слова со звуком [Ш], а другая- со звуком [Ж].
Аналогично можно проводить со словами, содержащими звуки [Р] :
. :
Помидор, свёрток, краски и топор,
Трактор, фартук и ватрушку,
Ручку, трубку и Петрушку,
Картинг, грузовик и бурку,
Сыр, карман и кошку - Мурку.
Далее можно предложить детям самостоятельно подбирать названия предметов.
Игра «Чей хвост?»
Иришка и Тишка играли в лото.
Собрать им картинки ,задание дано.
Чей хвост?
Угадать им придётся сейчас.
Помочь разобраться просят и вас.
Гусиный, змеиный, козлиный,
Обезьяний, совиный, ослиный.
Кто хвост потерял
Вчера на заре?
Заботы прибавил и детворе?
Задание: Детям предлагаются картинки с изображением хвостов и картинки, с изображением животных.
Варианты ответов: Это змеиный хвост. Его потеряла змея.
Это гусиный хвост. Его потерял гусь. И т.д.
Игра «Кто? Что?»
Вот жираф, пожарный, ёжик,
Жук, лягушка, жёлудь, ножик,
Ландыш, ножницы, флажок,
Мишка, уж и пирожок,
Абажур, пиджак, пружина,
Морж, лошадка и машина.
Какой вопрос к словам поставим?
Кто? Или Что? Сейчас узнаем.
Задание: Поставить вопрос КТО? или ЧТО?
Игру можно использовать на этапе автоматизации [Ш],
[Ж]:детям предлагаются картинки в порядке, согласно стихотворению.
Игра «У кого кто есть?»
У свиньи есть- поросята,
У гусей шипят-( гусята),
За лосём бегут-( лосята),
У совы живут-( совята),
У лисы в норе- ( лисята),
У аиста есть-( аистята),
А у страуса есть-( страусята),
У осла живут-( ослята),
Со слоном живут-( слонята).
Задание: дети находят подходящие картинки, называют их.


Игра «Один- много».
Зайка, завод, замки, тазы,
Розы, фазан, козы, язык,
Ваза, глаза, зонтик, арбуз,
Зина, звезда, забор, карапуз.
Нас призывают слова на подмогу,
Нужно узнать, где « один», а где « много».
Задание: Показать с помощью сигнальных карточек: где один предмет, а где –много.
Гном и Гномик

В одном городе большом
Жил-был Гномик,
Жил-был Гном.
Гномик домик свой любил.
Гном в свой дом друзей водил.
Любил Гном мармелад,
шоколад и лимонад,
Виноград и сервелат,
Хлеб, котлету и салат.

Гномик любит мармелад(ик),
шоколад(ик),лимонад(ик),
виноград(ик),сервелат(ик),
Котлет(ку),хлеб(ушек),салат(ик).

Гном сажал огород,
Снаряжал пароход,
С проверкой ездил на завод,
Покупал в дом комод.

Сажал Гномик огород(ик),
Снаряжал пароход(ик),
С проверкой ездил на завод(ик),
Покупал в дом комод(ик).

Гном забивает в стенку гвоздь,
Очень любит, когда дождь.
В саду сделал водопад,
Ожидает листопад.

Забивает Гномик гвозд(ик),
Очень любит, когда дожд(ик),
В саду сделал водопад(ик),
Ожидает листопад(ик).

Посадил Гном огород:
Чтобы видел весь народ,
Что у него растёт горох,
Баклажан и помидор,
Кабак, свёкла и чеснок,
огурец, лук и укроп.

Любит Гномик огородик:
Чтобы видел весь народ(ик),
У него растёт горо(шеек),
Баклажан(чик), помидор(чик),
Свёк(олка)и чесн(очок),
Лу(чок), огур(чик), каба(чок).

Так и спорится работа-
целый день у них заботы!

15