Конспект урока Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. (Демонстрация маршрута и конкретных находок во время путешествия на корабле »Бигль») ( 11 класс)


Конспект урока
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. (Демонстрация маршрута и конкретных находок во время путешествия на корабле »Бигль»)
11класс
Цель урока: изучить научные и социально–экономические
предпосылки возникновения эволюционного
учения Ч. Дарвина; познакомиться с биографией
Ч. Дарвина.
Задачи урока:
Образовательные:
Изучить, доказывать и объяснять научные и социально-экономические предпосылки возникновения эволюционного учения Чарльза Дарвина.
Познакомиться с биографией Ч. Дарвина, маршрутом и результатами путешествия.
Развивающие:
Создать условия для формирования и развития исследовательских способностей обучающихся.
Способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования.
развивать умение работать с дополнительными источниками, выделять главное, анализировать информацию, делать выводы;
формировать представления о познаваемости мира и роли человека в изучении природы.
Воспитательные:
Формирование опыта взаимодействия в группах.
Формирование опыта продуктивного слушания.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: учебные ресурсы, ватманы, маркеры, цветная бумага, ножницы, магниты.
Форма и виды работ: групповая
Организационный момент.
Приветствие.
Создание коллаборативной среды – игра «Я-Мы»
Разделение на группы
Правила работы в группе
Мотивация учебной деятельности.
тема урока (учащиеся самостоятельно определяют тему).
Итак, ребята, вы с вами на прошлом уроке говорили об эволюционных представлениях Линнея и Ламарка. Шведский натуралист Карл Линней предложил систему растений и животных ( виды, роды, классы), ввёл бинарную номенклатуру, НО считал каждый вид неизменным и постоянным.
Французский учёный предложил первую эволюционную терию он подверг критикеидеи о постоянстве и незменяемости видов. Говорил, что образование новых видов происходит медленно и незаметно. Но факторы эволюции вывел ошибочно: виды стремятся к совершенству не раскрыл движущие силы эволюции.
Наука не могла правильно объяснить движущие силы развития органического мира.
Как возникло огромное многообразие видов?
Мы в 9 классе говорили: Эволюция, доказательства эволюции. Что дальше, как вы думаете? Какие вопросы мы будем дальше рассматривать по логике?
Какова, на ваш взгляд,тема нашего урока сегодня?
Определение задач каждой группы ( 4 группы).
Работа групп.15 мин.
Затем презентация групп.
Изучение нового материала.
1группа Социально – экономические предпосылки.
Научные предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина( кластер)
Прежде чем рассмотреть основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина, остановимся на предпосылках ее создания. Почему именно в Англии смог появиться ученый, который обобщил существующий материал, осмыслил его и создал логическую теорию эволюции органического мира?
Общественно-экономические предпосылки возникновения теории эволюции. Общественно-экономическая обстановка в Англии в середине 19 в. оказалась весьма благоприятной для развития эволюционной теории.
В 17 в. в Англии произошла буржуазная революция, устранившая все препятствия на пути развития капитализма. В результате эксплуатации колоний в Англии накапливаются большие богатства и свободные средства вкладываются в промышленность и сельское хозяйство. Происходит переворот в методах производства, который получил название «промышленной революции».
В результате роста заводов и фабрик увеличился рост городского населения и повысился спрос на сельскохозяйственное сырье и продукты питания. Промышленная революция обусловила аграрный переворот. Перед сельским хозяйством встала задача улучшения существующих сортов культурных растений и пород домашних животных. Этого можно было добиться, применяя различныеметоды селекции. В ходе практической селекционной работы росла уверенность в том, что человек может быстро изменить растительные и животные организмы, приспосабливая их к своим потребностям. Опираясь на результаты селекционной практики как на своеобразную модель, Дарвин смог перейти к анализу процесса видообразования в природе.
В середине 19 в. Англия превращается в крупнейшую колониальную державу мира. Причем освоение колоний было связано не только с многочисленными военными и торговыми экспедициями, но и с научно-исследовательскими, что способствовало накоплению новых знаний в разных областях науки. В одну из таких экспедиций в качестве натуралиста на корабле «Бигль» был зачислен Ч. Дарвин, который на протяжении почти пяти лет (с 1831 по 1836) имел возможность исследовать геологические породы, флору и фауну посещаемых мест. Факты, обнаруженные им, противоречили креационистским взглядам о неизменности видов и наводили на мысль об эволюции. Так, обнаружив на берегу реки Параны в Бразилии скопление костей животных, Дарвин замечает, что массовая гибель животных не связана с катастрофами, на что ранее указывал Ж. Кювье. А палеонтологические находки в Южной Америке дали Ч. Дарвину возможность найти сходство вымерших неполнозубых с современными ленивцами, муравьедами и броненосцами, встречающимися в той же местности (рис. 3.4). Это наводило исследователя на предположение о родстве вымерших и современных видов млекопитающих. Изучая фауну Галапагосских островов, Ч. Дарвин обратил внимание на то, что, с одной стороны, некоторые животные этих островов похожи на представителей фауны американского континента, с другой стороны, они нигде в другом месте земного шара не встречаются. Еще более его удивило то обстоятельство, что вьюрки и черепахи
почти на каждом острове представлены особой формой (рис. 3.5). Дарвин в ту пору не мог правильно объяснить эти факты, он сделал ироническую запись: «Чрезвычайно удивляюсь количеству творческой силы, если можно употребить это выражение, проявившейся на этих малых, голых и скалистых островах».
На создание теории Ч. Дарвина повлияли также экономические идеи А. Смита и Т. Мальтуса. А. Смит (1723—1790) разработал учение о «свободной конкуренции» в промышленности, считая, что именно «естественное своекорыстие», или «естественный эгоизм», человека могут служить источником национального богатства, а неприспособленные в процессе свободной конкуренции устраняются. Английский священник и экономист Т. Мальтус (1766—1834) — создатель теории народонаселения — считал, что численность населения возрастает в геометрической прогрессии, а средства для его существования — в арифметической, в результате чего возникает нехватка средств существования. Это объяснялось «естественным законом природы», действие которого можно ограничить только уменьшением
численности населения. В противном случае сама природа установит равновесие (при помощи болезней, голода и т.д.), резко повысив интенсивность конкуренции.
Таким образом, в первой половине 19 в. в Англии широкое распространение получили идеи свободной конкуренции, перенаселения, естественной гибели неудачливых конкурентов. Вероятно, эти идеи и натолкнули Ч. Дарвина на существование в природе подобных аналогий и подготовили почву для объяснения эволюции органического мира.
Научные предпосылки. По мере развития различных отраслей естествознания накапливались факты, не совместимые с представлениями о неизменности природы. Немецкий философ Э. Кант (1724—1804) отверг миф о первом толчке и пришел к заключению, что Земля и вся Солнечная система — это нечто, возникшее во времени и постоянно изменяющееся.
Английский естествоиспытатель Ч. Лайель (1797—1875) обосновал идею об изменяемости поверхности Земли под влиянием климата, воды, вулканических сил и других факторов. Он высказал мысль о постепенном изменении органического мира. Сочинение Ч. Лайеля «Основы геологии» повлияло на формирование научного мировоззрения Ч. Дарвина, подсказав ему идею эволюции органической природы.
В химии были получены результаты, подтверждающие единство живой и неживой природы. Шведский ученый И. Берцелиус (1779—1845), изучая химический состав разных частей организма и некоторых органических продуктов (молока, крови, костей и т.д.), пришел к выводу, что живое вещество состоит из тех же химических элементов, которые встречаются в неживой природе. Немецкий химик Ф. Вёлер (1800—1882) впервые синтезировал в лаборатории химическим путем мочевину из неорганического вещества, показав, таким образом, что образование органических веществ возможно без участия некой «жизненной силы», которой приверженцы витализма наделяли все живые организмы.
Физика. Следующий удар по витализму был нанесен в 40-х годах 19 в., когда был открыт закон превращения энергии. Оказалось, что разные виды энергии (тепловая, механическая, электромагнитная), существующие в природе, являются особыми формами одной и той же энергии движения. В природе происходит превращение одной формы энергии в другую.
Биология. Выяснилось, что закон превращения энергии применим к живым организмам. Эта точка зрения нашла подтверждение в трудах русского ученого К.А. Тимирязева (1843—1920) при изучении процесса фотосинтеза у зеленых растений.
В 19 в. энергично накапливается фактический материал во всех областях биологии. Появляются новые отрасли биологической науки: сравнительная анатомия, эмбриология, биогеография, палеонтология. Возникают вопросы, которые нельзя разрешить с позиции креационизма. К таким вопросам относятся:
многообразие органических форм и их сходствоналичие гомологичных органовединство плана строения живых организмов в пределах типасходство зародышей позвоночных на ранних стадиях развития (закон К.М. Бэра)единство клеточного строения организмов (клеточная теория Т. Шванна)смена ископаемых форм во времениуниверсальность закладки зародышевых листков в эмбриогенезе многоклеточных животных (открыта Х.И. Пандером в 1817—1818 гг.) и др.
Возникновение и решение этих вопросов укрепило идею единства органического мира, подготовило почву для создания учения об историческом развитии природы. Таким образом, идея естественной эволюции уже витала в воздухе к тому времени, когда Ч. Дарвин взялся за эту проблему.
Достигнутые к середине 19 в. успехи в разных областях естествознания, а также общественно-исторические условия создали возможность для выдвижения идей конкуренции и отбора и явились теми предпосылками, которые подготовили почву для формирования научной теории биологической эволюции.
В разных областях биологии в первой четверти 19 века был накоплен огромный фактический материал, который нуждался в обобщении. Для этого обобщения нужны были новые подходы. Практика сельского хозяйства требовала создания теории, которая позволила бы развивать дальше методы селекционной работы. В это время Англия была одной из самых развитых капиталистических стран, с очень хорошо развитым сельским хозяйством, к тому же страной колониальной, что требовало изучения новых территорий. Поэтому в середине 19 века именно в Англии сложились условия для создания теории эволюции. Честь ее создания неоспоримо принадлежит Ч. Дарвину
группа Основные этапы жизненного пути и маршрут путешествия Ч. Дарвина ( презентация, схема маршрута на доске)
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ И
ПУТЕШЕСТВИЯ Ч. ДАРВИНА. Родился в 1809 году, учился, проделал кругосветное плавание – и снова учился». Эта самая краткая автобиография отражает основные вехи жизни величайшего естествоиспытателя 19 века, английского учёного-основоположника эволюционного учения, которому в 2009 году исполняется 200 лет со дня рождения.
Ч. Дарвин (1809 – 1882) в юности верит в Библию, собирается стать сельским пастором и занимается зоологией как натуралист – любитель. В 22 года он на пять лет покидает Англию в качестве натуралиста (без жалования), отплывает в кругосветное путешествие на экспедиционном судне « Бигль» английского адмиралтейства. Целью его путешествия было составление гидрографических карт для Британского флота. Он обогнул земной шар, пройдя с юга вокруг Южной Америки, побывал в водах Австралии и Новой Зеландии, обогнул с Юга Африку. Во время стоянок собирал ботанические, палеонто-логические и зоологические коллекции, проводил геологические наблюдения.
« Путешествуя на корабле её величества в качестве натуралиста, я был поражён некоторыми фактами, касавшимися распределения органических существ в Южной Америке, и геологическими отношениями между прежними и современными обитателями этого континента ».
Дарвин замечает, что многообразие животного мира логичнее объяснить медленно текущими процессами изменения форм, чем отдельными актами творения. Находка ископаемых гигантских броненосцев – родственников ныне живущих форм – приводит его к выводу о родстве вымерших и существующих форм. Исследовав флору и фауну Галапагосских островов, Дарвин на примере различий между близкими видами вьюрков, черепах, ящериц увидел как бы сам процесс эволюции в действии.
Ч. Дарвин возвращается в Англию убеждённым эволюционистом. Начинается длительный период разработки стройной теории эволюции, основанной на вскрытии механизма эволюционного процесса.
По ходу рассказа учащиеся делают опорный конспект «Биография Ч. Дарвина».
Группа Экспедиционный материал, конкретные находки.( просмотр видеоролика о Галапагосских островах)
Особое внимание учителем обращается на близкие виды вьюрков, проживающих на островах. Создание проблемной ситуации, вопрос обучающимся: объясните различие формы клюва у вьюрков.
Обсуждение ответов, формулировка вывода: Форма клюва зависит от характера питания. Разная форма клюва – приспособления к условиям среды обитания.
Далее учитель обращает внимание на фактический материал кругосветного путешествия, подтверждающий:
Изменяемость видов.
Сходства и различие между видами.
Приспособленность живых организмов к условиям существования.
Роль условий среды в видообразовании.
4группа. Результаты и плоды путешествия
Огромный фактический материал по геологии и зоологии, собранный Дарвином во время путешествия и в дальнейшем обработанный как им самим, так и другими исследователями, лёг в основу ряда капитальных произведений:
•«Зоологические результаты путешествия на «Бигле»» (1839—1843) — 5 томов, под редакцией самого Дарвина
•геологические результаты путешествия, 3 тома:
•«Строение и распределение коралловых рифов» (1842)
•«Геологические наблюдения над вулканическими островами» (1844)
•«Геологические наблюдения в Южной Америке» (1846)
•монография о современных ископаемых усоногих раках, 4 тома (1851—1854)
•большое количество статей по геологии, зоологии и другим вопросам, опубликованных в журналах (1837—1858)
•«Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль»» (1839) — впервые была переведена на русский язык в 1871 году Е. Бекетовой
•«Автобиография»
•«Происхождение видов» (1859)
Цитата из книги «Происхождение видов»:
Путешествуя на корабле «Бигль» как натуралист, я был поражён некоторыми фактами, которые касались распределения органических существ в Южной Америке, и геологическим отношением между прошлыми и современными жителями этого континента. Факты эти… освещают в некоторой степени происхождение видов — эту тайну из тайн…
Однако большой результат путешествия Дарвина стал известен миру только через 23 года после возвращения учёного на родину, в 1859 году, когда вышло его «Происхождение видов». Достаточно большое значение приобрели окаменелые останки ископаемых животных, найденные Дарвином. Сейчас они экспонируются в крупных музеях Европы и США и имеют ценное научное значение .Движущие силы эволюции: естественный отбор
Борьба за существование
Наследственная изменчивость
На следующем уроке мы приступим конкретно к изучению данных вопросов.
Разработка критериев оценивания групп:
Раскрытие темы, вопроса
Грамотность, логичность, последовательность
Доступность
Оценивание.
Синквейн на тему ЭВОЛЮЦИЯ.
Домашнее задание.
Самоанализ урока
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. (Демонстрация маршрута и конкретных находок во время путешествия на корабле «Бигль»)
11 класс биология
Это урок изучения нового материала по достаточно большой главе. Целью урока является изучить научные и социально–экономические
предпосылки возникновения эволюционного
учения Ч. Дарвина; познакомиться с биографией
Ч. Дарвина.
.Данная тема является важной. На организационном этапе урока учащимися определяется цель урока; подготовка учащихся к работе. Для сплочения коллектива ребятам было предложено перед началом урока дать друг другу пожелания, проведена игра. Затем проведена разбивка на группы способом случайности. Образовались 4 группы, соответственно .Учитель помогает определиться с правилами работы в группе, для того, чтобы группа результативно поработала с учетом этих правил.
Каждая группа получила задания на карточке, ватманы, маркеры. Заранее некоторые дети были предупреждены о теме урока, поэтому некоторые ребята приготовили презентации к урокам по определенным темам. Учащиеся должны на ватмане в виде кластера отразить основной материал своей темы. Каждая группа активно обсуждала свою полученную тему. Во время наблюдения за подготовкой групп я обратила внимание, что в группах некоторые ребята взяли на себя роль лидера в группе и старались определиться кто какие вопросы будет освещать, как кластер будет выглядеть. Данный урок проводила в классе, где учащиеся в основном с низкой успеваемостью, поэтому роль лидера в работе групп была просто неоценимой.
Во время подготовки кластера учитель помогает детям, контролирует. Между группами сложилась на мой взгляд здоровая конкуренция. Ребята старались внести в свою работу какую то «изюминку». Задание носило творческий характер.
Во время работы приходилось напоминать правила работы в группе. В классе психологический климат благоприятный, поэтому работа прошла неплохо. Не все группы во время презентации показали глубину и полноту знаний, были некоторые ошибки, но главное, что дети все, практически все выступали, так как ребята в группе определились с тем, какие вопросы темы будут оговаривать.
Важно, что дети самостоятельно определились с критериями оценивания. Более или менее старались объективно оценивать работу групп и работу своей группы. Отбирали информацию, использовали дополнительную информацию.
В ходе оценивания дети аргументировали свою точку зрения. Дети всё же не умеют оперативно работать по-новому, поэтому первая проблема – это нехватка времени. Ребята готовили еще дома и презентации, в ходе урока задавали группам вопросы.
Учащиеся научились работать в группе, на уроке развивались умения анализировать, размышлять, критически мыслить, разрабатывать критерии.
Я думаю, что цель урока была достигнута основные задачи были выполнены; дети изучили материал. Главное, что такой подход ребятам очень понравился, поэтому следует развивать в дальнейшей работе эти подходы.