Распространение педагогического опыта работы по теме Развитие эмпатии детей 5-6 лет через оптимизацию детско – родительских отношений.
Уважаемые коллеги и все присутствующие!
Предлагаем вашему вниманию опыт работы на тему: Развитие эмпатии детей 5-6 лет через оптимизацию детско – родительских отношений.
Изучение эмоциональной стороны отношений представляет собой одно из самых актуальных направлений современных психологических исследований. Многие ученые и исследователи большее значение в своих работах уделяют изучению социальных эмоций, в том числе и эмпатии, которые выполняют важнейшую регулятивную роль в психическом и личностном развитии ребёнка.
Эмпатия - ведущая социальная эмоция. Она рассматривается, как способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей.
Эмпатия - (от греческого «empateia» - «сопереживать») рассматривается в психологии как способность индивида эмоционально отзываться на переживания другого, постижение его эмоционального состояния.
Изучением особенностей развития социальных эмоций, т ч и эмпатии у детей 5-6 лет занималась А. В. Запорожец. Ее исследования доказали что, именно в этом возрасте у ребенка на основе морально-нравственных представлений появляется способность давать оценку не только со своей субъективной точки зрения, но и с позиции окружающих. Необходимо отметить, что общение ребенка со взрослыми и сверстниками имеет единую природу, но с родителями, генетически оно возникает раньше и является как бы каналом, посредством которого оказывается влияние не только на развитие личности ребенка, но и на становление его сферы отношений с другими людьми.
Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение.
Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Чувства, возникающие у ребенка 5-6 лет по отношению к другим людям, переносятся им на персонажей художественных произведений, он сочувствует несчастью, тем, кто попал в беду. Особое сочувствие ребенка вызывают положительные герои, но он может пожалеть и злодея, если тому приходится уж очень плохо. Чаще, однако, дети возмущаются поступками отрицательных героев, стремятся защитить от них любимого героя.
Взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник чувств дошкольника. Радость, нежность, сочувствие, удивление, гнев и другие переживания могут возникнуть у него по отношению к животным, игрушкам, предметам и явлениям природы. Знакомясь с человеческими действиями и переживаниями, дошкольник склонен приписывать их и предметам. Он сочувствует сломанному цветку, гневается на ударивший его камень
Проблему развития детско-родительских отношений и их влияние на развитие личности ребенка изучали А. Я. Варга, Е. И. Захарова, и другие исследователи. «Общаясь в семье, ребенок вырабатывает собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка зависит от условий, предоставленных ему в семье, оно зависит от четкости и ясности общения в семье, от гармонизации семейных отношений»
Особую значимость проблема изучения эмпатии приобретает в связи с исследованиями взаимоотношений между детьми и взрослыми в семье, где ребенок получает первые уроки эмоционального отклика. В процессе развития личности ребенка и способах участия в нем взрослых решающая роль принадлежит семье. Семья, являясь клеточкой социальной структуры общества, выступает регулятором отношений между людьми
Через взаимодействия с близким взрослым ребенок учится понимать и строить отношения со сверстниками (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, М. И. Лисина и другие). Как известно, именно семья является тем первым социальным институтом, через который происходит связь ребенка с обществом, знакомство с его правилами, нормами, моральными и этическими установками, их принятие.
Таким образом, родительская семья является важнейшим фактором социализации и развития эмпатических чувств у дошкольника. Развитие эмпатии во многом зависит от ее воспитательного потенциала. Основой формирования детско-родительских отношений является личностная, социально-ролевая и жизненная позиция личности родителей. Только через работу с семьей, оптимизацию детско-родительских отношений, психологического климата в семье, можно добиться развивающей или коррекционной работы с детьми.
Подчеркивая актуальность изучения детско – родительских отношений, следует отметить, что, к сожалению, антигуманные отношения, насилие над детьми, агрессия и жестокость сегодняшнего дня достаточно широко представлены во многих сферах нашей жизни.
Однако в психологических исследованиях остается малоизученной проблема формирования эмпатии у детей старшего дошкольного возраста и влияния детско-родительских отношений на эмпатийные проявления детей.
Заинтересовавшись данной проблемой и изучив ее с теоретической точки зрения, мы разработали программу оптимизации детско - родительских отношений.
Экспериментальная работа (констатирующий этап) была направлена на выявление связи между детско-родительскими отношениями и уровнями эмпатии детей 5-6 лет. Для определения уровней эмпатии мы провели с детьми беседу по произведению Л. Н. Толстого «Лев и собачка» и пронаблюдали их в самостоятельной игровой деятельности. Для обработки результатов беседы мы пользовались следующими критериями:
1-степень заинтересованности ситуацией;
2-степень сопереживания героям;
3-нравственная оценка поступков героев;
4-эмоциональная вовлеченность;
Для обработки результатов наблюдения мы воспользуемся следующими показателями:
1-качество общения со сверстниками;
2- поведение в конфликтных ситуациях;
3-игровое взаимодействие;
Для выявления своеобразия детско-родительских отношений нами была выбрана методика «PARI» и опросник «Взаимодействие родителей с детьми» Марковской И. М. (ВРР).
Для установления взаимосвязи между детско-родительскими отношениями и уровнем эмпатии детей 5-6 лет использовались методы качественного анализа и статистической обработки данных. Качественный анализ подтверждает наше предположение о том, что детско-родительские отношения существенно влияют на уровень эмпатии детей 5-6 лет.
Во-первых, у подавляющего большинства детей старшего дошкольного возраста эмпатия находится на низком. Дети испытывают трудности в проявлении чувств друг к другу, не всегда понимают состояние близких им людей.
Во-вторых, большинство родителей детей 5-6 лет испытывают трудности в взаимоотношениях со своими детьми: не замечают, что дети взрослеют и требуют к себе другого способа общения, не понимают мотивы тех или иных поступков своих детей и т.д.
В-третьих, выявлена взаимосвязь между уровнями развития эмпатии детей 5-6 лет и детско-родительскими отношениями.
Гипотеза: мы полагаем, что развитию эмпатии детей 5-6 лет будет способствовать разработанная нами программа оптимизации детско – родительских отношений включающая в себя три направления: работа с детьми, работа с родителями и работа с детьми и их родителями (совместно).
Целью нашей работы будет: определить динамику развития эмпатии детей 5-6 лет в ходе реализации программы оптимизации детско-родительских отношений.
Для реализации поставленной цели, мы апробировали разработанную нами программу в условиях МБДОУ Детский сад № 37 на выбранных нами группе детей и родителей (группа № 7 Радуга.Цель программы: оптимизировать отношения между родителями и детьми, наладить тесный контакт и способствовать развитию эмпатии детей 5-6 лет.
Программа основывается на следующих психолого-педагогических принципах:- Принцип гуманистической направленности в отношениях между взрослыми и детьми. Основан на признании самоценности личности и ориентирует на прочувствование и принятие позиции равенства и личностного роста в отношениях в семье, принцип дает возможность ребенку почувствовать свою значимость, полноправие в отношениях с взрослыми, а родителям почувствовать в ребенке личность;
- Принцип социальной связанности через включение родителей и детей в совместные виды деятельности. Родители активно проводят время вместе с ребенком и находятся на территории его интересов;
- Принцип активного участия родителей в коррекционно-развивающей программе. Этот принцип позволяет повысить педагогическую грамотность, психологическую компетентность родителей и «включить» механизмы личностного саморазвития;
- Принцип индивидуального подхода в отборе родителями предлагаемых психологом средств развития позитивных эмпатических отношений с ребенком в зависимости от собственных потребностей, интересов, в выборе способа реализации рекомендаций и коррекционно-развивающих средств;
- Принцип проблемности, то есть осознание, моделирование и разрешение родителями проблемных и конфликтных межличностных ситуаций с целью устранения деструктивных форм поведения и обучения адекватным способам реагирования в проблемных, стрессовых ситуациях взаимодействия;
Тематическое планирование:
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Консультации Возрастные особенности детей 5-6 лет
Злость и жестокость в жизни детей
Дети с повышенным чувством ответственности
Если вам не нравятся черты характера вашего ребенка
Проблемные ситуации Коля и папа
В семье, где живет; Максим, все подчинено его интересам;
Глеб собрался гулять;
Вова и Лена;
Вова и мама;
Сережа мешает играть девочкам;
Родители не замечают ребенка;
Родительские собрания Эмпатия детей 5-6 лет. Что это такое? Как детско-родительские отношения влияют на развитие эмпатии детей 5-6 лет Как научить сопереживать и заботиться ребенка
Эффективные способы эмпатийного взаимодействия с детьми 5-6 лет
Темы бесед с детьми Как я помогаю маме?
Как наша семья проводит выходные? Как можно поддержать друга в трудных ситуациях? Бабушки и дедушки в твоей семье
Ситуации для детей Маша подобрала котенка, а родители противВоробей выпал из гнезда Ты идешь по улице и видишь, как дерутся мальчики. Коля сломал у Наташи ее любимую игрушку
Темы занятий «Знакомство» «Почувствуй себя любимым» «Путь доверия» «Все вместе»
Консультация 1
« Возрастные особенности детей 5-6 лет»
Возраст от 5 до 6 лет – важный новый этап в развитии и воспитании ребенка – дошкольника. Шестой год жизни дошкольника характерен нарастанием физических и интеллектуальных сил, развитием способности и целенаправленной систематической коллективной деятельности, произвольной регуляции своего поведения. Самое важное достижение ребенка этого возраста заключается в том, что многие выполняемые им действия становятся подконтрольными сознанию .Ребенок не только отбирает их, но и точно регулирует их силу, т. е. направляет их, контролирует, согласовывает между собой. Возможность произвольно регулировать свои движения является наиболее существенным показателем общего развития старшего дошкольника. Жизнь детей этого возраста значительно -эмоционально богаче, чем на предыдущем этапе, их чувства более глубоки и продолжительны.
В старшем дошкольном возрасте продолжается расширяться область социально – нравственных ориентаций и чувств детей: Дети радуются, когда помогли товарищу, стремятся быть полезными окружающим, сопереживают близким им людям, стараются на деле выразить эти чувства
- обогащаются представления, о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях
- дети учатся прочитывать эмоции в мимике, жестах, интонации речи и соответственно реагировать
- углубляются отношения о семье, родственных отношениях. Дети приучаются активно выражать в поступках и действиях. доброе отношение к близким.. Речь детей обогащается вежливыми речевыми оборотами
Дети развивают умение пользоваться словами для описания ситуации, своего состояния. Начинают задавать много вопросов. Начинают осознавать и объяснять методы решения задач ( я сделал так, потому что…). Словесно выражают свое мнение и отстаивают свою точку зрения. Умеют по-разному использовать один и тот же предмет. Мнение сверстников начинает оказывать сильное влияние.
Рекомендации для родителей:
Вы можете:
Побуждать детей описывать события дня и задавать вопросы.
Планировать вместе с детьми.
Позволять выбирать. Обеспечить разнообразными материалами для письма и рисования.
Играть в игры на угадывания.
Вместе читать и обсуждать истории.
Развивать привычку к осторожности и осмотрительности.
Показывать пример и воспитывать привычку здорового питания.
Помогать в понимании поступков других людей.
Консультация 2
«Злость и жестокость в жизни детей»
Видеть в детях злость и жестокость всегда очень тревожно и неприятно. Мы задумываемся, не вырастут из них такие взрослые, которые идут на преступления, не обращая внимания на боль и страдания других людей. Дети, которые часто проявляют злость и жестокость, могут делать это из-за того, то чувствуют себя незащищенными, нелюбимыми или слишком часто видят образцы такого поведения вокруг себя.
Как предотвратить проблему?
Следует проявлять к ребенку эмпатию, не рассматривая его как проблему. Нужно дать понять малышу, что он хороший, достойный любви человек, но некоторые его поступки вы не одобряете. Признайте гнев , ярость ребенка приемлемыми чувствами, но покажите другие способы их проявления.
Как справиться с проблемой, если она уже есть?
Вмешивайтесь каждый раз, когда видите проявления жестокости, и заставьте ребенка в полной мере осознать , к каким результатам привело его поведение. « Когда ты выгнал Андрея из игры, он обиделся, ему было очень больно от такой несправедливости». Помните, что ребенок, который проявляет жестокость, пытается «поднять» себя за счет того, что обижает других. Помогите ему увидеть в себе хорошее, никак не зависящее от сравнения с другими: « Каждый человек очень важен. Вот ты так любишь и умеешь рисовать, что все дети с удовольствием просят тебя о помощи».
Не скупитесь на ласку, когда ребенок проявит хорошие чувства по отношению к другим: « Ты помог Коле, ты хороший друг». Помогите другим детям, по отношению к которым проявляется жестокость, постоять за себя: « Я буду играть с тем, с кем хочу», « Никто не имеет право делать мне больно».
Консультация 3
Дети с повышенным чувством ответственности
Этих детей легко проглядеть, так как их проблема не проявляется в каких-либо нарушениях дисциплины или плохом поведении. Это дети, которые принимают все нужды окружающих слишком близко к сердцу, гораздо ближе. чем это было бы естественно в этом возрасте. Ребенок просто бросается выполнять любое дело «для» и часто «за» другого ребенка или взрослого. На первый взгляд, такое поведение кажется положительным и альтруистическим, но только если это не происходит слишком часто и навязчиво, когда другие не хотят, что бы им кто-то помогал, и если сам «опекун» не забывает о своих делах и нуждах и у него не возникают серьезные проблемы.
Как предотвратить проблему?
Помогите ответственному ребенку получить позитивную самооценку, основанную на проявлениях творчества: « Что из сделанного сегодня заставляет тебя гордиться собой?» Следите, что бы дети менялись ролями в играх: « Ты уже была мамой, теперь мамой будет Ира» Объясните детям, как они могут помочь другим, ничего не делая за них: « Помоги найти ботинок, но не одевай ему на ногу».
Как справиться с проблемой, если она уже есть?
Непременно вмешивайтесь. Если видите примеры гиперответственности. Скажите ребенку, что вы очень цените его за помощь, но сейчас ему надо заниматься своими делами .Объясните ребенку, что вам нравятся его рисунки и вы будете рады увидеть его новую работу.
Помогите ребенку, который стал объектом опеки, научите его отстаивать свою независимость: « Спасибо, я справлюсь сам», « Давай мы обе будем мамами, а куклы будут нашими дочками».
Поговорите с ребенком тогда, когда он спокоен и вас никто не слышит. Объясните ему, что вы его любите, цените. Выбирайте слова, характеризующие другие его положительные качества.
Консультация 4
«Если вам не нравятся черты характера вашего ребенка»
Для начала вспомните свое детство. Вашим родителям все нравилось в вас? Что они делали? Что они чувствовали? Как вы к этому относились? Подумайте, не повторяете ли вы ошибки своих родителей?
Как быть?
Пожалуйста, действуйте осторожно, не тревожа ребенка, пока сами не разберетесь в причинах своего неудовольствия или тревоги. Обдумайте, какие именно черты вам не нравятся. Понаблюдайте за ребенком - как, в каких ситуациях они проявляются. Вполне возможно, что вы какими-то своими действиями провоцируете ребенка на негативные проявления. Попробуйте взглянуть на эти не устраивающие вас черты иначе. Например, ребенок упрямый, настырный. Если не вы -причина упрямства, то посмотрите, как эти качества проявляются в самостоятельной деятельности малыша: возможно, приняв решение, он обязательно выполняет его; начав дело, доводит его до конца, не смотря на внешние помехи (вы требуете, что бы он немедленно шел обедать). Нет ли здесь положительных черт?
«Оборотной стороной медали» могут оказаться такие черты, которые очень желательны или компенсируются другими особенностями ребенка. Например, ребенок, на взгляд родителей, очень не собран, неаккуратен в своих вещах. Более внимательный взгляд на поведение малыша может открыть возможную причину этих явлений - у него буйная фантазия. Он все время что-то придумывает, и беспорядок-следствие развитого воображения в большей степени, чем прямая неаккуратность.
Самое главное: постарайтесь увидеть лучшие черты личности своего ребенка. Осознайте их значимость и ценность. Дайте возможность малышу знать и чувствовать это. Способствуйте развитию сильных сторон характера, это придаст дошкольнику уверенность, желание измениться в лучшую сторону.
Ситуации для родителей:
Ситуация 1
Коля вбежал в дом, схватил коробочку и собрался уйти, но отец сказал:
- хватит гулять, уже поздно.
-я на минуточку,- попросил мальчик, - только отдам Феде коробочку и вернусь.
- обождет твой Федя до завтра, не чего не случится.
- я обещаю. Все равно уйду! – плачет ребенок и бежит к двери.
Отец останавливает его, схватив за руку
Вопросы: Какие чувства испытывает мальчик, как и отец? Предложите варианты выхода из ситуации
Ситуация 2
Глеб собрался гулять.
- надень пальто, - говорит отец
- не надо, на улице тепло, - возражает мать
- надень! – приказывает отец
- не надо, - настаивает мать
Мальчик не знает, кого слушать
Вопросы: Каковы последствия подобных воздействий на ребенка? Какое важное педагогическое требование не реализовано.
Ситуация 3
Вова решил строить мост.
- не бери кубики. Я только что их аккуратно сложила, - говорит мама
- ну, тогда я возьму самосвал, - решил мальчик
Но мама снова не довольна:
- я только что пол вымыла, лучше книжку посмотри.
Однако книжка сына не интересует.
- пойду погуляю.
Но мама напоминает, что сын недавно болел, а на улице сыро.
Вопросы: какие могут быть последствия такой «организации» деятельности мальчика. Что можно посоветовать маме?
Ситуация 4
Папа, а меня сегодня Нина Петровна похвалила: а запомнила стихотворение быстрее всех. Хочешь, расскажу?
- лучше расскажи мне о своем поведении, что ты натворила вчера, - строго говорит отец.
Лицо дочери мрачнеет. Дома девочка делает еще один «заход»:
- мама, хочешь, расскажу стихотворение про елочку?
Мне не до елочки сейчас. В следующий раз расскажешь.
Вопросы: Как в дальнейшем может отразиться невнимание отца, матери к делам дочери на установление доверительных отношений между нею и родителями? Какой стиль отношений взрослых с ребенком в данной семье?
Ситуация 5
В семье, где растет пятилетний Максим, все подчинено его интересам. Он постоянно слышит: « Это Максимушке», « Уступите ему, а то обидится…», « Оставьте для маленького». Соки, фрукты, шоколад - только для Максима. Их дают мальчику в неограниченном количестве - лишь бы ел. А тот капризничает: « Не хочу это, хочу то»
Вопросы: Оцените действия родителей с педагогической точки зрения. Воспитанию, каких черт характера способствуют родители?
Ситуация 6
Дети играют в семью. Вова, развалившись в кресле, говорит « жене» - очаровательной девочке Лене: « Не приставай ко мне с разговорами, лучше есть давай».
Вопросы: Что можно сказать о стиле отношений между родителями в семье мальчика?
Ситуация 7
Сережа постоянно мешает играть девочкам в группе. Он вмешивается в ход игры, обижает девочек, забирает у них игрушки.
В играх с мальчиками Сережа спокойный и послушный ребенок.
Вопросы: Каковы причины такого поведения ребенка?
Какой стиль отношений взрослых с ребенком в семье?
Родительские собрания 1
Эмпатия детей 5-6 лет. Что это такое?
Слово «эмпатия» произошло от греческого «empateia» - «сопереживать» и рассматривается как способность эмоционально отзываться на переживания другого, постижение его эмоционального состояния
Особенностями развития социальных эмоций у детей 5-7-летнего возраста в свое время занимался А.В.Запорожец. По его данным именно в этом возрасте у ребенка на основе морально-нравственных представлений появляется способность давать оценку не только со своей, субъективной точки зрения, но и с позиции окружающих.
Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение.
Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.
Поведение окружающих по отношению к ребенку постоянно вызывает у него разнообразные чувства – радость, гордость, обиду и т.д. Ребенок, с одной стороны, остро переживает ласку, похвалу, с другой – причиненное ему огорчение, проявленную к нему несправедливость.
Старшие дошкольники испытывают чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, часто проявляют к ним заботу, сочувствие.
Любовь и нежность по отношению к другим людям, связаны с возмущением и гневом против тех, кто выступает в глазах ребенка в качестве обидчиков. Ребенок неосознанно ставит себя на место человека, к которому он привязан, и переживает боль или несправедливость, испытанную этим человеком, как свою собственную.
Чувства, возникающие у ребенка 5-6 лет по отношению к другим людям, переносятся им на персонажей художественных произведений, он сочувствует несчастью. Он идентифицирует с любимыми персонажами, сочувствует тем, кто попал в беду. Особое сочувствие ребенка вызывают положительные герои, но он может пожалеть и злодея, если тому приходится уж очень плохо. Чаще, однако, дети возмущаются поступками отрицательных героев, стремятся защитить от них любимого героя.
Взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник чувств дошкольника. Радость, нежность, сочувствие, удивление, гнев и другие переживания могут возникнуть у него по отношению к животным, игрушкам, предметам и явлениям природы. Знакомясь с человеческими действиями и переживаниями, дошкольник склонен приписывать их и предметам. Он сочувствует сломанному цветку, гневается на ударивший его камень.
Чувства ребенка в пять лет хотя и ярки, но еще очень ситуативны и неустойчивы. Так любовь к матери, вспыхивая время от времени, побуждает его целовать ее, обнимать, произносить нежные слова, но еще не может служить более или менее постоянным источником поступков, которые бы радовали его мать. Ребенок еще не способен на длительное сочувствие и заботу о других, даже очень любимых людях.
На протяжении дошкольного возраста чувства ребенка приобретают значительно большую глубину и устойчивость. У старших дошкольников уже можно наблюдать проявления подлинной заботы о близких людях, поступки, которые направлены на то, чтобы оградить их от беспокойства, огорчения.
В дошкольном детстве ребенок уже достаточно независим от непосредственного влияния ситуации, и само по себе эмоциональное состояние даже близкого человека уже не "заражает" его. Состояние другого человека затрагивает ребенка лишь при условии его активного включения в ситуацию порождения этого состояния, когда он достаточно непосредственно знакомится с причинами этого состояния. Речь идет о появляющейся у дошкольника способности как бы поставить себя в положение другого и пережить его успехи и неудачи как свои. Конечно, эта способность не возникает спонтанно, вне правильно организованного воспитания.
В практической деятельности эмоционально-нравственное воспитание детей 5-6 лет осуществляется во многом стихийно, несмотря на существование различных методик. Поэтому механизм эмоционально-нравственного воспитания детей 5- 6 -летнего возраста остается во многом скрытым для эффективного контроля, своевременной коррекции, как со стороны педагогов, так и воспитанников.
Особую значимость проблема изучения эмпатии приобретает в связи с исследованиями взаимоотношений между детьми и взрослыми в семье, где ребенок получает первые уроки эмоционального отклика. Через взаимодействия с близким взрослым ребенок учится понимать и строить отношения со сверстниками. Как известно, именно семья является тем первым социальным институтом, через который происходит связь ребенка с обществом, знакомство с его правилами, нормами, моральными и этическими установками, их принятие.
Для формирования эмпатии в старшем дошкольном возрасте важным является развитие мотивов общения, в силу которых ребенок стремиться установить и расширить контакты с окружающим миром.
Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, в предшкольном возрасте отсутствовавшие или наблюдавшиеся в зачаточном состоянии. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания. Причем они относятся не к ближайшим, сиюминутным, а достаточно отдаленным результатам деятельности. То есть эмоциональные переживания теперь вызываются не тем фактом, который непосредственно воспринимается, а глубоким внутренним смыслом, который этот факт приобретает в связи с ведущим мотивом деятельности ребенка.
У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он её выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.
Постепенно дошкольник начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятельности. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии - выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя.
Таким образом, с одной стороны, развитие эмоций обусловлено появлением новых мотивов и их соподчинением, а с другой - эмоциональное предвосхищение обеспечивает это соподчинение.
Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания. Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они становятся более осознанными, обобщенными. Старший дошкольник в известной степени начинает управлять выражением эмоций, воздействуя на себя с помощью слова.
В дошкольном возрасте развитие общения со взрослыми и сверстниками, появление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно-ролевой игры приводит к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные.
Источником гуманных чувств выступают взаимоотношения с близкими людьми. На предыдущих этапах детства, проявляя доброжелательность, внимание, заботу, любовь, взрослый заложил мощный фундамент для становления нравственных чувств. Если в раннем детстве ребенок чаще был объектом чувств со стороны взрослого, то дошкольник превращается в субъект эмоциональных отношений, сам сопереживая другим людям.
Родительское собрание 2
Как детско-родительские отношения влияют на развитие эмпатии детей 5-6 лет
Влияние супружеских отношений на воспитание ребенка признается всеми. Взаимная любовь родителей, согласованность или расхождение их духовного мира, ценностных ориентаций, гармония или дисгармония сексуальных отношений - вся эта подвижная и изменяющаяся атмосфера эмоций, чувств и страстей, наполняющая семейную жизнь двух людей, определяет и отношение к ребенку, и то место, которое он занимает в системе внутрисемейных отношений. Супружеская гармония - залог правильного воспитания ребенка. Путь к достижению гармонии труден. Супругам необходимо проникнуться глубоким сознанием, как объективной сложности семейного взаимодействия, так и необходимости постоянной, ежедневной «работы» по налаживанию этого тонкого и уязвимого механизма.
Осмысляя происходящее вокруг него, ребенок вглядывается и вдумчиво вслушивается не только в то, что родители ему демонстрируют, но и в то, что те наверняка хотели бы скрыть от чуткой детской души. Без преувеличения можно сказать, что отношения между мужем и женой имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. И дело тут не только в том, что ссорящиеся между собой родители не создают в семье необходимой ребенку теплой, приветливой и безопасной атмосферы или, что ссорящиеся родители не уделяют должного внимания воспитанию детей, что их требования непостоянны, необоснованны и случайны, но и в своеобразии восприятия ребенком человеческих взаимоотношений.
Сам факт, что супруги живут вместе и их отношения оцениваются окружающими как хорошие, вовсе не означает, что муж и жена удовлетворены в браке. Под вертикальной поверхностью жизни семьи иногда бурлят страсти; в семье, рассматриваемой окружающими как «примерная», муж и жена могут просто ненавидеть друг друга. Супруги, практически разошедшиеся, продолжают жить вместе из самых различных соображений. Одно из них - долг перед детьми. Родители из благих соображений считают, что любая полная семья для ребенка лучше, чем развод.
Дело в том, что ссоры, частые разногласия между родителями, их конфликтные отношения более пагубно действуют на ребенка, чем сам развод и последующая жизнь с одним из родителей. Ребенок чутко воспринимает межличностную дистанцию, образовавшуюся вследствие их ссор.
Если нет уважения, нет дружественных отношений, то в чем бы это не выразилось, дети чутко подметят, что между отцом и матерью что-то неладно, и легко могут прийти к вопросу, кто из них прав, кто виноват. Конечно, и дети, как взрослые, бывают разные, но, кажется, можно признать скорее правилом, чем исключением, что дети чувствуют потребность любить своих родителей, видеть в них хороших людей, и что для них отнюдь не легко убеждаться в том, что отец или мать - дурной человек, что отец может обижать мать, или, наоборот, видеть, что один из родителей бранится, другой плачет и т.п.
Важным моментом в осознании ребенком собственных эмоциональных реакций и состояний является их называние взрослым; как известно, вербализация является важнейшим инструментом осознания. Однако называние может, как адекватно отражать состояние ребенка - и тогда оно способствует осознанию ребенком собственных эмоциональных переживаний, способствуя тем самым индивидуализации развития, так и неадекватно отражать его, тем самым препятствуя осознанию ребенком своих эмоциональных переживаний и блокируя развитие индивидуальности.
Для осознания ребенком собственных эмоциональных реакций и состояний важным является принятие или непринятие взрослым этих реакций и состояний. Принимая эмоциональные реакции и состояние ребенка, взрослый признает за ним право испытывать именно те чувства, которые он испытывает, что в еще большей степени способствует осознанию ребенком собственных эмоций.
Другим существенным моментом в осознании ребенком своих эмоциональных реакций и состояний является их поддержка со стороны взрослого. Поддерживая эмоциональную реакцию ребенка, взрослый не только признает за ним право на данную эмоцию, но и признает также адекватность реакции ребенка на данную ситуацию. Но взрослый может также, и отвергать эмоциональную реакцию ребенка, т.е. признавая за ребенком право на эмоцию, не считать ее адекватной в данной ситуации.
Осознание ребенком своей индивидуальности, предполагает ее выражение. Выражение собственной индивидуальности есть не что иное, как выражение эмоциональных реакций и состояний.
При анализе сущности совместной деятельности отмечаем, что она служит своего рода шкалой чувств, обеспечивает условия для формирования многих личностных качеств, которые характеризуют ребенка как существо высшее, социальное, ребенок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять свое отношение и отражать его в разных доступных возрасту формах и продуктах деятельности.
Каждый вид деятельности заключает в себе потенциальные педагогические возможности
Совместная деятельность ориентирована на умение детей согласованно действовать друг с другом, реагировать на состояние партнера. Поэтому требуются более совершенные, комплексные педагогические средства. Одним из таких средств являются педагогические ситуации.
Особую роль в развитии эмпатии дошкольников играет представление о том, как дети воспринимают и оценивают своих родителей. Те из родителей, кто является хорошим объектом для подражания и одновременно вызывает к себе положительное отношение ребенка, способны оказывать на его психологию и поведение наиболее сильное влияние. Самое заметное воздействие родителей на себе испытывают дети в возрасте от трех до восьми лет. У девочек психологическое влияние родителей начинает чувствоваться раньше и продолжается дольше, чем у мальчиков. Мальчики значительно меняются под воздействием родителей в промежутке времени от пяти до семи лет.
Таким образом, мы видим тесную взаимосвязь между развитием эмпатии и детско-родительскими отношениями.
Родительское собрание 3
Как научить сопереживать и заботиться ребенка
Семья создает ту нравственную атмосферу, которая формирует характер ребенка. Воспитание в семье такой нравственной черты ,как сопереживание. Заботливость, социально обусловлено и определяется потребностями общества и отношениями, которые господствуют в нем, отражаясь на внутрисемейных отношениях. Если отец и мать делят между собой все радости и трудности, всегда готовы прийти на помощь другим, то создаются необходимые условия, для того, что бы ребенок подражал их формам взаимоотношений
Родители часто жалуются на ограниченность времени, отводимого на воспитание детей. Но не следует забывать, что воспитание осуществляется не только при непосредственном контакте с ребенком, но и организацией всей жизни семьи. Большое значение для формирования такого нравственного качества, как заботливость, имеют обсуждение с детьми явлений окружающей жизни. Событий в детском саду. Рассказы родителей о своем детстве, товарищах. Взаимной помощи в сложных ситуациях, о совместных переживаниях. Такие беседы побуждают детей совершать добрые поступки, проявлять интерес к людям, стремиться быть полезными для них.
Родители должны помнить, что любое их неосторожное слово или необдуманный поступок могут отразиться на поведении ребенка
Помните, что ребенок воспитывается в семье в каждый момент его жизни, даже тогда, когда родителей нет дома .Воспитание нравственных качеств, в том числе и заботливости, успешно проходит в тех семьях, где существует взаимное уважение членов семьи, интерес к окружающим людям.
Родительское собрание 4
Эффективные способы эмпатийного взаимодействия с детьми 5-6 лет
Беседы:
Как я помогаю дома?
Вопросы беседы:
1 Любишь ли ты свой дом, своих родных? Почему?
2 Что ты делаешь дома, что бы помочь родителям?
3 Какого человека можно назвать заботливым?
4 Как поступает по отношению к людям заботливый человек?
5 Надо ли тебе заботиться о других? Почему ты заботишься о других?
Как наша семья проводит выходные?
Вопросы:
1 Тебе нравятся выходные?
2 Что делают твои родители на выходных?
3 Что ты делаешь на выходных?
4 Как бы ты хотел провести выходные?
Как можно поддержать друга в трудных ситуациях?
Вопросы:
1 Есть ли у тебя друзья? Кто они?
2 Ты ссоришься со своими друзьями? Как часто?
3 Как можно поддержать друга в трудную минуту?
4 Какие добрые слова ты знаешь?
Бабушки и дедушки в твоей семье
Вопросы:
1 Есть ли у тебя бабушка и дедушка? Как их зовут?
2Они живут с вами или отдельно?
3 Ходишь ли ты к ним в гости, а они к вам?
4 Как вы проводите с ними свободное время?
5 Как твои родители относятся к бабушке и дедушке?
Ситуации для детей:
Ситуация 1
Маша подобрала котенка на улице и принесла его домой. Она очень обрадовалась и не отходила от котенка ни на шаг. Но родители, как только увидели, сразу попросили отнести его обратно. Больше всех была недовольна мама. Маша со слезами отнесла котенка в подъезд.
Вопросы:
1 Почему родители не разрешили Маше оставить котенка?
2 Как бы ты поступил на месте девочки?
Ситуация 2
На прогулке в парке Саша нашел воробья, выпавшего из гнезда. Он посмотрел на него и прошел мимо.
Вопросы:
1 Как бы ты поступил на месте Саши?
2 Как ты думаешь, почему воробей выпал из гнезда?
Ситуация 3
Ты идешь по улице и видишь, как дерутся мальчики. Несколько мальчиков обижают одного.
Вопрос:
1 Как бы ты поступил если бы увидел дерущихся мальчиков?
Ситуация 4
Коля сломал у Наташи ее любимую игрушку. Для нее она была самой любимой. Наташа заплакала, а Коля засмеялся и ушел.
Вопросы:
1 Как ты думаешь зачем Коля сломал игрушку?
2 Как бы ты поступил на месте Наташи?
Темы занятий: 1. «Знакомство».
Цель. Знакомство участников друг с другом, с условиями и правилами работы. Установление контакта между участниками группы. Создание позитивного настроения и сплоченности группы. Развитие тактильных ощущений.
Оборудование. Стулья для всех участников, клубок ниток, мяч, магнитофон, записи со спокойной и подвижной музыкой.
Ход:
Все участники группы садятся на стулья в круг.
Ведущий: Приветствует участников, настраивает на соответствующий лад, объясняет правила. Сегодня у нас первое занятие, на котором мы будем говорить, играть, и это нам поможет лучше узнать, и понять друг друга. На наших занятиях, мы всегда будем садиться, как и сейчас, в круг, для того, чтобы каждый человек видел всех участников. Часть игр и упражнений будет проходить здесь в кругу, а часть – на ковре, где мы сможем подвигаться.
И еще существует несколько правил, которые мы должны выполнять:
Правило № 1. Всегда говорит один человек (говорим хором, если того требуют правила игры).
Правило № 2. Если кому-то из вас захочется что-то сказать, когда говорит другой человек, то нужно сказать: «камешек в ботинке» и мы выслушаем этого человека.
Правило № 3. Можно не отвечать на вопрос, если вам этого не хочется.
Игра «Волшебный клубок»
У меня в руках клубок ниток, но клубок не простой, а волшебный, у кого он будет в руках, должен представиться, взяться за ниточку и передать клубок соседу.
Слегка потяните за ниточку почувствуйте, что мы – единое целое в этом мире. Какой прочный получился у нас круг, потому что мы вместе. А вместе мы – сила.
А теперь посмотрим, насколько хорошо мы запомнили друг друга. Наматываем ниточку на клубок, передаем его соседу и называем его имя.
Игра «Какая рука у соседа»
Возьмемся за руки и немного помолчим, почувствуйте, какая рука у соседа? Поделитесь своими ощущениями.
Игра «Знакомство»
А сейчас, уважаемые родители, представьте нам своего ребенка и скажите, что он любит, и что не любит. Дети подтверждают слова родителей. И я прошу детей то же самое рассказать о своих родителях.
Игра «Скажи слово»
Ведущий . Сколько интересного мы уже узнали друг о друге. Следующая игра требует от вас предельного внимания. Игра с мячом, и если зазеваешься, мяч может вас ударить. Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, и при этом называть любой фрукт или овощ. Мяч можно бросать любому из нас.
Игра «Ниточка с иголочкой»
Я прошу всех пройти на ковер. Становимся, друг за другом, кладем руки на пояс впереди стоящему, как паровозик. Первый человек будет иголочкой, а все остальные – ниточка. Держимся крепко, чтобы ниточка не порвалась. Под музыку мы двигаемся по залу, иголочка должна догнать ниточку.
Наше занятие заканчивается, и на прощание, дети, встаньте в середину, возьмитесь за руки, взрослые – образуем внешний круг. Упражнение называется «Колокол». На вдохе – поднимаем руки вверх, на выдохе – опускаем и говорим «бом». До свидания.
Занятие 2. «Почувствуй себя любимым»
Цель: Создание позитивного настроения, развитие чувства доверия участников друг к другу, формирование в группе атмосферы взаимной поддержки. Раскрепощение участников группы, способности к самовыражению, снятие эмоционального и мышечного напряжения. Переживание чувства радости, волнения, ожидания, сплочение группы, создание атмосферы принятия. Эмоциональная поддержка и доверительные отношения.
Оборудование. Клубок ниток, запись подвижной и спокойной музыки, столы, карандаши (фломастеры), бумага, листы с домашним заданием.
Ход:
Все участники группы садятся на стулья в круг.
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители и дети. Мы рады, что Вы сегодня снова здесь вместе с нами.
Игра: «Волшебный клубок» (См. занятие 1)
Поделитесь с волшебным клубочком вашими мыслями, а начинаться сегодня они будут со слов « Я люблю…»
Игра: «Если бы я была мамой…»
Давайте пофантазируем. Дети превращаются во взрослых, а родители в детей, т. е. девочки представьте, что вы мамы, а мальчики, что вы папы, что тогда?
«Если бы я была мамой…», «Если бы я была дочкой…» (по кругу).
Игра: «Рисунки одним карандашом»
Сегодня мы немного порисуем, но особым образом. Каждый ребенок садится за стол рядом со своим родителем. На двоих дается один большой лист бумаги и один карандаш. По команде ребенок и взрослый берут карандаш в руки и одновременно рисуют «картину». Разговаривать нельзя. После завершения задания, «картины» демонстрируются с комментариями художников.
Игра: «Аплодисменты по кругу»
Скажите, что чувствует артист после концерта, когда ему аплодируют. Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами, а всем своим телом и душой. У нас хорошая группа и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу с вами поиграть в игру. Становитесь в общий круг. Сейчас мы будем дарить друг другу аплодисменты. Ведущий подходит к кому-то из участников, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты. Затем они оба выбирают следующего участника, который также получает свою порцию аплодисментов — они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют. Затем уже вся тройка выбирает следующего партнера. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче. Важно услышать овации не только ушами, но и почувствовать их всей душой.
Игра «Мышеловка».
Родители встают в круг, держась за руки. Дети – «мышки» находятся внутри круга, по команде «мышки» пытаются выбежать из круга, а взрослые стараются не выпустить детей из мышеловки.
Игра: «Мы тебя любим»
Каждому хочется чувствовать себя любимым. И тем чаще мы об этом слышим, тем счастливее мы становимся. Давайте скажем каждому ребенку, о том, что мы его любим. Каждый ребенок по очереди выходит в центр, его хором называют по имени три раза. Затем хором проговаривают фразу: «Мы тебя любим»
Ведущий: Рефлексия
Поделитесь, пожалуйста, своими чувствами и, может быть, желаниями. Как бы Вам хотелось, чтобы проходило наше следующее занятие? Может Вам хочется несколько изменить его ход или что-то добавить? Игра: «Колокол»
Занятие3. «Путь доверия»
Цель: Сплочение группы, развитие способности к сосредоточению и чувства ответственности. Эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений между родителями и детьми, принятие друг друга, тактильный контакт. Возможность выразить свою любовь, поддержку, принять ребенка, ощутить тактильный контакт Оборудование. Клубок ниток, фонограмма для танца «цветок», скамейки, запись спокойной музыки, коврик, свеча, спички, домашнее задание. Ход.
Все участники группы садятся на стулья в круг.
Ведущий : Здравствуйте, уважаемые родители и дети. Мы рады, что Вы сегодня снова здесь вместе с нами.
Игра: «Волшебный клубок»
Как обычно мы с вами начинаем занятие с «Волшебного клубка», а говорить будем следующее: «Я могу...».
Игра: «Передай сигнал»
Участники становятся в круг, держась за руки. Ведущий просит всех закрыть глаза и передает какой-нибудь сигнал (два раза пожать руку, поднять руку вверх и т.д.). Получивший справа или слева сигнал должен передать его следующему по цепочке. Игра окончена, когда ведущий получает переданный им сигнал. В игре используется принцип «испорченного телефона». Повторяется несколько раз.
Танец «Цветок»
Скажите, пожалуйста, дорогие дети и родители, для чего людьми придуман танец?
А давно ли вы танцевали? Выходите из круга, будем танцевать сами с собой, можно закрыть глаза.
Представьте себя ветерком, бабочкой, и т. д.
Игра: «Налаживание взаимоотношений»
Упражнение выполняется в парах. Звучит спокойная музыка. Все садятся на ковер (ребенок и его родитель сидят спиной друг к другу), закрывают глаза и чувствуют друг друга. Мама (папа) — большая, надежная, теплая, сильная. Дети — беззащитные, хрупкие, ранимые. Потом родители тихо говорят детям: «Я тебя люблю!» Ребенок отвечает: «Я тебя люблю!» — и так по очереди сколько захочется. В конце упражнения дать возможность родителям и детям выразить свои чувства (обнять, поцеловать, погладить).
Игра: «Кораблик».
А сейчас я предлагаю детям побыть капитанами корабля. Взрослые будут морем. Ребенок садится на коврик и дает команду: «Полный перед!». Родители приподнимают коврик и слегка раскачивают его, если ребенку страшно, он говорит «Стоп». В конце упражнения обсуждение (что ощущали?).
Игра: «Африканские барабаны».
Все участники становятся в круг друг за другом и слегка постукивают по спине впередистоящего человека.
Рефлексия.
Какие ощущения вы испытываете сейчас?
Игра: «Свеча».
Давайте пожелаем друг другу чего-нибудь хорошего. Участники передают зажженную свечу и высказывают пожелания.
Игра: «Колокол»
Занятие 4 . «Все вместе!»
Цель: Создание позитивного настроения, умения замечать положительные качества в людях и говорить им об этом, развитие эмпатии. Активизация совместной деятельности. Подведение итогов.
Оборудование. Клубок ниток, листы бумаги по количеству участников, цветные карандаши, краски, цветные мелки, музыкальное сопровождение, аудиозапись сказки.
Ход:
Игра: «Волшебный клубок». Здравствуйте, уважаемые родители и дети. Мы рады, что Вы сегодня снова здесь вместе с нами. И снова мы начинаем занятие с волшебного клубочка. Тема «Я желаю всем...».. Клубок в обратном направлении - «Я знаю что….» В ходе дискуссии выбираются наиболее понравившиеся 5—6 игр, которые и проводятся. Также выбирается понравившийся танец. Ведущий: Подвижная игра по выбору участников Игра: «Рисунок-подарок» Каждый участник рисует какой-нибудь «подарок». После чего эти «подарки» дарятся друг другу так, чтобы никто не остался с пустыми руками. Игра: «Скульптор и глина» Упражнение выполняется в парах (родитель и ребенок). Ребенок — «глина», родитель — «скульптор». Задача «скульптора» — сделать из «глины» прекрасную статую. «Скульптор» сам решает, как будет выглядеть эта «статуя», как она будет держать голову, в какой позе она будет стоять. После того как работа закончится, все рассматривают «статуи», пытаясь угадать, что слепил «скульптор». После упражнения следует обсуждение: — Что чувствовали?— Понравилась ли форма, которую тебе придали? - Легко ли вам было лепить скульптуру из родителей? Ведущий: Прослушивание сказки, которую сочинили на 2-ом занятии. «Общий рисунок»
Вся группа (или разбить группу на 2-3 части) совместно на большом листе бумаги рисует один рисунок. Например: «Несуществующее животное». Ведущий: Подведение итогов Вопросы родителям: — Изменились ли ваши взаимоотношения?— Что нового в поведении ребенка вы заметили?— Что показалось вам самым важным и полезным в такой работе?— Что вы сами приобрели в процессе занятий? Вопросы детям: — Попробуйте выразить несколькими словами впечатления от занятий.— Что вам больше всего понравилось на занятиях?— Что нового в поведении ваших родителей вы заметили за это время? Общий вопрос: Что бы вы пожелали друг другу и себе? «Колокол»