Зимняя сказка — конспект занятия в технике холодного батика
Оформление: репродукции картин И. Грабаря «Февральская лазурь», К. Юона «Зима», И. Шишкина «На севере диком», А. Саврасова «Оттепель», тексты стихотворений А. С. Пушкина.
Музыкальное оформление: И. П. Чайковский «Времена года».
Оборудование: подрамники, ткань, резервирующий состав, трубочки, красители, кисти.
Цели: - воплощение творческих идей на практике в виде панно в технике «холодного батика».
- создание образного представления о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства;
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать навыки создания композиции и росписи ткани в технике «холодного батика».
- осуществлять межпредметные связи с литературой, музыкой, изобразительным искусством;
Развивающие:
- развивать умение чувствовать картину и настроение художника;
- формировать творческую самостоятельность, образное мышление, наблюдательность, умение передавать свои впечатления в изображении;
- совершенствовать навыки работы с резервирующим составом и красителями, мелкую моторику пальцев;
- расширить представления обучающихся о лирике А. С. Пушкина.
Воспитательные:
- прививать любовь к русской поэзии и формировать чувство прекрасного;
- воспитывать любовь к природе;
План:
I. Оргмомент:
-приветствие гостей;
-проверка готовности детей к занятию.
II. Теоретическая часть:
-сообщение темы занятия, постановка задач;
-сравнительный анализ изображения зимы в живописи (И. Грабарь «Февральская лазурь», К. Юон «Зима», И. Шишкин «На севере диком», А. Саврасов «Оттепель»);
-прослушивание музыкальных произведений о временах года;
-чтение наизусть и коллективный анализ стихотворений русских поэтов о зиме (лирика А. С. Пушкина).
III. Практическая часть:
-повторение этапов росписи ткани в технике холодного батика;
-изготовление панно «Зимняя сказка» по мотивам лирики А. С. Пушкина в технике холодного батика.
IV. Физкультминутка.
V. Подведение итогов:
-анализ работ детьми;
-анализ работ педагогом;
-заключительное слово педагога;
-уборка рабочих мест.
Тип занятия – комбинированный.
Ход занятия:
Педагог: Здравствуйте, девочки! Наше сегодняшнее занятие необычное. На нашем занятии сегодня присутствуют
гости – педагоги Дома детского творчества «Октябрьский».
А мы с вами сегодня будем говорить о зиме. Мы отправимся в гости к ней. Совершим путешествие в мир красок и звуков зимы, будем слушать музыку зимы, всматриваться в ее картины. А затем попробуем изобразить, какой мы услышали и почувствовали зиму.
Педагог обращается к стенду с репродукциями картин И. Грабаря «Февральская лазурь», К. Юона «Зима», И. Шишкина «На севере диком», А. Саврасова «Оттепель
Педагог: Теперь взгляните на репродукции картин. Изображая природу, художники всегда выражают свое настроение и отношение к ней. Пейзаж может быть для нас грустным или радостным, тревожным или спокойным. Давайте подумаем, какие приемы использует художник для передачи своего настроения?
Обучающийся: Художники используют язык красок и оттенков, художественный ритм.
Педагог: Да,верно. Несмотря на то, что вес картины изображают зиму, все ни отличаются по цветовому решению. На всех есть снег, но снег везде разный. Везде разная зима. Расскажите, что вы видите на этих картинах? Обратите внимание, какой цвет преобладает в каждой картине. Объясните, почему. Какие краски используют художники, чтобы изобразить небо? Давайте более подробно остановимся на каждой картине и обсудим ее.
Идет коллективное обсуждение и анализ репродукций картин учащимися и педагогом
Педагог: Какие чувства вызывают у вас эти картины?
Обучающийся: Чувство радости, восторга, восхищения, тревоги.
Педагог: Видите, какой разной может быть зима. Такой она будет и на ваших рисунках- у каждого своя.
Это не последнее занятие, когда мы будем обращаться к картинам. Когда мы будем изучать жанры изобразительного искусства, мы еще не раз вернемся к творчеству художников, будем анализировать и обсуждать их произведения
Ребята, но не только художники воспевали зиму в своих картинах. Великие поэты и композиторы так же посвятили немало произведений этому прекрасному времени года. Например, И.П. Чайковский и А. Вивальди в своих сборниках «Времена года» уделили зиме особое внимание.
Педагог: А какие образы зимы рисуют в своих произведениях поэты? Давайте вспомним, какие стихотворения о зиме мы знаем?
Обучающийся:
Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром.
На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.
Педагог: Хорошо. Это отрывок из стихотворения С. Есенина «Белая береза». А еще?
Обучающийся:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
(А.С. Пушкин. «Зимний вечер»)
Обучающийся:
Под голубыми небесами,Великолепными коврами,Блестя на солнце, снег лежит;Прозрачный лес один чернеет,И ель сквозь иней зеленеет,И речка подо ладом блестит.
(А.С. Пушкин «Зимнее утро»)
II. Теоретическая часть:
Педагог: Не для кого не секрет, что автор 2 последних отрывков А.С. Пушкин. Пушкинская поэзия открывает нам неповторимую прелесть родной природы. Под влиянием его изумительных стихов мы отдыхаем в тихом деревенском «пустынном уголке», или мчимся по зимней дороге, слыша отдаленный звон колокольчика Для А. С. Пушкина природа была источником вдохновения, в его поэзии есть описание всех времен года. Природа в его произведениях – это не простые пейзажные зарисовки: она живет, чувствует, грустит и радуется, смеется и плачет.
Кстати, вы знаете, что старинный дворянский род Пушкиных в прошлом был тесно связан с Липецким краем. В 40 минутах езды от современного Липецка в селе кореневщино находилась родовая усадьба семьи Пушкиных. К 200-летию со дня рождения великого поэта в 13 LINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1999_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1999
год" 141999 году15 в селе Кореневщино рядом с усадебными постройками установили памятный знак.
Но давайте вернемся к его поэзии, посвященной зиме. Что же нравится ему в зиме? Отвечая на этот вопрос, Пушкин рисует целый ряд образов, милых его сердцу: снега, «зимних праздников блестящие тревоги», катание на коньках, луну и бег саней. Все эти мотивы развиты Пушкиным в поэтических текстах, посвященных зиме. Эта снежная пора может быть суровой, как, например, в стихотворении «Бесы»: путник заблудился «в чистом поле» во время метели. «Снег летучий» мешает лирическому герою найти верную дорогу, даже луна не освещает пути, «невидимкою» скользя по небосводу, и кажется, что эта снежная стихия никогда не станет благосклонной к человеку. О тоскливой езде на тройке именно в такую ночь рассказывает стихотворение Пушкина: «Зимняя дорога»:
В свою очередь в стихотворении «Зимнее утро» описывается тихое великолепное утро после бури. Если вчера «вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась», то сегодня «мороз и солнце; день чудесный», и снег лежит «великолепными коврами». После чудесного дня наступает ясная зимняя ночь.
Именно стихотворения Пушкина о природе производят самое сильное впечатление, заставляя волноваться и восхищаться вместе с автором. Его стихи наполнены такой силой эмоций, что, переживая их, сам оказываешься участником происходящих событий, сердцем следуешь за автором. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] любил природу, умел удивительно тонко подмечать и с огромным мастерством передавать все ее мельчайшие изменения, настроения. Как непостоянна, многолика и изменчива в его стихотворениях зима! Так живописно и красочно описывает 13 LINK "http://soshinenie.ru/category/news/m-t-rylskij/" \o "Слово о
родной матери Максима Рыльского" 14поэт15 зимнюю вьюгу, что невольно хочется укутаться в теплое одеяло, глянув невзначай, плотно ли закрыты окна.
III. Практическая часть:
Педагог: Такова зима в стихах, музыке и изобразительном искусстве. Но у каждого композитора, художника, поэта и читателя своя зима: и по приметам, и по настроению. Поэтому сегодня мы с вами тоже будем творить. Приступим к практической части нашего занятия. Вам предстоит индивидуальная работа по выполнению панно по мотивам стихотворений А. С. Пушкина на тему зимы. Мы будем работать в технике холодного батика. На прошлом занятии мы уже начали работу над композицией нашего панно. Давайте вспомним, что мы уже упели сделать?
Обучающийся: На прошлом занятии мы нарисовали картинку, натянули ткань на подрамник и сделали контур рисунка с помощью резервирующего состава.
Сегодня мы поработаем с красками и завершим его. Не забывайте о том, как мы наносим красители на ткань, и какие декоративные приемы можем использовать (цветовой переход, солевые узоры)
На столе у каждого есть текст стихотворения А.С. Пушкина о зиме, подрамник с тканью, необходимые принадлежности для росписи.
Педагог: Приступайте к работе. А для рабочего настроения я включу вам музыку.это отрывок из сборника И.П. Чайковского «Времена года». И конечно же он посвящен зиме. Пока рисуете, можете представить каждый свою необычную, неповторимую зимнюю картинку
Педагог напоминает воспитанникам об осанке, технике безопасности, оказывает индивидуальную помощь, осуществляет контроль за выполнением работы.
Во время практической работы негромко звучит музыка И. П. Чайковского «Времена года»
IV. Физкультминутка:
Педагог: Мы с вами хорошо поработали. А теперь давайте немного подвигаемся. Повторяем движения за мной.
С неба падают снежинки
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками,
А потом покажем маме
(Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, будто ловят снежинки)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги,
(Потягивание рук в стороны)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги!
(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются)
V. Подведение итогов:
Педагог: Подведем итоги занятия, посмотрим, что же у нас получилось. Внимательно рассмотрите свою работу и скажите, все ли у вас получилось? Что помешало? Поменяйтесь работами, их оцените достоинства и недостатки. Давайте соберем все работы и устроим мини-выставку.
Идет коллективный анализ и оценка работ.
Педагог: Как вы оцениваете свою сегодняшнюю работу? Какие трудности были при ее выполнении? Какие ошибки? Что нужно предпринять, чтобы в дальнейшем этого избежать? Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии? Какие стихи каких поэтов мы сегодня вспоминали? Какой же вы увидели, услышали и почувствовали зиму? Что особенно запомнилось и впечатлило?
Вот и закончилась наша зимняя сказка. Но вы еще не раз встретитесь с ней, если побываете в зимнем парке, лесу, посмотрите на причудливые узоры на окнах, полюбуетесь легким полетом снежинок и серебристым инеем. И тогда вам наверняка захочется написать свою сказку о красоте зимней природы, ее чарах и волшебстве. А задание на дом будет следующим: понаблюдайте за зимней природой и сделайте 1-2 зарисовки для будущей композиции на ткани в этой тематике.
Литература:
1. Благой Д.Д. Творческий путь А. С. Пушкина – СПб, Питер, 1998
2. Божович Е.Д. и др. Психолого-педагогические требования к современному уроку. - Советская педагогика, 1987, № 9
3. Всеобщая история искусств. По ред. Б.В. Веймарна и Ю. Д. Колпинского – М.: Государственное издательство «Искусство», 1980.
4. Дворкина И. А. Батик – М.: Издательство «Радуга», 2002.
5. Кочаров Н. С. Живопись – М.: М-пресс, 2001.
15