Конспект урока по ИЗО в 7 классе на тему Составление узора для вазы (Городецкая роспись).
Конспект урока ИЗО в специальной (коррекционной)
школе VIII вида (7 класс)
с использованием технологии развития критического мышления
Тема "Составление узора для вазы (Городецкая роспись)
учитель ИЗО Попкова Е.ВЦели урока:
Познакомить учащихся с историей развития Городецкой росписи и произведений промысла.
Воспитывать любовь к Родине, ее истории и национальной культуре.
Развивать творческую фантазию. Познавательную активность и художественный вкус.
Формировать навыки работы в области художественной Городецкой росписи.
Задачи:
умение чётко, ясно выражать свои мысли в устной и письменной речи в разных жизненных ситуациях;
воспитание чувства ответственности по отношению к слову, чуткости к красоте и выразительности русской речи.
вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
брать на себя ответственность;
участвовать в совместном принятии решения;
выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
умение сотрудничать и работать в группе и др.
Оборудование и материалы:
ПК, проектор, раздаточный материал : а)текст по теме (приложение2), б) синквейн («рыба» приложение 4)
Урок построен в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление - рефлексия.
Первая стадия
Вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы, побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Применяемый метод – «корзина идей».
Вторая стадия
Осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:
получить новую информацию, осмыслить ее;
соотнести с уже имеющимися знаниями;
искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.
Применяемый метод - « составление кластера».
Третья стадия
Рефлексия. Здесь основным является:
целостное осмысление, обобщение полученной информации;
присвоение нового знания, новой информации учеником;
формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Применяемый метод – «синквейн».
Ход урока:
1.Стадия вызова.
Демонстрация презентации «Промыслы. Городец».
Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
Какие из видов росписей вам знакомы?
По каким признакам определили принадлежность?
Городец – маленький, старинный городок на берегу Волги, самый давний в Горьковской области. Он был основан в 1152 году Юрием Долгоруким. Этот город стал центром городецкой росписи.
Возникновение городецкой росписи связано с производством деревянных прялочных донец в деревнях. Производство донец способствовало зарождению оригинального местного живописного стиля. «Донце» означает «дощечка», на которую садится у нас пряха, втыкая в нее гребень.
Основные элементы росписи: круги, скобки, точки, капли, дуги, штрихи, спирали.
Существует три вида композиции в Городецкой росписи:
цветочная роспись;
цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»;
сюжетная роспись.
На доске составляем «рыбу» кластера :
типы орнамента
виды композиций
2. Стадия осмысления.
Детям раздаётся текст (приложение 2). Коллектив класса разбивается на группы по цвету. Каждая группа отбирает информацию соответствующую цвету. Дети записывают наиболее важную информацию на листах бумаги.
Представитель каждой группы выходит к доске, раскрывает свою тему.
Одновременно с рассказом демонстрируется презентация «Городецкая роспись» (приложение 3).
Дети дополняют ответы друг друга, находят подтверждение своих слов в презентации.
По окончании этой работы «кластер» приобретает завершённый вид, где каждая тема раскрыта работами детей.
Какую информацию вам хотелось бы ещё получить по этой теме?
Домашнее задание поискать, возможно, существующую легенду по теме.
Теоретических знаний получено достаточно, какой следующий этап?- практическая работа.
На основании полученной информации, нарисовать основные изображения городецкой росписи: городецкую розу, ромашку, травку.
3. Стадия рефлексии.
1. Детям предлагается, используя полученную информацию, выполнить практическую работу — изобразить предмет посуды или украшения расписанный в стиле «Городца».
2.Подведение итогов работы.