Развивающие игры В.воскобовича- как средство формирования познавательной компетентности у дошкольников


Автор: Бодак Светлана Петровна, воспитатель КГУ « Рудненский детский дом», г.Рудный.
Развивающие игры В.Воскобовича – как средство формирования познавательной компетентности детей старшего дошкольного возраста».
Развивающие игры - интеграция психологических и педагогических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений. Очень важно, чтобы при таком многообразии задач, поставленных перед развивающими играми, они оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре. Неоценима возможность этих игр в использовании их как в группах дошкольного образования, в индивидуальной и коррекционной практике. Структура игры имеет строго алгоритмированный характер и позволяет использовать ее в различных моделях образования. Это повод побыть немного в детстве ребенка. Это возможность индивидуальной работы и коррекции воспитателя и педагога, это материал для организации занятия в группе. Причем игры могут быть использованы как индивидуальный материал, так и в качестве демонстрационного наглядного пособия.
Опыт многих педагогов подчеркивает, что для побуждения ребенка к занятиям по "Развивающим играм Воскобовича" достаточно организовать один раз объяснение правил и задач, а доступность и технологичность материала позволяет ребенку каждый раз, общаясь с игрой, открывать для себя ее новые и новые грани.
Мир, окружающий нас, велик и многообразен. Как помочь ребенку разобраться в нем, сформировать представление о мире доступное ему? Эти вопросы часто волнуют педагогов.
Дети играют потому, что им нравится сам процесс игры. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют перестройки его представлений в познавательной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей
Благодаря тому, что развивающая игра является для ребенка активной и осмысленной деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным опытом и достоянием.
Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем развития творческой инициативы ребенка.
С помощью этих игр можно решать большое количество образовательных задач. Яркой особенностью игр В.В.Воскобовича является легкость в отношении и то, что дети получают истинное удовольствие, играя в эти игры. Актуальность состоит в том, что эти игры учат детей действовать в "уме" и "мыслить", а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает познавательные, интеллектуальные способности детей, повышает умственную активность: мышление, память, внимание, воображение, развивает сенсорные способности восприятия цвета и формы, тренирует мелкую моторику рук, тактильно-осязательных анализаторов, создает игровую ситуацию, развивает любознательность.
Развивающая игра есть высшая ступень детского развития, ведь она есть произвольное отображение внутреннего мира ребенка. Игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности в реальной жизни. Игра – это эффективное средство формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль, творчество, интеллектуальное развитие и мышление.
На базе нашего «Рудненского детского дома» были проведены курсы по игровой технологии В.В.Воскобовича « Сказочные лабиринты игры». И нашим педагогическим коллективом было принято решение-апробировать и внедрить игровую технологию развивающих игр В.В.Воскобовича в учебно-воспитательный процесс. В наших группах обучение и воспитание ведется с инклюзивным подходом. Детей с ограниченными возможностями, с диагнозами ЗПР, ОНР, страдающими депривацией мы обучаем по программе « Зерек бала» « Біз мектепке барамыз». Используя в своей работе неординарные приемы и методы мы стремимся к тому, чтобы наши дети получили определенный багаж знаний и умений, легче адаптировались в современном мире, стали самоуверенными в себе. И только увлекательная, развивающая игра может заинтересовать наших детей , активизировать их познавательный интерес. И вот мы познакомились с совершенно особенной, самобытной, творческой очень доброй группой игр – « Развивающие игры В.В. Воскобовича».
Использование развивающих игр В.В.Воскобовича в педагогическом процессе дает возможность перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для его личного развития. С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач.
Целью игр является развитие творческих, познавательных данных детей, интеллектуальных, умственных и математических способностей. В основе методики В. Воскобовича лежит принцип: «интерес» - «познание» -«творчество» игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям . Игровая технология побуждает детей играть в течении всего дня, на занятиях, в самостоятельной игровой деятельности. Дети играют потому, что им нравится сам процесс игры. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют перестройки его представлений в познавательной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей.
Благодаря тому, что развивающая игра является для ребенка активной и осмысленной деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным опытом и достоянием. Игру всегда сопровождает сказка, это не просто квадраты, а «нетающие льдинки», не прямые , а «волшебные веревочки», «чудо- цветики», «лепестки» и т.д. Каждая игра познавательна: дает новое знание, развивает навык, тренирует память, развивает мышление, речь, сенсорное развитие, пространственное восприятие, умение анализировать, сравнивать. Игры – сказки подталкивают детей к творчеству: доделай, создай, придумай, что позволяет вовлекать его в образовательный процесс. Главная отличительная особенность игр – образность и универсальность: игра интегрирует, мобилизует внимание ребенка, заинтересовывает. Ребенок образно попадает в ситуации, последовательно анализирует свои действия, осознает цели и находит варианты решения.
Знакомство с развивающими играми В.Воскобовича мы начали в подготовительной группе. Для успешного использования развивающих игр в педагогическом процессе на начало учебного года была поставлена цель: « Включить игры В.Воскобовича для обучения и интеллектуального развития детей»
Для эффективного решения данной цели необходимо было: 1 Создать в группе игровую развивающую среду «Фиолетовый лес» 2 Использовать игровую технологию « Сказочные лабиринты игры, направленные на формирование познавательной компетентности детей. 3 Разработать тематическое планирование по внедрению развивающих игр. 4 Провести мониторинг развития математических представлений посредством игр, чтобы определить уровень знаний воспитанников.
Согласно тематическому планированию мы поэтапно знакомили наших детей с новыми играми. В группу приходил сказочный персонаж, создавал проблемную ситуацию, дети предлагали свою помощь, выполняли задания, и любимый герой приглашал детей в Фиолетовый лес. Игры и игровые пособия концентрировались в одном месте – «интеллектуально- игровом центре», доступном для детей. На протяжении всего учебного года дети могли сами организовать свою игру, придумать сказку, обыграть ее , используя сказочных персонажей и игровые пособия.
Особенно большой интерес дети проявили к коврографу «Ларчик». Коврограф « Ларчик» - прекрасное обучающее пособие. Сказочные персонажи « Лопушок», « Гусеница Фифа», « Гномы, «Шуты – акробаты», «Зверята – цифрята», помогали детям развивать внимание, память, мышление, воображение, знакомили с цифрами, с составом числа, на коврографе дети учились решать задачи, определять структуру, находить решение, ответ, составлять равенство и неравенство, решать арифметические примеры, проводить графические диктанты, закрепляли геометрические фигуры и понятия, выполняли сложные глазомерные действия. Ориентироваться в пространстве и на плоскости помогали животные «Лев»- левый верхний угол, «Лань»- левый нижний угол, «Пони» - правый нижний угол ,и птица «Павлин» - правый верхний угол.
«Разноцветные веревочки» - прекрасный материал для аппликаций. Дети выкладывали с помощью веревочек геометрические фигуры, буквы, цифры, линии, писали математические диктанты, развивающие пространственные ориентиры: от точки- 2 клеточки вправо, 3 клеточки вниз... Учитывая ,что на каждого ребенка в нашей группе имеется коврограф, он использовался как и раздаточный материал. В свободной игровой деятельности дети брали маленькие коврографы, уединялись и самостоятельно играли, выполняли задания, проявляли творчество, из « волшебных веревочек» и «разноцветных липучек» рисовали различные предметы, игрушки, фигуры. Выкладывали ломаные, кривые, прямые линии.Фантазировали, придумывали свои сказки и путешествовали по коврографу. Некоторые дети любили работать у демонстрационного коврографа «Ларчик» подгруппой, они между собой договаривались, согласовывали свои действия, проявляли фантазию и придумывали сюжет сказки.
Коврограф «Ларчик» я успешно использовала на занятиях по ФЭМП, по ознакомлению с окружающим миром, по рисованию, лепке.
При использовании игр « Лепестки», «Цветные карточки» дети закрепляли счет,придумывали задачи, развивали пространственное и смысловое отражение, сенсорное восприятие, запоминали последовательность. Например: Каким по счету синий цвет? .. Какой цвет стоит вторым? Умение считать, определять порядковый номер. «В первый день вырос двухцветик, во второй день новый лепесток. Сколько стало лепестков в четвертый день? ... «
Игры на воображение: Дети прикрепляли квадрат и с помощью «веревочек и липучек» рисовали необычное животное. Из «Лепестков» выкладывали фигуры разных животных и растений: цыпленок, мышка, колосок и т.д.
«Зверята – цифрята» помогали закреплять количественный и порядковый счет, счет в порядке возрастания и убывания, способствовали развитию психических процессов и памяти . Например: Кого не хватает?.. Кто стоит между?.. Кто стоит первым?.. На какую цифру похож директор Цифроцирка – Магнолик? Магнолик хлопает в ладоши, кто появится на арене – покажите цифру, назовите героя. Игровых ситуаций много и все они интересные, занимательные.
Увлекательные путешествия по Фиолетовому лесу с Магноликом проводили дети , используя методическое пособие « Счетовозик». Дети быстро освоили правила игры, научились решать простые арифметические примеры, решать задачи,быстро находить ответ, считать предметы по порядку, соотносить цифру с количеством. Игра способствует быстро ориентироваться на плоскости, развивает внимание, логическое мышлениемелкую моторику рук.
Игра «Математические корзинки» - красивая интересная занимательная, учит быстрому запоминанию количественного счета, способствует быстрому освоению состава числа. Дети играли с удовольствием собирали грибочки для «зверят- цифрят», развивали мелкую моторику рук, закрепляли состав числа. Игра требует много времени, чтобы собрать корзинки, поэтому игру больше использовали во вторую половину дня.
« Чудо –крестики» - помогали закреплять количественный и порядковый счет, развивали мелкую моторику рук, творческое воображение. После первого знакомства с игрой дети предпочитали играть самостоятельно, проявлять свое творчество и фантазию. Так мальчики Тимур Михайлов, Смагулов Данил собирали из крестиков «Черепашки Ниндзя», « Робот», «Человек –паук» и других сказочных ггероев. ( интеллект. развитие соответствует возрасту).
« Прозрачный квадрат»- увлекательная, интересная игра и эффективное средство для развития ребенка. Мальчик Гео знакомит детей с « нетающими льдинками», которые помогают ему путешествовать.. Игры с геометрическими фигурами способствуют успешному освоению детьми эталонов формы. Выполняя игровые задания, дети учатся считать, отсчитывать нужное количество, знакомятся с пространственными отношениями и величиной.Составление одной фигуры из нескольких пластин помогает понять соотношение целого и части. Например: какую геометрическую фигуру надо добавить, чтобы получился квадрат? Из каких частей сложен квадрат? (равных или неравных). Придумай и сложи квадрат из двух, четырех равных частей. Заданияс прозрачными квадратами учат детей классифицировать( подбор пластин по признакам геометрических фигур: величина, форма, основные свойства,) Например, - выложите точно такой же ряд, найди лишнюю фигуру, обьясни что их обьединяет.
Игру «Прозрачный квадрат» мы использовали на занятиях, в индивидуальной работе с детьми, в свободной деятельности. Дети сами проявляли инициативу, выдумывали собственные формы, составляли сказки , истории. На занятиях по «Ознакомлению с окружающим миром» при изучении темы « Животные жарких стран» дети с увлечением складывали верблюда из прозрачных квадратов, по теме «Воздушный транспорт» - самолет, по теме « Домашние животные» собаку и лошадь по теме «Перелетные птицы» - лебедя. Сортировка прозрачных пластинок тренирует у детей память, развивает мышление, совершенствует память и воображение, деи грали не с квадратами, треугольниками, трапецией, а с нетающимим льдинками озера Айс, превращая их в сказочных птиц, животных.
Прекрасное дополнительное средство на занятиях – « Игровизор». На занятиях по математике использовался при закреплении состава числа, при написании цифр, графических диктантов. Знакомство с геометрическими понятиями прошло на игровизоре, дети сами чертили луч, отрезок, кривую, ломаную, прямую линии. « Катя, Рыжик и Рыбка» и « Лабиринты цифр» помогли детям быстро ориентироваться на плоскости. На занятии по рисованию дети рисовали национальный казахский орнамент, используя «Игровизор» Симметрично , по клеточкам составили орнамент, а затем перенесли на лист бумаги.
При прохождении лексической темы «Продукты» мы использовали «Игровизор» в игре « Помоги поворятам найти продукты», целью которой являлось установление взаимосвязи между трудовым процессом и наботом продуктов, необходимых для реализации. На занятиях по «Самопознанию» по теме « С чего начинается дружба» использовали игру- упражнение; «Подарки детей» в приложении к игровизору Катя, Рыжик и Рыбка». Предлагали рассказ « В стране любви жила девочка Катя.Когда ей исполнилось 5 лет, пришли поздавить ее друзья. Они подарили краски в красной коробочке, картинку в деревянной рамке, клоунский колпачок, маскарадную маску и небольшую Хрюшу –копилку». Ребенок вкладывает лист игрового задания под прозрачный экран и выполняет задания маркером. - Вспомни, что подарили друзья Кате? - Сосчитай сколько подарков сделали друзья. –Каким геометрическим фигурам соответствуют подарки ? -Проверь себя, проведя маркером по «дорожкам» .... На занятиях по «Самопознанию» я практиковала использование и другие игры В.В. Воскобовича. Например,на занятии по теме: « Моя страна любви», « Человек красив душой и телом». Дети выкладывали поляну любви, волшебства, сказочных героев, используя игры «Фонарики», «Чудо -цветик». На занятие по теме « Слово лечит, слово и ранит», приходили забавные буквы из «Буквоцирка». «Ап!» и из сундучка Арлекина выходят добрые, ласковые, теплые и красивые слова на букву «А» - ангел, алмаз. Затем появляется Урлекин- улыбка, удача, удовольствие.Орлекин – отдых, одуванчик; Ярлекин – яблоко, яркий; Ирлекин- изюминка, изумруд..
«Кораблик Плюх- Плюх», « Фонарики» я использовала на индивидуальных занятиях, с воспитанниками отстающими от общего развития. Закрепляли счет, цвета, величину, геометрические фигуры, развивали мелкую моторику рук.
Игра «Геоконт» - способствует развитию сенсорных способностей, совершенствованию интеллекта (внимания, памяти, мышления, воображения, речи), тренировке мелкой моторики кисти и пальцев, освоению геометрических представлений, пространственных отношений, букв, цифр, развитию творческих способностей. Данной игрой я занималась индивидуально с каждым ребенком, в наличии у нас был большой демонстрационный «Геоконт», поэтому для каждого ребенка мною были подготовлены определенные задания. Для некоторых ребят «Геоконт» был сложным в обучении,трудности возникали при трансформировании одной геометрической фигуры в другую. Дети, усваивающие программный учебный материал, хорошо справлялись с заданиями, и полюбили играть «паутинками» Паука Юка.
При знакомстве со временем использовала методическое пособие «Часы В.Воскобовича»- яркие, со сказочными героями сразу заинтересовали детей и способствовали быстрому освоению темы.
Таким образом при использовании развивающих игр В.Воскобовича решались следующие задачи: 1 Развитие познавательных, интеллектуальных способностей детей. 2 Повышение умственной активности. 3 Развитие мелкой моторики рук и тактильно – осязательных анализаторов.
Качественная реализация развивающих игр невозможна без определения уровня знаний детей. Итоговая диагностика на конец учебного года показала стабильную динамику роста развития детей Дети умеют мыслить, манипулируют цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов и геометрическими понятиями. Умеют анализировать, сравнивать, сопоставлять, хорошо развита мелкая моторика рук. Умеют правильно и точно выражать свою мысль, проявлять инициативу . Игры В.Воскобовича способствовали и развитию речи, внимания, воображения.
Итогом нашей работы в подготовительной группе с играми В.Воскобовича было проведено открытое интегрированное занятие « Цветик - семицветик». Дети показали свои знания , чему они научились в течении учебного года, как они используют игры В.Воскобовича для решения и выполнения заданий. Я предложили детям поделиться своими впечатлениями , рассказать педагогам, какие игры больше заинтересовали каждого, чем понравились.