Статья на тему Создание ситуации успеха — путь к творчеству учащихся
Создание ситуации успеха – путь к творчеству учащихся
Время диктует свои условия. Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие, обладающие нестандартным взглядом на проблемы, владеющие навыками исследовательской работы, самостоятельно принимающие решения, профессионально и социально мобильные выпускники. Таким образом, изменившееся качество жизни требует от школьников не столько умений выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. И вот перед школой стоит задача создания таких условий для каждого ученика, где бы он мог занимать инициативную позицию в учебном процессе, познавать окружающий мир, вступать с ним в активный диалог, самому искать ответы на животрепещущие жизненно важные вопросы. Школа может и должна сформировать эти качества человека третьего тысячелетия:
умение адаптироваться к жизненным ситуациям;
самостоятельно и критически мыслить;
быть способным генерировать новые идеи;
быть коммуникабельным, контактным;
уметь работать в команде;
уметь самостоятельно отбирать информацию из различных источников и анализировать ее;
выдвигать гипотезы, решать проблемы и формировать аргументированные выводы;
постоянно трудиться над личностным развитием.
Главной целью обучения, на мой взгляд, является формирование познавательного интереса к учению путем создания ситуации успеха: КАЖДЫЙ ИМЕЕТ ПРАВО НА УСПЕХ!
А начинается все на уроке, так как урок является основной формой учебно-воспитательной работы в школе. Именно на уроке усваивают учащиеся знания и приобретают навыки использования их в практической учебной работе. На уроке же закладываются основы формирования каждого учащегося как личности, гражданина, деятельного участника жизни нашего государства. Урок - это совместное творчество учителя и учащихся.
Как известно, успех в обучении математике в значительной мере определяется правильной организацией учебного процесса, умением учителя обеспечить активную деятельность учеников на протяжении всего урока. Вовлечение школьников в учебный процесс путем использования современных средств обучения и различных организационных форм работы на уроке может служить важным средством повышения мотивации в обучении математике.
При подготовке урока, цели стараюсь ставить так, чтобы обеспечить:
1. Активизацию речевой активности учащихся на уроке (чтобы каждый ответ не был монологом).
2. Взаимодействие учащихся на уроке (групповая работа, работа в парах).
3. Заинтересованность учащихся в результатах обучения.
4. Наличие обратной связи "учитель-ученик".
Подход к постановке урока основываю на следующих принципах:
1. СВОБОДА ВЫБОРА (оптимальные пути овладения знаниями, умениями, навыками). На моих уроках учащиеся имеют возможность:
- выбирать, в каком порядке выполнять задания;
- распределять своё время;
- выбирать формы работы.
Результатом является высокая мотивация к участию в учебном процессе. Учитель руководит, стимулирует, контролирует и обучает.
2. СОТРУДНИЧЕСТВО. Учащийся не один в школе. Он работает вместе с другими: учащимися и учителями. Обращаются друг к другу за помощью, не боясь признать, что они чего-то не понимают.
Важнейшие аспекты сотрудничества:
- умение прислушиваться друг к другу;
- принимать совместные решения;
- доверять друг другу;
- ощущать свою ответственность за работу группы.
3. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ. Возможность самостоятельно добывать знания, работая над творческими заданиями, побуждает учащихся к деятельности, к собственным маленьким открытиям, что запоминается намного лучше. В ходе самостоятельных занятий учитель и ученики рационально распределяют своё время так, что каждый получает помощь в необходимой ему мере. Самостоятельность предполагает ясность заданий, реальность сроков их выполнения, дифференцированность для быстрых и медленных учеников.
При организации самостоятельной работы в классе, при закреплении
· и развитии сформированных операционных навыков использую модель индивидуального обучения. Индивидуализация является важным аспектом при обучении математике как составляющая часть демократизации взаимоотношений, ибо безликих учеников не бывает – каждый человек индивидуален. Мотивация – важнейший компонент структуры научно-исследовательской деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее формирования. Интерес – это главная составляющая учебной мотивации. И здесь хочется особенно остановиться т.к. формирование мотивации учения – одна из центральных проблем современного образования. Моя задача – мотивировать каждый вид деятельности, придать ему глубоко осознаваемую учащимися личностно значимую ценность. Здесь я опираюсь на слова З.Фрейда: Личность – звено между мотивацией и ее реализацией. Для младших подростков ведущим мотивом является стремление занять достойное положение в коллективе, поэтому я включаю в урок больше игровых моментов, творческих заданий, личных соревнований. В игре задания варьируются так, чтобы каждый испытал чувство успеха, чтобы каждый понимал, что без знаний не обойтись. Каждый урок начинаю с рубрик: «Сообрази» и «Интересно знать». «Сообрази»: это одна – две задачи на сообразительность. «Интересно знать»: эта рубрика включает в себя какой-нибудь удивительный факт либо из математики, либо из окружающего мира. Нестандартные уроки уникальны по своей сути, они дают огромный стимул в учебном процессе. В игре выражают себя все принципы дидактических технологий:
принцип свободного выбора;
принцип открытости;
принцип деятельности;
принцип обратной связи.
Нельзя забывать и про физкультминутку на уроке. Обучающимся я задаю вопросы на утверждения: если ответ положительный (да) – они встают, руки вверх и хлопок; если ответ отрицательный (нет) – закрыли глаза, голову вниз и прямо. Развитие познавательного интереса помогают рубрики «Разгадай» - традиционно содержащие либо буквенный ребус, либо числовой, либо занимательную задачу на угадывание и «Заработай 5» - содержащая задачи из материалов ОГЭ или ЕГЭ.
Ожидаемый результат: преодоление страха перед уроком и эмоциональный подъем в течение всего урока.
У старшего подростка появляется потребность быть популярным, ему важно утвердиться в собственном мнении, принять самого себя как значимого. И здесь я перехожу на уровневую систему обучения, развивающую личность.
Приемы работы в старших классах:
работа на доверии (самопроверка, взаимопроверка, «исправь учителя»)
работа в группах(триады, четверки)
работа в парах
работа с консультантом.
Принципы пути к успеху остаются те же, что и в 5 – 8 классах, но задачи усложняются, меньше поддержки, больше самостоятельности.
Обучение должно идти по ступеням: осилил одну ступеньку – иди дальше, выше. Кто обязательный уровень осилит, тот идет дальше, выше – к дополнительному материалу, нестандартным задачам. Но каждый пройдет путь, который ему по силам, поэтому работают все.
Здесь же на уроке идет отбор «золотых зерен», которые формируются в творческие группы, ведь каждый прошел путь к успеху: хочу – могу – выполняю с интересом – это важно для меня – успех!
Почва подготовлена, остается ждать всходов. И всходы - результаты не заставляют себя ждать.
В заключение хочу сказать: В своей педагогической деятельности я придерживаюсь следующих принципов:
от творчества учителя к творчеству ученика;
предупредить, а не наказать незнание;
мотивация, а не констатация;
каждый ученик должен испытать успех;
обучать школьников на эмоциях радости;
развивать мотивацию к самостоятельному поиску решений
15