Статья по теме Создание ситуации успеха


«СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА КАК ОДНОГО ИЗ УСЛОВИЙ СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ»
(ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ).
Устименко Н. П.
МБОУ « Лицей «Политэк»,
Волгодонск
Пояснительная записка.
Мы живем в современном мире, который находится в постоянном движении и развитии. Появляются новые технологии, новые программы, новые учебники. Изменения, происходящие в стране, в обществе, реализация приоритетного национального проекта «Образование», предъявляют новые требования к современному учителю.
Современный учитель - это учитель, который должен идти в ногу со временем, повышая свой профессиональный уровень и применяя в своей работе достижения науки и техники. Это учитель, умеющий создавать и организовывать особую образовательную развивающую среду, помогающую абсолютно каждому ученику раскрыть максимум своих способностей. Трудным бывает у учителей путь к мастерству. Мастер - это глубокая теоретическая подготовка. Это совершенное владение приемами обучения и воспитания, педагогической техникой. Это сплав личной культуры, знаний, кругозора. Это искусство общения с детьми. Только компетентный учитель способен принять новые смыслы педагогической деятельности, осознать свою гражданскую миссию и определить стратегию своей успешности.
Каждый учитель должен быть мотивирован к совершенствованию своей работы. Как правило, этого нельзя достичь только за счет материальных стимулов. Чтобы добиться реальных изменений у учителя должны быть высокие ожидания, разделяемое всеми понимание цели и коллективная вера в их способность улучшить образование детей. Современные дидакты обозначают проблемы школы и предлагают пути их решения, но не все педагоги следуют им. Нельзя преобразовать современную школу без учителя, думающего и желающего принять участие в этих преобразованиях. На данном этапе не только учащихся, но и учителей необходимо вовлечь в исследовательскую деятельность, формировать творческие группы с обязательным выходом на готовый продукт. Поиск педагогами и педагогическим коллективом новых оригинальных путей решения актуальных проблем образовательной практики воплощается в проявлении множества инновационных идей, трансляции уникального инновационного педагогического опыта.
Очень часто работа завуча с педагогами недооценивается, а ведь именно она способна изменить положение к лучшему, помочь педагогам в их самореализации и саморазвитии. Ведь только активный, творческий педагог может воспитать активную и творческую личность из ребенка.
Таким образом, одной из целей методической работы является создание условий для продуктивного личностного и профессионального развития педагогов на основе взаимного сотрудничества, чтобы они взаимно дополняли, усиливали возможности и позитивную роль друг друга. Сотрудничество администрации и педагогов при организации взаимодействия активных субъектов образовательного процесса направлено на создание эффективных, гибких и мобильных средств информационного обмена, выработки общей позиции, общего плана действий, которое может реализоваться через организацию деловых игр.
Цель: создание ситуации успеха ученика на уроке как одного из условий создания здоровьесберегающей среды.
Задачи:
систематизировать приемы и методы создания ситуации успеха
учащихся на уроке;
проанализировать влияние успеха на различные аспекты деятельности
учащихся;
пополнить знания педагогов психологическими знаниями по проблеме;
развитие коммуникативной компетентности педагогов, педагогическим
основам применения педагогики сотрудничества;
создание благоприятного социального и психологического климата в
коллективе.
Ход игры.
I. Актуализация проблемы.
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Мне очень приятно видеть вас сегодня на нашей деловой игре. Я надеюсь на ваше сотрудничество и активную интеллектуальную деятельность.« Давайте познакомимся».
- Чтобы начать нашу работу, нам необходимо познакомиться. Во время знакомства люди обычно называют своё имя. Перед вами лежат листочки. Возьмите, пожалуйста, фломастеры и напишите на них имя, которым бы вы хотели, чтобы вас называли в ходе нашей работы и прибавьте к нему прилагательное, обозначающее ваше главное качество .- Какие чувства вы испытывали, когда писали своё имя и прилагательное к нему?
Игра «Ситуация успеха».
- Продолжим! Нам очень редко говорят добрые слова по поводу нашей профессиональной деятельности. Я думаю, что сейчас вы сели рядом с тем человеком, который вам знаком не только как ваш коллега, но и как человек, с которым вы часто общаетесь. У вас есть уникальная возможность выразить свои добрые мысли и чувства по отношению к справа сидящему соседу по поводу его профессиональных качеств. Для этого необходимо взять руку соседа в свою и сказать ему эти слова.( Игра проходит по цепочке от первого участника до последнего.)
- Какие чувства вы испытывали, когда к вам обращался ваш сосед?
-Поднимите руку, у кого совпали ожидания с тем, что сказал вам сосед?
-Что взяли за основу ваши коллеги, когда говорили о позитивных моментах вашей деятельности? (Успех)
Результаты диагностики.
Каждый из вас говорил о тех чувствах, которые он испытывал, когда ему искусственно создали ситуацию успеха с помощью комплимента. Давайте сейчас подумаем, что происходит с учеником, если мы с вами создаем эту ситуацию успеха у детей?
-Какие методы и приемы должен использовать учитель, влияющие на создание ситуации успеха ребенка в школе?
II.Теоретический блок.Успех - это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому человек стремился, совпал с его ожиданием.
В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. А вот умение создавать ситуации успеха в учебно-познавательном процессе основано на сотрудничестве ребенка и учителя.
Для этого необходимо:
1. видеть в каждом уникальную личность, уважать её, понимать, верить в неё (все дети талантливы, но воспринимают окружающую действительность по-своему);
2. создавать для личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносила ребенку радость;
3. понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству (ребенок хорош, плох его поступок);
4. помочь детям реализовать себя в деятельности (в каждом ребенке - чудо, ожидай его).
Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый человек». Можно сказать и так: « Успех школьнику создает учитель, который сам переживает радость успеха».
Выделяют несколько основных типов ситуаций успеха:
Неожиданная радость.
Неожиданная радость – это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, как считает А. Белкин, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя. Учитель должен осознавать свою сопричастность к успеху, осмысливать творческое начало в своей деятельности, должен быть убежден в правильности применяемых методов. Трудно говорить о каких-то специальных приемах создания неожиданной радости. Но что-то общее все-таки существует. Можно выявить определенные закономерности, разработать своеобразные алгоритм педагогических действий.
Рассмотрим некоторые приемы “неожиданной” радости.
Например, прием “Лестница”: речь идет о ситуациях, когда учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.
Алгоритм:
1 шаг: Психологическая атака. Суть состоит в том, чтобы переломить состояние психологического напряжения. Создание условий для вхождения в эмоциональный контакт.
2 шаг: Эмоциональная блокировка. Суть состоит в том, чтобы локализовать, заблокировать состояние обиды, разочарования, потери веры в свои силы.
Самое главное – помочь ученику переосмыслить свой неуспех, найти его причину с позиции: “неуспех – случаен, успех – закономерен.” Важно переориентировать с пессимистической оценки событий на оптимистическую.
3 шаг: Выбор главного направления. Необходимо установить не только очаг психологического напряжения личности, но и определить пути его нейтрализации.
4 шаг: Выбор разных возможностей. Необходимо создать условия, при которых ученик, для которого создается ситуация успеха, имел примерно равные возможности проявить себя по сравнению с одноклассниками.
5 шаг: Неожиданное сравнение. Может сработать единожды.
6 шаг: Стабилизация. Суть заключена в том, что приятная для отдельного учащегося общая реакция удивления для отдельного учащегося общая реакция удивления не оказалась единственной, чтобы неожиданная радость трансформировалась в сбывшуюся.
В педагогическом алгоритме ценность состоит не только в соблюдении последовательности всех операций, но и в постоянном подтверждении ее сомнению и стремлению нарушить сложившийся порядок, искать новые пути, новые сочетания действий.
Прием « Даю шанс»: подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.
Общая радость.
Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость – это прежде всего эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива. Радость воспринимается с остротой новизны, когда к ней нет привыкания, когда она доказывает рост ребенка, его прорыв к лучшему. Раскроем приемы, с помощью которых можно создать ситуацию успеха, вызывающую общую радость.
Прием “Следуй за нами”: смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.
Алгоритм:
1 шаг: диагностика интеллектуального фона. Пробуждение ума, когда ребенку хочется догнать ушедших вперед одноклассников.
2 шаг: выбор интеллектуального спонсора. Проще, прикрепить сильного ученика. Для этого нужны побудительные мотивы, нужен взаимный интерес. Это дает много преимуществ.
3 шаг: фиксация результата и его оценка. Необходимо, чтобы доброе дело не осталось вне поля зрения детского коллектива, получило бы его поддержку и самое главное – желание повторить, развить его.
Прием “эмоциональный всплеск”, в котором главная роль отведена учителю. Слова его, безусловно, экспромт, вдохновение, настоящий эмоциональный всплеск его искреннего стремления помочь ребенку, создать ситуацию успеха. Колоссальный интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех.
Общая радость не представляет собой однородного целого, она всегда отражает сумму успехов нескольких групп школьников. Ее осознание, переживание определяется их ролью. Главное в том, чтобы в достижениях школьника окружающие видели результаты своего труда, а сам ребенок понимал, что его радость – это радость поддержки, радость состояния “своего среди своих”.
Радость познания.
Чтобы перейти к разговору о радости познания, нужно вспомнить о мотивах – внутреннего побудителя к деятельности, отражающего потребности личности. Выделяют пять основных мотивов учения:
непосредственно побуждающие – наименее социально значимые, связанные с удовлетворением сиюминутных потребностей (стремление получить отметку);
перспективно побуждающие – более социально значимые, связанные с удовлетворением широких, длительных по времени потребностей (получить образование);
моральные мотивы – социально значимые, связанные с пониманием учебы, как нравственного долга человека перед обществом, семьей;
мотивы общения – социально значимые, связанные с потребностью быть в коллективе.
Все эти мотивы важно учитывать, использовать, развивать. Но нет более ценных мотивов для учебы, чем интеллектуальные, в основе которых лежит потребность познавать мир, когда важен не столько результат, сколько процесс познания. Радость учебного процесса и радость познания тесно связаны друг с другом, но это не одно и тоже.
Учебный труд может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов. Радость познания опирается на самообразование, на самопознание. Она не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное условие – общение. Выращивание познавательного интереса и есть предмет заботы учителя, формирующего радость познания.
Прием “Эврика”: суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное “открытие”, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение. Нужно помнить, что: успех открытия надо долго готовить, открывая ребенку возможные связи, отношения между тем, что он достиг, и тем, что ему пока достичь не удается, ребенку следует постоянно внушать, что он может достичь недоступного, что в нем хватит сил, ума. Нужно внушение, поддержка, установка на завтрашнюю радость;
ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе.
Прием « Линия горизонта»: однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума. Если учитель делает учеников свидетелями своих раздумий, если он показывает движение своих мыслей в решении каких-то поставленных проблем, если он подводит ученика к тому рубежу, у которого они могут сделать самостоятельный вывод и испытать радость от подобного “озарения”, значит, он создал ситуацию, в которой даже интеллектуально пассивный ученик может почувствовать себя творческой личностью. Важно искать новые пути, пускай неожиданные, противоречивые на первый взгляд.
Сотрудничество или противостояние?
По мнению ребят, главное требование учителей к ним – это дисциплинированность и послушание. Хороший ученик – послушный, исполнительный, вежливый, скромный, отзывчивый, общительный, не думающий, не имеющий собственного мнения, услужливый, не мешающий работать. Вторым качеством называли прилежание, внимательность, работоспособность, старательность. На третьем месте – способность, понятливость, ум, сообразительность, самостоятельность.
Здесь же можно упомянуть и интерес к предмету, и желание учиться. Получается, что ребята неправильно оценивают ожидания педагога, не понимают его требования. Возможно ли сотрудничество на этой основе?
Противостояние проявляется и в отношении к отметкам. По мнению ученика, отметка оценивает: знания, отношение учителя к ученику, средний уровень успеваемости в классе и в последнюю очередь способности ученика. Некоторые учащиеся считают, что отметки бывают несправедливые и используются как способ давления. В то же время учителя уверены, что они используют отметку, как стимул индивидуального развития учащихся, как поощрение или наказание, ориентир для достижений.
Отчего теряется интерес к учебе? Школьники не хотят учиться, они считают, что их кто-то должен увлечь. Уклоняясь от развития интереса к знаниям, к процессу познания, педагоги занимаются тренировкой памяти и послушания. Поэтому не происходит развития личности.
Довольно большая часть ребят признают, что школа деформирует их; некоторые утверждают, что за ее пределами они становятся совсем другими людьми. Какими видят себя выпускники? Способными, жаждущими деятельности, проявляющими интерес к знаниям, общительными.
Некоторые выпускники признались, что у них нет достаточных способностей для успешной учебы, столько же не хотят ничего делать, в том числе учиться, и предпочитают уйти в себя (защитная реакция)- держаться ото всех подальше, никому не раскрывать душу, чтобы добиться успеха.
Учащиеся высказывают довольно много критических замечаний в адрес учителей. Почти треть опрошенных не считают их интересными людьми, половина пишут, что учителя не умеют делать уроки привлекательными, больше половины не убеждены, что учителя хотят понять ученика. И в то же время столько же ребят заявляют, что у них есть любимая учительница.
За что же любят педагогов. За добрый характер? Человеческие качества? За умение заинтересовать предметом? За способность понять? За простое и доброжелательное отношение?
Притча о сотрудничестве.
Жил-был один монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад.
Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлом с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше - у каждого в руках ложка с длиннющей ручкой. Зачерпнуть из котла они могут, а в рот никак не попадут. Вдруг подбегает к монаху местный служащий (судя по всему черт) и кричит:
- Быстрее, а то опоздаешь на поезд, идущий в Рай.
Приехал человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длиннющими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек – а здесь люди этими же ложками кормят друг друга.
До сих пор мы говорили о ситуации успеха только в позитивном плане, с явно оптимистических позиций. А всегда ли хорош успех?
Упражнение « Что происходит со мной, когда я хочу, чтобы меня хвалили?»
Выбирается самый титулованный педагог из числа присутствующих. Его усаживают на стул в середине круга.
- Подумайте, за что вы можете похвалить выбранного человека? (30 секунд на обдумывание). Затем, по команде и как можно громче начинаем говорить ему то, что хотели сказать (время выполнения задания 30 секунд).
Задача сидящего на стуле: услышать и понять смысл этих высказываний.
РЕЗУЛЬТАТЫ
- Слышали ли вы всех?
-Можете ли вы сказать, что и кто вам говорил?
- Слышали ли вы себя? Устали ли вы от этого занятия?
(ориентир на внешнюю оценку, трата сил на вслушивание, потеря свободы)
Такая опасность вполне реальна. Поэтому любой успех никак нельзя оторвать от двух главных вопросов: во имя чего? и какими средствами? Важно помнить о дозировке даже самого сладкого лекарства.
III. Даже говоря об успехе, о ситуации успеха можно устать.
Физминутка тоже может стать вашим помощником. Приведу наглядный пример.
Сяду - встану , сяду – встану
И как зайчик поскачу!
Приседать я не устану!
Стать я …….(скрипачом, водителем и т.д.) хочу!
IV. Основной вывод по проблеме.
За последние десять- пятнадцать лет словосочетание «ситуация успеха в учебной деятельности» стало привычным. Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребенка в учебной деятельности. Когда говорят о ситуации успеха, то обычно подразумевают, что предназначена она для учащегося. Но ведь современное образование должно иметь двусторонний характер. Так, создавая ситуацию успеха для учащегося, наступит такой момент, когда учащиеся будут создавать ситуацию успеха для своего педагога. Но очень часто покрыто слоем забвения то, что ситуацию успеха для педагогов среднего и старшего звена создают учителя начальных классов. А кто создаст ситуацию успеха для них? Можно ли получить отличника по физике, химии или биологии не умеющего читать и писать? Вспомните о притче и о кормящих друг друга! Только взаимодействие и взаимоуважение могут быть рычагами создания ситуации успеха как для учеников, так и для самих педагогов.
Упражнение: «Резервный сундучок»
Мне хочется, чтобы вы всегда помнили, что у каждого человека есть внутренний ресурс, резерв сил. Он помогает нам выстоять в трудную минуту, найти силы, когда кажется, что уже ничего не получится.
Чтобы не забыть, что этот резерв действительно существует, мы приготовили для вас прототип резервного сундучка. ( По кругу передается мешочек с мелкими предметами, бусинками и ракушками. Каждый участник игры по очереди вынимает из мешочка талисман на память.)- Пусть этот талисман напоминает вам о вашем внутреннем человеческом потенциале.
V. Итог игры.На фоне музыки «Давайте говорить друг другу комплименты» выдается «Листок обратной связи».
- Чтобы не уйти с деловой игры с пустыми руками, мы дарим вам перечень рекомендаций по управлению успехом на уроке. Благодарим вас за желание работать, общаться , делиться опытом!
VI. Библиографический раздел.
1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.:"Политиздат", 1989.
2.   Аникеева П.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М.:"Просвещение", 1983.
3. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991.
4. Глассер У. Школы без неудачников. М.: "Просвещение", 1991.
5. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: "Владос", 1995.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: "Народное образование", 1998.
7. Бирюков С.М. Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников // Начальная школа, 1999-№10.