Консультация для педагогов по теме: Роль эксперимента в познавательно — речевом развитии детей
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №235 г.Ульяновска
Консультация для воспитателей
«Роль эксперимента в познавательно - речевомразвитии детей»
Воспитатель Липатова Л.Н.
Высшая квалификационная категория
г. Ульяновск
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл»
К.Е. Тимирязев
Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно- действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно - научного и экологического образования. Для того, чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.
В настоящее время в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются, как умственные умения.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно - действенное и наглядно – образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Обобщая Собственный богатый фактический материал, Н.Н. Поддъяков (1997) сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом детской деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Доказательства:
1 Игре надо учить. Экспериментируя, ребёнок сам воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления.
2 По мере накопления знаний об исследуемом объекте ребёнок получает возможность ставить себе новые, всё более сложные цели.
3 При лишении возможности знакомиться с окружающим миром путём экспериментирования психическое развитие ребёнка затормажевается.
4 Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую.
Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с развитием речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном. Необходимо отметить двухсторонний характер этих связей. Умение чётко выразить свою мысль(т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. С.Л.Рубинштейн(1989) и А.М.Леушина показали, что совершенство связных форм речи напрямую зависит от богатства знаний. Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами.
Исследовательскую деятельность следует начинать с демонстрационных опытов. Вначале задаётся проблема, воспитатель спрашивает, какие результаты могут получиться в итоге выполнения опыта. Дети высказывают предположения, объясняют свои догадки, приводят доказательства. Очень важно выслушать всех желающих высказать своё мнение.
Проведение опыта, последовательность всех действий воспитатель обязательно должен сопровождать словами. Выводы следует делать совместно, задавая наводящие вопросы.
Одно из обязательных условий эффективности системы коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи – высокий уровень их речевой и познавательной активности.
Недостаточное развитие речевых средств и познавательной активности у детей с ОНР ограничивает круг их общения, способствует возникновению замкнутости, безынициативности, нерешительности, стеснительности; порождает специфические черты речевого поведения – неумение устанавливать контакт с собеседником, поддерживать беседу.
При работе с детьми с ОНР основное внимание следует обратить на состояние познавательной активности и особенно языковых средств общения.
Одним из направлений по формированию речевой и познавательной активности детей с ОНР является организация элементарной экспериментальной деятельности, ориентированной на стимуляцию вопросительно – познавательной активности детей в процессе организованного общения со взрослыми.
Поисковая деятельность представлена двумя ступенями.
1 Расширение диапазона информации об окружающем мире, систематизация знаний, развитие наблюдательности детей как качества личности и мыслительных процессов.
Данная ступень включает организованные занятия с детьми, которые проводятся как в форме эксперимента, так и в форме игры.
2 Организация педагогических мероприятий, направленных на стимуляцию вопросительно – познавательной активности дошкольников.
Исследовательская деятельность дошкольников, детское экспериментирование дают возможность обогатить речь детей, ощутить уверенность в себе, развить самостоятельность.