Рабочая программа по коррекции психических функций у детей с УО и ДЦП (1-4 классы)


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Государственное бюджетное образовательное учреждение Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат №13 6 вида Согласовано Зам.директора по УР /___________________/ ___________________ Утверждено Директор ГБОУ У фимская школ а - интернат № 13 ____________ Кириллова А.М. «_____»_________ 2014г. Рабочая программа учебного предмета КОРР Е КЦИЯ (психических функций) с первого по четвертый год обучения для детей со сложной структурой дефекта: умеренная (выраженная) степень умс твенной отсталости, осложненная двигательными нарушениями (тетрапарез) и эпилепсией Составитель программы: учитель Курбангалиева Г.Р. Уфа - 2014 год Пояснительная записка Программа курса разработана для коррекции психических процессов дете й, имеющих умеренную (выраженную) степень умственной отсталости, осложненную синдромом двигательных нарушений (тетрапарез) и эпилептическим синдромом на специальных занятиях в процессе разных видов практической деятельности. Психофизические нарушения у дет ей, требующие коррекции: неустойчивое внимание, малый объем памяти, трудности в пространственной ориентировке, затруднения при воспроизведении материала, вязкость мышления, несформированность мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения, неразвитая моторика рук, нарушения зрительного восприятия. Цель этих занятий – корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно - двигательной координации, пространственных представлений, речи, связанной с практической деятельностью. Полученные навыки должны за крепляться и вводиться в самостоятельную деятельность детей и в различные жизненные ситуации. Общая характеристика учебного предмета Содержание занятий включает следующие направления: 1. Предметно – манипулятивные действия. 2. Цвет. 3. Форма. 4. Величина. 5. Деятельнос ть с разборными игрушками. 6. Работа с мозаикой. 7. Элементарное конструирование. 8. Дидактические игры. Планирование содержания курса осуществляется в соответствии с данными направлениями, но на занятиях могут присутствовать элементы разных направлений. Дидактиче ские игры являются средством закрепления полученных навыков. На всех занятиях осуществляется деятельностный подход.. Ценностные ориентации содержания учебного предмета В ходе коррекции нарушенных функций у учащихся формируется адекватное. представление о в озможных действиях с различными предметами. Это является основой формирования в будущем трудовых операций и первичной профориентацией. Основные межпредметные связи осуществляются с уроками графики и письма (моторика, направление движений), математики (гео метрические фигуры и тела, цвет, форма, величина), СБО. Особенности организации учебного процесса. Основной формой организации процесса коррекции психических функций являются специальные занятия, проводимые в индивидуальной форме при учете о граниченных возможностей здоровья. Каждое занятие оснащается необходимыми наглядными пособиями, техническими средствами обучения. Учебная деятельность учащегося на занятии заключается в совместной с учителем игре, наблюдении, практических дейс твиях с предметами. Место предмета в базисном учебном плане. На реализацию программы по коррекции психических функций детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости отводится по одному часу в неделю – 33 часа за учебный год. Содержание учебног о курса Разделы учебного курса Темы учебного курса по годам обучения 1 год 2 год 3 год 4 год Предметно – манипулятив - ные действия. 1. Фиксирование взгляда на движущихся объектах. 1. Действия с круглыми предметами. 1. Упражнения для крупной моторики. 1. Действия по подражанию. 2. Выполнение подражательных движений. 2. Действия с предметами кубической формы. 2. Упражнения для мелкой моторики. 2. Орудийные действия социально - жизненной направленности. 3. Действия с предметами - вкладышами. 3. Орудийные действия 3. Различение 3х — 4 - х п ризнаков предметов. 4. Орудийные действия 4. Действия с предметами, имеющими много признаков с называнием их. 5. Предметные действия Цвет. 3. Выбор предметов одного цвета по образцу. 6. Группировка предметов 4 - 5 контрастных цветов. 4. Выбор по образцу и группир овка предметов двух цветов. 5. Сравнение предметов по цвету приемом приложения. 4. Группировка предметов по двум цветам. 7. Выбор цвета по названию. 8. Выбор цвета по образцу и инструкции. Форма. 5. Выбор предметов двух контрастных форм. 9. Группировка геометриче ских форм. 5. Выбор по образцу 4 предметов одной формы. 6. Выбор по образцу плоскостных форм. 6. Группировка предметов по двум контрастным формам. 10. Действия с предметами круглой формы. 6. Выбор и группировка объемных предметов. 7. Группировка предметов по разным призна кам. 7. Группировка предметов 3 - 4 объемных форм. 8. Тактильные и физические упражнения с предметами разной формы. Величина. 8. Выбор по образцу двух контрастных величин. 11. Знакомство с приемом наложения предметов для их сравнения. 7. Сравнение предметов неконтрастн ой и контрастной величины приемом наложения 9. Сравнение предметов по величине путем наложения. 9. Группировка парных предметов по величине. 12. Подбор предметов, одинаковых по величине 8. Сравнение предметов по величине независимо от формы. 10. Выбор предметов разной в еличины по слову. 10. Группировка колец двух контрастных размеров. Деятельность 11. Кубики - вкладыши 3 - х размеров. 13. Сборка пирамиды из 3 - 5 колец. 9. Сборка кубов - вкладышей 11. Сборка пирамиды из 8 - ми колец. с разборными игрушками. 12. Складывание трехместной матрешки. 10. Сборка 5 - ти составной матрешки. 12. Совместная постройка и сюжетное обыгрывание. 11. Сборка пирамидки в возрастающей последовательности. Работа с мозаикой. 13. Знакомство с мозаикой. 14. Выкладывание 15. 2 - х рядов мозаики. 12. Прямые параллельные ряды мозаики. 13. Мозаика « через один». 14. Элементарное заполнение поля мозаики 16. Двухцветная мозаика. 13. Двуцветны узор мозаики. 14. Рисуночная мозаика. 17. Сюжетные узоры из мозаики. 14. Выкладывание геометрических форм из мозаики. Элементарное конструирова - ние. 15. Простейшие фигуры из счетны х палочек. 18. Наблюдение за постройкой из 3 - х деталей. 15. Складывание разрезных картинок из 3 - х - 4 - х частей. 15. Выкладывание фигур из счетных палочек. 16. Складывание разрезных картинок из 2 - х - 3 - х частей. 19. Постройки из детских наборов 20. строительного материала . 16. Конструирование из г/форм разного цвета и величины. 16. Выкладывание букв из счетных палочек. 17. Конструирование из геометрических форм. 21. Постройка сюжетного харак тера из строительного набора. 17. Наблюдение за конструированием из строительного материала. 17. Постройки из кубиков и кирпичиков предметов обстановки. 18. Сюжетные игры с конструктивным материалом. 18. Постройки из одноцветных и разноцветных деталей. 19. Обыгрыван ие построек с игрушками. Дидактиче - ские игры. 19. Д/И «Подбор к фону» 22. Предметные действия по типу «Почтовый ящик». 18. Д/И «Что лишнее?» 20. Тактильные и зрительные игры и упражнения. 20. Д \ И «Разложи в ряд» 23. Ориентировка в окружающем «Найди предмет» 19. Тактильные упражн ения на определение формы и величины. 21. Д/И «Разноцветные бусы» 20. Д/И «Разложи в ряд» 22. Д/И «Грибки» 21. Предметный ряд контрастных величин. 23. Д/И «Предметное цветовое лото» 24. Д/И «Куда подходит» Содержание учебного курса 1 год обучения № Темы у чебного курса Кол - во часов Элементы содержания учебного курса/ Виды учебных действий учащегося Домашнее задание 1. Фиксирование взгляда на движущихся объектах. 2 Фиксирование взора на предметно – манипулятивной деятельности педагога. Упражнения на ориентир овку в пространстве Наблюдение за движущимися заводными игрушками при постепенном увеличении времени наблюдения, начиная от 10 - 15 сек. до 2 - 3 мин. (Ожидать появления их из - за экрана, загораживающего от предмета в определенном месте). Прослеживание дви жения показываемого учителем предмета за экраном. (Ожидать появление его в двух определенных местах.) 2. Выполнение подражательных движений. 2 Выполнение простых подражательных движений за учителем по инструкции «делай вместе»: движение рук, кистей. Двига тельные упражнения Выполнение подражательных действий со сменой вида движения («Стучим – прячем»: смена легкого постукивания ребрами ладоней по столу и быстрого убирания рук за спину вслед за движением учителя). Музыкально - ритмические движения 3. Выбор предметов одного цвета по образцу. 2 Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» предметов одного цвета из 6 - 10 предметов двух контрастных цветов (красные и синие, желтые и синие и т. д.). Сенсорные дествия 4. Группировка предметов по двум цветам. 1 Группир овка по цвету предметов двух контрастных цветов (раскладывание в коробки, стаканы). Упражнения с предметами, имеющими разные признаки 5. Выбор предметов двух контрастных форм. 2 Выбор по обр азцу и инструкции «Дай такой» одной формы из 6 - 10 предметов двух контрастных объемных форм без их назначения: шар - параллелепипед («брусок», «кирпичик»; куб – конус («башенка»). 6. Группировка предметов по двум контрастным формам. 1 Группировка по форме предметов двух контрастных форм (раскладывание, подбор, раздача по образцу). Сенсорные действия Выбор предметов по описанию и по инструкции 7. Группировка предметов 3 - 4 объемных форм. 2 Выбор по образцу и раскладывание контрастных объемных форм: куб, шар, треугольная призма («крыша»), конус («башенка»), параллелепипед («брусок», «кирпичик» из 8 – 12 предметов всех указанных форм (без названия форм). 8. Выбор по образцу двух контрастных величин. 1 Выбор одинаковых по величине предметов из 6 - 10 предметов двух контрастных величин ( большие и маленькие, толстые и тонкие, д линные и короткие) по образцу и инструкции «Дай такой». 9. Группировка парных предметов по величине. 1 Группировка различных парных предметов по величине (раскладывание в большую коробку больших предметов, в маленькую маленьких; Предметные действия Сборк а матрешек, пирамидок, игры с фигурнками - вкладышами 10. Группировка колец двух контрастных размеров. 1 Нанизывание колец одного размера на стержень при выборе их из двух размеров резко контрастных (больших и маленьких, затем нанизывание на другой стержень ос тавшихся колец другого размера). 11. Кубики - вкладыши 3 - х размеров. 1 Собирание вкладных кубов (3 куба разных по величине). 12. Складывание трехместной матрешки. 1 Складывание трехместной матрешки, осмысленное соотнесение частей ее (не переворачивая вниз голо вой и т. п.). 13. Знакомство с мозаикой. 1 Учить правильно обращаться с этой мозаикой: брать аккуратно тремя пальцами правой руки, поворачивая ножкой к панели, придерживать панель левой рукой, плотно вставлять ножку в отверстие панели. Знакомство с мозаикам и разных видов 14. Элементарное заполнение поля мозаики 1 Заполнение панели мозаикой одного цвета при выборе ее из массы разноцветной мозаики (плотно, без выкладывания узора). 15. Простейшие фигуры из счетных палочек. 1 Складывание простейших фигур из счетны х палочек по показу и по образцу (молоток, ворота, домик для собачки, окно).. Упражнения на моторику 16. Складывание разрезных картинок из 2 - х - 3 - х частей. 2 Складывание разрезных картинок из 2 - х и 3 - х частей разрезанных по вертикали или горизонтали. Рассма тривание картинок с одиночными предметами 17. Конструирование из геометрических форм. 2 Подбор и выкладывание из объемных и плоскостных форм разного цвета (не больше 3 - 4) простейших комбинаций, учитывая не только форму, но и цвет и величину фигур. Сенсорные действия 18. Сюжетные игры с конструктивным материалом. 2 Совместные игры с конструктивными материалами: «строим башню кубик на кубик», «стол и стул для матрешки», «скамейка для зайки», «спрячь матрешку в домик», «игры с кубами», «домик для собачки», «забор из больших и маленьких палочек», «матрешки», «пирамидки». Обыгрывание игрушек 19. Д/И «Подбор к фону» 1 «Подбор к фону»: размещение мелких цветных предметов (бусины, пуговицы, кубики, детали мозаики, игрушечные ложки, вилки и пр.) на цветные круги, тарелоч ки соответствующего цвета, при выборе их из предметов разного цвета. Повторение пройденного материала 20. Д \ И «Разложи в ряд» 1 «Разложи в ряд» (по цвету): размещение мелких цветных предметов на цветные бумажные ленты соответствующего цвета, располагая их в ряд («ленты», «дорожки»). 21. Д/И «Разноцветные бусы» 1 Чередование предметов по цвету через один, выкладывая их в ряд (красный – синий – красный – синий и т. д.). 22. Д/И «Грибки» 1 «Грибки»: подбор втулочек («грибков») определенного цвета к соответствующе му цветковому полю игрового столбика, окрашенного в четыре основных цвета, размещение (втыкание) втулочек в отверстия столика. 23. Д/И «Предметное цветовое лото» 1 «Предметное цветовое лото»: размещение цветных кубиков на розданных детям таблицах соответст вующих цветов, с учетом расположения контуров нарисованных на таблицах квадратов: (Размер грани кубика соответствует размеру квадрата на таблице). 24. Д/И «Куда подходит» 2 «Куда подходит»: размещение плоскостных вкладок типа доски Сегена (3 - 5 фигур на д оске). 2 год обучения № Темы учебного курса Кол - во часов Элементы содержания учебного курса/ учебные действия учащегося Домашнее задание 1. Действия с круглыми предметами. 2 Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий с предмет ами: - катание шариков в определенном направлении ; - бросание шариков или других мелких предметов в сосуд с узким горлышком Упражнения с предметами, имеющими разные признаки Сенсорные действия Выбор предметов по описанию и по инструкции 2. Действия с пре дметами кубической формы. 1 - перекладывание предметов из одной коробки в другую; - складывание предметов в коробку аккуратно так, чтобы ее можно было закрыть крышкой 3. Действия с предметами - вкладышами. 3 открывание и закрывание коробок, деревянных яиц ма трешек; Сборка матрешки, пирамидок Действия с игрушечной посудой заполнение отверстий втулками, грибками; нанизывание предметов с отверстиями на стержень; нанизывание шаров на шнур (бусы) 4. Орудийные действия 1 Использование в наглядных ситуаци ях предмета, как орудия действия Действия с игровыми инструментами Сенсорные действия 5. Предметные 1 Обучение складыванию шариков (мелких игрушек, действия плодов: орехов, шишек) в одну емкость. 6. Группировка предметов 4 - 5 контрастных цветов. 1 Выбор по образцу и раскладывание предметов контрастных насыщенных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый), из 8 12 предметов всех указанных цветов (без названия цветов). Сенсорные действия по инструкции Выбор предметов из ряда Составление рядов и з предметов со схожими признаками Сенсорные действия 7. Выбор цвета по названию. 1 Три цвета: красный, синий, желтый. Уметь выбрать по названию, давать предметы названного цвета. 8. Выбор цвета по образцу и инструкции. 2 Выбор предметов одной формы из 6 - 1 0 предметов двух контрастных плоскостных форм: круг – квадрат, круг – треугольник по образцу и инструкции «Дай такой». 9. Группировка геометрических форм. 1 Раскладывание этих плоскостных форм, соотнося с соответствующими формами :шарик, кубик, круг, квадрат. 10. Действия с предметами круглой формы. 1 Катание «таблеток», колец от пирамиды с помощью учителя, подкрепляя действия словами катится, круглое колечко. 11. Знакомство с приемом наложения предметов для их сравнения. 2 Использование приема наложения предметов для их сравнения по величине. Сопоставление одинаковых предметов разной величины путем наложения 12. Подбор предметов, одинаковых по величине. 1 Подбор друг к другу разнородных предметов, одинаковых по величине подходящие крышки к коробкам, баночки, игрушки – к таре, мячи или шары – к отверстиям разного диаметра). Поиск в обстановке одинаковых по величине предметов 13. Сборка пирамиды из 3 - 5 колец. 2 Нанизы вание колец маленькой пирамиды на стержень, подбирая их строго по убывающей величине (пирамида из 3 и 5 колец): заканчивать работу, не бросать ее, не доделав, не терять принципа подбора « по величине», окончив, контролировать правильность сделанного, замеч ать и исправлять ошибки. Сборка пирамидки 14. Выкладывание 1 Выкладывание двух рядов параллельно из мозаики двух Рассматривание узоров 2 - х рядов мозаики. цветов. Упражнения на моторику Двигательные упражнения Музыкально - ритмические движения 15. Двухцветна я мозаика. 1 Выкладывание «чередующегося ряда» через один элемент: красный – синий - красный – синий и т. д. 16. Сюжетные узоры из мозаики. 3 Выкладывание по показу, по образцу узоров с соблюдением цвета и пространственных отношений элементов мозаики: «Куро чки и цыплята» (один белый элемент мозаики и два желтых, расположены в ряд). «Елочка и грибок» (три зеленых элемента, расположенные треугольником и рядом внизу один красный элемент). «Ромашка» (один элемент желтого цвета, вокруг него шесть элем ентов белого цвета). Сенсорные действия 17. Наблюдение за постройкой из 3 - х деталей. 1 Выполнение учителем простой постройки из двух - трех деталей, наблюдение учащегося. Наблюдение за постройкой Обыгрывание игрушек и построек 18. Постройки из детских наборов строительного материала . 4 Башня из 4 - х кубов одинакового размера Дорожка из брусков одинакового размера Башня из трех кубов разного размера (по убываю щей величине); ворота; гараж. 19. Постройка сюжетного характера из строительного набора. 2 Воспроизведение (совместно с учителем) комбинаций из двух - трех элементов строительного набора, представляющих собой простую конструкцию (стол, стул, домик) и обыгрыв ание постройки. 20. Предметные действия по типу «Почтовый ящик». 1 «Шароброс»: опускание больших и маленьких шаров в соответствующие отверстия. Предметные действия Сборка матрешек, пирамидок, игры с 21. Ориентировка в окружающем «Найди предмет» 1 «Поиск в окружающем»: - быстро находить предмет спрятанный на виду у детей за экран или какой – либо предмет; фигурками - вкладышами Упражнения на ориентировку в прос транстве 3 год обучения № Темы учебного курса Кол - во часов Элементы содержания учебного курса/ учебные действия учащегося Домашнее задание 22. Упражнения для крупной моторики. 1 Выполнение подражательных движений за учителем по инструкции «Делай вместе»: общие широкие движения рук, движения кистей («Замочек», «Топор», «Мельница» и д. р.). Постепенно убыстрять темп подражательных движений. Выполнение по подражанию упражнений для пальцев рук (противопоставление большого пальца, выпрямление по одному пальцу из кулака, «пальчики здороваются». Выполнение по подражанию и с помощью взрослого двигательных у пражнений Пальчиковые игры 23. Упражнения для мелкой моторики. 3 24. Выбор по образцу и группировка предметов двух цветов. 2 Использование палки с кольцом на конце (придвинуть к себе предмет с острой выступающей частью, накинув на нее кольцо). Выбор по обра зцу и группировка предметов, окрашенных не только в основные, но и в промежуточные цвета. Сенсорные действия Выкладывание рядов предметов со сходными и разными признаками 25. Выбор по образцу 4 предметов одной формы. 2 Выбор предметов одного цвета из 4 - 8 предметов двух сходных цветов (красные и оранжевые, зеленые и синие и п. д.) по образцу и инструкции «Дай такой». Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» предметов одной формы из 4 - 8 предметов двух сходных форм (куб - параллелепипед, цилиндр - шар). Групп ировка по форме одноцветных предметов двух 26. Выбор и группировка объемных предметов. 2 27. Сравнение предметов неконтрастной и 2 Сенсорные действия, сравнение предметов, контрастной величины приемом наложения сходных форм. Выбор по образцу и группировка объемных предметов: шар, куб, параллелепипед («брусок»), треугольная призма («крыша»), конус («башенка»), цилиндр («столбик») – без названия форм Определение неконтраст ной разницы по величине между предметами путем наложения и приложения предметов : большой и маленький, побольше, поменьше, самый большой, толстый – тонкий, длинный – короткий, широкий – узкий ( на бытовых предметах, картинках, специальном дидактическом мате риале). рассматривание предметов. Манипуляции с геометрическими формами. Поиск в обстановке знакомых форм. 28. Сравнение предметов по величине независимо от формы. 2 Подбор и группировка одинаковых по величине предметов. Различать величину предмета независимо от их формы. 29. Сборка кубов - вкладышей. 1 Собирание вкладных кубов разных по в еличине. Складывание игровых и неигровых предметов. 30. Сборка 5 - ти составной матрешки. 2 Складывание 3 - х,5 - ти местных матрешек. 31. Сборка пирамидки в возрастающей последовательности. 1 Осмысленное соотнесение частей (верх – низ). Выкладывание прямых ряд ов: - из одноцветных деталей; - из деталей двух цветов параллельными рядами; «Чередующиеся ряды» из деталей двух цветов через два элемента (красный – два синих – красный – два синих и т. д.) Воспроизведение ритма на металлофоне 32. Прямые параллельные ряды м озаики. 2 Пальчиковые игры Игра на детских музыкальных инструментах Рассматривание узоров Выкладывание узора с помощью взрослого 33. Двуцветный узор мозаики. 1 34. Складывание разрезных картинок из 3 - х - 4 - х частей. 2 35. Выкладывание геометрических форм из мозаики. 1 Выкладывание по показу и по образцу геометрических фигур различных размеров и цветов: - треугольник (по трем опорным точкам в виде деталей, мозаики, поставленных учителем); - прямоугольник (по четырем опорным точкам). 36. Складывание разрезных кар тинок из 3 - х - 4 - х частей. 1 Складывание разрезных картинок из трех, четырех частей, не только разрезанных по вертикали и горизонтали, но и по скошенной линии, делящей картину на треугольники. Рассматривание простых картинок 37. Конструирование из г/форм раз ного цвета и величины. 2 Подбор и выкладывание из объемных и плоскостных форм разного цвета и величины (не больше 4 - 5) различных комбинации в сопряженных действиях с учителем. Совместное рассматривание постройки из строительного материала, привлечение к по мощи (дай куб, дай еще фигуру), побуждая показывать конструкцию. «Что лишнее»: исключение «лишнего» предмета из нескольких однородных (по цвету, форме, величине). Наблюдение за постройкой, ее обыгрывание. Выбор геометрических форм по слову. 38. Наблюдени е за конструированием из строительного материала. 2 39. Д/И «Что лишнее?» 1 40. Тактильные упражнения на определение формы и величины. 2 Узнавать на ощупь один из хорошо известный детям бытовых или игровых предметов (ключ, ложка, расческа и т. п.): - узнав ать на ощупь предметы положенные в матерчатый мешок; - находить на ощупь названный предмет при выборе из нескольких положенных в мешок; - различать на ощупь величину предметов (из двух предметов, резко контрастных по величине). или значительные изменения в них. «Разложи в ряд» (по форме, величине): чередование предметов по форме через один, выкладывая их в ряд (куб – конус – куб - конус и т. д., круг – квадрат - круг – квадрат и т. д.). Сенсорные действия 41. Д/И «Разложи в ряд» 1 Наблюдение и выкладывание ряда геометрических фигур разной величины и формы. Рассматривание и сравнение. 42. Предметный ряд контрастных величин. 2 Чередование предметов по величине через один, накладывая их в ряд (большой – маленький – большой – маленький и т. д.). Сенсорные действия 4 год обучения № Темы учебного курса Кол - во часов Элементы содержания учебного курса/ учебные действия учащегося Домашнее задание 1. Действия по подражанию. 1 Воспроизведение по подражанию действий с предметом («Упражнение с флажком»). Выполнение по подражанию и с помощью взрослого двигательных упражнений Пальчиковые игры 2. Орудийные действия социально - жизненной направленности. 2 Доставание предмета, находящегося в труднодоступном месте, при помощи палки или другого предмета; - сталкивание палкой пре дмета со стола; - перекладывание с помощью ложки крупы; - переливание воды с помощью чашки и др. Сенсорные действия Складывание игровых и неигровых предметов. 3. Различение 3х — 4 - х признаков предметов. 1 Формировать у детей умение действовать с предметами разного цвета, формы, величины, замечать не только резко контрастные различия, но и более тонкие различия. Сенсорные действия Выкладывание рядов предметов со сходными и разными признаками 4. Действия с предметами, имеющими много признаков с называнием и х. 1 Действия с предметами разного цвета, формы, величины. 5. Сравнение предметов по цвету приемом приложения. 2 Сопоставление предметов по цвету, близкое поднесение их друг к другу. 6. Выбор по образцу 1 Выбор по образцу и группировка п лоскостных Сортировка круп, плоскостных форм. форм: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. геометрических форм, мелких игрушек, пуговиц, семян и др. 7. Группировка предметов по разным признакам. 1 Группировка предметов разной величины, цвета и формы согласно заданию и об разцу («Разложи, какие куда подходят»). 8. Тактильные и физические упражнения с предметами разной формы. 1 Тактильные и зрительные упражнения на выбор круглых предметов, катание и бросание мячей маленького, среднего и большого размера – пластмассовых, рез иновых, тряпичных. Сенсорные действия Сравнение с сенсорным эталоном Действия с предметами и их сравнение 9. Сравнение предметов по величине путем наложения. 1 Понимать, находить и показывать предметы большие и маленькие, показывать, какой предмет больше, а какой меньше. 10. Выбор предметов разной величины по слову. 2 Понимать слова, находить и показывать по названию предметы большие и маленькие, толстые и тонкие, длинные и короткие. 11. Сборка пирамиды из 8 - ми колец. 2 Собирание по величине пирамиды из 8 - 10 колец по возрастающей величине, затем по убывающей. Игры с игровым и неигровым материалом. 12. Совместная постройка и сюжетное обыгрывание. 2 Привлечение к совместной с учителем простой постройки из двух - трех деталей. Наблюдение за постройкой, ее обыгры вание. Выбор геометрических форм по слову. Совместное обыгрывание постройки по элементарному сюжету (матрешка пришла в домик, села на стул, залезла под стол и т.п.) 13. Мозаика «через один». 1 Составление «чередующихся рядов» (через один элемент); Пальчиковые игры Игра на детских музыкальных инструментах 14. Рисуночная мозаика. 2 Выкладывание узоров по показу и по образцу с соблюдением цвета и пространственных отношений деталей м озаики: - дом с крышей и трубой; - цветок на стебле; - букет (два, три цветка разного цвета на стеблях). Рассматривание узоров Выкладывание узора и букв с помощью взрослого 15. Выкладывание фигур из счетных палочек. 2 Складывание фигур из счетных палочек по показу, образцу и по словесной инструкции. (стул, домик, кровать, стол , снежинка, лестница) 16. Выкладывание букв из счетных палочек. 2 Выкладывание из счетных палочек букв: А, Г, Е, Ж, И, К, Л, М, Н, И, С, Т, Ш. 17. Постройки из кубиков и кирпичиков предметов обстановки. 3 Постройки из детских наборов, строительного материала , также по показу и по образцу и по словесной инструкции: стол, стул, кресло, кровать, этажерка; рельсы для трамвая, поезда; загон для животных; воро та с аркой и забором; мост со ступеньками и перилами; дом; дом с воротами и дорожкой Постройки и их обыгрывание. Рассматривание иллюстраций, фото, объектов на улице. Наблюдение на прогулке. 18. Постройки из одноцветных и разноцветных деталей. 2 Выполнять постройки из одноцветных деталей, одновременно выбирая их из разноцветных; строить из разноцветных деталей по имеющемуся образцу или по словесной инструкции. 19. Обыгрывание построек с игрушками. 1 Обыгрывание построек с помощью дополнительно розданных мел ких игрушек 20. Тактильные и зрительные игры и упражнения. 3 Усложнение игр, содержащих дидактические задачи на различение и использование цвета, формы, величины предметов. «Подбери по цвету», «Разложи в ряд», «Картинное лото», «Картинное цветовое лото», «Г еометрическое лото», «Что куда подходит», «Почтовый ящик», «Поиск в окружающем», «Светофор», «Что лишнее», «Чудесный мешочек», «Что изменилось». Наблюдение и выкладывание ряда геометрических фигур разной величины и формы. Рассматривание и сравнение. Сенс орные действия Материально - техническое обеспечение учебного предмета. Строительный материал: мягкие модули, крупный деревянный строительный материал, строительные наборы, состоящие из однотонных и разноцветных предметов различной геометрической формы, пластмассовые конструкторы (ЛЕГО); наборы мозаики: пластмассовые и магнитные различных геометрических форм и размеров; сборно – разборные игрушки: матрёшки, пирамидки, сказочные персонажи, куклы, животные; наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, ры бки и т. д.; набор картинок (сюжетных и предметных): разрезных, с прорезями круглой, квадратной, треугольной формы; наборы фигурок людей и животных из плотной ткани, картона или плотной бумаги для фланелеграфа; наборы палочек; фланелеграф; магнитные доски; сыпучие материалы: горох, фасоль, речной песок, манная крупа, рисовая крупа; набор коробок, прозрачные ёмкости; наборы геометрических фигур; штампы, трафареты; пуговицы разного размера и различных цветов; природный материал: ракушки, камушки, шишки, жёлуд и, каштаны; муляжи овощей и фруктов; коробки – вкл адыши. Учебные программы: 1. Программы специальной (коррекционной) школы VIII вида 1 - 4 классов под редакцией В.В.Воронковой. М.: Просвещение, 2009. Допущено Министерством образования Российской Федерации. 2. Пр ограмма воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / под ред. Л.Б. Баряевой, О. П.Гаврилушкиной. – С. - Пб., 2001 г. 3. Программы д ля специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. Под ред . Л.П.Носковой,1991 г.