Изменение основных психических процессов младших школьников,посредством изучения предмета Ритмика и танец


Изменение основных психических процессов младших школьников, посредством изучения предмета «Ритмика и танец»
Лукьянова Ирина Александровна, педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Детская школа искусств №15» г.о.Самара
Актуальность темы.Сосредоточенное внимание и хорошая память имеют в жизни школьника большое значение. Можно ли правильно преподносить учащимся учебный материал, если не принимать во внимание закономерностей его восприятия и усвоения? Можно ли добиться хорошей успеваемости, если не знать закономерностей усвоения знаний, законов внимания, памяти и мышления?
Знание психологических процессов ребёнка помогает учителю находить подход к каждому школьнику, применяя соответствующие индивидуальным особенностям ребёнка приёмы обучения и воспитания. Для лучшего усвоения знаний в учебном процессе необходимо развивать внимание и память. Любая деятельность человека требует выделение объекта и сосредоточенности на нём. Внимание в значительной мере определяет ход и результаты учебной работы школьника. Оно содействует быстрейшему включению ученика в познавательную деятельность, создаёт предварительную готовность к предстоящей работе. Память создаёт, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность.
Дети с хорошим сосредоточенным вниманием, лучше запоминают данный педагогом материал, результаты обучения повышаются, повышается уровень исполнительского мастерства учащихся. Активизируя с первых дней занятий работу внимания и памяти, педагог, тем самым, облегчает себе и детям проведение дальнейших занятий, когда дети приобретают привычку быть внимательными и начнут самостоятельно контролировать процессы памяти. Зная, как улучшить своё внимание и память, кА правильно усваивать учебный материал, более эффективно организовать учебную работу, можно научиться достигать наивысших результатов при наименьшей затрате времени и сил.
Психологические характеристики вниманияВнимание- это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств и игнорирование другой.
Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью. Переключаемостью, распределением и
объёмом.Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком- либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Отсутствие интереса к предмету способствует частому отвлечению внимания от него, и, напротив, наличие интересов сохраняет внимание в повышенном состоянии в течение длительного времени. Внимание школьников должно быть устойчивым и сосредоточенным.
Недостаток внимания - рассеянность. В любом виде учебной деятельности очень важно повседневно контролировать работу ребёнка и постепенно приучать контролировать не только результаты работы, но и осуществлять контроль за работой в процессе её выполнения. Важно постараться заинтересовать школьника учебной работой - это может явиться первым шагом в преодолении рассеянности.
Следующая особенность внимания - распределение. Умение распределять внимание совершенно необходимо учителю. Любой учитель должен постоянно в поле внимания держать весь класс и каждого ученика в отдельности, следить за их поведением и учебной деятельностью в классе и в то же время объяснять новый материал, осуществляя индивидуальный подход. Педагог наблюдает за учащимися в процессе занятия, отмечает их успехи, помогает преодолевать недостатки. С отстающими работает дополнительно, создаёт такую обстановку, чтобы у неуверенных в себе вызвать желание действовать. Например, на занятиях хореографией, ученик должен слушать объяснения учителя и следить за тем, что он показывает (движения, комбинации). Показ играет в работе над движением огромную роль. Он необходим при освоении технических навыков, подготовительных упражнений.
Младшие школьники плохо распределяют внимание, они ещё не умеют этого делать, у них нет опыта, поэтому не следует заставлять ученика одновременно выполнять два дела, или при выполнении одного дела отвлекать внимание ребёнка на другое. На занятиях очень важно строить упражнения таким образом, чтобы повторяющиеся части музыки были связаны с одним и тем же движением или движениями, тесно объединёнными каким-то общим признаком. Постепенно учащиеся подводятся к различию контрастности или повторяемости более мелких подразделений: периодов, предложений, музыкальных фраз.
В связи с этим они учатся изменять свои движения, согласуя их с формой музыкального сопровождения, т.е. быстро переключаться с одного движения на другое, изменять характер, направление движения, возвращаться к ранее исполненному движению, тормозить движение, выполнять различные перестроения, действовать поочерёдно отдельными группами или индивидуально.
Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным) и произвольным (преднамеренным). В процессе учебной деятельности школьнику требуется произвольное внимание, ясная постановка цели, организованность, сохранение и поддержание внимания в ходе всей работы. Поддержание устойчивого внимания учащихся зависит от ряда условий:
Осознание долга и обязанности в выполнении данной деятельности.
Отчётливое понимание конкретной задачи выполняемой деятельности.
Возникновение косвенных интересов. Сама деятельность, которую выполняет ученик, может и не вызывать у него непосредственного интереса, но у школьника существует устойчивый интерес к результату деятельности. На этой основе возникает косвенный интерес к деятельности как средству достижения желаемой цели.
Создание благоприятных условий для деятельности, т.е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей.
Развитие и воспитание внимания на занятиях танцамиВнимание школьника неустойчиво отличается частым непроизвольным перемещением с одного объекта на другой. На развитие произвольного внимания очень влияет развитие речи и способности выполнять словесные указания взрослых, направляющих внимание ребёнка на нужный предмет.
При работе с детьми над новым материалом одинаково важны как словесные объяснения, так и показ движений. Словесные объяснения должны быть кратки, образны и конкретны. Развивая у детей «мышечное чувство», надо учить их чётко различать значение слов «ронять» и «бросать» (руки): первое означает пассивное, а второе - активное действие и т.п. Дети должны привыкать к терминам и условным выражениям; неправильное или небрежное их употребление мешает образованию связи между словом и движением. Слово, которым пользуется педагог, обращаясь к ребёнку, появляется первоначально в роли указателя, выделяющего для ребёнка те или иные признаки в предмете, обращающего его внимание на эти признаки.
Обучение - сильнейший стимул развития внимания. Внимание - одно из основных условий успешной учебной деятельности, в то же время в учебой деятельности оно и развивается.
Учителю необходимо учитывать возрастные особенности внимания школьников, особенно младших.
Им, например, бывает трудно долго и сосредоточенно работать, поэтому однообразная деятельность быстро утомляет их, и они отвлекаются от работы. Педагог должен разнообразить проведение своих уроков, «не сидеть» долго на одном движении, комбинации. Нужно постоянно придумывать что- то новое, оригинальное, будоражить воображение детей. Для создания сосредоточенности внимания необходимо вызывать у ребёнка интерес к работе, давать возможность активно участвовать в учебном процессе, обращать внимание и на эмоциональные моменты в обучении.
Чтобы заинтересовать учащихся новым танцем, необходимо дать его общую характеристику, отметить особенности. Полезно провести беседу об особенностях фольклорного творчества данного народа, рассмотреть иллюстрации или слайды, знакомящие с костюмами, по возможности познакомить с видеоматериалом. Необходимо ввести учащихся в мир тех образов, той музыки, под которую они будут танцевать. Необходимо увлечь ребёнка, педагог должен показать свою заинтересованность на уроках танцами, объяснять и показывать движения с полной эмоциональной отдачей. В некоторых случаях, особенно в начале первых занятий, педагог должен выполнять упражнения вместе с детьми, чтобы вовлечь их в движение и усилить эмоционально- длительный ответ на музыку.
Во всех случаях, показывая, преподаватель должен двигаться с полной эмоциональной выразительностью, в полном единстве с музыкой, правильно и точно исполняя движения. Нельзя показывать детям движение схематично, формально, вполсилы - это не только не помогает им чувствовать и понимать движение и музыку, но и отвлекает, дети перестают воспринимать музыку, движения у них делаются пустыми, неполноценными.
Как же организовать внимание учащихся на уроке и на этой основе постепенно развивать произвольное внимание, формировать внимательность как черту личности?
Успешное воспитание внимания зависит от следующих основных условий:
Воспитание произвольного (волевого) внимания сводится к воспитанию чувства ответственности и к тренировке волевого усилия. Ученика необходимо постепенно и настойчиво воспитывать стремление добиваться цели, непременно сделать намеченное. Ученик должен ставить перед собой цель, к которой должен стремиться. Главная цель - привить сознательное отношение к делу. Упражнение нужно выполнять не просто с упорством, но именно сознательно, вдумываясь в то, что требует учитель.
Воспитание привычки быть внимательным способствует четкой организации урока. Рабочий ритм урока, динамическое ведение занятий, яркость и новизна изложения, образная и выразительная речь учителя, сочетаний эмоциональности и логичности изложения создают у учащихся установку быть внимательным.
Особенно важно найти оптимальный темп ведения урока, торопливость в работе учащихся приводит к их невнимательности и ошибкам, а замедленный, вялый темп работы способствует отвлечению внимания. Надо помнить, что однообразная, монотонная работа быстро утомляет, с чем связано притупление и отвлечение внимания. Необходимо разнообразить работу учащихся на уроке, варьировать упражнения программы, постепенно усложнять комбинации, наращивать темпы.
Разучивать движения следует с начала в более медленном темпе, обращая внимание на отдельные технические трудности, исполнительские нюансы. Первостепенную роль играет правильный, отчётливый, выразительный показ движений педагогом. Разучив отдельные танцевальные элементы, составляющие основы данного танца, можно соединить их в небольшие танцевальные комбинации, а затем работать последовательно над фигурами танца, которые войдут в дальнейшем в единую танцевальную композицию. Такая предварительная работа совершенно необходима. Если танец сразу разучивается целиком, а не поэтапно, учащиеся будут чувствовать себя неуверенно, часто ошибаться и всё это снизит интерес к танцу, процесс обучения удлинится, станет малоэффективным. Ученики быстро устают от многократного повторения всего танца, танцуют вяло, неэмоционально.
Необходимо создавать условия для активной, самостоятельной и творческой работы учащихся. Педагог должен активировать мыслительную деятельность учащихся, добиваться, чтобы ученики были захвачены работой, а не прибывали в состояние пассивности. На занятиях танцами полезно привлекать учеников к анализу деятельности товарища и к самоанализу. Учащиеся выявляют встречающиеся ошибки, исправляют, корректируют действия товарищей, тем самым развивается привычкам самоконтролю, обостряется способность замечать собственные ошибки, недостатки и ошибки других. При этом внимание обращается не только на грамотность и качество исполнения движений, но и на выразительность, эмоциональность, согласованность с музыкой. Можно предложить ученикам такие задания: перечислить последовательность движений танца, рассказать о деталях правильного исполнения того или иного танцевального движения, указать на типичные ошибки, которые могут встретиться при разучивании танца.
Выполняемая детьми работа должна быть посильной для них, не чрезмерно трудной и сложной, но и не очень простой и лёгкой. Если работа слишком трудна, то ученик быстро утомляется, теряет интерес к ней, начинает отвлекаться. Если работа очень легка, она также перестаёт интересовать ученика, внимание его рассеивается.
Одна из задач учителя - сделать урок интересным для учащихся. Но это не значит, что урок всегда должен быть занимательным. Во-первых, потому что на этой основе у школьников может выработаться избалованное внимание - привычка обращать внимание только на то, что интересно. Во- вторых, не весь учебный материал может представлять непосредственный интерес для школьников.
Подлинный интерес зависит от содержания учебного материала, когда ученики сознают, что знания, которые им сообщает учитель имеют большое познавательное и практическое значение.
Разучивать движения лучше всего в игре игра более интересна детям и удерживает надолго их внимание. Любое занятие только тогда дает результат, когда дети занимаются с удовольствием. Ребенок всегда должен видеть заинтересованность педагога занятиями, тогда интерес и внимание ребенка будет постоянно возрастать. Нужно хотя бы изредка хвалить ребенка за его прогресс. При этом конечно, нельзя забывать, что перехваливание - похвала не по заслугам, может и навредить. На занятиях танцами, для развития внимания, можно использовать такие игры, как: «Регулировщик», «Погуляем», и др.
5. И последнее, от чего зависит успешное воспитание внимание, это обязательное знание индивидуальных особенностей внимание каждого ученика. Только тогда можно ставить определенные задачи по воспитанию внимания.
Психологическая характеристики памятиПамять лежит в основе способностей человека, является условием на учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Человек запоминает наиболее прочно те факты, события и явления, которые имеют для него, для его деятельности особенно важное значения. Большое при запоминании имеет устойчивые интересы, характеризующие личность. На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому, что запоминается. Все то что вызывает яркую эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след в сознании и запоминается прочно надолго.
Память - сложная психическая деятельность. В её составе можно выделить отдельные процессы. Основные из них: запоминание, сохранение, воспроизведение и узнавание.
От успешности запоминание учебного материала во многом зависят достижения в учебного материала во многом зависят достижения в учебной деятельности школьника. Запоминание может быть непроизвольным. Чаще человек ставит перед собой специальную цель - запомнить, прилагая для этого определенные усилия, специальные приемы. Учебная деятельность школьников - усвоение знаний, приобретение умений и навыков - опирается преимущественно на произвольное запоминание.
Сохранение и забывание
Сохранение - это удерживание заученного в памяти, т.е. сохранение следов и связей в мозгу.
Забывание - исчезновение, выпадение из памяти, т.е. процесс угасания, ликвидации, «стирание» следов, затормаживание связей. О сохранение материала в памяти мы говорим тогда, когда нет его забывания, а забывания - это плохое сохранение материала в памяти. Поэтому сохранение - это ни что иное, как борьба с забыванием.
В основу видовой классификации памяти положены три основных признака:
Объект запоминания, т.е. то, что запоминается. Соответственно этому различают такие виды памяти, как образная, словесно-логическая, двигательная (моторная), и эмоциональная.
длительность в сохранения в памяти. Здесь имеется в виду кратковременная, долговременная и оперативная память.
Степень волевой регуляции памяти. С этой точки зрения различают произвольную и непроизвольную память.
1. (1) Образная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Различают подвиды образной памяти: зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую.
Наибольшую роль на занятиях танцами играет зрительная и слуховая память.
Слуховая память играет не меньшее значение в процессе обучения основам танца. Слыша, знакомое музыкальное сопровождение, ученик гораздо быстрее и точнее воспроизводит, заученный ранее танцевальный материал.
Зрительная память связанная с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Ученик запоминает движение, фиксирует его в уме, и если ученик обладает хорошей зрительной памятью, он способен в течении достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после этого, как она перестала воздействовать на органы чувств.
Точность воспроизведения, существенно зависит от участия речи при запоминании. Самую важную роль здесь играет правильное объяснение и понимание того, что воспринимается. Ученики, воспринимающие заученные движения вне словесного объяснения, как правило, воспроизводит его образ неточно, фрагментарно.
Словесно-логическая память - выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мысли, понятий, словесных формулировок.
Двигательная (моторная ) память
Двигательная память проявляется в запоминании и воспроизведении движений и их систем. Она не лежит в основе выработки и формирования двигательных навыков (ходьбы, трудовых и спортивных навыков и т.д.).двигательная память позволяет, например, пианисту играть в полной темноте, танцору мысленно «ощутить» порядок движений в разученной комбинации. Если упражнение хорошо заучено и отработано, его достаточно легко воспроизвести..
Установлено что мысленное представление какого-либо движения всегда сопровождается едва заметными, зачаточными движениями соответствующих мышц. Напряжено представляя себе движение, человек незаметно для самого себя осуществляет его. Ели напряжено представить себе какое-либо движение ног, как оно исполняется, то постепенно мышцы ног начнут работать, и мы незаметно для себя начинаем двигаться. Все люди обладают двигательной памятью. Однако проявляется она у каждого человека по-разному. Эти индивидуальные различия зависят от двух факторов: от врожденных физических особенностей организма и от степени правильной выучки, упражнений и тренировки в выработке двигательных навыков.
(4) Эмоциональная память имеет большое значение в учебном процессе детей. Дети запоминают лучше и на более длительный срок тот учебный материал, с которым у них связано более сильные эмоциональные переживания. На эмоциональной памяти непосредственно основано прочность запоминания материала. Живое, эмоциональное отношение к занятиям, несомненно, даёт положительный результат.
На занятиях танцами на ряду с прослушиванием музыки и словесным объяснением в работе применяется показ движения. Наиболее широко используется показ как наглядное дополнение к словесному объяснению, как подсказка выразительных деталей, отдельных элементов движения или технических приёмов. Когда дети освоили характер движения, хорошо показать им выразительное, эмоционально содержательное и технически правильное его исполнение. Такой показ должен служить наглядным примером, помогать детям углублять их собственный двигательный опыт, указывать путь к дальнейшему совершенствованию движений. Этой же цели служит показ всей группе движений наиболее успевающих детей. Его можно использовать также при освоении детьми некоторых затрудняющих их движений. Неуспевающий ребёнок легко ими овладевает в паре с хорошо выполняющим это движение товарищем. Разумеется, учебная деятельность школьников - усвоение знаний, приобретение умений и навыков - опирается преимущественно на произвольное запоминание.
Механическое и осмысленное запоминание
Произвольное запоминание может осуществляться двумя способами: механическим и осмысленным.
Механическое запоминание - это последовательное заучивание отдельных частей материала, без опоры на смысловую связь между ними.
Осмысленное запоминание - основано на понимании смысла, осознании отношений и внутренней логической связи, как между частями запоминаемого материала, так и между данным материалом и прежними знаниями.
В разучивании движений танца большую роль играет как механическое, так и осмысленное запоминание.
Механическое запоминание основано на простом повторении - обрабатывании движения расчёте на то, что оно запомнится лучше и надолго; осмысленное запоминание основано на понимании. Поэтому ученик должен сначала понять движение, со слов педагога, разбить его на составные части, внимательно, осмысленно изучить и только потом прибегать к механическому запоминанию . - повторять отрабатывать движения по несколько раз, для лучшего усвоения. Вообще, механическое запоминание в разумном сочетании с осмысленным запоминанием очень полезно. Важно обстоятельно разобраться, продумать, осмыслить, а затем разучить, отработать точно учебный материал.
Роль повторения при запоминанииВсе, что хорошо понятно, должно быть закреплено в памяти путем последующих повторений.
При заучивании учебного материала необходимо учитывать его сложность и объем. Если материал сравнительно легкий и небольшой по объему, целесообразно заучивать его целиком. Когда же материал большой и сложный то можно заучивать его частями, предварительно выделив их по смыслу. И в заключении, чтобы закрепить связь между частями, материал следует один-два раза повторить целиком.
Движения повторяются некоторое время из урока в урок, что позволяет достичь хорошо уровня их исполнения. Если же возникают погрешности в качестве того или иного элемента, можно поработать над ними более детально, используя показ отдельных учеников, у которых это движение получается точно, хорошо согласуется с музыкой. Полезным приемом оказывается исполнение ряда движений подгруппами, когда имеется возможность наблюдать за товарищами, отмечая положительные стороны и некоторые ошибки. Естественным процессом памяти является забывание. Важное средство против забывания- повторение. Повторение не только основное условие прочного запоминания учебного материала, но и условие последующего сохранения его в нашей памяти.
Для закрепления учебного материала, педагогу важно знать особенности памяти своих учеников, это даст ему возможность с одной стороны, опираться на более сильные стороны памяти, а с другой - целеустремлённо работать по совершенствованию слабых сторон памяти учащихся. Среди школьников нередко встречаются дети, которым для запоминания материала достаточно один раз повторить или внимательно прослушать объяснение педагога, с одновременным показом движения. Причём эти дети не только быстро запоминают, но и длительно сохраняют заученное, легко и полно его воспроизводят. Школьники, быстро запоминающие и длительно сохраняющие заученное выделяются среди других учащихся успехами в усвоении знаний.
Учителю приходится иметь дело и со школьниками, медленно запоминающими учебный материал, но за то длительное время сохраняющими заученное. Таких школьников нужно побуждать заучивать учебный материал путём активных повторений.
Среди учащихся встречаются и такие дети, которые быстро запоминают учебный материал, но также быстро забывают выученное. У таких школьников необходимо, прежде всего, воспитывать установку на длительное запоминание, привычку самостоятельно повторять пройденное через определённое время, их нужно постоянно проверять, контролировать.
Наиболее трудный случай - медленное запоминание и быстрое забывание учебного материала. Отдельные дети, затрачивая много времени и сил в заучивании материала, воспроизводят его не точно и быстро забывают. Слабая продуктивность в их памяти объясняется разными причинами. Как правило, плохое запоминание наблюдается у школьников, которые часто пропускают занятия, не систематически выполняют учебные задания, не владеют приёмами запоминания. Слабая продуктивность памяти иногда является следствием заболеваний, сильного переутомления.
Развитие памяти на занятиях танцамиПедагогу необходимо уделять особое внимание тому, чтобы школьники научились произвольно и осмысленно запоминать учебный материал. Этому, в частности, способствует постоянное соотнесение, связывание нового материала с усвоенным ранее. Тогда новые знания усваиваются осмысленно в соответствующей последовательности и системе.
Важно воспитывать у школьника установку на длительное сохранение в памяти учебного материала, что связано с постоянной и систематической проверкой знаний не только по изучаемому в данное время материалу, но и по материалу, который изучался раньше.
При организации учебной деятельности школьника необходимо учитывать влияние на успешность запоминание интересов, эмоционального отношения к учебному материалу, активной работы с ним.
Танцевальные навыки лучше развиваются в игре. И задача педагога живо, интересной эмоционально проводить занятия, чтобы они оставались на долго в памяти детей для детей игры имеют по преимуществу развивающее значение. Учение выступают как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Посредствам игры происходит психологическое развитие индивида. Каждый урок можно изменять игры, искать что-то новое, оригинальное. Но главное в них нужно вкладывать не только игровой, но и обучающий характер, чтобы у детей закреплялись основные упражнения, движения, танцевальные элементы.
По мнению многих педагогов, лучше всего проводить игры, где есть конкретный образ, и лучше связывать с этим образом то или иное танцевальное движение. Такие игры более интересны детям, и оставляют глубокий след в их памяти.
Дети связывают какое-то упражнение с предметом или явлениями и надолго сохраняют его в памяти. Например, такие игры, как: «Смелые наездники», «Кто живёт в лесу?» и др.(см.прил. 3,4).
Большинство музыкально- ритмических упражнений носит игровой характер, имеет конкретный образ, помогающий детям воспринимать музыку и выразительнее, более чётко выполнять движения. Значительное место в работе занимают упражнения. Передающие воображаемые действия и изобразительные движения, при выполнении которых, детям приходится активизировать свою зрительную память, наблюдательность, воображение. Чтобы упражнения были эффективными, необходимо точное, технически чёткое и правильное их исполнение. Добиваться этого можно легче и быстрее всего с помощью показа, сопровождаемого, как и во всех других случаях, объяснением и ссылками на характер музыки, её образ и т.д.
Музыкальные игры и танцы помогают развить эмоциональность и образность восприятия музыки, развивает чувство ритма, память, внимание и воображение детей.
Приобретая знания и навыки в области танца, ученики начинают понимать, что каждый танец имеет свои содержание, характер, образ.
Чтобы передать выразительность танцевальных образов, необходимо запомнить не только движения и их последовательность, но и мобилизовать воображение, наблюдательность, творческие возможности. Танец приучает к нормам культурного общения, воспитывает доброжелательность, приветливость, скромность, чувство взаимопомощи. Танец становится одним из средств не только эстетического, но и нравственного воспитания.
Систематические занятия танцами очень полезны для физического развития, улучшается осанка, устраняется ряд физических недостатков, Укрепляются мышцы и связки, становятся подвижными суставы, совершенствуются движения. Постепенно дети начинают легче и грациознее двигаться, становятся раскованными, приобретают свободу, координированность, выразительность движений. Всё это требует известных усилий, но и доставляет большую радость, удовлетворяя потребность в эстетических переживаниях и впечатлениях.
Соприкасаясь с танцевальным искусством в доступной для них форме, учащиеся постепенно приобщаются к миру прекрасного. Через танец у них развивается эмоциональная восприимчивость к музыке, совершенствуются музыкальные способности, прививается хороший эстетический вкус.
Музыкально- ритмические игры, развивающие внимание и память учащихся
Приложение 1
Упражнения на развитие внимания: «Погуляем!», музыкальное сопровождение: «На прогулке», муз. Т.Ломовой.
Программное содержание: Дети учатся двигаться в соответствии с характером музыки, начинать и заканчивать движения с началом и окончанием музыки. Самостоятельно ориентироваться в пространстве. Концентрировать внимание на прослушивание музыки.
Описание: Дети ходят в свободном направлении, спокойно, неторопливо, в естественном для них темпе, с окончанием музыки останавливаются.
Методические указания: Педагог может подсказывать детям различные детали прогулки: на лужайке, по разным дорожкам сада и т.д. Педагог должен следить, чтобы дети не сбивались в толпу, не толкались. Не следует напоминать детям, чтобы они слушали музыку и ходили ритмично, дети постепенно учатся согласовывать свои шаги с темпом музыки. Останавливаться с е окончанием. Это упражнение заставляет ребёнка сосредотачивать своё внимание на прослушивании музыки. Выделять начало и окончание музыки, реагировать на неё.
Приложение 2
Игра на развитие внимания: «Регулировщик», музыкальное сопровождение: «Марш», муз. Л.Вишкарёва.
Программное содержание: Дети учатся двигаться в соответствии с характером музыки. Включается в работу внимание. Дети учатся внимательно следить за жестами ведущего и следовать их направлению.
Описание: Дети выстраиваются в колонну по двое, перед ними встаёт ведущий («регулировщик», первоначально учитель). Он, в свою очередь, жестами рук показывает направление движения детей. Ведущий может направить два человека влево, вправо, или разделить их, указав направление движения в обе стороны. °
Методические указания: В игру можно включать танцевальные примы. Ведущий задаёт то или иное движение, и дети за ним повторяют. Это могут быть подскоки, прыжки, различные шаги, чередование шагов с прыжками т.д. (музыкальное сопровождение, в зависимости от движения меняются). Таким образом дети следят не только за жестами ведущего, но и за сменой его танцевальных элементов.
Приложение 3
Игра на развитие памяти: «Кто живёт в лесу?».
Музыкальное сопровождение: для каждого обитателя леса, своё. Музыкальное сопровождение соответствующего характера.
Программное содержание: У детей включается в работу воображение и через образ они запоминают движения, характеризующие этот образ.
Описание: Звучит музыка, рисующая обитателей леса, которые входят на поляну. Сначала появляются медведи, они идут тяжело, медленно переваливаясь с ноги на ногу. Руки подняты в стороны и слегка согнуты в локтях, кисти с растопыренными пальцами слегка опущены. Раскачиваясь из стороны в сторону, медведи тяжело подпрыгивают то на одной ноге, то на другой, сгибая ноги в коленях. Идут в развалку, поочерёдно раздвигая перед собой лапами ветви.
Появляются зайцы. Зайцы бегут, высоко поднимая ноги. Руки согнуты в локтях, кисти перед грудью свободно опущены. Прыгают на обеих ногах, поворачиваясь вполоборота то вправо, то влево.
Появляются лисы. Идут грациозно и кокетливо, ступая на полупальцах, согнув руки в локтях. Идут вперёд, гордо приподняв мордочку. Кружатся на месте, играя с хвостом.
Методические рекомендации: Педагог образно и ярко раскрывает содержание игры, сопровождая свой рассказ музыкальными иллюстрациями. Педагогу нужно суметь раскрыть перед детьми интересный для них музыкальный образ. В описании игры даётся один из возможных вариантов движений. Важно, чтобы движения хорошо сочетались с музыкой и не шли в разрез с тем или иным образом.
Приложение 4
Упражнение на развитие памяти: «Смелые наездники». Музыкальное сопровождение: «Смелый наездник», муз. Р.Шумана.
Программное содержание: Учит детей правильно исполнять подражательные движения (сильный прямой галоп), развивать выразительность движения в соответствии с энергичным, стремительным характером музыки. У детей включается в работу воображение и через образ они запоминают движения, характеризующие этот образ.
Описание: Дети подгруппами стоят в четырёх углах комнаты лицом к противоположному углу. Подгруппы нумеруются.
Такты 1-4. Первая подгруппа наездников скачет по диагонали в противоположный угол, начинают с правой ноги.
Такты 5-8 и повторение 1-8 тактов. Скачут по очереди: вторая, третья и четвёртая подгруппы.
Такты 9-12, 13-16 и повторение 1-8 тактов. Все подгруппы и в том же порядке номеров возвращаются на свои места, но начинают движение с левой ноги.
Методические указания: Педагогу нужно суметь раскрыть перед детьми интересный для них музыкальный образ. Педагог, разъясняя детям детали образа, указывает, что движение их ног передаёт скакание коня, а корпуса и рук - действия наездника.
Как все упражнения в целом, так и каждое движение должно всегда иметь определённое, связанное с музыкой и понятное детям содержание, (образ игровой, сюжетный или чисто эмоциональный