Статья «САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДЕТСКО-ЖУРНАЛИСТКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»


«САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДЕТСКО-ЖУРНАЛИСТКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Авторы: Е.Ю. Смирнова, логопед В.Ю. Смирнова, старший воспитатель
Руководитель ДОО: И.В. Пологлазкова
Российская Федерация, Рыбинск, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 dou49@rybadm.ruКлючевые слова: самореализация, творческая личность, детская журналистская деятельность, проективная журналистская деятельность, педагогический дизайн.
Начнём свою статью с обращения к Вам, уважаемый педагог:
-Вы задумывались, когда-нибудь, будучи наедине с собой, о том, что у вас возникает сильное желание взяться за дело, о котором вы ничего не знаете? Получаете ли Вы удовлетворение от процесса, или в большей степени от результата? Вы хоть однажды попадали в ловушку, которая зажгла внутренний огонь ваших интересов? На самом деле, это блиц интервью указывает на то, что Вы творческий человек и готов перейти на следующий этап творческой самореализации.
Так, в свете новых веяний в образовании мы, педагоги детского сада, проводили своё бриф-исследование под лозунгом: «Добро, пожаловать за границу!», результаты которого удивили всех: педагогов, родителей и детей. Да и само исследование вызвало много положительных эмоций и каждый из нас, кто захотел выбраться из ограниченных потенциалов, нашёл свою творческую линию. На самом деле это послужило точкой опоры для запуска нового механизма проективного процесса педагогической деятельности в нашем детском саду. Хотя проблема и не в поиске  одаренных гениев, а в целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового «предприимчивого мышления» – необходимого в условиях постоянных изменений. Современный мир все чаще акцентирует внимание на индивидуальных качествах личности, на ее персональных способностях и личных достижениях. Поэтому очень важно, чтобы в процессе воспитания и образования у ребенка выработались такие качества, как грамотное целеполагание, планирование и прогнозирование собственного поведения. Именно эти личностные характеристики предопределяют самореализацию. Аристотель считал, что «человек становится счастливым лишь посредством реализации своих потенциальных возможностей». Ведь если у человека есть внутреннее ощущение, что он способен на большее, чем имеет сейчас, то душа будет маяться до тех пор, пока не получит своё. Это ощущение может быть в любом материальном статусе или продукте творчества. Сегодня от детей требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования отражает стратегию современного образования - предоставить всем детям возможность проявить толерантность, творческий потенциал. В связи с этим встал острый вопрос об организации активной, познавательной, созидательной деятельности детей, способных накопить жизненный опыт, как основу, без которой творческая самореализация личности на последующих этапах становилась малоэффективной. Поэтому, нашей миссией является направить детей в нужное русло, помочь определить начальный путь в самореализации.
Итак, мы знаем, что человеку очень важно найти свое место в жизни, а для этого необходимо использовать все свои внутренние ресурсы, чтобы по максимуму выразить себя в этом мире и почувствовать полное удовлетворение от реальности. С какими же проблемами сталкивается ребёнок на сегодняшний день? Каковы наши желания и что имеем в действительности? В действительности мы имеем такие педагогические средства повышающие эффективность процесса творческой личности, которые не соответствуют желаниям обществу, родителям, да и самим детям- а именно отсутствие реалистичности, не отвечающие их субкультуре. Основное противоречие заключается в развитии креативных способностей детей, что является социальной значимостью современного человека, а разработанных средств, приближённых к реалистичной жизни для их организации не достаточно. Возникает проблема: Как создать условия для развития творческой личности? Как помочь почувствовать детям себя в мире взрослых? Что именно  позволяет познать себя, выяснить все свои положительные и отрицательные качества и максимально выгодно использовать как те, так и другие?
Творческая самореализация помогает найти смысл существования, избавиться от чувства «ненужности» и одиночества. В процессе самореализации  обнаруживаются качества характера и таланты, которые раньше были как бы «запакованы» и в процессе  они начнут проявляться в полной мере, ведь ресурсы каждого человека практически безграничны. Педагоги и родители часто являются свидетелями, как дети находят свою реализацию по зову своего сердца - спонтанно. Но есть препятствия на пути. Какие они? Что придётся преодолеть взрослым? Наверное, для многих самым трудным становится найти область, в которой возможно максимально раскрыть все свои способности, применить как положительные, так и негативные качества характера для достижения определенных целей и адаптировать мешающие особенности личности для выполнения задач. Часто дети страдают от того, что другие не ценят их такими, какие они есть, не видят всех положительных качеств, не относятся подобающим образом. Как оценить качества, скрытые глубоко внутри человека, как разглядеть не проявленный характер? Как детская самореализация проявляется в повседневной жизни в нашем детском саду? Чтобы понять, необходимо открыто заявить через реализацию все свои таланты.
Мы видим решение проблем в комплексном подходе к использованию современных педагогических технологий в образовательном процессе с учётом требований ФГОС ДО. Для решения основных противоречий и этих проблем в рамках инновационного проекта детского сада «Технологии+» разработан моно проект «АРТ. – личность», миссией которого является составить некую, «идеальную партию» в «игре» творческой личности ребёнка, педагога, родителя с их внешними и внутренними обстоятельствами. Методологической основой был взят принцип сквозной дидактики, методология творческой журналистики и технология педагогического дизайна. Жанры журналистского творчества в структуре проективной деятельности с позиции педагога помогла варьировать во время конструирования педагогических объектов, работать над созданием технологических карт образовательной деятельности, поддерживающих мотивацию к самостоятельной творческой деятельности детей. Идея проекта заключается в построении пути между миром детства, и взрослым миром, миром профессий, миром житейским, бытовым и общения в них с позиции самовыражения, применяя свой личный творческий резерв.
Воплощение идеи проекта (цель) мы видим через включение детей в систему собственного творческого раскрытия «наравне» с взрослыми, через решение актуальных социально-значимых для жизни задач.
Проективная линия предполагает решение задач:
1. Помочь детям найти путь к себе: раскрыть и осознать себя свободной творческой личностью, почувствовать полноправным членом общества, участником со - творчества.
2. Предоставить возможность каждому ребенку примерить образ «взрослости», а значит, самостоятельно ориентироваться в решении нестандартных жизненных задач, получать желаемый результат через собственные идеи.
3. Создать условия для объединений творческих центров детей, родителей, педагогов, как творцов-созидателей.
Итак, наше желание повысить творческую активность отразилось в построении двух жанровых направлений:
I направление: «Креатив – Профи» данное направление – методическое. Для тех, кто растит творчество в себе и своих воспитанниках. Для настоящих и будущих креатив-педагогов. Взяв однажды билет в этом направлении, обратного пути нет. Каждый педагог-путешественник ответит на главный вопрос сегодня "Чему и как учить современных детей?», поможет «Быть в творческом тонусе» всегда. Для тех, кто хочет с изюминкой подать любой учебный материал. Кому будут благодарны дети и родители, ведь креатив-педагог учится сам, учит других, и учится у тех, кого учит, а значит - носит звание «АРТ-личность».
Направление включает в себя две дорожные ветки. Первая - это программа внутрифирменного обучения для педагогов детского сада, целью которой является создание условий для развития творческой составляющей педагога-профессионала, для самореализации, совершенствования и развития скрытых качеств и способностей личности   в сфере профессионального творчества. И вторая - профессиональный клуб «Эвроритм» + Сайт для педагогов города, желающих дополнительно заниматься и общаться на креативном, педагогическом языке. Цель клубной работы – создание условий для профессионального и неформального общения педагогов в рамках освоения развивающих технологий, в условиях Федерального государственного стандарта дошкольного образования, осуществление обмена и распространение инновационных элементов педагогического опыта.
В рамках данного направления разработаны и реализуются творческие идеи:
1.Станция «Визитные карточки творческого потенциала» - для педагогов, родителей и детей.
2.Станция «Тематический рубрикатор» - это своеобразный календарь тем журналистских исследований, который составлен на основе событийно - интегративного подхода и календаря знаменательных дат.
2. Станция «Дорога в будущее» - цикл сюжетно - ролевых и сюжетно-дидактических, отражающих субкультуру современного человека+ карты резервных задач открытого типа, которые могут использоваться во время игр с детьми с различными вариантами их решений с выходом на реальный творческий продукт.
3.Система тренингов: 1ОО задачек попугая Говоруши, комплекс развивающих тренингов на развитие журналистских способностей с учетом современных развивающих технологий.
4.Станция «Дидактическая приправа» - методический конструктор для педагогов: клише (маршрут действий проведения детского журналистского исследования для педагогов и для родителей), инженерная оболочка для преобразования стандартного занятия в стилизованное.
5.Станция «Связист», система взаимосвязанных действий педагогов творческой группы данного проекта и педагогов детского сада (путеводители, работа по преемственности целей и задач образовательной программы, работа с индивидуальными маршрутами детей с признаками одарённости).
6. Станция «Переход в другое измерение» (для взрослых)
II направление: «Путь к себе», путь между миром взрослых и детей, миром профессий, формирующие такие конкурентно-способные качества. Данный комплекс предполагает преобразование и оснащение дидактических ресурсов образовательного процесса, непосредственно для детей предлагается детский дидактор, который включает в себя:
1.Станция «Реклама идей для творческих детей» - визитница журналиста (детский навигатор для самостоятельных действий маленького журналиста)
2.Станция «Билет на белый пароход в творчество» -
«Карта-журналиста»: творчество рядом с тобой» (своеобразный указатель для детей интересные объекты на улицах микрорайона, где проживают дети-журналисты с возможными объектами для сбора интересных, шокируюших фактов).
«Кубики талантов» - дидактическое пособие (применяется непосредственно в образовательном процессе как в совместной работе, так и самостоятельно детьми.
3.Станция «Комплект журналиста» (для детей)
Все путевые направления объединяют детский пресс центр «СМИшка», в который вошли четыре студии:
Первая студия: Составленный нами маршрут сквозного действия по включению журналисткой деятельности в образовательный процесс детского сада через различные виды и формы деятельности, и преобразование РППС на основе продуктов творческой журналисткой деятельности.
Вторая студия: специально созданная группа для детей с признаками одарённости, результатом которой стал журнал « Слово на ладошке». «Колосок-Голосок» (интерпретация детских проектов теле - передач). Отбирается состав детей старшего дошкольного возраста. Основными характеристиками, которых являются инициативность, ярко выраженная активность, стремление находить контакты с окружающими, наличие познавательных интересов. Такой вид деятельности предполагает наибольшую реализацию своих возможностей. Совершенствуясь в профессиональном плане, ребята начали публиковаться в садовом журнале, принимать участие в выездных акциях. Каждый воспитанник его родитель может побывать в роли корреспондента, принять участие в выпуске буклетов, памяток, информационных листов, стенгазетах, плакатах. Структура СМИ в детском саду: это и способ педагогической информации и форма взаимодействия педагогов с семьёй, и средство развития творческих способностей всех участников педагогического процесса. Работая над созданием творческого продукта, специалисты нашего детского сада консультируют читателей по различным вопросам воспитания детей, а так же вместе с детьми проводят детские журналистские исследования. Для детей активных, любознательных работа в журнале стала своеобразным катализатором и генератором идей. Выпуск журнала, помог на практике, применить полученные знания, узнать и вжиться в роли: художника-оформителя, фотографа, помог познакомиться с творчеством журналиста, оформительской работой, редактора, а также познакомиться с их орудиями труда, расширить свой кругозор и помог в становлении, может быть, будущей профессии – корреспондент (эта деятельность способствует ранней профориентацией в условиях дошкольного периода). Для педагогов ДОО существует свои рубрики, где они вместе с детьми рассказывают о жизни в группе. Совместно пишут статью, подбирают фотографии и приносят в редакцию журнала. Другой вариант, когда журналистов они приглашают на мероприятие. Дети почувствовали, какие навыки и умения нужны людям этих профессий. Они отметили, что журналист должен быть наблюдательным, внимательным, с хорошей зрительной памятью. Выпуски совместных изданий можно читать в группах, на стендах, СД - дисках и на сайте детского сада. Исследования проводятся в тесной взаимосвязи с нашей радиостудией. Таким образом, мы подошли к третьей студии.
Третья студия: трансляция радио: «Говоруша-FM».Цель радио: развитие детских способностей, профилактика, предупреждение, пропаганда. Разработан план летнего детского радио, в соответствии с недельной тематикой работы. Структура радиостудии очень проста и не требует специальной аппаратуры и её регистрации: 1.Оборудование - это музыкальный центр, приставка с двумя радио микрофонами, ноутбук.
2.Ответственные - режиссёры, ведущие, с - ведущие – педагоги, ди-джеи и журналисты-дети. Такая своеобразная игра в детское радио служит доступным информационным и просветительским каналом, позволяющим охватить широкий круг аудитории: дети всех групп, родители, которые приводят детей к началу эфира, прохожие, жители близлежащих домов. Ко всему новому, увлекательному дети всегда проявляют огромный интерес, потому рубрики носят информационно-развлекательный характер: «Что у нас новенького?» (календарные даты, детские новости – ежедневой). «Разузналки» (деятельность детей журналистов по спецзаданию). «От почемучек до потомучек» (радио энциклопедия «Всё обо всём»). «Минута славы», «Поздравлялки» (поздравления с днём рождения друзей, педагогов, родителей, победителей конкурсов). «Говоруша-хохотуша» (юмор в стихах, мини-рассказах и историях). «Радиоконкурсы и викторины». «Минутка безопасности», (соблюдения правильного режима дня, питания, выполнения правил поведения на дорогах, правил техники безопасности дома и в школе среди воспитанников) «Для силы, духа и порядка - Говорушина зарядка» (ежедневная утренняя гимнастика).
Участие в радио - центре поддерживает индивидуальное развитие, помогает организовать себя, выразить свои мысли, учит распространять их среди других людей, помогает лучше познать себя, шире открывает детям мир.
Четвёртая студия: «Медиа журналистика» - виртуальный пресс-центр «Миссия выполнима», где ребёнок учиться размещать свои творческие материалы, статьи, исследования, факты, пресс – релизы и т.д.Результатом совместного труда станет веер сенсаций. Работа по проекту принесёт радость всем, так как почти всегда рождается новая сенсация, а значит новый журналистский проект, а значит новые приключения, которые воплощаются в творческой самореализации. Примеряя на себя новый образ, дети из потребителей превратятся в творцов-созидателей, решателей, а мы, взрослые, таким образом, строим будущее наших детей. Помогаем найти путь к себе!