Урок физики в 7-ом классе на тему Диффузия в различных средах
Тема: Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах (урок на основе деятельностного подхода)
Цели урока:
Образовательные: Повторить первоначальные сведения о строении вещества : молекула, атом. Сформировать у учащихся понятие о диффузии как о физическом явлении. Выяснить его причины, от чего зависит скорость протекания этого явления.
Развивающая: Развивать умения учащихся находить необходимую информацию при работе с текстом. Развивать навыки самостоятельной работы при выполнении эксперимента , логического мышления. Воспитательная: формировать интерес учащихся к изучению физики, навыки рефлексии.
«Я мыслю, следовательно, я существую». Декарт (Французский философ и математик, 1596-1650 гг.)
Уважаемые коллеги! Я не оговорилась. Сегодня вы не учащиеся 7 класса, а мои коллеги – физики, исследователи нового физического явления. Чтобы начать любое исследование, необходимо иметь запас теоретических знаний. Мы продолжаем изучать теорию строения вещества и поэтому выясним, что мы знаем. Я вам предлагаю размыслить над следующими утверждениями и высказать свое мнение на каждое словом «согласен» или «не согласен»:
Вещество состоит из мельчайших частиц, едва различимых невооруженным глазом.
Вещество состоит из частиц, разделенных промежутками.
Мельчайшей частицей вещества является молекула.
При нагревании молекулы вещества увеличиваются в размерах.
Молекулы водяного пара отличаются от молекул воды.
При нагревании молекулы вещества увеличиваются в размерах.
Молекулы состоят из атомов.(3 минуты)
Давайте проверим. Зачитайте правильные ответы.( Вещество состоит из частиц, разделенных промежутками. Мельчайшей частицей вещества является молекула. Молекулы состоят из атомов.) Итак, вещества дискретны. Построим цепочку строения вещества: вещество – молекулы - атомы -… Как вы думаете, как ведут себя молекулы в веществе? Сегодня мы попытаемся заглянуть внутрь вещества, чтобы ответить на этот вопрос. Никто ничего не заметил? Появился запах. Что такое запах? (словарь русского языка С.И.Ожегова – запах-свойство веществ, воспринимаемое обонянием). А распространение запаха ? – Физическое явление. Как вы думаете, что стало источником запаха? Где он? Тогда как же вы его почувствовали? – Молекулы пахучего вещества двигались между молекулами воздуха. Значит, молекулы движутся! Подскажите мне, пожалуйста, тему сегодняшнего нашего исследования. (видео)- Явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого, называют диффузией. Сделаем вывод: распространение запахов – результат диффузии газов. Тогда к вам вопрос: Почему вы не услышали запах мгновенно? - самостоятельная работа (с.20) А вы знаете, именно благодаря диффузии газов поддерживается однородный состав атмосферного воздуха вблизи поверхности Земли. Примером диффузии в природе может служить принципиально важный для жизни процесс – дыхание. Именно благодаря диффузии кислород из легких попадает в кровь, а из крови – в органы и ткани организма. Благодаря диффузии выдыхаемый нами углекислый газ не скапливается вокруг нас, а рассеивается в пространстве и смешивается с кислородом, поэтому мы можем длительное время спокойно дышать в закрытой комнате без ветра. (7 минут)
Наблюдается ли это явление в жидкостях? Проведем следующий эксперимент: нальем в стакан 100 граммов воды и положим в стакан 2 кусочка сахара. Объем воды увеличился. На сколько? Рассчитайте объем одного кусочка сахара. Молодцы, вы успешно усвоили правила измерения объемов тел с помощью мензурки. Посмотрите на объем воды в стакане – он уменьшился. Что произошло? – молекулы сахара «заняли свободные места» между молекулами воды. Значит, в стакане протекала диффузия. Кстати, аналогично происходит засолка овощей: молекулы соли проникают между молекулами овощей.(видео – диффузия жидкостей) Как быстро протекает диффузия в жидкостях? – с.21. Сделаем вывод: в жидкостях скорость диффузии меньше, чем в газах? Как вы думаете, почему? Приведите примеры диффузии в жидкостях (заваривание чая, окрашивание, молоко и т.д.)(7 минут)
А как обстоит дело с твердыми телами? У вас на столе 2 кусочка пластилина разного цвета. Попробуйте их смешать. В этот момент происходит вынужденная диффузия, а если просто положить куски пластилина друг на друга? Сколько нам придется ждать? (видео – диффузия твердых тел). Сделаем вывод: в твердых телах самая маленькая скорость диффузии.(3 минуты) – Модель диффузии твердых тел (горох, пшено, мак)- как результат вывод: чем меньше размеры частиц, тем легче происходит диффузия.
Давайте выясним, от чего еще зависит скорость диффузии? Проведем эксперимент: у вас два стеклышка с крупинками марганцовки и два стакана с водой (теплой и комнатной температуры). Нанесите по три капли воды на крупинки марганцовки и пронаблюдайте за скоростью протекания диффузии в каждом случае. Сделайте вывод – чем выше температура вещества, тем больше скорость диффузии.(3минуты)
А теперь нам предстоит подготовить теоретический отчет о проведенном исследовании. Я предлагаю вам написать сочинение о новом физическом явлении- диффузии и ответить на вопросы, ответы на которые покажут значимость изученного сегодня физического явления (5 минут)
Каждый из вас – молодец, поставьте оценку своей деятельности на уроке в листе контроля.
Домашнее задание: п.9, по желанию написать сказку «Если бы не было диффузии…»
ЭТО ВАЖНО: Примером диффузии в природе может служить принципиально важный для жизни процесс – дыхание. Именно благодаря диффузии кислород из легких попадает в кровь, а из крови – в органы и ткани организма. Благодаря диффузии выдыхаемый нами углекислый газ не скапливается вокруг нас, а рассеивается в пространстве и смешивается с кислородом, поэтому мы можем длительное время спокойно дышать в закрытой комнате без ветра.
ДИФФУЗИЯ (от лат. diffusio - распространение, растекание), взаимное проникновение соприкасающихся веществ друг в друга вследствие теплового движения частиц вещества.
Объясните движением молекул поведение тел в следующих ситуациях:
1. Частики дыма “висят” в воздухе.
2. Художник смешивает на палитре разные краски для получения нужного оттенка.
3. Природный газ при неправильной эксплуатации может разорвать баллон, в котором он находится.
4. Белье разного цвета, замоченное вместе, закрасилось.
5. Огурцы через несколько дней после того, как их положили, просолились.
6. Шарик раздувается при наполнении его газом.
7. В воде любого водоема растворен воздух.
8. Для составления гербария растения высушивают.
Морская вода – раствор солей, рыбы в ней могут жить, так как в воде растворен кислород. Некоторые морские обитатели выпускают красящее вещество с целью защиты и маскировки от хищников.
Приятный запах от клубники, мы чувствуем вкус ягод и другой пищи, благодаря диффузии;
Гуси, поедая траву, получают различные питательные вещества, которые всасываются в пищеварительном тракте;
При пропаривании соль, специи быстро проникают в продукт. Тесто получается при диффузии воды, дрожжей, сахара, соли.
Цвет воска свечи получили благодаря диффузии.
Проникновение соли в овощи
при консервировании;
Металлы свариваются, так как диффундируют, находясь в жидком состоянии;
диффузия в жидких кристаллах;
При запуске космических кораблей в воздух выбрасывается огромное количество выхлопных газов, дыма и пыли.
Рабочий лист по физике-7
Тема «____________________»
Фамилия, имя обучающегося ________________________________
№ п/пНа какой вопрос нужно найти ответ Результаты деятельности обучающегосяПрочитайте следующие утверждения и выскажите свое мнение на каждое словом «согласен» или «не согласен»(зачеркни ненужное):
1. 1.Вещество состоит из мельчайших частиц, едва различимых невооруженным глазом.
2.Вещество состоит из частиц, разделенных промежутками.
3.Мельчайшей частицей вещества является молекула.
4.При нагревании молекулы вещества увеличиваются в размерах.
5.Молекулы водяного пара отличаются от молекул воды.
6.При нагревании молекулы вещества увеличиваются в размерах.
7.Молекулы состоят из атомов. Согласен , не согласен
Согласен, не согласен
Согласен, не согласен
Согласен, не согласен
Согласен, не согласен
Согласен, не согласен
Согласен, не согласен
Работая на с.20-21 учебника, найди ответ на вопрос:
2. Почему запах в классе распространяется не мгновенно?
Выполните следующее экспериментальное задание:
3. Налейте в стакан 100 мл воды и положите в стакан 2 кусочка сахара. Объем воды увеличился. На сколько? Рассчитайте объем одного кусочка сахара. Объем воды увеличился на ____________ мл(см3)
Объем одного кусочка сахара __________ см3
Посмотрите снова на объем воды в стакане – он уменьшился. Как вы думаете, почему? Работая с п.9 (с.21), ответьте на следующий вопрос:
4. Как быстро протекает диффузия в жидкостях? Выполните следующее экспериментальное задание:
5. У вас на столе 2 кусочка пластилина разного цвета. Попробуйте их смешать. В этот момент происходит вынужденная диффузия, а если просто положить куски пластилина друг на друга? Сколько нам придется ждать? Сделайте вывод В твердых телах скорость диффузии …………………, чем _____________________________________
Выполните следующее экспериментальное задание:
6. У вас два стеклышка с крупинками марганцовки и два стакана с водой (теплой и комнатной температуры). Нанесите по три капли воды на крупинки марганцовки и пронаблюдайте за скоростью протекания диффузии в каждом случае. Сделайте вывод .Чем _________________ температура вещества, тем _______________________ скорость диффузии
Лист контроля
Фамилия, имя обучающегося__________________________________________________________
1. Напишите сочинение на тему «Диффузия»
1.Диффузия – физическое ____________________.
2.Диффузия – это ______________________________________________
_____________________________________________________________
3.Причина диффузии - _________________________________________
4.Диффузия может протекать в __________________________________
_______________________________________________, но с различной ___________________________________________________________.
5.Скорость диффузии можно увеличить, если ___________________________
_______________________________________________________________
Ответьте на следующие вопросы:
1 Почему запрещается перевозить вместе продуктовые товары и такие вещества, как керосин, бензин, краски? 2. Вокруг гвоздя, забитого в сырую доску, через некоторое время появляется красноватый налет. Объясните причину. 3. Рыбы дышат растворенным в воде кислородом. Как появился кислород в воде? 4. На каком физическом явлении основано применение в терапии мазей, йода и других наружных лекарственных форм? 5. Почему тему сегодняшнего урока можно заменить другой:
«Физика в стакане чая»?
Оцените свою деятельность на уроке по пятибалльной шкале ____________
СПАСИБО ЗА УРОК!
Тема: «Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах»или «Физика в стакане чая» (урок на основе деятельностного подхода)
Цель урока:
Задачи урока:
Содержательная:
- Повторить первоначальные сведения о строении вещества : молекула, атом.
- Сформировать у учащихся понятие о диффузии как о физическом явлении.
-Выяснить его причины и от чего зависит скорость протекания этого явления.
Деятельностная:
-Развивать умения учащихся находить необходимую информацию при работе с текстом.
- Развивать навыки самостоятельной работы при выполнении эксперимента.
-Развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы и
-Формировать навыки рефлексии.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА:
ЗНАНИЯ УМЕНИЯ СОЗДАВАЕМЫЙ ОБЪЕКТ
Диффузия Нахождение информации в тексте Диффузия – физическое явление
Причины диффузии Анализ прочитанного Диффузия – явление самопроизвольного смешивания соприкасающихся веществ в результате теплового движения молекул
Скорость диффузии Умение проводить эксперимент Скорость диффузии зависит от рода и состояния соприкасающихся веществ, их температуры
Умение делать выводы Самооценка деятельности СТРУКТУРА урока:
Этап урока Что делает учитель Что делают обучающиесяРезультат
1. ОргмоментМотивирует деятельность обучающихсяЗнакомятся с рабочим листом и листом контроля собственной деятельности Положительный настрой на активную деятельность
2. Краткое повторение изученного материала Учитель предлагает проверить знание теории в рабочем листе Заполняют первую строку рабочего листа а/Подготовка к активному исследованию
б/ Повторение о молекулах, атомах
3.Изучение нового материала Учитель вовлекает учащихся в исследование, создавая перед ними проблемные ситуации Наблюдают за распространением запаха, самостоятельно работают с п.9 (с.20-21), заполняя рабочий лист п.2 и формулируют тему урока Знакомятся с диффузией как физическим явлением и выясняют, почему распространение запаха происходит не мгновенно
4. ФизминуткаУчитель говорит о процессе дыхания Учащиеся выполняют дыхательные упражнения 5.Изучение нового материала Учитель ставит следующую задачу перед классом Самостоятельно работают с п.9 (с.21), заполняя рабочий лист пп.3-6 и выполняя экспериментальные задания Выясняют, от чего зависит скорость диффузии
6.Проверка качества усвоения нового материала Учитель объясняет алгоритм выполнения заданий Самостоятельно заполняют пп.1-5 листа контроля и выставляют отметку своей деятельности на уроке. Первичное закрепление нового материала