Конспект учебного занятия по теоретическим основам и методически развития речи у детей
Областное государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«Белгородский педагогический колледж»
КОНСПЕКТ
учебного занятия по МДК 02.05 Теоретические основы
и методика развития речи у детей
Тема: «Методика обучения рассказыванию
по восприятию (на наглядной основе – по игрушкам и картинам)»
31-СП группа (3 курс, специальность «Специальное дошкольное образование»)
Назаренко Татьяна Александровна,
преподаватель
Белгород, 2015г.
Тема урока:
Тип урока:
Вид урока:
Цели урока:
Общие и профессиональные компетенции:
Литература:
Информационные источники:
Оборудование:
«Методика обучения рассказыванию по восприятию (на наглядной основе – по игрушкам и картинам)»
- комбинированный урок.
- лекция с элементами беседы.
закрепить знания и представления студентов о задачах речевого развития дошкольников, видах детских рассказов, их классификации; познакомить с методикой обучения детей дошкольного возраста рассказыванию по восприятию (на наглядной основе – по игрушкам и картинам): уточнить понятия «описательные рассказы» и «повествование»; раскрыть основные требования к подбору наглядного материала, виды детских рассказов по восприятию; подвести студентов к самостоятельному выделению структуры образовательной деятельности по обучению рассказыванию;
создать условия для развития у студентов критического мышления, используя ТРКМ; продолжать развивать такие умения, как слушать, выделять главное, заносить необходимое в тетрадь;
формировать у студентов познавательный интерес к самостоятельному получению новых знаний по методике развития речи детей, стремление творчески подходить к проблеме нового материала. Совершенствовать умение выражать и доказывать свою точку зрения, приводя доводы и примеры из собственного опыта на педагогической практике.
OK1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК. 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.
ПК 2.5. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 2.9. Вести документацию, обеспечивающую образовательный процесс.
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом состояния здоровья, особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников
Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2010.
Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Академия, 2011.
Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М., 2012.
Методика развития речи детей дошкольного возраста / Под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаевича. - М.: Академия, 2013.
Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников. – М., 2011.
Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2010г.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Методика развития речи детей дошкольного возраста/ Под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаевича. - М.: Академия, 2012г., стр. 192-230.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Бородич А.И. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2009.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: Просвещение, 2009.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
мультимедийное оборудование и презентация к учебному занятию по теме;
кластеры в виде солнышек на каждого студента;
раздаточный материал для работы в микрогруппах;
конспекты образовательной деятельности по обучению дошкольников рассказыванию по восприятию.
I этап: Организация начала урока.
II этап: Подготовка к основному этапу урока.
Заполнение студентами кластеров
Работа в подгруппах
III этап: Изучение нового материала.
Рассмотрение первого вопроса плана
Под запись:
Рассмотрение второго вопроса плана
Работа с учебником
Работа в подгруппах
Под запись:
Рассмотрение третьего вопроса плана
Работа в подгруппах
Рассмотрение четвертого вопроса плана
IV этап: Закрепление нового материала.
Как вы думаете, что это за приемы?
Анализ конспекта НОД
V этап:
Информация о домашнем задании
VI этап:
Подведение итогов урока.
Здравствуйте! Садитесь!
Сегодня мы с вами продолжаем говорить о проблемах формирования связной речи у детей дошкольного возраста. Поэтому наше общение мне хочется начать со слов Е. Щукиной, которая очень точно охарактеризовала человеческую речь:
Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней, чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
«О, как же ты красива!»
Приглашаю вас к общению. Скажите:
Верите ли вы, что сегодня на учебном занятии будет интересно? Почему?
Верите ли вы, что сегодня на уроке вы устанете работать? Почему?
Верите ли вы, что по окончании нашего учебного занятия, вы что-нибудь возьмете для своей педагогической практики? Почему?
Для современного общества проблема формирования коммуникативной компетентности является одной из наиболее актуальных, в том числе и на ступени дошкольного образования.
Давайте вспомним, какие задачи по развитию речи решают дошкольные образовательные учреждения?
Как вы думаете, какая из задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения по развитию речи дошкольников, направлена на формирование коммуникативной культуры? Почему?
Обратите внимание на экран. Прочтите определение и попробуйте определить, о чем идет речь.
самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта или события. (Рассказ)
Как вы думаете, о чем идет речь? Почему вы решили именно так? Попробуйте доказать свою точку зрения.
Верно, речь идет о рассказах. Изучение методики мы начали с большого раздела – методики развития связной речи в детском саду. В основе обучения связным типам высказывания лежит умение составлять рассказ. Что-то вы уже знаете, поэтому я предлагаю вам заполнить вот такие кластеры – солнышки – в центре РАССКАЗ. Допишите напротив каждого лучика все ваши ассоциации, идеи, возникающие в связи с этим термином.
Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Сегодня мы попробуем разобраться, какие виды детских рассказов выделяет современная наука; какие требования предъявляются к наглядным материалам и какова структура организованной деятельности по обучению дошкольников связным высказываниям.
Предлагаю вам самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Каждая группа выполняет свое задание:
1 группа – прочитайте готовый текст и по ходу чтения сделайте пометки.
«+» - то, что уже известно
«-» - то, что противоречит вашим представлениям
«!» - то, что является для вас интересным и неожиданным
«?» - если что-то неясно, возникло желание узнать больше
2 группа – прочитайте готовые утверждения и определите верные или неверные эти утверждения.
3 группа – заполните таблицу: в первом столбце напишите все, что вы знаете о связной речи, а во втором – все, что хотите узнать.
На самостоятельную работу вам 3 минуты.
Давайте проверим, что у вас получилось!
Как вы думаете, как можно сформулировать тему нашего занятия?
Тема нашего занятия «Методика обучения рассказыванию по восприятию (на наглядной основе – по игрушкам и картинам)»
Третья группа помогла определить план работы:
1. Понятие и значение рассказов по восприятию.
2. Требования к подбору наглядного материала.
3. Виды детских рассказов по восприятию.
4. Структура образовательной деятельности по обучению рассказыванию.
Прежде, чем приступить к рассмотрению первого вопроса, вспомните, какими видами рассказов овладевают дети дошкольного возраста?
Итак, методика обучения дошкольников рассказам по восприятию, тесно связана с такими определениями, как описательные рассказы и рассказы повествования. У вас на столах лежат определения, прочтите и попробуйте определить, к какому понятию они относятся: к описательным рассказам или рассказам повествованиям. Почему вы так решили? Докажите свою точку зрения. Допишите определение и вложите в тетрадь.
Описательные рассказы - это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления, которое носит деловой характер, где много точных определений, обстоятельств, присутствуют и элементы образности.
Повествование – это связный рассказ о каких-нибудь событиях, основой которого является сюжет, развертывающийся во времени.
Проблемой обучения дошкольников рассказам по восприятию занимались ученые:
Елизавета Ивановна Тихеева,
Евгения Александровна Флерина,
Анна Александровна Люблинская,
Алиса Михайловна Бородич,
Валентина Ивановна Яшина,
Оксана Семеновна Ушакова и многие другие.
Как вы думаете, каково значение рассказов по восприятию для развития детей дошкольного возраста? Запишите в тетради подзаголовок – значение описательных рассказов для развития дошкольников:
уточняют представления детей об окружающей действительности;
развивают наблюдательность и любознательность;
способствуют:
активизации словарного запаса;
совершенствованию грамматического строя речи (дети учатся правильно строить предложения);
развитию звуковой культуры речи (дети учатся говорить отчетливо, внятно, говорить достаточно громко, чтобы рассказ был интересен слушателям);
формированию диалогической речи, так как перед составлением рассказа нужно рассмотреть игрушку или картину, где дети отвечают на вопросы педагога и сами задают уточняющие вопросы.
помогают в решении воспитательных задач (это формирование дружеских отношений между собой, умение любоваться окружающей природой).
В формировании умения описывать игрушки и картины, составлять по ним повествования, используются специально разработанные серии дидактических картин и игрушек.
Сейчас первая группа изучает представленные игрушки, попробует определить основные виды игрушек, заполняет схему.
Вторая группа изучает картины, попробует определить типы картин, заполняет схему.
Третья группа самостоятельно в учебнике найдет требования, предъявляемые к игрушкам и картинам, используемых в работе с детьми при обучении рассказыванию (стр.307-308).
На работу вам 3 минуты.
Давайте проверим, какие типы картин и виды игрушек у вас получились. Почему вы сгруппировали их именно так?
Занесите получившиеся схемы в тетрадь.
Как вы думаете, все ли игрушки и картины можно использовать в работе с дошкольниками?
При работе с детьми дошкольного возраста можно использовать все перечисленные типы картин и виды игрушек, но при их отборе нужно помнить о требованиях, предъявляемых к ним. У вас на столах лежат карточки с требованиями. Проверьте, как справилась со своим заданием третья подгруппа.
Требования, предъявляемые к игрушкам и картинам для рассматривания:
игрушки и картины должны быть интересными и понятными;
воспитывающими положительное отношение к окружающему;
игрушки и изображения должны быть реалистичными, так как условное, формалистическое изображение не всегда воспринимается детьми;
доступность и содержательность. Так, например, картины не должны быть с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного;
следует избегать излишней штриховки, набросочности и незаконченности рисунка;
игрушки не должны быть слишком мелкими.
Обратите внимание, я вам приготовила памятки по подбору наглядного материала для рассматривания в разных возрастных группах детского сада.
Игрушки
Картины
Вторая младшая группа
Средняя группа
куклы, изображающие детей разного возраста: кукла – дошкольник, кукла – малыш, кукла – школьник, и куклы разного пола.
мягкие игрушки, изображающие животных.
картины из серии Соловьевой «Наша Таня»;
картины из серии Батуриной «Мы играем»;
картины из серии Веретейниковой «Домашние животные».
Старшая и подготовительная
к школе группы
добавляется сложная техническая игрушка (скорая помощь, пожарная машина);
умывальные предметы и школьные принадлежности;
наборы игрушек для составления рассказа (важно продумать связь между отдельными игрушками).
более сложные картины для ДОУ и младшей школы.
На них много действующих лиц. Они изображены как на переднем, так и на заднем плане. Изображение более мелкое.
Много сюжетных линий. Содержание картины должно быть близким опыту детей.
Используют пейзажи и натюрморты.
В методике развития детской речи выделяют два вида рассказов по восприятию – это описательные рассказы и сюжетные. На какой вопрос плана мы сейчас будем отвечать?
Обратите внимание на структуру описательного рассказа:
что это или кто это?
как выглядит?
что делает или что с ним можно делать?
Используется в младшей и средней группах
Структура сюжетного рассказа:
с чего все началось?
как все происходило?
и чем все закончилось?
Используется в старшей группе.
Как вы думаете, почему?
А сейчас вы попробуете составить описательные и сюжетные рассказы по игрушкам и картинам. На подготовку 2 минуты.
Давайте проверим, что у вас получилось. Правильно ли составлен описательный рассказ? Выдержана ли структура? Сюжетный? Что упустили? Как вы думаете, объем составленных рассказов соответствует возрасту детей? Почему?
У нас с вами остался последний вопрос плана – это структура организованной деятельности по обучению дошкольников рассказам по восприятию.
У вас на столах лежат конспекты образовательной деятельности по обучению детей рассказыванию по восприятию. Прочтите их и выделите основные структурные компоненты.
Деятельность по обучению дошкольников рассказам по игрушкам и картинам условно состоит из трех частей:
1. Вводная часть или организация начала деятельности.
Цель: заинтересовать детей и вызвать желание к рассматриванию
2. Основная часть.
Цель: научить составлять рассказы
рассматривание;
приемы для обучения рассказыванию (младшая группа – по образцу воспитателя, старшая – по плану, подготовительная к школе – коллективное составление плана);
рассказы детей;
включение физминутки;
обращение к опыту детей.
3. Заключительная часть.
Цель: подведение итогов деятельности.
К следующему учебному занятию разработать конспект образовательной деятельности по обучению дошкольников рассказыванию по картине или по игрушке. Первая группа разрабатывает конспект по рассматриванию игрушки, вторая группа – по картине, третья группа – по рассматриванию серии сюжетных картин.
Подведем итоги. Составьте синквейн к слову «Рассказ». Напомним правила написания синквейна:
(первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
(вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);
(третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
(четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
(пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско - обобщенном уровне повторяющее суть темы).
Рассказ
Описательный, повествовательный
Выражает, учит, развивает
Залог успешного обучения в школе
Словотворчество
Помните:
Нельзя грубо вторгаться в душевную организацию ребёнка. Дайте ему развиваться свободно, и он сам сумеет выбрать то, что ему доступно и интересно.
Спасибо за интересное сотрудничество и общение, желаю вам творческих успехов на педагогической практике.
13PAGE \* MERGEFORMAT141115
Задачи РР:
Развитие диалогической речи
Развитие монологической речи
Развитие словаря
Формирование грамматического строя речи
Воспитание звуковой культуры речи
Чтение художественной литературы
Подготовка к обучению грамоте
Рассказ
Виды детских рассказов
Рассказы по восприятию
Рассказы по памяти
Рассказы по воображению
об игрушках
о картинах
пересказ художественных
произведений
рассказы из личного
опыта
творческие рассказы
Типы картин
Предметные
картины
Сюжетные
картины
Репродукции
картин
Серии сюжетных
картин
портреты
пейзажи
натюрморты
Виды игрушек
дидактические
сюжетные
готовые наборы игрушек, объединенные
одним сюжетом
наборы, составленные педагогом