Конспект сюжетно-ролевой игры Невероятные приключения на необитаемом острове.
Конспект сюжетно – ролевой игры
«Невероятные приключения на необитаемом острове»
(старшая группа)
Цель. Способствовать развитию умения свободно владеть ролью, реализующими ее предметными действиями, активно пользоваться ролевой речью. Продолжать учить самостоятельно создавать предметно – игровую обстановку под свой замысел или изменять ее по ходу игры. Развивать поисковую деятельность детей: способность находить нестандартные решения выявленных проблемных ситуаций, придумывать новые вариативные способы использования обычных вещей; умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков: создания предметов-заменителей, дополняя их соответствующими деталями, элементами, ассоциациями. Совершенствовать стиль партнерских отношений.
Оборудование. Воздушные шары, записка, модули, ракушки, баночки, дорожки, предметы – заместители, бумага, карандаши и т.д. в соответствии с развертываемым сюжетом.Приемы руководства игрой детей.
1. Создание проблемной ситуации, ставящей детей перед выбором замысла и роли, перед необходимостью последовательно решать игровые задачи, воспроизводить те или иные стороны действительности или воображаемой ситуации.
2. Помощь в организации предметно – игровой среды.
3. Участие в игре.
4. Индивидуальная работа (напоминание, указание, помощь).
Проблемная ситуация. Во время игры с воздушными шарами дети находят записку со странным письмом. Они расшифровывают записку с рисунком: «цветик - семицветик» с оторванными лепестками, от последнего лепестка стрелка к рисунку острова с пальмой и человечком, а от него — стрелка к человечку, просящему помощи. Что нужно сделать герою в первую очередь, чтобы выжить и дождаться спасателей?
Ход игры.
1. Во время игры с воздушными шарами дети находят записку со странным письмом. Дети расшифровывают записку с рисунком: «цветик - семицветик» с оторванными лепестками, от последнего лепестка стрелка к рисунку острова с пальмой и человечком, а от него — стрелка к человечку, просящему помощи.
Примерный текст записки: «Нашел цветик - семицветик, загадывал разные желания и не заметил, как с последним лепестком загадал желание — оказаться на необитаемом острове. Больше лепестков не осталось. Спасите!!!»
2. Уточнение проблемы. Постановка задач. (Диалоговая беседа)
Воспитатель: Что такое остров? (Это суша, со всех сторон окруженная водой.)
Воспитатель: Если вокруг нет людей, то как вы думаете, на какой остров попал герой? (На необитаемый.)
- А как вы думаете, какой климат на этом острове? (Жаркий, т.к. нарисована пальма.)
Воспитатель: Что нужно сделать герою в первую очередь, чтобы выжить и дождаться спасателей? (Найти воду для питья; найти пищу; построить жилье.)
Дети выбирают роли по желанию, если затрудняются, воспитатель предлагает детям взять на себя ту или иную роль. После распределения ролей воспитатель еще раз уточняет, кто из детей, за что будет отвечать.
Воспитатель подводит детей к пониманию того, что сначала необходимо обследовать остров, соблюдая осторожность, и поискать предметы, выброшенные на берег штормом, которые могут пригодиться в дальнейшем. Дети перечисляют правила безопасного поведения. Затем расходятся по группе и начинают оборудовать свои игровые места. Воспитатель включается в игру, в случае необходимости помогает разыграть сюжет и поворачивать события в нужное направление, создавая ситуации, побуждающие детей проявлять творческую инициативу.
Одна группа детей изготавливает примитивные орудия труда. Они выбирают острые ракушки, камни, крышки от консервных банок, пробуют заточить палку камешком.
Другие придумывают и строят жилье.
Третья группа изготавливает из найденных на побережье пластиковых бутылок, половинок кокоса, листьев и т.д. посуду для пищи.
Обсуждают проблему поиска воды. (Морская вода не пригодна для питья, нужно поискать родниковую или озерную воду. А если нет ни озера, ни ручья на острове, то какую воду можно использовать для питья и приготовления пищи? Предлагают варианты: собрать дождевую воду или снег на вершине горы. «Можно ли такую воду сразу пить?» — «Нет. Она грязная». Делают вывод, что ее надо процедить и обязательно прокипятить.)Некоторые дети отправляются на поиск пищи - знакомых съедобных растений. Предложения детей: бананы, апельсины, орехи и т.п., ловля рыбы (руками, рубашкой или палкой с заостренным концом), сбор моллюсков, крабов, сбор птичьих яиц.Еще одна группа добывает огонь и готовит пищу. Предложения детей - можно питаться вымытыми фруктами, знакомыми съедобными растениями, можно сварить рыбу в воде на костре или запечь в углях или песке, заварить чай, используя листья знакомых ягод и фруктов.
Предположения и действия детей по разведению костра: найденная зажигалка, спички — просушить, через линзы очков направить солнечный луч на сухие травинки, добыть огонь трением, высечением искры с помощью кремня; собирать сухие ветки и растения для костра.
После того, как дети проиграют роли, воспитатель может сказать: «Пока мы с вами помогали выжить нашему герою на необитаемом острове, уже приплыли спасатели. И в честь такого радостного события на острове устраиваются танцы». В заключении воспитатель включает аудиозаписи с детским репертуаром, приглашает всех танцевать.
Сюжетно-ролевая игра – одна из творческих игр. В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.
Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из ее характерных черт. Дети сами определяют тему игры, определяют линии ее развития, решают как станут раскрывать роли, где развернут игру. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнёров, сами устанавливают игровые правила, следят за выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является - сюжет, который представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия– одно из основных средств реализации сюжета.
Длительные сюжетно-ролевые творческие игры приобретают особое значение для комплексного решения задач умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания детей.
В длительной игре у ребенка быстрее вырабатываются навыки и привычки коллективной жизни, растёт самостоятельность. В результате такого рода игра становится наиболее эффективной формой организации интересной жизни детей в дошкольном учреждении. Дети настолько вживаются в роль, что зачастую чувствуют себя в ней и тогда, когда уже не играют. В подобных случаях легче воздействовать на ребенка через любимый им образ.
В такой игре ребенок проявляет больше самостоятельности, фантазии, творчества в выборе действий, при распределении ролей, использовании подсобных материалов. Педагогу необходимо использовать этот фактор для воспитания у детей умения согласовывать свои интересы с интересами коллектива, помогать друг другу в осуществлении замысла, в выполнении определенной роли.
Роль воспитателя в длительной творческой игре неоднозначна. На первых порах педагог может взять на себя ведущую, руководящую роль, если у детей недостаточно развиты организаторские умения, отсутствует надлежащий опыт. Вместе с тем руководство со стороны педагога должно быть осторожным, чтобы не подавлять инициативу и творчество детей, а всячески способствовать их развитию. Педагог является старшим другом детей, партнером по игре, исподволь помогая им применять знания, полученные на занятиях, при выполнении индивидуальных заданий и поручений, побуждая к взаимопониманию, чуткости, справедливости, взаимопомощи.