План наблюдения на прогулке для детей старшего дошкольного возраста


План наблюдения на прогулке
для детей старшего дошкольного возраста
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки.
Непременным условием успешного развития и воспитания дошкольников на прогулке является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями. При проведении прогулок используются разнообразные формы организации детей (группа целиком, небольшие подгруппы, индивидуально). Это успешно решается в ходе систематически проводимых наблюдений, заранее планируемых педагогом. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений), обогащают детские эстетические представления.
В психологических исследованиях наблюдение определяется как сложная деятельность, как сознательное и целенаправленное восприятие. В его состав входит своеобразный вид мыслительных процессов, которые базируются на чувственном познании, представляют собой лишь первоначальный анализ и синтез данных чувственного опыта. Его цель – не только познакомить детей с предметами или явлениями, но и научить замечать изменения в окружающей обстановке. Дети наблюдают за поведением и повадками животных, изменениями в жизни растений, в неживой природе.
Наблюдение лишь тогда верно отражает изучаемые явления и процессы, когда имеется чёткий план его проведения, в котором обозначены объекты наблюдений, цели и задачи его, время наблюдения, длительность и предполагаемый результат, ожидаемое изменение.
Содержание занятий связанных с наблюдениями, постепенно усложняются; выбираются более сложные объекты наблюдения, углубляется его план, рассматриваются новые стороны явлений, намечается переход к познанию связи между ними.
Наблюдения организуются не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Они могут быть кратковременными (наблюдение за погодой, поведением птиц, рыб, животных) и длительными (наблюдение за развитием растений, сезонными явлениями).
В исследованиях многих учёных подчёркивается необходимость специально обучать дошкольников наблюдению природы. Экспериментальные данные убедительно свидетельствуют о том, что в таком случае этот процесс становится более полным, точным, последовательным, планомерным, многоплана.
Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. На основе совместной деятельности анализаторов, благодаря слову воспитателя у детей образуются конкретные знания, развивается мышление, речь, интерес и любовь к природе, чувство красивого.
Воспитатель руководит наблюдением, он объясняет детям цели наблюдения, задаёт вопросы, которые направляют их внимание на объект или явление. Если дети уже встречались с изучаемым предметом, воспитатель начинает с вопросов, организующих наблюдение. В ходе наблюдений необходимо включать разнообразные анализаторы детей. Воспитатель должен добиваться того, чтобы дети рассматривали объекты, слушали издаваемые ими звуки, поглаживали или ощупывали и правильно называли воспринимаемое. Работа анализаторов активизируется, когда в ходе наблюдений воспитатель использует игровые и практические действия детей с натуральными объектами.
Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении воспитателем следующих требований:
· Ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения;
· Планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения;
· Учет возрастных возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения;
· Высокая умственная активность и самостоятельность детей
Наблюдения в природе имеют большое значение в формировании у детей дошкольного возраста основ экологической культуры. Такие наблюдения не просто дают детям новую информацию, а помогают погрузиться в удивительный мир личного живого общения с природой, вступить в непосредственный диалог с ней. В “Концепции дошкольного воспитания” говорится о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. В реализации данной задачи педагоги должны ориентироваться на воспитательный потенциал окружающей среды. Поэтому в работе с детьми дошкольного возраста рекомендуется большое внимание уделять организации наблюдений за природными объектами. Чаще всего детские сады расположены в зеленых зонах. Где есть возможность организовывать прогулки на луг и поле. Удобное расположение детских садов помогает охватить достаточно большое количество объектов природы. Познакомить детей не только с многообразием природных объектов, но и увидеть своими глазами особенности произрастания растений и места обитания тех или иных насекомых и некоторых животных и птиц.
Таким образом, наблюдения окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребёнка. Осмысливание ребёнком воспринимаемого и отражение результатов наблюдения в речи развивает самостоятельность его мысли, сообразительность, критичность ума, обогащает словарь дошкольника, совершенствует речь, память, внимание и закладывает надёжную основу для формирования материалистического миропонимания
План наблюдения на прогулке в старшей группе
«Экскурсия в зимний лес»
Программное содержание:1. Систематизировать знания детей о жизни деревьев зимой, их способах приспособления к изменяющимся условиям внешней среды (снегопад, ветер).2. Формировать представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.3. Расширять знания детей о зимующих птицах.4. Вспомнить правила поведения в лесу.5. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Предшествующая работа:- Чтение стихотворения Погореловского «Здравствуй лес…», В. Бианки «Лесная газета», К. Чуковский «Елка», П. Воронько «Есть в лесу под елкой хата».- Игра «Хорошо-плохо».- Придумывание сказки «Что снится деревьям зимой?»- Наблюдение за деревьями.- Рассматривание картин из серии «Птицы в зимнем лесу».- Прослушивание произведений П.И. Чайковского «Времена года».- Рисование на тему «Зимний лес», «Как я помогаю птицам зимой».- Лепка и аппликация «Мои пернатые друзья».
Методические приемы:1. Создание игровой мотивации: Сорока приглашает детей в зимний лес на прогулку узнать, что делают его обитатели зимой.2. Обсуждение приглашения.3. Беседа «Правила поведения в лесу».4. Выход на прогулку, экскурсия в лес.5. Чтение отрывка Погореловского «Здравствуй лес…».6. Дидактическая игра «Читаем следы».7. Наблюдение за деревьями (сравнить деревья хвойных и лиственных пород).8. «О чем расскажет тишина?» (слушание звуков зимнего леса, составление рассказов).9. Наблюдение за птицами (внешний вид, поведение, кормление).10. Возвращение с прогулки.11. Совместная деятельность. Обсуждение прогулки, отображение впечатлений об увиденном в рисунках детей.
Список используемой литературы:
Веретенникова С.А. “Ознакомление дошкольников с природой”. – М.: “Просвещение”, 1980.
Васильева А. И. “Учите детей наблюдать природу”. – Мн.: “Нарасвета”, 1972.
Грехова Л.И. “В союзе с природой” – учебно-методическое пособие, М.: “ЦГЛ”, 2002.
Иванова А. И. “Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений”.– М.: ТЦ “Сфера”. 2004.
Ковинько Л.В. “Секреты природы – это так интересно”, – М.: “Линка – пресс”, 2004.
Лучич М.В. “Детям о природе”. – М.: “Просвещение”, 1989.
Николаева С. Н. “Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми средней и старшей группы детского сада”, кн. для воспитателей детского сада. – М.: “Просвещение”, 2004.
Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. “Прогулки в природу”, М.: “Просвещение”, 2003.