Урок биологии на тему Разнообразие и общие признаки класса Млекопитающие (8 класс — коррекционная школа)
ТЕМА: « Разнообразие и общие признаки
класса Млекопитающих»
урок биологии в 8 классе специальной (коррекционной) школы
Валентина Геннадьевна Мамаева
учитель биологии и природоведения,
высшая квалификационная категория
Цели урока:
Познакомить учащихся с разнообразием кл. Млекопитающих и их
общими признаками
Коррекция мыслительной деятельности и формирование умений
выделять существенные признаки кл. Млекопитающих через упражнения в сравнении. Совершенствовать навыки развития речи через активное и пассивное введение новых слов.
Воспитание любознательности и бережного отношения к живой природе
Оборудование:
Таблица с изображением млекопитающего.
Карточки.
Учебник, тетрадь.
Словарь.
Ход урока:
Оргмомент
Тема, цели урока.
Повторение ранее изученного материала.
Работа по карточкам:
1.Какой признак отсутствует у птиц?
а)тело покрыто перьями
б)четыре ноги
в)клюв
г)крылья
2.Признаки какой группы животных указаны?
Эти животные могут жить и на суше и в воде. У них 4 ноги. Тело
покрыто голой кожей.
Скажи нужный ответ:
а) рыбы б)земноводные
в) пресмыкающиеся г) птицы
Определить про какого животного идёт речь на карточке, поместить картинку к соответствующему классу животных. Сделать дополнения связанные с образом жизни и приспособлениями у данных животных. ( карточки про щуку, ящерицу, лягушку, водоплавающую птицу)
на доске:
кл. Рыбы кл. Земноводные
кл. Пресмыкающиеся кл. Птицы
4.Изучение нового материала.
1.На доске кроссворд и карточки с изображением животных:
З А Я Ц
В О Л К
Е Н О Т
Р Ы С Ь
Л И С А
или МЛЕКОПИТАЮЩИЕ разобрать по составу
От слов молоком питающие произошло и название «млекопитающие»
Вскармливание детёнышей молоком происходит только у млекопитающих.
МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
дикие животные сельско-хозяйственные животные
Приведите примеры.
-Это самые высокоорганизованные позвоночные животные.
2.Местообитания млекопитающих.
Где живут белки? ( большую часть жизни проводят на деревьях )
Соболь (в Красной книге мира), бурундук? ( живут и на деревьях, и на земле )
Лоси, медведи ? ( обитают в нижнем ярусе леса )
Какое животное живёт в земле и ведёт роющий образ жизни? (крот)
Водные звери – кит, дельфин – никогда не выходят на сушу, передние конечности видоизменены в ласты, задние отсутствуют.(так же охраняемые)
Большую часть жизни проводят в воде тюлени и моржи, их конечности так же видоизменены в ласты ( в Красной книге мира).
Где живут бобры ( Воронежский заповедник), ондатры? ( в водоёмах и на суше)
По каким признакам отличаются животные? ( по размерам, по форме, по окраске)
Современных млекопитающих насчитывается более 4000 видов.
Что значит млекопитающие?
Где в природе можно увидеть млекопитающих?
3.Признаки млекопитающих и особенности внешнего строения.
а)
На какие части делится тело млекопитающих? ( голова, туловище, ноги, хвост)
Большинство млекопитающих – четвероногие животные.
Сравним рисунки – схемы расположения ног пресмыкающихся и млекопитающих:
(ноги по бокам туловища) (ноги под туловищем)
Пресмыкающиеся Млекопитающие
Такие особенности строения способствуют более совершенному передвижению на суше.
б)
Чем покрыто тело млекопитающих? ( у большинства имеется волосяной покров – шерсть
В холодное время шерсть защищает от холода, а в жару – от перегрева. Волосяной покров меняется 2 раза в год: старые волосы выпадают, а новые вырастают.
Как называется смена шерсти у животных? ( ЛИНЬКА –период обновления шерсти у животных )
Во время линьки у многих зверей меняется окраска.
Какого цвета заяц зимой? Почему? ( белый, т. к. окраска предохраняет от врагов)
Как вы думаете после весенней линьки или после осенней шерсть животных становится более густой? Почему? ( После осенней, т. к. зимой холодно)
Млекопитающие имеют высокую и постоянную температуру тела –теплокровность)
В чём преимущество расположения конечностей млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися? ( Звери высоко поднимают тело над землёй что способствует лучшему передвижению)
Как по внешнему виду можно определить млекопитающее животное? ( У них имеется шерсть )
в)
На концах пальцев млекопитающих когти, ногти или копыта – это роговые образования. Иногда роговые образования развиты на голове ( рога у коровы, лосей, и др.) или на хвосте ( роговые чешуйки у бобра, крыс)
У каких изученных животных тело покрыто роговой чешуёй? О чём это говорит? ( родство с пресмыкающимися )
В коже млекопитающих имеются сальные и потовые железы.
В сальных вырабатывается жир, он смазывает волосы и делает их эластичными и ненамокаемыми. Потовые железы выделяют пот, испаряясь с поверхности кожи пот охлаждает организм животного.
У многих зверей развиты пахучие железы.
Выделяемые ими вещества помогают одним животным защищаться от врагов, другим – отыскивать по запаху особей своего вида, третьим –метить территорию.
На брюшной стороне тела, а у некоторых на боках ( бобры) расположены млечные железы в них образуется молоко – полноценная пища для детёнышей. Молоко содержит все вещества, необходимые для роста и развития потомства.
( выступление учащегося )
У каких животных детёныши родятся крупные, хорошо развитые?
Звери рождают живых детёнышей. Звери которые живут в дуплах, например белка, или в норах, например лисица, рождают слепых и беспомощных детёнышей. Мать выкармливает их молоком, ухаживает за ними и охраняет.
Звери, которые не прячутся в дупла, норы рождают крупных, хорошо развитых детёнышей, например лоси. Через несколько часов после рождения лосята могут следовать за матерью. Мать выкармливает их молоком, охраняет и приучает добывать пищу.
Развитие млекопитающих происходит в утробе матери. Мать выкармливает детёнышей молоком.
Назовите роговые образования у млекопитающих?
Какие железы имеются у млекопитающих и их значение?
физкультминутка
г)
Какие органы находятся на голове млекопитающих?
Орган слуха – уши. У млекопитающих есть ушные раковины . (с их помощью лучше улавливаются звуки и определяется направление их распространения )
Орган зрения – глаза. У многих хорошее зрение. Их глаза имеют веки с ресницами.
Подумайте и скажите значение ресниц? (защита органов зрения от повреждений и пыли )
На голове имеются длинные, жёсткие волосы – усы ( ВИБРИССЫ ) – это орган осязания. Благодаря им животные ощущают малейшие соприкосновения с окружающими их предметами.
( выступление учащегося )
Назовите признак млекопитающих, которые обладают тонким обонянием?
Зрение развито у млекопитающих слабее, чем у птиц. Наиболее острое зрение имеют те из них, которые обитают на открытой местности, например зебра, жираф. У всех млекопитающих очень хороший слух. Многие обладают тонким обонянием. Таких животных легко узнать по острой, вытянутой вперёд морде (волк, лисица )
Назовите органы чувств, которые развиты у млекопитающих? Их значение?
Что такое вибриссы?
д)
1.Прочитать и озаглавить 1абзац в учебнике
2. Выполнить 1 задание в тетради.
5.Закрепление изученного материала.
-С каким классом животных мы сегодня знакомились?
-На какие группы делится класс Млекопитающих?
-Из предложенных животных выбрать млекопитающих (по картине)
-Назовите признаки класса Млекопитающих?
Работа с карточками.
6.Итог урока.
7.Домашнее задание.
15