Конспект урока по биологиив 6 классе Лишайники
Лишайники.
Цели урока:
Обучающие:
сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмах; показать приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания; их роль в природе и в жизни человека.
развивать умение доказывать особенности строения лишайников.
Развивающие:
Создавать условия для формирования и развития исследовательских способностей учащихся.
Способствовать формированию аналитического мышления, умению сравнивать, сопоставлять, структурировать и обобщать, делать выводы,
Воспитательные:
воспитывать любовь к природе и потребность в сохранении окружающего мира.
Оборудование: таблица «Лишайники», раздаточные коллекции лишайника, лупы, микроскоп, презентация о многообразии лишайников.
План урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
III. Изучение нового материала
Место обитания лишайника
Морфологические группы лишайников (самостоятельная работа)
Способ питания лишайников
Практическая работа с коллекцией и готового микропрепарата лишайников
Размножение и рост лишайника
Практическое значение лишайников
IV. Закрепление материала
V. Домашнее задание
Ход урока:
I. Организационный момент: на парты раздаются ручные лупы, образцы и коллекции лишайников, на доске таблица «Лишайники»
II. Актуализация знаний(фронтальная беседа).
К какой группе по способу питания относятся грибы? (Гетеротрофам)
Из чего состоит вегетативное тело гриба? (Из тонких гиф, из них формируются грибница и мицелий)Почему некоторые грибы могут жить только вблизи деревьев? (Симбиоз корней деревьев и нитей грибницы.)
Как размножаются грибы? (Спорами и частью мицелия)
Какую роль играют грибы в жизни человека? (Используются в пищу, для приготовления лекарств, паразитируют на растениях и животных)
Учитель : между грибом и водорослью возникает симбиотические отношения.. Симбиоз – это тип взаимоотношений между двумя организмами в природе, который приносит пользу обоим организмам или одному из них и не наносит ощутимого вреда ни одному из них.
III. Изучение нового материала
Учитель : ребята, вспомните какого цвета старые шиферные крыши? (жёлтые, серые.)
Учитель : а вы знаете почему?
Учитель: На крышах любят селиться очень интересные организмы, да и не только на крышах. У вас на партах образцы коры деревьев, они тоже жёлтые. Камни, скалы ,заборы, крыши, почва- это всё те места, где живут эти удивительные организмы, то есть, мы можем утверждать, что встречаются они везде, и называют их как? (лишайники). Записываем тему урока «Лишайники»
Учитель: Лишайники – крайне своеобразная группа живых организмов. К ним относится более 25 тысяч видов. Встречаются лишайники на всех континентах. В том числе и в Антарктиде. Эту особенность лишайников отмечал К.А.Тимирязев, он писал: « Выступит ли где из вод океана подводный утес, оторвется ли обломок скалы, обнажив свой излом, выпашется ли валун, века пролежавший под землёй, - всегда, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется лишайник…»
Тело их называют слоевище или таллом.
Скажите, тело каких еще организмов называется слоевищем? (тело многоклеточных водорослей. )Слоевище различных лишайников может быть крайне разнообразным по своей форме. размерах, цвету, строению. В зависимости от внешнего облика слоевища лишайники бывают трех типов: листовые, кустистые и накипные.
- С особенностями строения каждого типа лишайников вы познакомитесь самостоятельно и запишите их в таблицу, а примеры мы приведем вместе.
Тип слоевища. Особенности строения. Примеры.
Листовые Имеют округлую форму, часто с изрезанными или рассеченными на мелкие лопасти краями. Пармелия, лобария, ксантория.
Кустистые Высокоорганизованные. Слоевище напоминает кустарничек. Кладония, цетрария, уснея.
Накипные Обитают на поверхности почвы, коре деревьев, камнях. Имеют вид корочки или пены. Плотно сросшейся с субстратом. Леканора, графис, бацидия.
Проверка таблицы у нескольких учащихся.
Как правило, лишайники предъявляют скромные требования к потреблению минеральных веществ, получая их, большей частью, из пыли в воздухе или с дождевой водой всей поверхностью тела. В связи с этим они могут жить на открытых незащищённых поверхностях (камни, кора деревьев, бетон и даже ржавеющий металл). Преимуществом лишайников является терпимость к экстремальным условиям (высоким и низким температурам (от −47 до +80 градусов по Цельсию), кислой и щелочной среде, ультрафиолетовому излучению). Лишайники- это низшие растения, т.к. не имеют стеблей, корней и листьев.
Учитель: Приблизительно 75% лишайников имеют очень маленькие размеры, поэтому изучение строения лишайников без применения увеличительного оборудования затруднено. У нас с вами есть возможность рассмотреть строение лишайника с помощью микроскопа и готового микропрепарата «Срез лишайника».
(Учащиеся рассматривают срез лишайника под микроскопом)
Учитель: Что вы увидели под микроскопом?
(Учащиеся дают ответ, что они видят тонкие нити.)
Учитель: Часть, какого известного организма они вам напоминают?
(Ответ учащихся – нити грибов.)
Учитель : скорость роста лишайников крайне мала. Лишайники - самые медленно растущие организмы. За год их слоевище увеличивается примерно на 2 - 8 мм. Альпийский лишайник за 200 лет вырастает всего на миллиметр. Зато и живут они, может быть, дольше всех других живых существ. В 1981г. было установлено, что возраст некоторых антарктических лишайников - как минимум 10 тыс. лет
- размножаются лишайники преимущественно кусочками слоевища, а также особыми группами клеток гриба и водоросли. Эти клетки образуются внутри тела лишайника и разносятся при помощи ветра и воды.
Учитель : где растет ягель и какую ценность он представляет? Учащиеся (из курса географии) знают о значении ягеля, поэтому учителю остается только дополнить ответы детей, указав, что лишайники не только служат кормом для северных оленей, но и приобрели важное значение в качестве сырья для получения чистой медицинской глюкозы, а также для получения из вещества, содержащегося в слоевище лишайника (лихеина), пищевого сахара, спирта, желатинирующих веществ и других продуктов. Такого сырья тундра дает большие количества.
Следует также сказать и об огромной роли лишайников как первичных разрушителей горных пород.
IV. Закрепление материала
1.Вставьте пропущенные слова
Лишайники занимают особое место. Тело лишайника состоит из _____ и _______ ,живущих в _________
2.Лишайники –это высшие или низшие растения? Докажите.
3. Почему лишайник является примером симбиоза?
4. Лишайники часто встречаются на деревьях. Как вы думаете, лишайники – это паразиты?
5. Почему эти организмы называют своеобразными?
6. Как называется тело лишайника?
7. На какие типы делятся лишайники в зависимости от внешнего облика слоевища?
8. К чему чувствительны лишайники?
9. Как размножаются лишайники?
V. Домашнее задание: параграф 55, ответы на вопросы к параграфу.