Класс Двудольные. Семейство Пасленовые, 6 класс
Тема урока: Класс двудольные. Семейство Пасленовые.
Задачи: 1.Познакомить учащихся с многообразием и отличительными признаками растений семейства пасленовые.2. Развить навыки работы по формированию умений составлять морфологическое описание растений, определять их по внешнему виду.3. Познакомить с культурными, ядовитыми, лекарственными растениями семейства, показать хозяйственное значение в жизни человека.Средства обучения: гербарий растений, таблицы, презентация,
работа с учебником, карточки. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,
частично-поисковый.Лабораторная работа «« Характеристика растений семейства Пасленовые»
Предполагаемые результаты:Учащиеся должны знать:
Признаки растений семейства Пасленовые;
Культурные растения семейства;
Значение растений семейства Пасленовые в жизни и хозяйственной деятельности человека.
Учащиеся должны уметь:
Уметь описывать растения изучаемого семейства;
Выделять основные признаки внешнего строения растений;
Записывать и читать формулу цветка.
Ход урока
I.Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Прозвенел звонок и смолк – Начинается урок. Вы за парты тихо сели, На меня все посмотрели. Пожелайте успехов глазами, И вперед, за новыми знаниями!
II. Актуализация знаний.
1.Разминка по основным биологическим терминам: царство, отдел, генеративные органы, жизненные формы, систематика, семейства…
2.Сказка - загадкаЖила – была на свете семья Розоцветных, и были все родственники дружны и воспитаны. Однажды к ним пришла злая и завистливая соседка, не понравилось ей, что в этой семье все ладно да хорошо, все дружны да культурны. Решила она внести разлад и смуту в семейство. Украла самое дорогое – семейную формулу цветка, перессорила всех родственников между собой. Ребята, помогите восстановить порядок и спокойствие в семье, а для этого вам нужно найти формулу семейства.
3.Признаки класса двудольные: я знаю что…
две семядоли в строении семян,
стержневая корневая система,
сетчатое жилкование листьев.
III.Изучение материала
1.ЗАГАДКИ
Цветок – напрасный,
Плод – опасный, А поле всё засажено (картофель)
Ягода красна, ягода вкусна
Режь да соли!Ешь да хвали! (томат)
Вот так диковинка, На ветке морковина! Висит, краснеется, На солнце греется. (перец красный)
Помидору брат, А кумачу не рад. Он в лиловой рос одежке, Не краснеет даже в лежке. (баклажан)
Прошла весна. И вот в начале летаБотва картофеля покрылась скромным цветом.В сторонке Одуванчик цвел.Так он был страшно удивлен и раздражен.- Ты кто такой? Откуда мог ты взяться?Как не стыдишься предо мной ты появляться?- Я кто такой? Картофельный цветок.Не знаю, чем я помешать тебе здесь мог.- Картофельный цветок? Ну, хоть убей – не знаю!И не слыхал, И слышать не желаю!Мне нежность, красота дарованы в наследство, И не к лицу твое мне грубое соседство.Но к осени хвастун отвел стыдливо взгляд:Он жалок, стал и лыс, всех тише, всех покорней, А под ботвой в земле образовался клад.Все дело не в наружности, а в корне. ( картофель)
Хитрый Дедушка Табак, Он мальчишек злейший враг, Строит козни, сеть плетет, Кто же в сети попадет?
У мальчишки бледный вид, Часто голова болит,
Нервы не в порядке. Если бросишь сигарету
То досадно станет «Деду» Вот такой табак коварный!
Не прогонишь с огорода. Что ж, в семье не без урода! (табак)
2.Презентация: представители семейства, из истории…
3.Проблемный вопрос: Картофель, паслен, петуния, томат, баклажан, физалис, мандрагора, белена, табак, белладонна. На каком основании такие разные по внешнему виду растения относят к одному семейству? К семейству Пасленовых?
4.Лабораторная работа « Характеристика растений семейства Пасленовые»
Инструктивная карта
Характеризируйте цветок:
а) тип цветка
б) формула цветка
2. Соцветие
3. Плод
4. Жизненные формы
5.Корневая система
6. Листья (простые, сложные)
7. Количество видов
8. Родина
Цветок правильный чашечка состоит из 5 чашелистиков. Венчик из 5 лепестков срастающихся в нижней части, так что образуются короткая или длинная трубка. Тычинок -5 пестиков - 1.Ч -5 Л- (5) Т- 5 П-1
Соцветия разнообразные,
Плод – коробочка или ягода.
Жизненные формы – травы большинство, но много и кустарников, есть и лианы.
Листья простые, цельные или рассеченные.
2300 видов.
Родина Южная, Центральная Америка, тропики.
Физминутка:
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку (руки на поясе).
Руки в сторону согнули,
Вверх подняли, помахали,
Спрятали за спину их.
Оглянулись через правое плечо,
Через левое еще.
Дружно присели,
Пяточки задели,
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.
5.Поисковое задание - Значение пасленовых.
Текст 1
Картофель
Высококалориен, аминокислоты хорошо сбалансированы, легко усваиваются организмом человека, много минеральных веществ, высокое содержание солей калия, витамины группы В, обладает мочегонным действием, противовоспалительным, выводит шлаки, поддерживает нормальную функцию сердечной мышцы, опасен позеленевший клубень, содержащий ядовитый соланин. По достоинству оценен французским аптекарем Антуаном Пармантье.
Текст 2
Помидор - «Золотое яблоко»
Большое содержание органический кислот яблочной и лимонной, высокое ощелачивающая способность, витамин С, как в лимонах и апельсинах В1, В2, К, сахар, каротин, невысокая калорийность, нежная клетчатка. Помидоры усиливают специфический иммунитет к возбудителям воспаления легких, кишечных, способствует снижению гнилостных процессов в кишечнике, выведению из организма избыточного количества холестерина.
Текст 3
Баклажан
Выходец из Индии и Бирмы. Содержит каротин, витамины группы В, аскорбиновую кислоту, ценные микроэлементы, медь, железо, содержится нежная клетчатка, рекомендован страдающим атеросклерозом, небольшая калорийность, необычные вкусовые качества, в сыром виде по запаху напоминает грибы, в обжаренном телятину.
Текст 4
Перец.
Существуют две разновидности перца: пряный и сладкий, придавая пище особый вкус, острый перец делает её более аппетитной. Сладкий перец (паприка) используется шире. Он чемпион среди овощей по содержанию витамина С. Чтобы взрослому удовлетворить свою потребность в аскорбиновой кислоте нужно съедать всего 50 гр. зеленного перца. Помимо этого есть витамины В1, В2, РР.Е, каротин, микроэлемент магний и железо.
6. Кафе «Минутка» составить меню блюд, используя растения семейства пасленовых.
7.Рубрика. Подумать только.
В немецком городе Оффенбурге стоит памятник: мужская фигура с цветком картофеля в руке.
Второй монумент высится в немецкой области Гарц. Скала с гранитной плитой свидетельствует о событии: «Здесь в 1748г. был сделан первый опыт разведения картофеля».
О мытарствах картофеля на французской земле свидетельствуют два памятника. Малую площадь Гетеборга в Дании украшает памятник: на высоком гранитном постаменте возвышается фигура мужчины в длинном камзоле. Вокруг памятника круглая клумба цветущего картофеля. Эта статуя Ионаса Альстрема, усилиями которого утвердился картофель на Шведской земле. С 17 по 25 октября в датских школах проводят картофельные каникулы. Увековечена картошка в Польше и Румынии.
Туристов, приезжающих в Бельгию, ведут в музей картофеля. Картинная галерея музея располагает шедевром Ван Гога «Едоки картофеля». Они могут прослушать малоизвестную музыкальную пьесу, написанную в честь картофеля Иоганном Себастьяном Бахом.
В России памятников нет, но весомый вклад в распространение картофеля внесли русский ученый-агроном Андрей Болотов, селекционер Ефим Грачев.
IV.Закрепление:
Карточки с разноуровневыми заданиями
Карточка № 1 Перевертыши.
1. Ц, ПЕ, РЕ.
2. ЖА, Н, БА, К, ЛА.
3. МА, Н, ДУ, Р.
4. ЛЕ, БЕ, НА.
5. ЗА, ЛИС, ФИ.
Тесты 1. Картофель относится к семейству: А) пасленовых Б) крестоцветных В) сложноцветных
2. Картофель в Европе начали выращивать как: А) декоративное растение Б) лекарственное растение
В) техническое растение
3. Опыление в цветках картофеля происходит: А) посредством насекомых Б) посредством ветра В) путем самоопыления
Карточка №2 Логическое мышление.
ДУРМА(-)АСТУРЦИЯ (сем. пасленовые) ТАБА(-)АПУСТА (пасленовые - крестоцветные) АНА(---)АТ (специалист – пасленовые)
Кроссворд “Семейство пасленовые”
По горизонтали: 1.Вещество, определяющее пищевую ценность картофеля. 2.Растение с темно-фиолетовыми плодами. В нашей республике выращивается в теплицах. 3.Главная продовольственная культура, “второй хлеб”. 4.Царь, который завез картофель в Россию.
По вертикали: 1.Культурное растение, содержащее никотин. 2.Овощ с красными, черными или желтыми круглыми сочными плодами. 3.Род, давший названию семейству. 4.Часть картофеля, которая используется в пищу. 5.Аптекарь, способствовавший распространению картофеля во Франции. 6.Овощ с зелеными или красными (реже желтыми ) сочными плодами конической формы. 7.Великий русский агроном, много сделавший для распространения картофеля в России.
V. Рефлексия.
ПОПС – формула: П – позиция – я считаю, что..
О – обоснование – потому, что…
П – пример – я могу доказать…
С – суждение – я делаю вывод…
Анкета: На какие элементы урока обратить особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
активно / пассивно
доволен, / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен, / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / неинтересен
VI.Домашнее задание: характеристика пасленовых,
составить коллаж по растениям данного семейства.
Выполненные карточки с заданиями оцениваются учителем.