Открытый урок по биологии на тему Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клеток от условий окружающей среды.



ФИО учителя: Панина Надежда Викторовна
Стаж работы: 33 года
Место работы: Алматинская область, Жамбылский район
КГУ «Средняя школа села Улькен с ДМЦ»
Должность: учитель химии и биологии
Категория: высшая
ПЛАН УРОКА:
ТЕМА: Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клеток от условий окружающей среды.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: создать условия для появления осознанного восприятия знаний о жизнедеятельности клетки; для понимания учащимися знаний об основных свойствах и признаках растительной клетки. Способствовать формированию понятий, связанных с процессами жизнедеятельности клетки, раскрытию взаимосвязей между строением и функциями растительной клетки. Формировать у учащихся следующие понятия: движение цитоплазмы, питание, дыхание, обмен веществ, рост, размножение, деление клетки. Развивать эмоционально-целостное отношение к изучению сложных процессов, происходящих в клетке при её делении; развивать умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Воспитывать межличностные отношения в работе в группах; продолжить работу по формированию умения работы с микроскопом и  микропрепаратами.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- могут перечислять и давать объяснения процессам питания, дыхания, обмену веществ, росту, размножению, делению клетки;
- умеют сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
- могут самостоятельно приготовить микропрепарат кожицы лука;
- соблюдают правила ТБ при работе с микроскопом.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: 6 класс
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: наглядно-практический, критическое мышление, эвристическая беседа, творческий.
ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы растительной клетки, микроскоп, лист элодеи, кожица листа, пипетка, предметное стекло, стикеры, листы ватмана, фломастеры. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ: электронное пособие по биологии для 6 класса (урок 4), «Videouroki. NET, 2014», листы с надписями (питание, размножение, рост, развитие, дыхание), таблицы оценивания работы учащихся на уроке.
СОДЕРЖАНИЕ:
Этапы работы:
Содержание этапа Деятельность участников Время Ресурсы
I. Вызов.
1. Организация класса
2. Психологический настрой.
Чтоб урок наш стал светлее, Мы поделимся добром. Вы ладони протяните, В них любовь свою вложите, Ей с друзьями поделитесь И друг другу улыбнитесь.  12 мин.
2 мин.
1 мин. Запись на доске:
«Отыщи всему начало, и ты многое поймешь!». Козьма Прутков.
3. Актуализация знаний.
Сегодня мы с вами совершим необычайное путешествие.
Представьте, что мы -обитатели другой планеты, и сегодня путешествуем на планету Земля. Для любого путешественника необходимы письменные принадлежности и хорошее настроение. Какие живые организмы вы можете встретить здесь?
4. Оценка знаний учащихся. -Первые организмы, которых мы встречаем в изучении предмета биологии – это растения.
1. Фронтальная беседа.
1. Из чего состоят все растения?
Ребята, еще Козьма Прутков говорил: “Отыщи всему начало, и ты многое поймешь”.
2. Вспомним, какое строение имеет клетка?
2. Вставьте пропущенные слова: С поверхности клетка покрыта…………… Большая часть клетки заполнена полужидким веществом ……………, в котором есть полости…………, заполненные клеточным соком, и плотное тельце ……………. Окраска растений зависит от присутствия в них ………………… Зеленый цвет растений обусловлен наличием……………….
Критерии оценивания:
6 – «5»; 4-5 – «4»; 3 – «3» 2 мин.
7 мин. Приложение1Совместная проверка упражнения.
Листы оценивания
(Приложение 2)
II. Осмысление
1. Актуализация знаний:
Мы вспомнили строение клетки, а сегодня мы с вами погрузимся в тайну жизни клетки. Как вы понимаете термин жизнь? Если мы затрудняемся определить значение слова, где следует искать ответ? (Словарь положить на стол, попросить ребенка найти определение термина). Давайте вспомним процессы, характеризующие жизнь? (карточки вывешиваю на доске). Сегодня, мы попробуем доказать, что данные процессы характерны и для клетки.
Тема урока не написана на доске, мне бы хотелось, чтобы в конце нашей встречи вы назвали тему сами.
2. Изучение нового материала 
Начнем работу с просмотра видео урока о процессах, происходящих в клетке. По окончании фильма вы должны будете
ответить на вопросы:
1. Какое значение для клетки имеет способность цитоплазмы двигаться?
2. Как осуществляется процесс дыхания у растений?
3. Какие органы растений участвуют в питании?
4. Для чего клетки растений размножаются? Какой орган отвечает за этот процесс?
3. Физминутка и деление на группы.
4.Закрепление.
Лабораторная работа № 4.
Изучение строения растительной клетки на примере листа элодеи, кожицы листа.
В группах выполнить постер по следующим темам:
1-я гр. - «Движение цитоплазмы и питание клеток».
2-я гр. – «Дыхание растений. Деление и рост клеток» - В словаре.
- Жизнь это совокупность явлений происходящих в организмах.
- Питание, размножение, рост, развитие, дыхание.
Смотрят отрывок видео урока «Жизнедеятельность клетки».
После просмотра фильма отвечают на вопросы учителя.
Производят расчёт на первый, второй. Первые номера садятся за один стол, вторые – за другой.
Выполняют лабораторную работу № 4.
Выполняют постеры в группах с последующей защитой.
Взаимооценивание работы в группах.
Взаимооценивание выступления групп. 31 мин.
3 мин.
.

3мин.
5 мин.
3 мин.
5 мин.
12 мин. Видеозапись
Микроскоп, лист элодеи, кожица листа, пипетка, предметное стекло
Листы ватмана и
фломастеры
Листы оценивания
III. Рефлексия
1. Написать на стикерах своё отношение к уроку.
2. Задание на дом: § 7, вопр. на стр. 28.
Пишут на стикерах:
а) что понравилось на уроке;
б) что было не понятно;
в) предложения
Записывают домашнее задание 1мин.
1 мин. Стикеры
Приложение 1
Вставьте пропущенные слова:
1. С поверхности клетка покрыта…………………
2. Большая часть клетки заполнена полужидким веществом ……………………, в котором есть полости……………….., заполненные клеточным соком, и плотное тельце …………….
3. Окраска растений зависит от присутствия в них …………………
4. Зеленый цвет растений обусловлен наличием………………..
Критерии оценивания:
6 – «5»; 4-5 – «4»; 3 – «3»
Приложение 2
Оценочный лист
Ф.И. учащегося группы Работа с текстом. Критерии:
6 – «5»; 4-5 – «4»; 3 – «3» Работа в группе по составлению
постера
(5 баллов) Защита
постера(5 баллов) Итог
14 –15 бал. – «5»
12 – 13 бал. – «4»
10 – 11 бал. – «3»