План-конспект по биологии Экологические факторы, их значение в жизни организмов

Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Межрегиональный институт повышения квалификации специалистов начального профессионального образования






ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
разработка урока с применением инновационных технологий
на тему:
«Экологические факторы, их значение в жизни организмов»



выполнила: Деревянко Ирина Ивановна, преподаватель
КГАПОУ «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И.Сюзева







Казань, 2016


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Разработка учебного занятия по дисциплине «Биология», предназначенная для проведения занятий обучающихся 1 курса специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания» (отделение СПО) создана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля получаемого профессионального образования.
Данный урок является составляющей частью раздела «Экология» общеобразовательной дисциплины «Биология». Разработка может быть применена для занятий по Биологии и для других специальностей.
Все этапы представленного урока направлены на выполнение поставленной цели с использованием ИКТ, что позволяет усилить мотивацию обучения. Повышению мотивации также способствуют используемые приемы и методы обучения: словесные ( беседа, объяснение, диалог), наглядные (медиаресурсы), творческие, практические и проблемно- поисковые (при решении задач), методы стимулирования и контроля (самооценка, взаимооценка).
На занятии предусмотрены такие виды деятельности обучающихся, как практическая работа с ЦОРами, (работа с текстом, терминами, схемами).
Методикой обучения на данном уроке является развивающее обучение.
Развитие мотивации происходит с помощью создания проблемной ситуации при решении практико-ориентированных задач и акцентом на значимость полученных знаний в будущей профессиональной деятельности.
Речевое развитие - представление презентации своей деятельности, диалог, обсуждения при работе в группах.
Воспитание практической самостоятельности (выполнение заданий, выбор алгоритма действий при выполнении заданий на занятии и при выполнении домашнего задания).
Формы организации учебного процесса: индивидуальная работа, фронтальная и групповая работа.
При выборе домашнего задания учитываются особенности интеллектуального развития, интеллектуальных возможностей учащихся (для более «сильных» - «Эссе на тему «Самый важный фактор», «Описать проблемную ситуацию нашего города», для более «слабых» - «Заполнить таблицу по факторам окружающей среды»).




План-конспект урока

Тема урока: Экологические факторы, их значение в жизни организмов.
Методическая тема: Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках биологии.
Цели урока:
Обучающая: формирование необходимых знаний в области факторов окружающей среды и их влияния на организм.
Воспитывающая: формирование умения работать в группе, вырабатывать общее решение, уважительно относиться к мнению товарищей, способности руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества.
Развивающая: развитие умения устанавливать причинно-следственные связи,  логически мыслить.

Формируемые компетенции:
ПК:
ПК 6.1. Участвовать в планировании основных показателей производства.
ПК 6.2. Планировать выполнение работ исполнителями.
ПК 6.3. Организовывать работу трудового коллектива.
ПК 6.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.
ПК 6.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию .
ОК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.


Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Вид урока: смешанный
Методы обучения: интерактивные методы
Межпредметные связи: экология, биология, информационные технологии,
Внутрипредметные связи:
1. Обеспечивающие темы: «Модификационная изменчивость»
2. Обеспечиваемые темы: «Сообщества и экосистемы», «Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах», «Основные экологические проблемы современности».
Материально-техническое и дидактическое оснащение урока: проекционное оборудование, 4 ноутбука, инструктивные карточки, карточки-задания.
Источники информации: (литература, периодические издания, справочники, интернет-ресурсы):
Беляев Д.К., Бородин П.М., Воронцов Н.Н. и др. / Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М. Биология (базовый уровень). 10-11 кл. [Просвещение].
Гарнов А.П., Краснобаева О.В. Аспекты экологической ответственности хозяйствующих субъектов Российской Федерации: Монография.- М.: ИНФРА-М, 2014.-191с.- (Научная мысль).
Ердаков Л.Н., Чернышева О.Н. Экология: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М,2013. – 360 с.
Разумов В.А. Экология: Учеб. Пособие.-М.: ИНФРА-М,2012.-296с.-(Высшее образовании: Бакалавриат): 97с.
Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. с углубл. Изучением биологии в шк./Л.В.Высоцкая, С.М. Глаголев, Г.М.Дымшиц и др., Под ред. В.К. Шумного и др. - М. Просвещение (ИП) 2001 . – 461с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Группы, задание понятно?
Работа в группах, с использованием ЦОР.
Представление результатов. Коллективное оценивание представленных ответов, выбор наиболее правильного и полного ответа.
Мы с вами рассмотрели основные характеристики экологических факторов, отметили какое влияние они могут оказывать на организмы. Как вы считаете, необходимы ли эти знания для вашей будущей профессиональной деятельности? Почему? Ответ аргументируйте. Заслушиваются ответы обучающихся и педагог подводит к выводу Полученные знания взаимосвязаны с такими проблемами как:
1) техногенные факторы, влияющие на качество продуктов питания;
2) генно-модифицированные продукты;
3) содержание нитратов в пище, как вредных продуктов;
4) радиоактивное загрязнение;
5) обеспечение продовольственной безопасности России.
Методы изложения нового материала:
- демонстрация (показ презентации)
- просмотр фильма и его анализ
- проблемный диалог
- работа с текстом
- пояснения преподавателя наиболее сложных аспектов темы
Методы организации деятельности учащихся:
- частично-поисковый (нахождение нужной информации в тексте, анализ информации)
- диалог
- работа в группах
- сотрудничество
 Критерии определения уровня внимания:
А) - высокий (обучающиеся активны)
- средний (обучающиеся отвлекаются)
- низкий (обучающиеся не заинтересованы)
Б) - воспринимает и понимает то, на что было обращено его внимание
- не воспринимают и не понимают
Методы мотивирования:
- смена видов деятельности
- метод поощрения (преподаватель отмечает правильные ответы, активность обучающихся)
- взаимопроверка
- взаимосвязь с будущей профессиональной деятельностью

4.
Закрепление учебного материала, предполагающее:
постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;















описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.
описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;





Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.


Цель обучающихся: Отработать умения по распознаванию факторов среды и умения аргументировать их влияние на организм.


Цель: Установление осознанности обучающимися нового материала, решение поставленных задач на основе учебного материала
Задачи:
- проверка полноты, глубин и осознанности усвоения новых знаний.
- установить выявленные пробелы
- отработка модели решения практических (проблемных) задач
Каждая группа получает карточку с проблемной задачей. Вам необходимо предложить одно из возможных решений, предложенной задачи.
Группы получают карточки, где кроме проблемной задачи указаны и критерии оценивания (Приложение 3).
(обучающиеся выполняют задания)
Методы достижения поставленной цели:
- решение проблемных задач
- анализ результатов по критериям



Критерии степени усвоения нового материала:
- понимание терминов,
- умение определять факторы среды и их взаимосвязи,
- умение находить проявление факторов в тексте
- умение применять новые знания при выполнении заданий
Методы реагирования:
- повторное объяснение материала с акцентом на личностный опыт обучающихся
- взаимопомощь обучающихся
- консультирование преподавателя при выполнении заданий

5.
Задание на дом, включающее:
постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);




определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.
Цель для обучающихся: усвоить новые понятия, уметь приводить примеры с анализом
Перед вами несколько вариантов домашнего задания:
Эссе на тему «Самый важный фактор»
Описать проблемную ситуацию нашего города
Заполнить таблицу по факторам окружающей среды.
Цель преподавателя: Дальнейшее развитие знаний и подготовка к последующему обучению
Критерии успешного выполнения домашнего задания:
- обучающиеся выбрали домашнее задание с учетом их возможностей
- выучены термины и понятия по изученной теме
- в тексте домашнего задания (№1 и №2) использованы термины по изученной теме, правильно приведены примеры
- показана связь с жизнью

6.
Рефлексия
Цель обучающихся: осмысление процесса, способов и результатов мыслительной работы, практических действий. 
Цель педагога: развитие умений фиксировать результаты, выстраивать смысловую цепочку, сравнивать способы и методы свои с другими.
1 Упражнение «Плюс-минус-интересно» (автор Эдвард де Боно)
В графу «П» - «плюс» записывается (озвучивается) все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению обучающегося, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным или информация, которая, по мнению обучающегося, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» - «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
2 упражнение. Самооценка (подсчитывание результатов по листу оценивания своей активности и качества своей работы)















Приложение 2.
Карточки-задания.

1 группа. Используя ЦОР, выполните в тетради задания:
Задание №1. Приведите примеры взаимодействия двух абиотических факторов.
Задание №2. Приведите два примера адаптивных модификаций у животных и растений. Приспособлениями к каким факторам они являются?

2 группа. Используя ЦОР, выполните в тетради задания:
Задание №1. Приведите примеры взаимодействия абиотического и биотического факторов.
Задание №2. Приведите два примера адаптивных модификаций у животных и растений. Приспособлениями к каким факторам они являются?

3 группа. Используя ЦОР, выполните в тетради задания:
Задание №1. Приведите примеры двух биотических факторов.
Задание №2. Приведите два примера адаптивных модификаций у животных и растений. Приспособлениями к каким факторам они являются?

4 группа. Используя ЦОР, выполните в тетради задания:
Задание №1. Приведите примеры взаимодействия биотического и антропогенного факторов.
Задание №2. Приведите два примера адаптивных модификаций у животных и растений. Приспособлениями к каким факторам они являются?




Приложение 3.
Проблемная задача.
Вам предложили интересную, хорошо оплачиваемую работу эколога с предоставлением жилья для вашей семьи в одном из городов крайнего севера. Изучая информацию о месте будущего места жительства вашей семьи, Вы обнаружили, что количество злокачественных опухолей у коренного населения этого города заметно выше среднего. Какие действия вы собираетесь предпринять? Ответ обоснуйте.
Критерии оценивания:
- описаны возможные причины злокачественных опухолей у коренного населения (радиация, однообразное питание)
- описан механизм причины (попадание и накопление радиоактивных веществ по цепи питания, местное население в основном питается олениной)
- составлена цепь питания
- использованы основные термины изучаемой темы (экологические факторы, абиотические, биотические и антропогенные факторы, условия и ресурсы), термины из курса основной школы (цепи питания, производители/продуценты, потребители/консументы, разрушители/редуценты).


њђ Заголовок 215