Проект урока: Среда обитания организмов. Факторы среды
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Карповская средняя общеобразовательная школа»
Уренского муниципального района Нижегородской области
Проект урока
Среда обитания организмов.
Факторы среды.
Выполнила
Учитель биологии Синцова Т.А.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
I Этап подготовительный
II Этап водно - мотивационный
Этап операционноо – опознавательный
1. Постановка цели
2. Актуализация знаний
Постановка проблемы
3. Введение новых знаний
4.Первичное обобщение
Основополагающий вопрос /элементы презентации учителя/.
5. Введение новых знаний в систему знаний учащихся
/рассказ учителя/
Отрывок диафильма
«Вода – это самое драгоценное ископаемое Это живая кровь, которая создает жизнь там, где ее не было».
А.Карпинский.
6. Закрепление нового материала (подбор терминов на осмысление)
7. Обобщение и систематизация знаний
8. Контроль и самопроверка знаний
9. Подведение итогов занятия
10. Релаксация
11. Информация о д/з, инструктаж по его выполнению
Учитель приветствует учащихся предлагает настроится на урок. «цепочка» учитель берёт учащихся за руку по сигналу засекает время тот соседа и так далее, затем в конце урока повторяет приём (отрезок времени уменьшается)
Настраиваясь на работу, учитель предлагает «сходить в поход» в стенах классной комнаты.
- Что нового и необычного вы сегодня заметили
- Ребята а для чего нам путешествия?
- Зачем знать?
- Путешествуя сегодня на уроке мы составили схемы и карты для дальнейшего странствия по дорогам «знаний»
Структура восприятия нового материала. Сегодня необходимо узнать, что такое: среда обитания, среда обитания организмов, экологические факторы среды, а так же иметь представление о влиянии факторов неживой природы на живой организм.
-Ребята, вы уже слышали выражение «среда обитания»?
-А как вы думаете, можно ли по внешнему виду определить, где живет организм?
-Я вам предлагаю составить кластер из имеющихся в конверте слов и рисунков.
Учитель осуществляет индивидуальный контроль, предлагает проверить полученные схемы.
-Что же такое среда обитания?
-Найдите в учебнике на странице 156 определение и запишите в тетради №2 задание №113 стр.43.
-Мир, в котором мы живем «общим домом» назовем? / природой/.
-О какой части природы идет речь?
-О какой еще мы с вами говорили ?
-Давайте попытаемся рассмотреть подробнее эти части природы. Начнем с неживой природы.
- Ребята, вспомните, что равнины, холмы, горы, вся поверхность суши и толща Земли состоят из горных пород, поэтому они в .. повсеместно и слагают тело Земли. Образование почвы началось только с появлением живых организмов на Земле. Состав почвы очень разнообразен.
- Какие компоненты почвенной среды выделим?
Рассмотрим следующую среду обитания – вода.
- Является ли вода составной частью живых организмов?
- С раннего детства вы наблюдаете разные явления в природе, какие?
1т. стали- 25 т. воды,
1 т. пшеницы – 1,5 тыс. т.
1 т. риса – 500 т.
1т. хлопка- 10 тыс.т.
-воздух вокруг нас везде
-Атмосфера
- Кто помнит состав воздуха?
- Какие процессы жизненно важные протекают с помощью воздуха?
-Что такое ветер?
-Как люди ис
А сейчас о каком компоненте пойдет речь?
- Указать слова - хлорофилл, фотосинтез
Ребята мы с вами выделили несколько факторов компонентов среды, которые оказывают воздействие на живые организмы. Рассмотрели и записали
компоненты среды, которые относятся к экологическим факторам неживой природы. А что же мы отнесём к экологическим факторам живой природы
Предлагаю выбрать основные царства.
Давайте все вместе, используя картинки учебника стр. 160-161, используя живые растения, гербарий, рассмотрим влияние факторов неживой природы на организмы.
Молодцы ребята! У нас получилась занимательная карта-схема. Ребята почаще сидите за страницами учебника и узнайте много нового. Проговаривайте новые понятия и выводы урока.
Что такое среда обитания? (часть природы в которой живёт организм)
что такое экологические факторы? (это компоненты среды, которые оказывают воздействие на организмы)
что относится к абиотическим, биотическим, антропогенным факторам? (тепло влажность и др.)
Благодаря какому процессу растения накапливают органические вещества? (фотосинтез)
Что является причиной осенней линьки у птиц? (уменьшение длины светового дня)
Тест
Оценки за урок
Цепочка (лёгкая музыка)
Объясняет содержание и способы выполнения д/з
Детям нравится этот приём (любят дотрагиваться друг до друга, чувствовать себя единой командой)
Дети говорят, что появились река, животные, птицы в воздухе
- чтобы что-то узнать
- правильно испытать
Дети в тетрадях записывают число, тему урока.
(Среда обитания, экологческие факторы среды)
-слышали
-можно
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Дети сравнивают схему
-Среда обитания – часть природы, в которой живут организмы
Ученик читает отрывок стихов:
Мир в котором мы живем.
.
Птицы, рыбы и кроты и конечно я и ты!
-живой
-неживой
Ученик д-т п-р
Рассказ ученицы Ладошкиной А.
Рассказ ученика Смирнова Д.
состав
почва
плородие
рассказ Шалаева Д
рассказ Пчёловой Н
рассказ Зориной М
растительность
!!! вода часть органов
Состояние
Рассказ Матыцина В
Рассказ Шалаева Д
Рассказ Смирнова Д
Рассказ Шерстиперстова С
атмосфера
!!!воздух состав
полёты ветер
- свет, тепло, температура (демонстрация опыта пеларгония)
Называют определения, записывают
Демонстрация буклета
устно
заполнили таблицу
Самооценка
Получение учащимися информации о реальных результатах
Записывают в дневник. Задают вопросы на понимание задания на дом.
С.О.
В
ЖО
П
НВ