Ассоциативные метафорические карты в работе школьного психолога
Ассоциативные метафорические карты Автор: педагог-психолог «МБОУ «Лицей 3»Гогохия Инга Нодарьевна История метафорических ассоциативных карт Первая колода карт была создана в 1975 году Эли Раманом, канадским профессором искусствоведения.В 1983 году Эли Раман познакомился с Моритцом Эгетмейером, который разглядел в картах «О» столь долго искомый инструмент, с помощью которого можно было бы подтолкнуть клиента к откровенному разговору о себе и своих проблемах. Психотерапевт Джо Шлихтер разработал правила и принципы использования карт как психологического инструмента.Первые карты «О» появились в Германии в 1985 году. Метафорические каты Еще их называют ассоциативными, т.к. они вызывают ассоциации, благодаря которым человек проживает еще раз свою историю, актуализирует проблему, проективными (человек видит в карте именно то, что он хочет видеть, то, что эмоционально отзывается в нем), терапевтическими. «Мы смотрим на картинку, и слова и образы сами приходят на ум. И мы поражены, потому что они попадают сразу в самую суть, открывают самое сокровенное и запрятанное, проскальзывая сквозь все границы и защиты. Это чудо. Это удивительно. Но удивительно и то, что разные люди дают совершенно разные интерпретации одних и тех же карт» Моритц Егетмейер Диапазон применения карт Коммуникационные игры и тренингиСоздание положительной (то есть безопасной) обстановки, в которой может осуществляться коммуникация, обмен мнениями без оценочных сужденийРазвитие интереса к самоизучению и саморазвитиюАктуализация личностного ростаКоррекция и терапия межличностных отношенийТерапия детско-родительских отношенийПреодоление кризиса и исцеления от последствий травмыПомощь в разрешении конфликтовпомощь в преодолении стрессовПроработка и терапия страховРазвитие творческого потенциала и поиска ресурсного состоянияРабота с линией времени, моделирование и исследование любых процессов в прошлом и будущем Преимущества работы с картами Обход рационального мышленияПомощь в создании диалога между внешним и внутренним миромКарты/образы помогают выразить, сформулировать и конкретизировать событияКарты/образы дают возможность для ассоциаций и проекцииЛегкий доступ к бессознательному материалуСоздается безопасная обстановка, т.к. клиент сам контролирует глубину личной информацииЛюди не умеющие говорить о чувствах, могут говорить о том, что нарисованоДиагностика и терапия сразу Основные правила работы с картами Карты могут выбираться произвольно, открыто.Карты могут выбираться вслепую, наугад, когда они перевернуты и клиент не видит изображения.Можно отсортировывать любые карты, которые по любой причине посчитаются неподходящими.Каждый может поменять выбранную карту или пропустить ход без объяснения причин.Не обязательно быть буквальным в интерпретации карты. Изображение на ней может рассматриваться как символ или метафора.Воздерживаться от интерпретации или реинтерпретации карты другого человека. «Кто не знает, куда идет, очень удивится, что попал не туда…» Марк Твен Пути-дороги.Метафора жизненного пути. Пути-дороги.Метафора жизненного пути. «Кондуктор, нажми на тормоза».«Выхожу один я на дорогу».«Если с другом вышел в путь…».«Эх, дороги, пыль да туман…».«Длинной-длинной серой нитью пройденных дорог штопаем ранения души».«Перекресток семи дорог – жизнь моя».«Я покидаю отчий дом…».«Вот – новый поворот».«Если долго-долго-долго, если долго по дорожке, если долго по тропинке ехать, прыгать и бежать…». Пути-дороги. Пути-дороги. Пути-дороги. Цель упражнения Создание условий для самореализации, постановка жизненных целей. Развитие способности концентрации на своей цели. Я- профессионал Из карт, лежащих рубашками вверх, выберите вслепую одну карту и ответьте на вопрос: Был ли на вашем жизненном пути участок, подобный изображенному на карте? Куда вас привела дорога на том этапе? Кто сопровождал вас тогда?Выберите две карты открыто: Я в профессии - в начале пути, Я, каким мне хотелось бы быть в профессии.Расскажите, почему именно эти карты и что для вас важно на каждом из этапов. Рефлексия "ТЕЛЕГРАММА" Заполнить бланк телеграммы."Что вы думаете о прошедшем занятии? Что было для вас важным? Чему вы научились? Что вам понравилось? Что осталось неясным? В каком направлении нам стоит продвигаться дальше? Напишите мне, пожалуйста, об этом короткое послание – телеграмму из 11 слов. Пример Телеграммы Нахожусь в Антарктиде тчк очень холодно тчк сейчас зима тчк -800С тчк тяжело дышать тчк кругом снег зпт лед тчк вижу пингвинов зпт тюленей зпт морских слонов тчк Метафорические карты — удивительный инструмент. Мощный, ресурсный, вдохновляющий и открывающий новые грани. Попробуйте карты в работе! И вы увидите, что решения могут даваться легко, а задачи решатся — играючи.Спасибо за внимание!