Тематический план по ОП 04 Ботаника с основами физиологии растений
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШЕБЕКИНСКИЙ АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ РЕМЕСЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
Рабочая программа
учебной дисциплины
«БОТАНИКА
С ОСНОВАМИ ФИЗИОЛОГИИ РАСТЕНИЙ»
2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.12. Садово-парковое и ландшафтное строительство.
РАССМОТРЕННО: УТВЕРЖДАЮ:
На заседании ПЦК Директор ОГАОУСПО ШАРТ
протокол № 1 от 29.08. 2014г Приказ № 296 от 30.08. 2014 г
Председатель
___________ Гревцева Е.Н. _____________Гиль Е.Г.
Организация – разработчик:
ОГА ОУ СПО ШАРТ
Разработчик:
О.Г. Мурадова О.Г.- преподаватель ОГАОУ СПО ШАРТ
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
3. условия реализации учебной дисциплины
13
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
14
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Ботаника с основами физиологии растений
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство».
Рабочая программа учебной дисциплине может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке по профессии
17531 Рабочий зеленого хозяйства
18103Садовник
19524 Цветовод.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- классифицировать растения;
- определять растения по определителю.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- классификацию растений;
- строение растительной клетки и тканей;
- морфологические и анатомические особенности растений;
- физиологию растений, их размножение.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 75 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 50 часов;
самостоятельной работы обучающегося 25 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 75
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 50
в том числе: лабораторные работы 10
практические занятия 8
контрольные работы 2
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 25
в том числе: - работа с дополнительной литературой в Интернете 5
-систематическая проработка конспектов лекций, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем; 7
-подготовка и оформление отчетов по лабораторным работам и практическим занятиям по рекомендациям преподавателя 5
-подготовка к контрольным работам, промежуточной аттестации 2
-выполнение презентаций по темам
Морфология растений.
Сущность и значение фотосинтеза
Поглощение воды из почвы и ее радиальный транспорт.
Водоросли. Грибы. Лишайники.
Мхи. Плауновидные. Папоротниковидные.
Семейства: крапивные, мальвовые, молочайные, крушиновые, валериановые, норичниковые. 6
Промежуточная аттестация в форме зачета
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины « Ботаника с основами физиологии растений»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов. Уровень освоения
1 2 3 4
Тема 1. Введение. Ботаника как естественная наука Определение ботаники как науки. Цели и задачи изучения ботаники. Разделы ботаники. 1 1
Раздел I. Морфология растений. 11 Глава 1. Вегетативные органы растений. 4 Тема 2. Морфология корня. Функции. Периоды онтогенеза у семенных растений. Анатомия корня. Корневые системы. Первичное строение. Вторичное строение. Боковые корни. Метаморфозы корня. Корень однодольных, двудольных растений. 1 1
Тема 3. Побег и его части. Стебель. Функции и приспособительные формы стебля травянистых растений. Типы ветвления стебля. Побег и его части. Строение и типы почек Продольная структура побега. Жизненные формы. Ветвление побега: дихотомическое и пазушное. 1 1
Тема 4. Лист: функции, морфология, анатомия. Метаморфозы Функции, морфология, анатомия листа покрытосеменных растений. Лист голосеменных растений. Ксероморфные листья. Листья эпифитов. 1 1
Тема 5. Жизненные формы растений. Система классификации жизненных форм. 1 1
Самостоятельная работа обучающихся: -
-систематическая проработка конспектов лекций, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, составленным преподавателем;
- работа с дополнительной литературой в Интернете
-подготовка презентации на тему: Морфология растений. 1
1
1 Глава 2. Размножение растений 7 Тема 6. Размножение растений: бесполое, половое Способы вегетативного размножения. Культуры тканей и клеток. Собственно бесполое размножение 1 1
Тема 7. Цветок. Происхождение, функции и морфология Цветок. Его происхождение. Функции. Морфология. Соцветия. 1 1
Тема 8. Закономерности строения цветков Правило кратных отношений. Правило чередования кругов 1 1
Тема 9. Соцветия Классификация ветвления общего цветоноса и последовательности образования цветков соцветия. 1 1
Тема 10. Опыление, его типы Опыление. Основные типы опыления. Гибридизация. Энтомофилия. Анемофилия. Клейстогамия. 1 1
Тема 11. Семя. Происхождение, строение и функции его частей Строение семени. Классификация групп растений по сочетанию скорости прорастания и длительности сохранения всхожести. 1 1
Тема 12. Плоды, их строение и функции Классификация плодов по признакам морфологии 1 1
Самостоятельная работа обучающихся: -систематическая проработка конспектов лекций, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, составленным преподавателем;
- работа с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами 2
2 Раздел II. Анатомия растений 6 Глава 3. Клетка. 2 Тема 13. Клетка. Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические типы клеток. Состав протопласта клетки. Строение клеточных мембран 1 1
Тема 14. Протопласт клетки и органеллы. Деление ядра клетки. Основные типы пластид. Органеллы клетки 1 1
Самостоятельная работа обучающихся:
- работа с дополнительной литературой, Интернет-ресурсами
1 Глава 4. Оболочка клетки 1 Тема 15. Состав и строение оболочки клетки. Формирование клеточной оболочки. Поры клеточной оболочки. Межклетники 1 1
Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов лекций, учебной и специальной литературы по вопросам, составленным преподавателем. 1 Глава 5. Растительные ткани. 2 Тема 16. Характеристика, классификация растительных тканей. Общие понятия о тканях. Апикальная меристема побега, корня. Латеральные, интеркалярные, раневые меристемы. Характеристика покровных, проводящих, механических, выделительных тканей. 1 1
Тема 17. Контрольная работа №1 1 3
Самостоятельная работа обучающихся:
-подготовка к контрольной работе 1 Глава 6. Органы растений 1 Тема 18. Тканевое строение стебля, листа, корня Внутреннее строение стебля, голосеменных, двудольных древесных растений. Внутреннее строение древесины. Возрастные изменения древесины. Лист покрытосеменных, голосеменных растений. Внутреннее строение корня однодольных, травянистых двудольных, многолетних двудольных древесных растений. 1 1
Раздел III. Физиология растений 6 Глава 7. Основы физиологии растительной клетки 2 Тема 19. Химический состав клетки Белок. Нуклеиновые кислоты. Липиды. Углеводы. Лигнин. Витамины. АТФ. 1 1
Тема 20. Мембраны клетки - основа для осуществления физиологических процессов. Мембраны - основа внутренней организации клетки. Поглощение питательных веществ. Поглощение воды клеткой. Регуляция обмена веществ и энергии в клетке 1 1
Самостоятельная работа:
проработка конспектов лекций, учебной и специальной литературы по вопросам, составленным преподавателем.
1 Глава 8. Процессы ассимиляции и диссимиляции в растениях 2 Тема 21. Сущность и значение фотосинтеза. Влияние внешних факторов на ассимиляцию углерода, ход фотосинтеза. Материальная база фотосинтеза. Химизм и энергетика фотосинтеза. Влияние внутренних и внешних факторов на фотосинтез 1 1
Тема 22. Процесс дыхания и его значение для растений Химизм и энергетика дыхания. Зависимость дыхания от внутренних факторов. Экологические аспекты дыхания 1 1
Самостоятельная работа:
проработка конспектов лекций, учебной и специальной литературы по вопросам, составленным преподавателем.
- подготовка презентации на тему: «Сущность и значение фотосинтеза» 1
1 Глава 9. Водный режим растений 1 Тема 23. Значение воды в жизни растений. Движение воды в растении. Транспирация Значение воды в жизни растений. Поглощение воды из почвы и ее радиальный транспорт. Движение воды в растении. Транспирация. 1 1
Самостоятельная работа
подготовка презентации на тему: « Поглощение воды из почвы и ее радиальный транспорт» 1 Глава 10. Рост и развитие растений 1 Тема 24. Рост и развитие растений Рост растений. Регуляторы роста.. Основные закономерности роста. Движение растений.. Влияние внешних условий на рост. Развитие растений 1 1
Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов лекций, учебной и специальной литературы по вопросам, составленным преподавателем. 1 Раздел IV. Систематика растений 7 Глава 11. Введение в систематику 4 Тема 25. Филогенетические системы и методы систематики растений Методы исследования при создании филогенетической системы. Таксономические единицы в систематике и принципы классификации. Таксономические категории. Ботаническая номенклатура. Бинарная номенклатура. 1 1
Тема 26. Царство Дробянки. Царство Грибы. Отдел Лишайники. Автотрофы Царство Дробянки – (Mychota.) Царство Грибы. Царство Грибы. Mycota, или Fungi. Царство Отдел лишайники – Lichenophyta.Отдел Бактерии.–Bacteria. Автотрофы. Общая характеристика. Значение бактерий
1 1
Тема 27. Царство Растения. Общая характеристика. Размножение и цикл развития. Отдел Зеленые водоросли. Размножение водорослей. Значение водорослей. Подцарство Высшие растения– Plantae- Cormobiota. Споровые (несеменные) растения: отдел Мхи, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидые. Цикл развития, распространение, значение водорослей, хвощей. папоротников. Индикаторы различных типов почв. 1 1
Тема 28. Семенные растения Общая характеристика отдела. Цикл развития покрытосеменных растений. Отдел Голосеменные, или Сосновые, - Gymnospermae, или Pinophyta. Семейство Сосновые – Pinaceae. Семейство Кипарисовые. Класс Гинкговые. Класс Хвойные. Особенности цикла развития. Род Ель. Род Пихта. Род Лиственница. Род Сосна. Род Можжевельник. 1 1
Самостоятельная работа: -работа с дополнительной литературой в Интернете
- подготовка презентации на тему: Мхи. Плауновидные. Папоротниковидные.
Водоросли. Грибы. Лишайники. 1
2 Глава 12. Систематика покрытосеменных 3 Тема 29. История систематики. Класс Двудольные История систематики. Класс Двудольные - Magnoliopsida или Dicotyledones. Порядок Лютикоцветные Ranunculales. Семейство Лютиковые- Ranunculaceae. Подкласс Ранункулиды
Подкласс Гвоздичные, Подкласс Диллениевые – Dilleniidae. Семейство Вересковые.Семейство Грушанковые.Семейство Гвоздичные. Семейство Маревые. Семейство Гречишные.Представители семейства. Места обитания. 1 1
Тема 30 Контрольная работа № 2 1 3
Тема 31. Класс Однодольные. Класс Однодольные- Liliopsida. Порядок Лилиецветные- Liliales. Семейства: Лилейные, Ландышевые. Прядок Ситникоцветные- Juncales. Семейство- Ситниковые, Порядок Осокоцветные - Cyperales. Семейство Осоковые. Порядок Мятликоцветные- Poales. Семейство Мятликовые. 1 1
Самостоятельная работа обучающихся:
- подготовка к контрольной работе
- подготовка презентации на тему: «Семейства: Крапивные, Мальвовые, Молочайные, Крушиновые, Валериановые, Норичниковые » 1
1
Лабораторные и практические работы 18 Тема 32-33 Практическая работа №1: «Определение типов корней и корневых систем» 2 2
Тема 34-35 Практическая работа № 2: «Типы стеблей по поперечному сечению и положению в пространстве» 2 2
Тема 36-37 Практическая работа № 3: « Изучение простых листьев с расчлененной листовой пластинкой» 2 2
Тема 38-39 Практическая работа № 4: «Вегетативное размножение растений» 2 2
Тема 40-41 Лабораторная работа № 5: «Многообразие соцветий цветковых растений» 2 2
Тема 42-43 Лабораторная работа № 6: «Изучение типов плодов и семян» 2 2
Тема 44-45 Лабораторная работа № 7: «Производные протопласта. Деление ядра клетки» 2 2
Тема 46-47 Лабораторная работа № 8: «Минеральное питание растений» 2 2
Тема 48-49 Лабораторная работа № 9: «Многообразие покрытосеменных растений» 2 2
Тема 50 Зачет 1 3
Самостоятельная работа: проработка конспектов лекций, учебной и специальной литературы по вопросам, составленным преподавателем.
- оформление отчетов по лабораторным и практическим работам 5 Итого Часов 50 Самостоятельная работа 25 Всего 75 3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета .
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебная доска;
-экран
Технические средства обучения:
- компьютер, мультимедиапроектор, звуковые колонки.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
учебник:
А.С. Радионова Ботаника М., ИЦ Академия, 2012
Л.В. Шумакова Л.В. Ботаника и физиология растений М.ИЦ Академия 2012
Дополнительные источники:
Н.Д. Алехина, Ю.В. Балнокин и др. Физиология растений М., ИЦ Академия 2007, 633с
П. Зитте, Э.В. Вайлер и др. Ботаника/ клеточная биология. Анатомия. Морфология/ М., ИЦ Академия, 2007, 365с
П. Зитте, Э.В. Вайлер и др. Ботаника/ Физиология растений/М., ИЦ Академия, 2008, 495с
В.Б. Иванов Практикум о физиологии растений М., ИЦ Академия, 2004, 139с
Электронные ресурсы:
http://t-fakt.ru/10-samyih-neobyichnyih-tsvetov-mira
http://biouroki.ru/guide/botanika/
http://by.bizorg.su/referaty-r/p1513313-referaty-kontrolynye-raboty-po-botanike
http://worldofschool.ru/biologiya/stati/botanika/obshhie-temy/razdely-botaniki
referat.day.az/scholar&search?query=ботаника
zoomet.ru/metod_sreda.htm
wap.mycoweb.borda.ru/?1-0-0-00000629-000-220-0
bio.sfu-kras.ru/files/1839_Konspekt_lekcii_Fiziologiya_rastenii.pdf
https://books.google.ru/books?id=IUmLZF_7nXkC
www.twirpx.com › ... › Физиология растений › Лекции
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных, практических занятий, контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, домашних заданий,
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2
Умения:
-классифицировать растения;
-определять растения по определителю практические занятия.
лабораторные работы
Знания:
-классификация растений;
-строение растительной клетки и тканей;
-морфологические и анатомические особенности растений;
-физиология растений, их размножение. контрольные работы, самостоятельная работа обучающихся,
устный опрос
зачет