Открытый урок по русской литературе в 9 классе
Урок литературы в 9 классе.
Дата_______№ урока_____
Тема урока: Вн.чтениеО.Бальзак «Гобсек» ( «Власть денег над человеком»)
Цель урока: помочь ученикам осознать идейно-художественное содержание произведения;
Задачи:
развивать навыки работы с текстом, его комментирование, выделение главного и деталей;
формировать умение аргументировать свои утверждения;
воспитывать положительное отношение к общечеловеческим моральным ценностям.
Тип урока: изучение нового материала
Вид деятельности учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийная установка,
Ход урока.
1.Организационный момент. Приветствие. Психологическая мобилизация.(1 мин)
Этап вызова.
Создание проблемной ситуации. Метод «Микрофон».(1 мин)
- хочется ли вам быть богатыми людьми? (ДА) (Ну, вопрос почти риторический)
-Сколько вам нужно денег?
-А хотите чтобы их было больше?
-Когда будете зарабатывать, сколько вам нужно денег для полного счастья?(например,миллион)
2) Задание группам.(3 мин)
Предлагаю потратить миллион , времени 1 минута. (При зачитывании результатов последующей группы то, что было уже названо, не озвучивается).
Сейчас вы с удовольствием тратили пусть виртуальные , но все же деньги ; и не спросили, и не задумались, а откуда взялся этот миллион : честным или нечестным путем он был заработан.
Я думаю ,вы догадались, о чем пойдет сегодня разговор. Сформулируйте тему урока.(о деньгах, об их власти над душами людскими).
Итак, тема нашего урока: «Власть денег над человеком» ( по повести О.Бальзака «Гобсек» Слайд 1( тема урока и фотография Бальзака)
3)Продолжите предложения: (1 мин) Слайд №2
Сегодня на уроке мы познакомимся с повестью….., будем анализировать образ главного героя……., характеризоватьего поступки…… . Молодцы. Вот вы и сформулировали задачи урока.
Слово учителя. Одна из вечных проблем, которую пытается разрешить человечество- это власть денег над человеком. Золото притягивало людей , принося страдания, совершая преступления, войны. За золото можно получить все: власть, богатство. Эту проблему поднимали многие писатели ,художники.
Слайд №3
4) Узнаете ли вы персонажей классической литературы? Назовите произведения и авторов :
Плюшкин, Скупой рыцарь,Коробочка, ……………….?
-Что их объединяет?
Слайд 3 по щелчку(портрет Гобсека)
5)Работа с портретом Гобсека.
Вглядитесь в портрет этого героя. Что вы можете сказать о характере этого человека?
Вывод: это портрет главного героя повести Бальзака «Гобсек»
Вывод: Всех этих героев объединяет жадность к богатству, наживе любым способом, не гнушаясь и преступными. Часто смешные (показаны в комедиях), часто жестокие, ведь из-за них страдают другие. Но у каждого из героев – своя индивидуальная история.
Главный герой повести — миллионер-ростовщик — один из властителей новой Франции.
О РОСТОВЩИКАХ
Сегодня мы не случайно работаем над этой темой ,т.к. она созвучна нашему времени.Мы живем в эпоху накопления капитала, поэтому будем рассуждать о герое, для которого главным стала нажива, который имеет миллионы, но прозябает в нищете.
Слайд №4
Что такое ростовщичество? (индивидуальное сообщение учащегося о ростовщичестве)-отдача капитала в ссуду за непомерно высокое вознаграждение, используя тяжелые условия заемщика.
Сегодня на уроке мы познакомимся с человеком, который имел много денег и хотел их все больше и больше. Но счастлив ли он? Вы догадались, о ком я говорю? Гобсек.Главный герой повести — миллионер-ростовщик — один из властителей новой Франции. Золото стало для него самой целью и содержанием всей жизни, постепенно вытеснив из его души все положительные начала, которые, возможно, могли бы проявиться при других обстоятельствах. Давая деньги в долг под невероятно большие проценты, ростовщик откровенно грабил людей, бессовестно пользуясь их бедственным положением, крайней нуждой и полной зависимостью от него. Черствый, бездушный, он стал уже даже не просто жестоким человеком, а «человеком-автоматом», «человеком-векселем».
Слайд №5 Париж , музыка
6.Игра «Подслушанный разговор»
Представьте себе, что вы оказались а Париже, идете по улице де Гре. Здесь живет Гобсек. Прислушайтесь внимательно к тому, что говорят о нем.
Слайд № Улица Парижа, французская песня, голоса.
1.Барсуков: О, его образ очень сложен и противоречив.В нем живут два существа: скряга и философ, подлое существо и возвышенное.
2.Катикеева: А вы что-нибудь знаете о его прошлом?
3.Токачева: По-моему, он был корсаром и избороздил все моря и океаны, торговал людьми и государственными тайнами.
4.Утебекова :Его жизнь полна загадок.
5.Пасальский: Откуда истоки его несметного богатства?
6.Ботаспаева: это личность исключительная, сильная, наделенная глубоким философским складом ума.
7.Шидербаев:Вы знаете, что он может подмечать мелкие детали!
8.Смоляницкий: Но зато как судит о мире , жизни и человеке!
9.Габитова: Однако, к сожалению, направляет свой ум и проницательность в неправильное русло!
10. Карпова:Золото, золото! Вот чему поклоняется!!!!
11.Смоляницкий: себя с Господом Богом сравнивает!!!!!
7.Ролевая игра. Встреча с Гобсеком. Вам было дано домашнее задание: подготовить вопросы Гобсеку.
По-моему , вам очень повезло: вам предоставляется возможность самим задать вопросы главному герою. Вы готовы? (ДА)
-Почему вы выбрали профессию ростовщика?
- Почему вы скрываете свое богатство?
-Каковы ваши развлечения?
-Во что вы верите?
-Что вы больше всего цените в людях?
-Зачем Вам деньги? Ведь вы не тратите их ни на себя ни на других?
-Чувствовали ли Вы себя счастливым и помогли ли деньги Вам в этом?
Вывод: а принесли ли счастье деньги герою, мы узнаем, проведем мини-исследование истории жизни этого героя.
8.Этап реализации. Работа в группах.
Проведем мини-исследование истории жизни этого героя.
Предлагаю исследовать :1 группа – Как разбогател Гобсек?
Скупал краденое, как с семейными бриллиантами де Ресто, занимался спекуляцией картинами старых мастеров и всем, что несли должники. Брал взятки от бывших плантаторов Гаити..Дает деньги под большой залог,экономит на всем-на пище, на помещении, на дровах, бегает по всему Парижу, жалеет деньги на извозчика и на помощников.
2 группа- Жертвы Гобсека.( История семьи де Ресто)
3 группа- Люди, которым помог Гобсек (Фанни,сыну де Ресто, Дервилю)
4 группа- Смерть Гобсека (одиночество, деньги не спасают, бессмысленно Вывод: Проследив историю жизни Гобсека, мы увидели в его образе противоречия. Чтобы окончательно поставить точку, давайте обратимся к его жизненным принципам. А вы прокомментируйте их, приводя 2
аргумента «за» и 2 аргумента «против» .9.Работа в группах «Бортовой журнал»
1 группа.
«Вот поживете с моё, узнаете, что из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это…(золото)»
1 не зависим 1Можно потерять друзей
2средство существования 2Несешь беду и разорение др. людям
3Стабильность 3Душевное неспокойствие2 группа.
«Лучше самому давить, чем позволять, чтобы тебя …(давили)».
1Лучшая защита-нападение 1Противоречит моральным принципам
2Не ждать, пока тебя раздавят 2Может вернуться бумерангом
3 ………………………………………………… 3………………………………………………………
3 группа.
«Человек везде одинаков: везде идет борьба между …(бедными и богатыми)»
1Эта борьба неизбежна., так 1эти деньги заработаны нечестно
2Никто капитал отдавать не хочет 2Можно стать бедным в результате обстоятельств
3Каждый действует в меру своего ума и способностей 3……………………………………………………………………….
4 группа.
« Я достаточно богат, чтобы покупать человеческую …(совесть)»
1Деньгами можно заткнуть рот любому 1Проблема с законом человеческим, уголовным
2Теряют человеческий облик,организу 2Совесть-это Бог внутри нас
ют эабастовки, предвыборные кампании 3………………………………………………………………………………
3…………………………………………………………………
Для охраны своего добра богачи избрали трибуналы, судей, гильотину. Бояться потерять деньги, с ними теряют власть.
1 группа. Как разбогател Гобсек?
Сам он грязными способами сколотил себе миллионы. Он скупал краденое, как сделал с семейными бриллиантами графини де Ресто. Он занимался спекуляцией картинами старых мастеров и всем, что ему несли должники. Он брал взятки от бывших плантаторов Гаити при ликвидации их имущества. А эти загадочные 20 лет в Ост-Индии, где Гобсек богател и разорялся, и последующие годы, когда он, по предположению Дервиля, "торговал бриллиантами или людьми, женщинами или государственными тайнами".
2 группа. Жертвы Гобсека.
3 группа Кому помог Гобсек.
4 группа. Смерть Гобсека.
Большое впечатление производит последняя картина, нарисованная Бальзаком в "Гобсеке": "Утаенную картину увидели бы мы, если б могли заглянуть в души наследников, обступающих смертное ложе. Сколько тут козней, расчетов, злостных ухищрений — и все из-за денег".
Автор завершает свой рассказ о жизни и смерти ростовщика абсолютно закономерной сценой – описанием его богатства. Это описание достойно кисти фламандских живописцев, подобно тому, как образ самого Гобсека “достоин кисти Рембрандта”.
И все-таки итог жизни героя плачевен. Мы вслед за Дервилем можем лишь пожалеть старика, который поставил на карту своей алчности все ценности мира: дружбу, любовь близких, благополучное существование. Итог жизни старика не утешителен: все нажитое им добро пришло в негодность или осталось невостребованным.
О чем я задумался, прочитав повесть «Гобсек»?
Оценивание. Заполнение карты самооценивания.
Завершая наш урок, мы должны ответить на самый главный вопрос:Можно ли оставаться человеком, имея деньги?
Какие мысли Гобсека вы считаете актуальными и интересными сегодня?
Рефлексия. Прием «Телеграмма»Слово учителя.
Богатство, скупость, фантастическое поклонение золоту разрушает человеческую душу. И хочется воскликнуть вместе с Бальзаком: «Да неужели все сводится к деньгам?» И неслучайно эпиграф к нашему уроку напутствие Гоголя молодому поколению.(Читаем эпиграф).«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут. Ибо где сокровища ваше, там будет и сердце ваше». (из проповеди Иисуса Христа). Не забывайте о том, как приказал похоронить себя Александр Македонский, понявший, что ,завоевав почти весь мир, с собою унести ничего не смог.V. Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе.
Золото стало для него самой целью и содержанием всей жизни, постепенно вытеснив из его души все положительные начала, которые, возможно, могли бы проявиться при других обстоятельствах. Давая деньги в долг под невероятно большие проценты, ростовщик откровенно грабил людей, бессовестно пользуясь их бедственным положением, крайней нуждой и полной зависимостью от него. Черствый, бездушный, он стал уже даже не просто жестоким человеком, а «человеком-автоматом», «человеком-векселем».