Творческий отчет создание картин из засушенных растений


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества»
Развитие творческой деятельности
детей средствами картин из засушенных растений
Исполнитель
Новикова Ольга Григорьевна, педагог дополнительного образования, почетный работник общего образования
Новикова, О.Г., методист, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории. Почетный работник общего образования.
Яя-2014 12с

Содержание творческого отчета раскрывает тему взаимодействия детей и педагога в детском творческом коллективе. Рассматривает этапы развития творческой деятельности учащихся на занятиях в детском объединении. Педагогический опыт может быть полезен педагогам УДО, воспитателям детских садов.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………….. 3
Роль декоративно-прикладного творчества в эстетическом воспитании
учащихся …………………………………………………………………… 4
Этапы развития творческой деятельности средствами создания картин из засушенных растений……………………………………………………… 6
Педагогическое творчество и развитие творческой деятельности учащихся на занятиях в детском объединении…………………………………………8
Заключение……………………………………………………………..….. 11
Список литературы.………………………………………………………. . 12
Пояснительная записка
Проблема развития творческой личности ребенка является одной из актуальных на современном этапе развития нашего общества.
И именно дополнительное образование выполняет функцию всестороннего развития личности ребенка, исходя из потенциала его свободного времени и обладает рядом особых черт: избирательность и добровольность участия детей в выборе какой-либо деятельности, развитие частных интересов личности, развитие творческого потенциала конкретного ребенка, большой выбор познавательной, творческой и практической деятельности, разновозрастной состав учащихся.
Я считаю, что развить творческие способности учащихся в полной мере позволяет декоративно-прикладное творчество в целом и занятия флористикой в частности. Основная цель моей педагогической деятельности - саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую деятельность и освоение различных видов декоративно-прикладного творчества.  И моя задача заключается в том, чтобы пробудить интерес, раскрыть возможности каждого ребенка, путем организации творческой деятельности.
Свой идеал я вижу в том, чтобы буквально каждый ребенок увидел прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал прекрасное частицей своей души…
В.А. Сухомлинский
Глава 1. Роль декоративно-прикладного творчества в эстетическом воспитании личности.
Современное декоративно-прикладное искусство окружает каждого человека в повседневном быту, на работе, на отдыхе, в будни и праздники. В нем сосредоточено единство творчества и труда, оно составляет предметную среду, окружающую человека, оказывает влияние на его образ жизни.
Занимаясь декоративно-прикладным творчеством, работая с природным материалом, дети обретают «второе зрение»: в каждом цветке, травинке они учатся видеть неповторимую красоту, образ. А почувствовав себя частицей прекрасной и вечной Природы, они по-новому, более эмоционально, «сердечно» начинают воспринимать ее, бережно к ней относиться.
Работать в соавторстве с великой и доброй художницей, Природой, – огромное счастье. Она щедро одаривает творца поистине неисчислимым количеством растений, природным материалом с разнообразными формами, цветовыми оттенками.
Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определенным критерием, показателем уровня развития ребенка, она выступает стимулом для развития его собственных творческих способностей.
Разнообразие произведений декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся учащиеся в процессе занятий развивают у них эстетическое отношение к действительности. Процесс эстетического познания детьми произведений декоративно-прикладного искусства на занятиях включает в себя как восприятие произведений, так и практическую работу: мозаика из семян, аранжировка растений, мини-скульптуры.
Изучая эти техники возникла проблема в развитии творческих способностей детей средствами создания картин из засушенных растений.
Формирование эстетического вкуса у детей – не самоцель. Ведь переживания ребенком чувства красоты прокладывает тропинку к его сердцу. А наслаждение прекрасным в процессе созидания или творчества может перейти в устойчивое стремление, в цель деятельности.
Глава 2. Этапы развития творческой деятельности посредством создания картин.
Мы говорим о творчестве, а что же такое творчество? По словарю Ожегова творчество – это создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей. [5, с.61] По педагогической энциклопедии творчество – это высшая форма активности и самодеятельной деятельности человека. Эти два определения дополняют друг друга, так как создать новое, причем самостоятельно, возможно имея, только определенный опыт, знания, умения и благоприятную среду для творческой деятельности.
Создание картин процесс творческий и поэтапный. На первом этапе идет накопление опыта по существующим прикладным техникам, совершенствование своего опыта, обычно этот процесс включает ранее пройденные технологии
На втором этапе рост мастерства приводит к творческому поиску.
Начинается формирование научного подхода, исследовательская деятельность. Первое направление – это определенно поставленная цель, и поиск в определенном заданном направлении, работа в рамках поставленной цели: создание картин из засушенных растений. Появилась возможность индивидуального поиска (создание эскизов, выбор природного материала, необходимых приспособлений и инструментов). После чего начался творческий процесс создания картин.
Творческая деятельность возникает не сразу, а очень медленно и постепенно, развивается из более элементарных и простых форм в более сложные. На каждой возрастной ступени имеет свое собственное выражение. Каждому периоду детства свойственна своя форма творчества. Одним из основных условий развития творческого мышления является создание атмосферы, способствующей появлению новых идей и мнений, развитие чувства психологической защищенности у детей. Педагог должен поощрять детей в попытках браться за сложные задачи, развивая тем самым их мотивацию и настойчивость.
Педагог становиться консультантом и помощником детей. Оставляя за собой функцию общего контроля за происходящим, педагог дает возможность учащимся строить процесс самостоятельно.
У творчества два главных врага, – во-первых, страх и, во-вторых, психологическая инерция мысли. Я стараюсь сделать процесс обучения для каждого ребенка психологически комфортным, сменив эмоциональный фон творческого трудового процесса с отрицательного на положительный. У каждого ребенка существует свой особый взгляд на мир, который не соответствует множеству учебных «надо», и с которым надо считаться самым серьезным образом.
Глава 3. Педагогическое творчество и развитие творческой деятельности учащихся.
Учет уникальности склада индивидуального ума важен не только как условие более успешного творчества. Дело в том, что именно в «не таких как у всех решений». И моя задача, как педагога, включить в пришедшем ко мне в творческое объединение ребенке механизм «подвижного, ищущего ума»
Мой девиз: «Все дети талантливы от природы». И исходя из этого и строится наша встреча, встреча с творческой личностью, а не просто с учащимися.
Задача педагога – прикладника разбудить в ребенке творческое начало, научить его наблюдать, исследовать, размышлять, воображать, анализировать ситуацию и преобразовывать ее. Известно, что для взрослых творческий процесс – это создание новых общественно значимых материальных и духовных ценностей. А для детей – это открытие субъективно нового, т.е. создание каждым своих знаний, умений, навыков, приемов творческого напряжения.
Творчески подходить к обучению декоративно-прикладному искусству, чтобы каждый ребенок поверил в себя, испытал успех, удовлетворение своей деятельностью – значит, добиться высшей степени эффективности обучения. Ну а вера в себя не может появляться вне активности, самостоятельности творящего ребенка.
Наиболее интенсивно процесс творческого развития происходит во время практической деятельности, поэтому в творческом объединении «Флористика» так много времени уделяется этому виду деятельности, как коллективной, так и индивидуальной. Так, например одно из практических занятий – создание картин из засушенных растений можно разбить на два этапа.
1 этап – При составлении простых картин учащиеся получают навыки в работе с природным материалом, учатся образно мыслить, фантазировать: ребенок в каждом цветке, травинке видит знакомые образы, предметы: листья ивы – напоминают - заячьи уши, а листья папоротника – миниатюрные елочки.
2 этап – При составлении более сложных картин расширяется объем используемого материала. Учащиеся познают законы симметрии, цветовой гармонии, пропорции, тренируется рука, вырабатывается сосредоточенность. Работая с природным материалом, дети становятся, как бы соавторами природы – она создала, они воссоздают, отсюда более эмоциональное восприятие и бережное отношение к ней.
В этом случае обговариваются важные моменты, необходимые при работе: выполнение эскиза, выбор фона, подбор и расположение, сочетающихся по замыслу деталей для картины, нахождение наиболее лучшего варианта расположения деталей по цветовой гамме.
Работа по созданию новых прикладных техник привносит качественные изменения в учебную деятельность, этот процесс способен в несколько раз повысить эффективность творческого обучающего процесса.
Для того, чтобы создать новую технику учащийся должен владеть прикладными навыками. Следовательно, у самого педагога должна быть сформирована исследовательская культура и новое педагогическое мышление, педагог должен сам быть воспитан как личность. Взаимодействуя с учащимися в творческой деятельности, педагог транслирует ему свою индивидуальность и способности, что в свою очередь, ведет к формированию необходимых потребностей и способностей у детей.
Разрабатывая систему средств формирования у учащихся умений творческой деятельности в области прикладных техник педагог исходит из того, что творческая деятельность складывается из совокупности действий, обеспечивающих ее поисковый характер.
Следующим важным моментом при формировании творческих способностей является совместное творчество педагога и ребенка.
Этапы работы педагога имеют при этом следующую последовательность:
Анализ опыта использования конкретных методических приемов и элементов структуры занятия. Оценка имеющихся знаний и умений учащихся.
Анализ содержания занятия с точки зрения возможности проблемной ситуации.
Принятие решения о целесообразности использования выбранной структуры занятия.
Практическое осуществление решения в системе педагог - ученик.
Бесспорно, что идея совместного творческого подхода позитивна, так как при ее реализации сближаются образовательный и творческий подход, их педагогическая ценность в том, что они помогают педагогу подвести учащихся к самостоятельному мышлению и самостоятельной практической деятельности. А также способствует формированию у учащихся таких качеств, как вдумчивость, терпеливость, настойчивость, аккуратность, сообразительность. В каком – то смысле можно утверждать, что творческий процесс является процессом перехода от незнания к знанию. При этом естественно, что творчество должно опираться на ранее накопленные знания.
Заключение

Вся моя деятельность, каждое учебное занятие направлено на обеспечение развития личности в интеллектуальном и социальном планах. Личностно-ориентированное обучение направлено, прежде всего, на раскрытие и использование личного опыта каждого ученика, путем организации совместной, познавательной, творческой деятельности. Мои воспитанники принимают активное участие в районных, областных, международных конкурсах и выставках декоративно-прикладного искусства. Многие из них отмечены грамотами и дипломами.
Я стараюсь быть примером для детей в воспитании любви к декоративно-прикладному искусству, увлеченности этим творчеством. Главное на этом пути – педагогическая интуиция: надо думать о своих учениках и стараться помочь ребенку, зная его конкретные проблемы.
В этом я и вижу призвание педагога дополнительного образования: разбудить скрытые таланты в душе ребёнка, не дать им погибнуть, развить,
 помочь ребенку, зная его конкретные проблемы. Уметь сопереживать их успехам и неудачам, нести за них ответственность. Любить.
Список литературы
Суханова, Н.П. Абрамян, С.А. Вторая жизнь цветов [Текст] / Н.П. Суханова, С.А. Абрамян. – М.: Колос, 2004. – 240 с.
Стецюк, В.Г. Картины из сухих цветов [Текст] / В.Г. Стецюк - М.: АСТ –ПРЕСС, 2002. –128 с.
Коновалова, Т. Шеверева, Н. Сухоцветы – М.: Фитон, 2002.
Развитие творческой индивидуальности ребенка [Текст] / Сост. Г.А.Волкова, Е.О. Вершуцкая, Внешкольник №8 – М.: Просвещение, 2001.- 61с.
Творчество педагога - творчество ребенка [Текст] / Сост. М.Н.Поваляева, Внешкольник №11 –М.: Просвещение, 2001.-61с.
Петер Асманн, Современная флористика [Текст] / Петер Асманн – М.:
Культура и традиции, 1990.-223с.
Белецкая, Л.Б. Прессованная флористика [Текст] / Л.Б. Белецкая.- М.:
ЭКСМО, 2007.- 103с.
Кияткин, А.К. Искусство составления букета [Текст] / А.К.Кияткин –
М.: 1990. – 260с.
10. Новикова Е.Ф. Вдохновение [Текст] / Е.Ф. Новикова – М.: 1994. – 200с.