Обобщающий урок по географии Гидросфера
6 класс
Тема урока: Обобщение по теме « Гидросфера»
Тип урока: Повторение и систематизация знаний
Планируемые результаты:
1Метапредметные: Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации с помощью технических средств и информационных технологий, активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, способности к самостоятельному приобретению новых ЗУН, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, овладение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективе и вести диалог, уважительно относиться к иному мнению, развитие навыков сотрудничества, умения работать в группах.
2 Предметные: Формирование представлений о водной оболочке Земли, умения работать с различными источниками географической информации, применять правила работы с картой, схемой, таблицей, овладение учебными действиями и умением использовать на практике, потребности и способности к итоговому самоконтролю.
3 Личностные: Формирование целостного взгляда на мир в его единстве и многообразии, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, патриотизма, любви к своей местности, уважения к истории и культуре, толерантность.
Оборудование:
атлас по географии 6 класс;
тетрадь для практических работ ( тренажёр);
физическая карта полушарий;
презентация к уроку «Гидросфера»;
компьютер;
мультимедиапроектор;
Список литературы:
Учебник: А.И.Алексеев «География. Природа и люди» 6 класс – М.: Просвещение, 2009..
К.С. Лазаревич «Я иду на урок географии». - М.: Издательство «Первое сентября», 2009
Технологии современной дидактики в процессе управления методической работай в школе /под ред. д.п.н., проф. Л.П. Ильенко. – М.: АРКТИ, 2009
ИНТЕРНЕТ-ресурсы:
geo2000.nm.ru
festival.1september.ru›
zavuch.infomirgeografii.ru›
pedsovet.su›
natursciences.area7.ru›?m=5377Ход урока
I . Организационный момент
(приветствие, проверка готовности к уроку 1 мин)
Учитель: Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Улыбка – объединяет». И это действительно так. Прежде чем начать урок, давайте посмотрим, друг на друга, и улыбнёмся. Замечательно. Сегодня у нас обобщение по теме «Гидросфера». Учащимся объясняются цели и задачи урока, этапы проведения урока, оборудование.
II . Проверка географических терминов, работа с картой
(коллективная форма работы)
Учитель с помощью стихов и загадок предлагает учащимся показать географические объекты на физической карте полушарий, дать понятия, географические термины из раздела «Гидросфера». После проверки учитель оценивает каждого обучающегося (работа с классом – 15 мин.)
Деятельность учителя Планируемые результаты
- Что входит в состав гидросферы? (слайд № 3)
-В каком состоянии бывает вода (слайд № 4)
-Что такое мировой круговорот воды (слайд № 5)- Распределите океаны по площади (слайд № 6)
- Назовите и покажите на карте известные вам моря и проливы (слайд №7)
- Назовите цветные моря (слайд № 8)
- Сколько средняя соленость морской воды? (слайд № 9)
-Как движется вода в океане? Слайд № 10
- Сколько средняя соленость морской воды? (слайд № 9)- Как движется вода в океане? (слайд № 10)
-Назовите и покажите крупные течения на карте полушарий. (слайд № 11)
-Итак, что мы относим к водам суши? (слайд № 12)
-А что такое река? Какие бывают реки? (слайд № 13)
-Как правильно показывают на карте реки?( слайд №14)
-формирование представлений о водной оболочке Земли
-умение выделять, описывать и объяснять географические явления
-владение основами научных гео. знаний
-овладение логическими действиями анализа, синтеза
-умение применять правила работы с картой
-умение применять правила работы с картой
-умение объяснять географические объекты и явления
-понимание целостной картины мира
-умение применять правила работы с картой
-формирование целостного взгляда на мир, картографическая грамотность
-умение применять правила работы с картой
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
Физминутка (1 мин.)
У реки росла рябина, (руки поднять)
А река текла, рябила. (повороты влево, вправо)
Посредине глубина,(наклон вперёд)
А над речкой – небеса! (возвращаются в исходное положение)
III Применение знаний
1)работа в парах
После этого обучающимся предлагается выполнить 6 заданий в качестве систематизации пройденного материала по данной теме. Задания разнообразные, постепенно усложняются. На выполнения каждого задания отводится по 2-3 минуты. После выполнения каждого задания, обучающиеся вместе с учителем проверяют задания и оценивают друг друга по пятибалльной системе.
Виды заданий:
Деятельность учителя Планируемые результаты
Определить озёра по географическим координатам (3 мин.) Слайд 15
Установите соответствие (1 мин.) Слайд 16
Распределите названия по группам (2 мин.) Слайды 17-18
Самое, самое…. (3 мин.) Слайд 19
«Что лишнее?». (3 мин.) Слайд 20
По логическому ряду определить географический термин (3 мин.) Слайд 21
Картографическая грамотность,
развитие навыков сотрудничества, умения работать в группах.
овладение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения
способность к самостоятельному приобретению новых ЗУН
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе и вести диалог, уважительно относиться к иному мнению
Время на выполнения и проверку заданий – 19 минут.
2)индивидуальная работа
Обучающимся предлагается выполнить 10 тестовых заданий. Из предложенных вариантов выбрать правильный ответ. Время на выполнения – 6 минут.
Планируемые результаты:
Формирование целостного взгляда на мир в его единстве и многообразии, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде,
овладение учебными действиями и умением использовать на практике, потребности и способности к итоговому самоконтролю . Тестовые задания (Слайд 22-23 и раздаточный материал)
Что входит в понятие «Гидросфера»? а) океаны и моря; б) реки, озера, водохранилища; в) ледники; г) подземные воды; д) все перечисленное.
Почему пресная вода на Земле не иссякает? а) существуют океаны и моря; б) существуют реки и озера; в) существуют ледники; г) существуют подземные воды; д) существует круговорот воды.
В каких состояниях существует вода в природе? а) жидком;б) твердом; в) газообразном; г) во всех названных состояниях.
Какова основная причина приливов и отливов? а) океанические течения; б) притяжение воды луной; в) перепад температуры морской воды; г) ветра.
От чего образуются цунами? а) землетрясения; б) температуры морской воды; в) ветра; г) океанических течений.
В каком море наибольшая соленость воды? а) Черном; б) Средиземном; в) Красном; г) Белом.
Чем ценен Мировой океан?а) водой;б) полезными ископаемыми;в) водорослями;г) рыбой и морскими животными;д) всем перечисленным.
Назовите материк, который омывается четырьмя океанами.а) Евразия;б) Африка;в) Австралия;г) Северная Америка;д) Южная Америка.
Какова основная причина океанических течений?а) географическое положение океана;б) нагревание воды солнцем;в) подземные водные источники;г) постоянные ветра.
Что включает в себя понятие «поверхностные воды»?а) реки;б) озёра;в) ледники и подземные воды;г) болото;д) все перечисленные воды.
IV . Подведение итогов и запись домашнего задания.
(2 мин.)
Какие цели мы ставили перед собой в начале урока?
Как мы с ними справились?
Где вам может пригодиться изученный материал?
Домашнее задание: Учащиеся из трёх предложенных заданий, выбирают одно:
Составить кроссворд;
Составить ребус;
Создать презентацию.
Выставление оценок.
V Рефлексия.
«Цветовое изображение настроения».
Прием «ДЕРЕВО ЧУВСТВ» Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево листочки одного цвета, если нет – другого.
Настроение - цвет:
красный – восторженное;
оранжевый – радостное, теплое;
зеленый – спокойное;
синий – неудовлетворенное, грустное;
черный – тревожное, напряженное;
Все молодцы, спасибо за урок.