Урок окружающего мира в 4 классе Михаил Васильевич Ломоносов

Тема: Михаил Васильевич Ломоносов.

Цели:
1. Сформировать представления учащихся о жизни и деятельности М.В.Ломоносова, его вкладе в развитие России, пробудить интерес учащихся к Ломоносову как к человеку и ученому.

2. Закрепить знания детей о времени правления Петра 1, его реформах, способствующих процветанию государства, развивать кругозор, устную речь, умение делать выводы, обобщать.

3. Воспитывать уважение к личности М.В.Ломоносова, Петра 1, любовь и гордость за Родину.

4. Развивать познавательную активность учащихся.
осмыслить собственное отношение к понятию «Родина»
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Оборудование:
Портрет Ломоносова, тесты, опорные слова, презентация урока.

Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Кроссворд.
Синоним слова «царь»; слово, однокоренное слову «государство».
Страна, где Пётр I учился корабельному делу.
Наука управления кораблями.
Наука командования вооруженными силами.
Город, основанный Петром I и названный в его честь.
Главный город страны; такой статус получил Санкт-Петербург во времена Петра.
Кем трудился молодой царь Петр, чтобы постичь премудрости корабельного дела?
Река, на берегах которой стоит Санкт-Петербург.
Общее название всех кораблей, которые позволили стать России морской державой.


1









2













3













4


















П
е
т
р
I






ц
а
р
ь








5
















6











7











8








9








- В чем была необычность Петра 1 как царя?

Петр Первый повел огромное количество реформ, дал сильный толчок развитию русского народа. В такой обстановке России нужны были образованные люди, ученые. Образованные и ученые люди стали выходить не только из высших слоев общества, но и из низших.
По вертикали получилось слово «университет».
Словарная работа.
Университе
·т (от нем. Universitдt) высшее учебное заведение, где готовятся специалисты по фундаментальным и многим прикладным наукам. (Изображение)


Проблемный вопрос.
Демонстрация предметов: изделия из фарфора, витраж и картина – мозаика из цветного стекла, фото МГУ.
- Как связаны между собой эти предметы?
- Оказывается, связь все же есть: все эти очень важные для человека предметы, и не только их, изобрел один человек. Он же был инициатором открытия в России Московского университета, который сейчас по праву носит имя своего создателя.



Постановка учебной задачи.
- Тема нашего урока – великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Слышали ли вы это имя? Имя его у всех на слуху, сегодня мы узнаем, какие научные открытия совершил этот великий ученый, как это отразилось на состоянии современной науки.
В 2011 году мы отмечали трехсотлетие со дня рождения М. В. Ломоносова.
IV. Изучение нового материала.
Перед вами лежат информационные карты. В центре листа – фото Ломоносова; по периметру – пустые прямоугольники, которые мы заполним по мере изучения материала. В нижнем прямоугольнике мы запишем вывод.
Достижения Ломоносова
1. Ломоносов - языковед
С именем Михаила Васильевича Ломоносова связана реформа (преобразование) русского языка. Он явился создателем первой научной русской грамматики. Ему же принадлежит учение о трех стилях, суть которого заключается в том, что "обветшалая" система церковно-книжной речи тормозит развитие литературы.

Ломоносов призывает развивать живой, понятный, образный язык, а для этого надлежит учиться у народной речи и вносить ее здоровые элементы в литературные произведения. Этим призывом великий ученый сделал новый крупный шаг на пути национализации русского литературного языка. В "Письме о правилах российского стихотворства" (1739) Ломоносов пишет, что развитие языка должно покоиться "на природном его свойстве": "того, что ему весьма не свойственно, из других языков не вносить". Это замечание и в наше время очень актуально. Современный русский язык перенасыщен американизмами и англоязычными выражениями, которые все больше вытесняют из оборота живое русское слово.

2. В литературе Ломоносов разрабатывает правила написания стихотворений и сам пишет их. Самые значимые темы его произведений – любовь к Родине и наукам. Он пишет:
Науки юношей питают,
Отраду старцам подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут.
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде
- Актуальны ли эти строки сегодня? В наш век техники и информационных технологий даже игры требуют изрядной доли знаний; чтобы найти приобрести профессию и стать успешным человеком, без знаний не обойтись.
Правила
написания стихов.

Стихи.

3. Ломоносов - астроном:
Открылась бездна, звезд полна,
звездам числа нет, бездне – дна.
а) открыл атмосферу на Венере;
б) стал одним из создателей телескопа, который и современные ученые используют для наблюдений за планетами и звездами.
Атмосфера на Венере.

Телескоп.

4. Ломоносов - физик:

а) открыл закон сохранения материи;

б) сконструировал термометр;

в) изобрел “ночезрительную трубу”, предшественницу современных приборов для ночных наблюдений
Закон сохранения материи.

Термометр.

5. Ломоносов - химик:

а) открыл первую в России химическую лабораторию;

б) составил рецепт для приготовления фарфоровых масс;

в) цветное стекло
Химическая лаборатория.

Фарфор.
Цветное стекло.


6. Ломоносов - географ:
В России тех лет только что появился морской флот, но опыта вождения морских судов было очень мало. Поэтому Ломоносов этой проблемой. Он придумал приборы для кораблей, разработал наиболее удобные морские маршруты, составил карты.

Полярная карта».
Приборы для кораблей.
Северный морской путь.

6. Ломоносов – историк:
Правившая царица Екатерина ценила Ломоносова как ученого и попросила написать историю Российского государства.
Ломоносов написал Российскую историю. Первый из авторов сделал это строго в научном стиле, не допуская вкрапления художественного вымысла.
Российская история.

Кроме этого Ломоносов многое создал в области геологии, составил проект учреждения Московского университета; изготовил 40 мозаичных картин; в том числе “ Полтавскую битву”.
-Ученые обычно работают в одной науке. Посмотрите на карту, в области одной ли науки работал Ломоносов? Используются ли его открытия и изобретения сегодня?
Вывод: Михаил Васильевич Ломоносов обладал огромным талантом и потрясающим трудолюбием. Он работал практически во всех областях знаний, заложил основы современной науки.

Физминутка
Раз – подняться, потянуться
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка
Головою три кивка
На четыре – ноги шире
Пять – руками помахать
Шесть за парты тихо сесть.

Происхождение.
- Откуда родом этот удивительный ученый, как и где он получал образование, вы узнаете из статьи учебника на с. 101 - 102.
-Делимся на группы (первая парта поворачивается ко второй, третья присоединяется).
Задача каждой группы – прочитать 1 абзац текста, определить его основное содержание и передать его классу буквально одним предложением. Это можно сделать своими словами, можно взять короткую фразу из текста. Главное, чтобы была передана основная информация коротким сообщением. Обсуждаете, заполняете ваши предложения в карточке все, а озвучивает один. Класс во время вашего выступления заполняет свои карточки.

V. Первичное закрепление нового материала.
Тест.
1. В какой семье родился М.В. Ломоносов?
а) в дворянской
б) в крестьянской
в) в семье поморов
2. В каком возрасте Михайло Ломоносов начал постигать грамоту?
а) в 4 года
б) в 19 лет
в) в 11 лет
3. Инициатором открытия какого учебного заведения был Ломоносов?
а) церковноприходской школы
б) Московского университета
в) профессионально-технического училища
4. В области каких наук работал и достиг больших успехов Ломоносов?
а) физика, химия, география
б) русский язык, литература, история
в) все ответы верны
5. В чем состоит особенность судьбы Ломоносова?
а) он родился в простой семье далеко от центров просвещения
б) он работал и сделал большие достижения во многих областях науки
в) все ответы верны.
Проверка, самооценивание результатов.
1 в
2 б
3 б
4 в
5 в

VI. Релаксация.

Оценивание своих знаний. Смайлы: все понял, смогу объяснить другому; понял, но другому объяснить не смогу; остались вопросы.
- Те ребята, которые все усвоили, помогите, пожалуйста, своим одноклассникам в подготовке домашнего задания.
VII. Итог урока.
- Чем примечательна судьба Ломоносова?

Целью жизни Ломоносова до самого последнего дня было «утверждение наук в отечестве», которое он считал залогом процветания своей родины.
Особенное значение судьба М. В. Ломоносова – этот удивительно многогранный ученый вышел из простого народа, до него таких примеров в истории России не было, да и после него, наверное, в таком объеме не было. Каждый из вас может повторить его судьбу и стать великим человеком для своей Родины.

VIII. Домашнее задание.
Прочитать статью учебника с. 102 – 104
Подготовить сообщение о том, чему учат в наши дни в МГУ.

15