поурочное планирование про изобразительному искусству деревня-деревянный мир (4 класс)
Ф.И.О Ельшина Любовь Васильевна
Учебный предмет: «Изобразительное искусство. 4 класс».
Примерная рабочая программа «Изобразительное искусство 1-4 класс», авторская группа: Н.А Горяева, О.В Островская., под руководством Неменского Б.М. – М.: Просвещение, 2012.
Тема четверти: «Истоки родного искусства».
Урок № 2.. Тема урока «Деревня - деревянный мир»
сентябрь
Цель
и задачи:
формирование понимания исторического значения русского деревянного зодчества и гармонии его с природой.
Образовательная:
характеризовать образ старинной русской деревни; гармонию жилья с природой;
понятие о сохранении традиций деревянного народного зодчества. Различия и сходство деревянного мира в зависимости от местности, где они построены.
знакомиться с постройкой, украшениями и изображениями при создании избы, традиционным образом постройки деревянного храма; красотой русского деревянного зодчества.
использовать выразительные средства для создания макета фасада избы.
Воспитательная:
воспитывать в детях чувство восхищения красотой русской деревянной архитектуры;
воспитание патриотических чувств: гордости за русских мастеров, создавших неповторимое произведение архитектуры;
воспитывать бережное отношение к деревянному зодчеству как художественному произведению.
Развивающая:
развивать понимание роли Братьев-Мастеров в творческой работе;
развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений деревянной архитектуры, выражению в творческих работах своего отношения к ней.
Тип урока комбинированный
Форма работы Индивидуально-коллективная.
Универсальные учебные действия (УУД) Личностные:
стремиться к повышению культуры речевого общения, овладение приёмами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.
Регулятивные:
ученик учится определять цель своей работы, планировать, выявлять этапы работы, осуществлять поэтапный контроль, оценивать результат своего труда.
Познавательные:
учиться самостоятельно строить художественный образ, выделять главное. Сопоставлять и сравнивать. Конструктивно анализировать форму с позиций задуманного образа, обобщать и делать художественный отбор. Стремиться к расширению своей познавательной сферы по изучаемой теме «Деревня - деревянный мир» и связь познания с особым навыком смыслового рассматривания явлений жизни и искусства.
Коммуникативные:
способность учеников к сотрудничеству, учиться обмениваться мнениями, слушать учителя и сверстника, обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, понимать и оценивать сложившуюся в действии ситуацию общения.
Планируемые образовательные результаты Личностные:
формировать эстетические потребности — потребности в общении с искусством, природой, в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности; приобретать чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.
уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные:
умение организовать место занятий;
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
формирование мировоззрения детей, возможность обретения самостоятельных устремлений в понимании мира вокруг, в обретении смысла жизни.
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала,
Предметные:
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценки произведений искусства;
используем выразительные средства бумаги для создания образа русской избы;
овладеваем навыками работы в технике бумагопластики и полуобъёмной аппликации.
Технологии Здоровьясбережения, поэтапного формирования умственных действий, развивающего обучения, совместной поисковой деятельности, сотрудничество, информационно-коммуникативные, личностно-ориентационные
Музыкальный ряд: Мелодия: «Народные инструменты: свирель, балалайка, гусак» (для фона).
Литературный ряд: Стихи А.С. Пушкина, С.Есенина, местных поэтов.
Материал: Бумага из набора «Цветная»
Задание: Выполнение макета фасада (трубочки, соединение их в единство формы фасада избы – прямоугольник, переходящий в треугольник, или 2 прямоугольника разных размеров).
Оборудование Проектор, компьютер, презентация «Образ старинной русской деревни»
НДМ (наглядно-демонстративный материал) Репродукции картин И.Левитана «Золотая осень. Слобода», А. Саврасова, «Грачи прилетели», Стожарова «Деревня Сердля», «Рыбацкая слобода», местный художник А.А.Горешнев «Сельские пейзажи», фото русской деревни из книги Белова «ЛАД».
Основные понятия Изба, храм, деревня, зодчество, плотники, фасад, сруб, фронтон (чело), карниз.
Технологическая карта урока
Дидактическая структура занятия Миницель (задачи). Этапы занятия Методы и приемы раб. Образовательные технологии (элементы технологий) Форма деятельности Деятельность учителя Деятельность
ученика Планируемые результаты
Организационный этап
(2 минуты)
Создание положительного эмоционального настроя обучающихся Вступительное слово учителя
Технологии поэтапного формирования умственных действий, личностно-ориентационные Фронтальная Доброжелательный настрой учителя, приветствие учащихся, готовность к уроку Приветствуют учителя, готовят рабочее место Личн.УУД: самоорганизация:
Метапредм. УУД: организация своего рабочего места
Регул. УУД: организация деят-ти на уроке, ученик учится определять цель своей работы.
Мотивация
(2 минуты)
Определить тему и задачу урока Просмотр репродукции, стих. Проблем ситуация. Технологии поэтапного формирования умственных действий, личностно-ориентационные
Фронтальная Слайд №1 Задаёт наводящие вопросы
Посмотрев фото на фоне стихов, определите, как будет звучать тема сегодняшнего урока?
А точнее, тема урока «Деревня - деревянный мир».
Посмотрите, вы приготовили бумагу, ножницы, клей и карандаш.
Что же мы будем выполнять на уроке?
Макет избы сложное изображение. Мы выполним только одну из сторон избы - фасад. Определение темы урока
Прослушав стихи, дети догадываются и выдвигают свою гипотезу названия темы урока:
«Мир деревни».
«Образ деревни».
«Изба – деревянный дом».
«Образ старинной русской деревни».
Макет избы.
Метапредм. УУД:
Познав. УУД: выдвижение гипотез и их обоснование; умение выражать свои мысли. Коммун.УУД: аргументация своего мнения, учет разных мнений, диалог с учителем.
Приобретение знаний
( 8 минут) Выделить главные и существенные признаки понятия, явления, обеспечение восприятия,
осмысления первичного запоминания изучаемого материала Исследовательский, эвристический. Участие Братьев-Мастеров в создании художественного образа избы. Просмотр презентации.
Наблюдаем, сравниваем, анализируем.
Технологии развивающего обучения, личностно-ориентационные, информационно-коммуникативные.
фронтальная Контролирует и помогает анализировать рассматриваемые изображения русской деревни в картинах русских художников. Отвечают на вопросы, делают выводы: для чего? Зачем? С какой целью художники писали сельские пейзажи? Просмотр слайдов презентации «Образ старинной русской деревни, старинного русского дома Коммун.УУД: аргументация своего мнения, учет разных мнений, диалог с учителем.
Познавательные, развивающие.
Физкультминутка (1 мин) Выполнение упражнений на движение. Здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентационные
фронтальная контролирует и помогает выполнению упражнений Дети выполняют физические упражнения. Личн.УУД: самоорганизация:
Метапредм. УУД: организация выполнения упражнений на движение рук, головы, плеч.
Переход к практической работе
(3 минуты)
Познавательные знания для выполнения практического задания. Практическая работа
по выполнению трубочек для создания макета фасада избы.
Технологии поэтапного формирования умственных действий, развивающего обучения, личностно-ориентационные Индивидуально-групповая Учитель контролирует рассказ ученика. Ученик или ученица показывает, как будет выполнять работу по скручиванию трубочек. Метапр. УУД:
осознанно и произвольно строят речевые высказывания
Предм. УУД: показывает последовательность выполнения пейзажа по плану в учебнике.
Самостоятельная творческая работа учащихся (18минут)
Применение познавательных знаний и практических приобретённых ранее умений и навыков для выполнения практического задания. Практическая работа
«скручивание трубочек из бумаги на карандаш»
Дети объединяются в группы (2человека) и выполняют трубочки.
Из листа нарезать одинаковые прямоугольники.
Из каждого прямоугольника скрутить на карандаш трубочку (они должны быть одинаковые)
Технологии поэтапного формирования умственных действий, личностно-ориентационные, совместной поисковой деятельности, сотрудничество, Индивидуально-групповая Учитель контролирует работу учеников Создаём образ русского дома- избы.
Объясняем роль художника-плотника в создании образа избы.
Объясняем, для какой цели люди украшали дома? Личност. УУД: овладение приёмами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда.
Метапредм. УУД: овладение умением творческого видения с позиций художника, стремление к аккуратности, выразительной передачи образа избы.
Предм. УУД. Умеем видеть образ в создаваемых формах. Фантазируем, представляем и создаём макет фасада избы.
Подведение итогов занятия (2 мин)
Подведение итогов занятия Информационный. Технологии поэтапного формирования умственных действий, личностно-ориентационные, сотрудничество, Фронтальная, индивидуально-групповая. Анализируем работы Прослушивают информацию учителя, дают оценку выполненным работам Метапредм. УУД:
осознанно и произвольно строят речевые высказывания
Коммуник.УУД: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий
Регул. УУД: оценивают достигнутый результат.
Рефлексия учебной деятельности
(2 мин)
Заключительная беседа по вопросам. РЕФЛЕКСИЯ:
Сегодня на уроке: мы узнали, открыли для себя, научились выполнять, мы смогли, похвалить своих одноклассников и себя…
А теперь оцените наш урок и нашу работу с помощью полосок бумаги. Если вам понравился урок, прикрепите полоски жёлтого цвета горизонтально друг к другу к доске.
-И я вам желаю добра, любви и творческих удач!
Спасибо за работу на уроке.
Технологии личностно-ориентационные Определяют эмоциональ
ное состояние на уроке; записывают материал к следующему уроку. Индивидуально-групповая Оценка выполненного труда на уроке Познават. УУД: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых на уроке знаний, умений, навыков.
Регулят. УУД: оценивают свою работу
Художественная проблема – овладение навыками конструирования, навыками коллективной работы, создавать панно способом объединения индивидуально сделанных изображений. Понятия учащимися о гармоничном сочетании природы и постройки, единство красоты и пользы. Единство функциональных и духовных смыслов. Воплощение в конструкции представлений о порядке и устройстве мира. Традиции конструирования и декора избы в разных областях России.
Тема урока№2: «Деревня – деревянный мир».
План урока:
Организационный этап (2 минуты)
Мотивация (2 минуты)
Приобретение знаний. Просмотр презентации( 8 минут)
Физкультминутка (1 мин)
Переход к практической работе (3 минуты)
Самостоятельная творческая работа учащихся (18минут)
Подведение итогов занятия (2 мин)
Рефлексия учебной деятельности
Ход урока.
Учитель и ученик приветствуют друг друга.
Учитель. Что вы сегодня приготовили к практическому заданию?
Ученики – бумагу, ножницы, клей.
Учитель: Наверное, мы займёмся аппликацией.
Да, ребята, но аппликация наша будет не плоской как картина. Ведь к перечисленным материалам вы приготовили карандаш. Карандаш даже не заточенный. Значит, он нам нужен не для рисования. А для чего нам понадобится карандаш в работе, вы узнаете позже.
Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, посмотрите на экран.
Слайд 1. На экране картина с изображением плотника за работой, а рядом стихотворение Дмитрия Блынского.
Ребята! Кто изображён на картине?
Дети: - Плотники,
Учитель: - Кто такие плотники?
Дети: Плотники – это деревянных дел мастера. Один из детей или по очереди вдвоём читают стихотворение.
В грубые передники одеты —У кого в деревне ни спроси —Вечно мои прадеды и дедыПлотниками были на Руси.
Не на них ли с малолетства, глядя,В руки брали сыновья топор?Потому и мастерами дяди
Значатся в округе до сих пор.
Сколько обтесал отец мой бревён!Вот они встают передо мной:Если бы в одно сложить их вровень,Был бы опоясан шар земной.
На земле стоят дома и хаты,Где б я ни был, я как дома в них:Может, здесь стучал топор когда-тоОдного из родичей моих.
Разве мы когда-нибудь забудемТо, чем родословная жила,Коль несли крупицу счастья людямВздох пилы и поворот сверла.
Пусть пора иная наступила:Век электропил — твоя пора.Только родились электропилыОт простой пилы и топора..
Дмитрий Блынский
Учитель: - Что же плотники делали?
Ученики. - Плотницкое дело было важным, как и земледелие. Плотники строили жильё. Народ смеялся над теми, кто не умел плотничать, так же как и над женщинами, кто не умел прясть.
Учитель:
-Как же называлось раньше жильё у нас в России?
Дети: -Избы.
Учитель: -А много изб – образовывали что?
Дети: - Деревню.
Учитель: Как же мы назовём тему урока?
Предполагаемые ответы.
«Образ русской деревни», «Деревня – селение для крестьян».
Приблизительно правильно. А точнее.
Ученики называют тему на слайде 2
Слайд 2 «Деревня – деревянный мир»
Открываем учебник на стр. 20 -21. Читаем в учебнике «Деревня – деревянный мир».
Рассматриваем репродукции с изображением деревни.
Учитель: - Назовите фамилии художников, которые изображали деревню.
Ученики: - И.И. Левитан и В. Стожаров.
Учитель: - Чем отличается картина Левитана от картины Стожарова?
Ученик: - На картине Левитана «Золотая осень. Слободка» изображена деревня вдали с маленькими домиками в окружении природы.
Ученик: - На картине «Северные сёла» Стожаров изобразил большие дома, расположенные друг около друга. Хотя на этой картине мы не видим деревьев, а ощущение природы чувствуется.
Учитель: - Прочтите на стр. 21 описание о красоте природы. Обучающиеся читают, что красота природы раскрывается в труде людей. Учитель: - Найдите место в учебнике на этой же странице толкование, почему поселение людей называется деревней.
Ученик читает: - Из дерева крестьянин мастерил почти все предметы, нужные ему в быту. Избы рубили тоже из дерева. Отсюда и слово – ДЕРЕВНЯ. Так как избы строились из дерева, человек был неразделим от природы. Бывало, раскорчевывая лес, тут же строили избы. Строили из брёвен, без гвоздей, соединяя брёвна в пазы – углубления, не раскрашивая.
Учитель: - На стр.22 найдите ответ. Что такое ИЗБА?
Ученик: - Это слово звучало в древности как «истьба», «истопка», то есть жилище , которое отапливалось изнутри и служило надёжным укрытием от холода.
Учитель: - Как же заготавливали брёвна для избы?
Ученик: - Вначале рубили деревья, чаще всего сосновые, затем очищали ствол – бревно от веток. Затем сушили брёвна, шкурили их топором, а затем начинали строить избу.
Учитель:- Рассмотрим северную избу.
Ученики: - на стр. 23 читают и узнают, что такое венец (можно показать на трубчатом макете из бумаги). Что такое сруб? Также можно показать макет из бумаги. Рисунок на стр. 26 изображён процесс работы над венцом сруба. Давайте внимательно посмотрим и запомним устройство избы.
Слайд 3. Северные избы. Изба состоит из двускатной крыши и сруба. Северные избы – массивные, самые большие, так как все хозяйские постройки и для людей и для животных, птицы, для хранения сена, зерна, всё было под одной крышей.
Слайд 4. Смотрим устройство северной избы.
Дети узнают, что два ската крыши вверху соединены бревном, которое называлось «князево бревно» или «царское бревно». Переход фронтона к срубу украшает карниз. А при «челе» (так называли лобовую часть избы) – на торцах скатов крыши украшением были причелины – «при челе». Окна на лице – на фасаде избы – украшались наличниками, а сами окна закрывались ставнями.
Слайд 5. Учитель: - Посмотрите, какие красивые наличники – целые произведения искусства. Только у каждого дома был свой узор.
Слайд 6. Учитель: - В этом доме такой узор наличников.
Слайд 7. Учитель:- А в этом доме - другой. Но здесь изображена уральская изба. Уральские дома были похожи на северные избы - большие двухэтажные, украшенные резьбой по дереву. Обратите внимание: здесь и ставни другие, и названия элементов узора дома тоже другое.
Слайд 8. Учитель:- В нижегородской избе тоже украшением считалась резьба по дереву. Но в деревнях средней полосы России дома были не такие большие, как на Севере, потому что хозяйские постройки здесь строились отдельно от дома, где жил человек – крестьянин.
Конюшни, сараи, амбары, мельница – обычно строились вокруг открытого двора.
Слайд 9. Учитель: - Это постройки в южной части России, какие они?
Ученики: - Чем южнее находились постройки, тем больше они раскрашивались красками яркими, в соответствие с природой.
Учитель: - Глубокая связь, гармония с природой одна из главных особенностей русского деревянного зодчества. Поставленные с помощью топора деревянные деревни, как родные сёстры этим лесам, озёрам. На Севере нашей страны, представьте себе, долгую зиму, всё покрыто снегом, стоят обнажённые деревья. Глазу не на чем задержаться. А дома украшены красивой резьбой. Выглянет солнышко и оживится узор, заиграет ажурными глубокими тенями. Забывается о непогоде и скрашивается суровая зима.
Ученики: - Теперь понятно. В средней полосе России весна приходит рано, распускается, расцветает всё в природе, вот и крестьянин украшал свой дом гармонично природе, которая его окружала.
- Если изб было много, да ещё в деревне построена была церковь, то это уже была не деревня, а село.
Учитель: - Деревянная храмовая архитектура с деревянными избами - это наша история, традиции образ старинной народной России.
А сейчас мы будем создавать макет фасада старинной русской избы. Сегодня мы выполним основу, а на следующем уроке украсим макет фасада.
Отдохнём немного, расслабим мышцы. Выполним несколько упражнений. Представьте, что вы плотники. По усмотрению учителя каждый на своём уроке может выполнять с детьми свои упражнения
Продолжение после физкультминутки.
Начнём практическую деятельность.
Слайд 10.
Лист коричневой, или жёлтого цвета бумаги разрезать на одинаковые прямоугольники.
Из прямоугольников наделали трубочек (прямоугольник накрутили на карандаш, склеили). Работу выполняем в парах. Приблизительно трубочек выполнили 16 (по8 штук)
Сделали из альбомного листа заготовки по длине трубочки.
Наклеим трубочки на заготовку.
Лишнее обрежем.
Помните, что избы должны быть высокими, да и скаты крыши тоже, чтобы снег на деревянных крышах не задерживался, а скатывался сразу вниз, и крыша не промокала.
.Вырежем из полоски бумаги кружочки и наклеим их на «брёвнышки сруба». (Обратите внимание, что приклеивать нужно кружки светлые, да ещё и часть круга на одном брёвнышке, а другую часть – на другом бревне).
План выполнения задания есть в учебнике.
Практическая работа детей с помиощью учителя. Учитель контролирует и помогает в работе ученикам, исправляет неточности.
По окончании анализ (см. в технологической арте).Рефлексия. Простановка оценок тем, кто справился с заданием. Тем, у кого не получилось аккуратное выполнение работы с первого раза, предложено детьми повторить выполнение задания и принести работу к следующему уроку. Кто не выполнит задание, будет поставлена оценка «3» - за некачественную работу.
Принести к следующему уроку заготовку макета фасада избы и лист светлой бумаги для украшения макета. А так же - ножницы, бумагу, клей. Уборка рабочего места. Спасибо за работу на уроке.