Поурочное планирование по изобразительному искусству на тему Деревня — деревянный мир. Украшение (4 класс)
Ф.И.О Ельшина Любовь Васильевна
Учебный предмет: «Изобразительное искусство. 4 класс».
Примерная рабочая программа «Изобразительное искусство 1-4 класс», авторская группа: Н.А Горяева, О.В Островская., под руководством Неменского Б.М. – М.: Просвещение, 2012.
Тема четверти: «Истоки родного искусства».
Урок № 3.. Тема урока «Деревня - деревянный мир. Украшение»
сентябрь
Цель
и задачи:
формирование понимания исторического значения русского деревянного зодчества и гармонии его с природой.
Образовательная:
характеризовать образ старинной русской деревни; гармонию жилья с природой;
понятие о сохранении традиций деревянного народного зодчества. Различия и сходство деревянного мира в зависимости от местности, где они построены.
знакомиться с постройкой, украшениями и изображениями при создании избы, традиционным образом постройки деревянного храма; красотой русского деревянного зодчества.
использовать выразительные средства для украшения макета фасада избы.
Воспитательная:
воспитывать в детях чувство восхищения красотой русской деревянной архитектуры;
воспитание патриотических чувств: гордости за русских мастеров, создавших неповторимое произведение архитектуры
воспитывать бережное отношение к деревянному зодчеству как художественному произведению..
Развивающая:
развивать понимание роли Братьев-Мастеров в творческой работе;
развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений деревянной архитектуры, выражению в творческих работах своего отношения к ней.
Развивать умения и навыки работы с бумагой (Ажурная резьба из бумаги)
Тип урока комбинированный
Форма работы индивидуально-фронтальная. Индивидуально-коллективная.
Планируемые образовательные результаты Личностные:
формировать эстетические потребности — потребности в общении с искусством, природой, в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные:
умение организовать место занятий;
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
формирование мировоззрения детей, возможность обретения самостоятельных устремлений в понимании мира вокруг, в обретении смысла жизни.
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала,
Предметные:
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценки произведений искусства.
использование выразительных средств из бумаги для создания образа русской избы и православного храма.
овладеваем навыками работы в технике бумагопластики и полуобъёмной аппликации.
Технологии Здоровьясбережения, поэтапного формирования умственных действий, развивающего обучения, совместной поисковой деятельности, сотрудничество, информационно-коммуникативные, личностно-ориентационные
Музыкальный ряд: Музыка для фона, русская народная. Мелодия народные инструменты: свирель, балалайка, гусак.
Литературный ряд: Стихи А.С. Пушкина, С.Есенина, местных поэтов.
Материал: Бумага из набора «Цветная»
Задание: Украшение макета фасада избы ажурной резьбой из бумаги.
Оборудование Проектор, компьютер.
НДМ (наглядно-демонстративный материал) Репродукции картин И.Левитана «Над вечным покоем», презентация «Образ старинных русских деревень», фото церквей.
Основные понятия Изба, храм, деревня, зодчество, плотники. Фасад, сруб, фронтон (чело), карниз, причелина, конь-охлупень
Технологическая карта урока
Дидактическая структура занятия Миницель
(задачи)
Этапов занятия Методы и приемы раб. Образовательные технологии (элементы технологий) Форма деятельности Деятельность учителя Деятельность
ученика Планируемые результаты
Организационный этап
(2 минуты)
Создание положительного эмоционального настроя обучающихся Вступительное слово учителя Фронтальная Доброжелательный настрой учителя, приветствие учащихся, готовность к уроку Приветствуют учителя, готовят рабочее место Личн.УУД: самоорганизация:
Метапредм. УУД: организация своего рабочего места
Регул. УУД: организация деят-ти на уроке, ученик учится определять цель своей работы
Мотивация
(2 минуты)
Определить тему и задачу урока Просмотр репродукции, стих. Проблем ситуация.
Фронтальная Слайд №1 Задаёт наводящие вопросы
Посмотрев фото на фоне стихов, определите, как будет звучать тема сегодняшнего урока?
А точнее тема урока «Деревня - деревянный мир».
Посмотрите, вы приготовили бумагу, ножницы, клей и карандаш.
Что же мы будем выполнять на уроке?
Определение темы урока
Прочитав стихи, дети догадываются и отвечают.
Мир деревни.
Образ деревни.
Изба – деревянный дом.
Образ старинной русской деревни.
Украшаем заготовку фасада избы. Метапредм. УУД:
Познав. УУД: выдвижение гипотез и их обоснование; умение выражать свои мысли. Коммун.УУД: аргументация своего мнения, учет разных мнений, диалог с учителем.
Приобретение знаний
( 8 минут) Выделить главные и существенные признаки понятия, явления, обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания изучаемого материала. Исследовательский, эвристический. Участие Братьев-Мастеров в создании художественного образа деревянной архитектуры. Изучение материала в учебнике
Наблюдаем, сравниваем, анализируем.
фронтальная Помогает, контролирует и помогает анализировать рассматриваемые изображения русской деревни, деревянные церкви. Отвечают на вопросы, делают выводы: для чего? Зачем? С какой целью художники писали сельские пейзажи? Просмотр слайдов презентации « Образ старинного русского дома и старинной русской деревянной храмовой постройки . Коммун.УУД: аргументация своего мнения, учет разных мнений, диалог с учителем.
Познавательные, развивающие.
Здоровьесберегающие технологии
Физкультминутка (1 мин) Выполнение упражнений на движение. фронтальная контролирует и помогает выполнению упражнений Дети выполняют физические упражнения. Личн.УУД: самоорганизация:
Метапредм. УУД: организация выполнения упражнений на движение рук, головы, плеч….
Переход к практической работе
(3 минуты)
Применение познавательных знаний для выполнения практического задания. Практическая работа
Делаем заготовки для причелин, карниза, ставен и наличников. Для храмов, главку церкви и элементы украшения храма, церкви Индивидуально-групповая Учитель контролирует рассказ ученика Ученик или ученица показывает, как будет выполнять работу по украшению избы и церкви. Метапр. УУД:
осознанно и произвольно строят речевые высказывания
Предм. УУД: показывает последовательность выполнения пейзажа по плану в учебнике.
Самостоятельная творческая работа учащихся (18минут)
Применение познавательных знаний и практических приобретённых ранее умений и навыков для выполнения практического задания. Практическая работа
Вырезать для причелин необходимой длины 2 прямоугольной полосы.
Полоски сложить вместе и уменьшить как гармошку. Вырезать ажурный узор как выполняли украшения для ажурных оград в 3 классе. Имитация резьбы.
Все остальные элементы выполнить так же.
Конь-охлупень вырезается из прямоугольника условно.
Индивидуально-групповая Коллективная. Учитель контролирует работу учеников Создаём образ русского дома- избы.
Объясняем роль художника-плотника в создании образа избы. И храмовой архитектуры.
Объясняем, для какой цели люди украшали избы и церкви, храмы? Личност. УУД: овладение приёмами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда.
Метапредм. УУД: овладение умением творческого видения с позиций художника, стремление к аккуратности, выразительной передачи образа избы, церкви, храма, их украшений.
Предм. УУД. Умеем видеть образ в создаваемых формах. Фантазируем, представляем и создаём.
Подведение итогов занятия (2 мин)
Подведение итогов занятия Информационный Фронтальная, индивидуально-групповая. Анализируем работы Прослушивают информацию учителя, дают оценку выполненной работе Метапредм. УУД:
осознанно и произвольно строят речевые высказывания
Коммуник.УУД: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий. Регул. УУД: оценивают достигнутый результат.
Рефлексия учебной деятельности
(2 мин)
Заключительная беседа по вопросам; РЕФЛЕКСИЯ:
Сегодня на уроке: мы узнали
Открыли для себя,
Научились выполнять, мы смогли, похвалить своих одноклассников и себя…
А теперь оцените наш урок и нашу работу с помощью полосок бумаги. Если вам понравился урок, прикрепите ажурные полоски жёлтого цвета к форме домика к доске, каждый рядом с другой полоской.
Если не понравился, то -
не выходите к доске.
- я вам желаю добра, любви и творческих удач!
Спасибо за работу на уроке. Определяют эмоциональ
ное состояние на уроке; записывают материал к следующему уроку. Индивидуально-групповая коллективная. Оценка выполненного труда на уроке . Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых на уроке знаний, умений, навыков и какие необходимо приобрести на уроке.
Регулятивные: оценивают свою работу
Тема урока№3: «Деревня – деревянный мир. Украшение».
План урока:
Организационный этап (2 минуты)
Мотивация (2 минуты)
Приобретение знаний. Просмотр презентации( 8 минут)
Физкультминутка (1 мин)
Переход к практической работе (3 минуты)
Самостоятельная творческая работа учащихся (18минут)
Подведение итогов занятия (2 мин)
Рефлексия учебной деятельности (2 мин).
Ход урока.
Учитель и ученик приветствуют друг друга.
Учитель. Что вы сегодня приготовили к практическому заданию?
Ученики – бумагу, ножницы, клей.
Учитель: Как вы думаете, что мы сегодня должны выполнить?.
Ученик: украсить заготовки фасадов изб.
Учитель. Правильно. Но мы остановились на том, на прошлом уроке, что в большой деревне-селе стояли храмовые постройки.
И так, тема урока сегодня продолжает тему прошлого урока. Вспомните её название.
Ученик: - Тема урока «Деревня – деревянный мир»
Учитель: - А почему такое название «Деревня – деревянный мир»
Ученики отвечают на вопрос учителя.
Читаем в учебнике, рассматриваем репродукции. Стр. 27-31 (В основном обращаем внимание на репродукции). И так, в деревне были построены не только избы. В большой деревне – селе, построены деревянные часовенки, церкви, колокольни. Включаю проектор. Смотрим слайды в соответствии репродукциям учебника.
Слайд 1. «Деревянный мир древней Руси»
В учебнике на стр. 28 четвероклассники изучают: « В центре села на лучшем и видном месте стоит церковь. Сюда люди приходят со своими надеждами, несут своё горе и свои радости. Здесь собираются и в праздники. Самые древние церкви немногим отличались от изб. У них только более высокие, заострённые кровли и на тонкой шее главка, как бы повязанная косынкой.
Слайд 2. На экране - фото древнего деревянного храма – «церковь Лазаря» самого древнего из сохранившихся до наших дней памятников деревянного зодчества.
Учитель: - Ребята! Кого напоминает силуэт церкви?
Дети - Женскую фигурку. Её можно назвать (Церковь-крестьянка)
Учитель - А теперь посмотрим на церковь – царевну.
Слайды 3 .Дети рассматривают шатровую церковь. Шатровый храм – это четырёхугольный сруб – четверик, на который ставился восьмерик, восьмигранное основание шатра (можно показать макет шатровой церкви из бумаги). Внизу такое здание окружали гостеприимным крыльцом – гульбищем. Дети смотрят в учебник схему шатрового храма.
Слайд 4. Шатровые храмы были построены во многих сёлах Руси Великой: на Онеге и Ладоге в Кижах, в Архангельской области – Почозёрском погосте, во Владимирской области и др.
В учебнике на стр. 30 читают: шаг за шагом шло развитие архитектурных форм, от простого - к сложному. Это особенно видно в образе знаменитого Покровского и Преображенского храмов в Кижах. Как праздничный хор устремляются вверх купола-луковки, подчиняясь главному и торжественному ритму. Главки словно объединены могучей силой, но мягкой, доброй, женственной. Вот и кокошники появились как украшения у соборов.
Слайд 5. Ансамбль церквей в Кижах.
Слайд 6. Александр Шаганов написал стихотворение «Деревянные церкви Руси», на которое была уже в наше время положена музыка и так родилась песня.
Деревянные церкви Руси, Перекошены древние стены. Подойди и о многом спроси, - В этих срубах есть сердце и вены. Заколочено накрест окно, Молчаливо, убого убранство. Но зато, старым стенам дано Мерить душу с великим пространством. Левитан оставался один, Если кисть замирала в застое. И тогда среди просто картин, Вдруг рождалось "Над вечным покоем". На холсте небольшая деталь - С позабытой церквушкой на круче Открывается вечная даль! Верить хочется - это не случай. Старорусский народный обряд - Неподкупная гордость и сила. Век за веком теснятся подряд,
Нас Россия о многом простила. Деревянные церкви Руси, Перекошены древние стены. Подойди и о многом спроси, - В этих срубах есть сердце и вены.
А вокруг церквей хоровод изб друг друга краше.
А теперь вспомните, какие элементы украшают дом крестьянина?
Повторяем.
Слайд 7. Украшения фасада избы. Дом снаружи делился на три яруса:
Первый ярус - подклеть, подпол ( символизирует подземный мир, землю предков ),
Второй ярус - часть сруба ниже фронтона ( часть дома, где живут люди, символизирует мир людей),
Третий ярус - крыша, фронтон ( символизирует небо, небесный свод )
Слайд 8. Крыша, как небесный свод. В оформлении крыши символизируется легенда о боге Солнца, летящем по небу в золотой колеснице. На главном «князевом» бревне крыши – круто выгнуты шея и грудь коня - птицы. Конь, как и птица, древний образ Солнца. Скаты крыши напоминали крылья.
«Конь, как в греческой, египетской, римской мифологии, есть знак устремления. Но только один русский мужик догадался посадить его себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице», - писал С. Есенин.
Слайд 9. Причелины украшали скаты крыши, символизируя «небесные хляби». Древние земледельцы именно так представляли картину мира:
1 - твердь земли, - где находятся и откуда проливаются на землю огромные запасы воды.
2 - твердь неба с солнцем.
3 - «хляби небесные»,
Орнамент в причелинах:
небольшие кружки – капли воды.
волнистые линии резьбы, иногда в два-три ряда - глубинность «хлябей»,
большие круги - цветок, колесо - символ солнца
Слайд 10. Окна - глаза дома
Их украшали наличниками и ставнями. Окно - связь мира домашней жизни с внешним миром. Орнаменты - охранные знаки и заклинания.
Слайд 11. Все эти узоры и образы когда-то были охранными знаками, имели определенный смысл
Народная традиция пронесла эти знаки сквозь века.
Со временем они утратили для нас магическое значение и суть их забыта.
Древние архаичные узоры превратились в декоративные элементы.
Прочесть эти орнаменты, понять их глубинный смысл и разгадать магические заклинания в настоящее время очень сложно.
Именно поэтому они так к себе манят…
Физкультминутка.
Слайд 12.
Украшаем силуэты фасадов изб орнаментальными полосками:
из полосок, сложив как гармошку, вырезать треугольники, ромбы, дуги, как для снежинки.
Наклеить эти полоски на макет фасада.
Вырезать силуэт шатровой церкви и колокольни (работа в паре).
Группа: 3-4 человека рисуют природу гуашью большими кистями: небо и землю (деревья, траву, реку) – на ватмане.
Самостоятельная работа учащихся: одни украшают макет избы, а другие выполняют храмы – макеты фасадов
Донести до ребят, что конструкция избы, её украшения – это порядок, найденный трудом многих поколений. В этом порядке в удивительном единстве функциональных и духовных смыслов воплощены космогонические представления людей, т.е. представления о порядке и устройстве мира в целом, о добре и зле, о высоком и низком. Донести до ребёнка красоту и мудрость наших культовых традиций. В названиях элементов дома как бы - «очеловеченность» облика крестьянского дома:
лицо избы;
чело;
причелины, окно-око;
лобовая доска.
Рефлексия.
В конце урока можно прочесть стихотворение С.Есенина (выборочно)
Эта улица мне знакома,
И знаком этот низенький дом.
Проводов голубая солома
Опрокинулась над окном.
…………………………….
Я любил этот дом деревянный,
В бревнах теплилась грозная мощь,
Наша печь как-то дико и странно
Завывала в дождливую ночь.
………………………………..
Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля.
Анализ работ, Простановка оценок за работу. Уборка рабочего места.
Спасибо за урок.