Рабочая программа внеурочной деятельности Укрощаем орфограмму


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Укрощаем орфограмму» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 06.10.2009г. №373, с учетом учебного плана МБОУ Сорской СОШ №1 на 2014-2015 учебный год.
Цели обучения
Программа направлена на достижение следующих целей:
повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся;
расширение представления о русском языке, его возможностях;
воспитание любви к русскому языку;
развитие речи обучающихся, обогащение словарного запаса;
Задачи курса:
Познакомить детей с понятием «орфограмма» и помочь им глубже осознать сущность орфографических трудностей русского письма
Расширить знания учащихся по некоторым проблемным вопросам языкознания.
Формировать прочные навыки грамотного письма.
Развитие стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений.
Воспитать требовательность к себе, объективность в самооценке.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка. Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.
В основе грамотного письма лежит аналитико-синтетическая работа. Над слогом и словом, развитие фонематического слуха, умения заменять орфограммы соответствующими буквами. Чтобы научить детей грамотному письму, необходимо начинать работу  по обучению учащихся решению орфографических задач, при решении которых, у детей вырабатываю умение находить, видеть орфограмму в слове, определять её характер (тип орфограммы) и находить путь решения орфографической задачи.
В основе создания данной программы лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и  методы проведения занятий. Основными из них являются следующие:1. Принцип связи занятий, в рамках данной программы, с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, совершенствуются речевые навыки учащихся;
2. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика;
3. Принцип занимательности. Занимательность - является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а  также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность. Для учащихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т.е. приводит к практическому овладению русским языком;
4. Принцип разнообразия  форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.
Виды работы по выработке орфографической зоркости:
1.     Списывание.
Алгоритм списывания:
Внимательно прочитай предложение.
Повтори его, не заглядывая в текст.
Прочитай предложение орфографически.
Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.
Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.
Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.
Особое внимание уделять выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению  выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:
1.     Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д.2.     Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.
3.     Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.
4.     Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.
5.     Спиши слова определённой части речи.
6.     Выпиши словосочетания.
2.     Комментированное письмо.
Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.
3.     Письмо с проговаривание.
Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. Сначала образец проговаривает учитель – 1-2 слова по слогам, потом дети диктуют себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания всегда есть желание попробовать свои силы, поговорить индивидуально.
4.     Письмо с пропуском орфограмм.
Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.
5. Скоростное письмо.
Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).2. Самостоятельное чтение хором.3. Объяснение орфограмм (коллективно).4. Считают количество предложений в тексте.5. Чтение по предложениям.6. Орфографическое чтение.7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.9. Проверка написанного.
6.     Письмо по памяти.
Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность.
Алгоритм:
1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.
2.  Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.
3. Упражнение в запоминании.
4. Орфографическое чтение слов с орфограммами.
5. Запись.
 6. Проверка.
7.     Диктант
Предупредительный диктант
Объяснительный диктант
Выборочный диктант
Свободный диктант
СамодиктантЗрительно-слуховые диктанты
Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память.
Диктант с постукиванием.
 Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.
«Проверяю себя».
Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.
Словарный диктант.
8.  Орфографические минутки
Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привитие тяги к знаниям – вот основные условия успеха. Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии – использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность в начальной школе, презентации и тесты  – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с базисным учебным планом  из расчета  1 час в неделю, 34 часов в год.
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА В ДАННОМ КЛАССЕ
В целом обучающиеся успешно завершили второй год обучения русскому языку.
Основная часть обучающихся – это дети с низким уровнем познавательной активности, трудно осваивают программу по предмету на базовом уровне. Основной тип памяти в обучающихся – зрительная (визуальная) память. Исходя из этого, в учебном процессе в системе используется принцип наглядности. Использование схем и таблиц на занятиях повышает степень осмысления изучаемого материала, усиливает запоминание и интеллектуальное развитие учащихся. Уроки, проводимые с использованием ИКТ-технологий, в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект при восприятии учебного материала по русскому языку и позволяют сформировать у учащихся компетенции, заявленные в рабочей программе.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

п/пНазвание раздела Количество часов
ФОНЕТИКА 3 часа
ОРФОГРАФИЯ 16 часов
ЛЕКСИКА 4 часа
МОРФОЛОГИЯ 6 часов
СИНТАКСИС 5 часов
Итого: 34 часа
Культура речи.
Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность.
Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.
Нормы ударения и произношения.
Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных.
Нормы ударения в современном русском языке.
Лексические нормы. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы
Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.
Выразительность русской речи.
Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Средства выразительности. Тестовые задания.
Грамматические нормы.
Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений.
Правописание корней Правописание приставок Правописание суффиксов
Синтаксические нормы.
Словосочетание.
Предложение. Грамматическая основа предложения. Правильное построение предложений.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
Использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
ЛИТЕРАТУРА:
Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. М.: Астрель, 2002.
Волина В.В. Весёлая грамматика. М.: Знание, 1995.
Королёва Е.В. Предметные олимпиады в начальной школе. М.: АРКТИ, 2006.
Ракитина В.А., Рыжанкова В.Н. Повышаем грамотность детей с помощью ребусов. С-Пб.: Детство ПРЕСС, 2007.
Сергеев В.Н. Словари - наши друзья и помощники. М.: Просвещение, 1984.
 М.Р. Львов «Правописание в начальных классах», М., Пр. 1990.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/пДата Тема занятия
Деятельность обучающихсяПримечание
план факт ФОНЕТИКА (3 часа)
1 Меня зовут Фонема. Буквы, звуки, ударение.
Познакомить с понятием - фонема, которая изучает звуки речи. Повторить что такое транскрипция.
Повторить правила переноса. И через дидактический материал просмотреть правильность выполнения задания. 2 Звуки живут по закону. Слог. Перенос.
3 Его величество ударение. ОРФОГРАФИЯ(16часов)
1 Гласная после шипящих. Повторить правила правописания: безударных гласных, парные согласные. Вспомнить о роли Ь, Ъ знаков. О словах, в которых пишутся удвоенные согласные. Проверить знания детей. Повторить правила письма слов с непроизносимыми согласными. Познакомить с шарадами. 2 Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. 3 Ударные и безударные гласные. 4 Правописание безударных гласных в словарных словах. 5 Правописание безударных гласных, проверяемых ударением. 6 Парные звонкие и глухие согласные. 7 Правописание изученной орфограммы в корне слова. 8 Удвоенные согласные. 9 Мягкий знак – показатель мягкости. 11 Разделительный мягкий знак. 12 Разделительный твердый знак. 13 Непроизносимые согласные. 14 Правописание приставок. 15 Предлоги и приставки. 16 Марафон знаний ЛЕКСИКА (4 часа)
1 Синонимы « Слова - братья» Дать понятие синонимов, антонимов, фразеологизмы.
Уметь подбирать к словам синонимы, антонимы.
Подбирать особые обороты, устойчивые выражения. 2 Антонимы 3 Фразеологизмы 4 От собственных имен к нарицательным. МОРФОЛОГИЯ(6 часов)
1 Словообразование Дать понятия морфемы. Повторить этапы разбора слова по составу. Уметь находить слова по схеме. Подбирать однокоренные слова. 2 Разбор слов по составу. 3 Трудные случаи правописания корней. 4 Чередование гласных в корне. 5 Чередование согласных в корне. 6 Сложные слова СИНТАКСИС (5 часов)
1 Предложение. Дать понятие о синтаксисе. Уметь выделять существительные, прилагательные, глаголы, предлоги, частицы, союзы.
По схеме составлять предложения 2 Части речи. Предлоги и приставки. 3 Творческая работа. Ребусы 4 Дидактические игры, упражнения, головоломки. 5 Лингвистический конкурс: логогрифы, метаграммы, палиндромы, анаграммы Познакомить детей с логорифмами, метаграммами, палиндромами, анаграммами. Учить детей разгадывать их.