Библиотечный урок : Словари — наши друзья.
Словари - наши друзья Библиотечный урок для учащихся 6 – х классов Практическое занятие Презентация 6 + Выполнила работу заведующая библиотекой МБОУ СОШ № 9 Пинчук Татьяна Васильевна - 1 -Цель : Отработать навыки по поиску информации в словаряхОборудование : Книжная выставка словарей Высказывания о словарях Словари для практических заданий Компьютер Проектор Экран Презентация Power Point « Словари – наши друзья» Слайды с заданиями, Ручки Бумага Таблица для подведения итоговФорма проведения : Урок - путешествиеМетодические рекомендации : - Занятие проводится в форме игры.- Учащиеся делятся на две команды.- За каждый правильный ответ на вопрос команда получает 2 балла.- Необходимые словари размещаются на отдельном столе, учащиеся подходят и берут нужный словарь для выполнения задания и возвращают его обратно.Литература : 1. Орфографический словарь русского языка: 106 000 слов / АН СССР. Ин – т русского языка ; Под ред. С.Г.Бархударова и др. – 23 – е изд., стереот.-М,:Рус.яз.,1985. – 464 с.2. Ожегов С.И. Словарь русского языка : Ок.57000 слов / Под ред.чл. корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой .-18-е изд., стереотип.- М.: Русс. яз.,1986.-797с.3. Александрова З.С.Словарь синонимов русского языка. Около 9000 синонимических рядов/ Под ред. Л.А.Чешко .- М.: «Советская энциклопедия»,1968 . – 600 с.4. Краткий словарь иностранных слов / Под ред. И.В.Лехина и проф. Ф.Н.Петрова .-7-е стереотип. Изд. .- М.: Государственное изд. Иностранных и национальных словарей ,1952 .- - 2 - Ход урока. Есть хорошее слово « почему». С него начинается любое открытие. Быть почемучкой похвально, всякая наука начинается с этого вопроса.Вы , ребята, пока еще школьники и каждое «почему» помогает вам развиваться и познавать мир. Чем чаще вы задаете этот вопрос и находите ответ , тем образованнее становитесь.Вопрос. А какие книги в этом вам могут помочь ?Ответ. Словари. ( Слайд – 1). А насколько хорошо вы умеете обращаться со словами, покажет сегодняшняя наша встреча. Вас ждут нелегкие испытания, преодолеть которые вам помогут различные словари русского языка. Прежде чем приступить к работе со словарями, хочу напомнить вам высказывание французского писателя Анатолия Франса о словарях : «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке».Задание : 1 - ТЕСТ ( Слайд – 2, 3 ).За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.Ответ : 1 – а ,б 2 – а 3 - б 4 - бЗадание : 2 - ПАНТОМИМА . Сначала найдем значение слова « пантомима».Вопрос: Где будем искать .Ответ: В словаре иностранных слов ( Слайд – 4 ).Сейчас вы будете с помощью пантомимы и словаря синонимов подбирать синоним к глаголу ИДТИ ( Слайд – 5 )Ученик показывает движения, а команды пытаются по пантомиме и с помощью словаря синонимов определить синоним и в карточке записывают ответ.Ответ: 1. Торопиться2. Семенит - 3 -3. Шествует 4. Бредет, плетется Задание : 3 – Работа со словарями.Когда вы пишите сочинение, готовитесь к выступлению , приходится искать слово поточнее. И тут вам на помощь придет словарь синонимов.Вопрос : Что такое синонимы.Ответ : Синоним – слово или выражение, совпадающее или близкое по значению, с другим словом, выражением.Вопрос : А для чего они нужны.Ответ : Чтобы речь сделать богаче, красочнее. а ) Ребята попробуйте подобрать синонимы к словам ( Слайд – 6). Вот видите, как полезно работать со словарем, который помогает сделать нашу речь более красочной и яркой. б) А теперь мы поработаем с толковым словарем русского языка С.И.Ожегова.Найдите толкование слов ( Слайд – 7 ) в) Пишу правильно ( Слайд – 8 ).Орфография – правильно пишу.Как – то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.Куприн посмотрел меню и заказал : « Шесть порций орфографических ошибок». В меню , которое он читал ,был большой выбор ошибок, на все вкусы.Оформите правильно меню :1. ВИНИГРЕТ2.БУЛЬЕН С ФРЕКАДЕЛЬКАМИ3.РАСОЛЬНИК С КАЛБАСОЙ4.КАТЛЕТЫ5.ПИЛЬМЕНИ6.ШАМПЕНЬОНЫ 7.КАМПОТ ГРУШОВО - АЛЫЧЕВЫЙ8.КИСЕЛЬ КЛЮКВЕНЫЙ - 4 -9.КАВРИЖКА10.ТОРТ БЕСКВИТНЫЙ Вот и подошло к концу наше путешествие по удивительной стране Словарии. Сейчас мы подведем итоги нашего путешествия ( СЛАЙД – 9).Мы только приоткрыли завесу ко многим тайнам родного языка. А сколько еще скрыто ! ! ! Думаю, что теперь вы убедились: заниматься русским языком совсем нескучно. Да и с книгой дружить не вредно, вредно не читать.Надеюсь, что после нашей встречи вы найдете себе друзей среди книг, с которыми познакомились сегодня ( СЛАЙД – 10 ). ТАБЛИЦА ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ
№ /№ № Задания Название конкурса Команда - 1 Команда - 2
1 Задание - 1 ТЕСТ 2. Задание - 2 Пантомима 3. Задание - 3 Работа со словарями: а) подобрать синонимы к словам б) найдите толкование слов в) оформите правильно меню ИТОГО : КАРТОЧКИ С ОТВЕТАМИЗА КАЖДЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ КОМАНДА ПОЛУЧАЕТ 2 БАЛЛА ЗАДАНИЕ – 1. ТЕСТ
ОТВЕТЫ: Команда -1 Команда - 2
1 –а, б2 - а 3 - б 4 - б ИТОГО: ЗАДАНИЕ – 2. ПАНТОМИМА
ОТВЕТЫ :Команда - 1 Команда - 2
ТОРОПИТЬСЯ СЕМЕНИТ ШЕСТВУЕТ БРЕДЕТ, ПЛЕТЕТСЯ ИТОГО :
КАРТОЧКИ С ОТВЕТАМИЗА КАЖДЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ КОМАНДА ПОЛУЧАЕТ 2 БАЛЛАЗАДАНИЕ – 3 РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ:ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЕ 3 а
Команда - 1 Команда - 2
Хвалить - превозносить, восхвалять, превозносить. Дело – действие, поступок
Бранить - ругать Бедный - нищий ,скудный, небогатый
Умный - мудрый, смышленый Праздник - торжество, гулянье
Веселье - оживление, радость Злой - злобный, недоброжелательный
Добрый - добросердечный, душевный, теплый Безделье – тунеядство , праздность, ничегонеделание
Ученье - обучение, подготовка, преподавание Ложь – обман, клевета, враньеСвет - огонь, сияние, свечение Богатый – пышный, роскошный
ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЕ 3 б
Команда - 1 Команда - 2
Гирлянда – сплетенные в виде цепи цветы и зелень Бирюлька – маленькая точечная фигурка, применяется в игре, в которой из кучки таких фигурок достают крючком одну за другой, не шевеля остальных. Играть в бирюльки, значит заниматься пустяками.
ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЕ 3 в1. ВИНЕГРЕТ2. БУЛЬОН С ФРИКАДЕЛЬКАМИ3. РАССОЛЬНИК С КОЛБАСОЙ4. КОТЛЕТЫ5.ПЕЛЬМЕНИ6. ШАМПИНЬОНЫ 7.КОМПОТ ГРУШЕВО – АЛЫЧОВЫЙ8. КИСЕЛЬ КЛЮКВЕННЫЙ9. КОВРИЖКА 10. ТОРТ БИСКВИТНЫЙ